ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
26 февраля 2007г. Дело А72-8145/2006
г. Самара
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васиной О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Главы администрации Муниципального образования «Радищевское городское поселение» ФИО1 (постановление избирательной комиссии Радищевского района Ульяновской области от 03.06.05г. № 139/606-1),
представителей Администрации Муниципального образования «Радищевское городское поселение» ФИО2 (дов. от 16.02.07г.), ФИО3 (дов. от 16.02.07г.),
представитель Военного комиссариата Радищевского района не явился, извещен,
представитель ТУ ФАУФИ по Ульяновской области не явился, извещен,
представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Радищевского района Ульяновской области не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2007г. апелляционную жалобу Главы администрации муниципального образования Радищевское городское поселение, Ульяновская область, р.п.Радищево, на решениеАрбитражного судаУльяновской области от 19 декабря 2006г. по делу А72-8145/2006 (судья Каданцев Ю.А.), рассмотренному по заявлению Военного комиссариата Радищевского района, Ульяновская область, р.п.Радищево, к Главе администрации муниципального образования Радищевское городское поселение, Ульяновская область, р.п.Радищево, о признании недействительным решения от 01 марта 2001г. №65-Р об обязании передать здание,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Территориальное Управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Радищевского района Ульяновской области, Администрация Муниципального образования «Радищевское городское поселение»,
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат Радищевского района Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Главе Администрации Муниципального образования «Радищевское городское поселение» Радищевского района Ульяновской области (с учетом принятого судом изменения предмета требований) о признании недействительным отказа Главы администрации муниципального образования Радищевское городское поселение Ульяновской областиот 02 октября 2006г. №389 и об обязании Главы администрации муниципального образования «Радищевское городское поселение» Ульяновской области передать в федеральную собственность помещение площадью 429,2 кв. м, занимаемое Военным комиссариатом Радищевского района, находящееся по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 14.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19.12.2006г. по делу №А72-8145/2006 требования Военного комиссариата Радищевского района Ульяновской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе Глава администрации муниципального образования Радищевского городского поселения отменить решение суда первой инстанции. Глава администрации муниципального образования «Радищевское городское поселение» считает указанное решение незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Военный комиссариат Радищевского района Ульяновской области представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд оставить оспариваемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области отклонило апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, однако, представители Военного комиссариата Радищевского района, ТУ ФАУФИ по Ульяновской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Радищевского района Ульяновской области в судебное заседание не явились, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Главы администрации муниципального образования «Радищевское городское поселение» поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
В судебном заседании 19.02.06г. был объявлен перерыв до 26.02.06г., после перерыва судебное заседание было продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыва на нее и в выступлениях сторон, суд апелляционной инстанции установил, что обжалуемое судебное решение подлежит отмене ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального прав.
Как следует из материалов дела, здание «Дом пионеров», расположенное по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 14, включено в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Радищевское городское поселение» согласно решению Совета депутатов данного муниципального образования от 27.06.2006г. № 6/21. В соответствии с договором от 20.10.2004г. № 29 Комитет по управлению имуществом Радищевского района передал часть указанного помещения в безвозмездное пользование Военному комиссариату Радищевского района сроком на 10 лет.
В переходный период, до регистрации права собственности на соответствующее имущество, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать данное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 8 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
С 01.01.2006г. на территории Ульяновской области в полном объеме действует Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-Ф3).
Частью 1.1 статьи 83 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 до 01.01.2009г. установлен переходный период, в течении которого, должна быть реализована реформа местного самоуправления.
Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ.
Сроки, в течение которых должно производиться перераспределение имущества, установлены пунктом 3 части 1 (передача имущества из собственности субъекта), пунктом 3 части 7 (передача имущества из федеральной собственности), пунктом 3 части 8 (передача имущества из муниципальной собственности) статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3.
Пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 установлен срок передачи муниципального имущества в федеральную собственность - до 1 января 2008 года, и при этом указано, что в переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий.
При этом необходимо учитывать, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2006г. №8-П установлено, что при передаче имущества предполагается необходимость волеизъявления сторон на такую передачу.
Так, абзацем 3 пункта 3.2 названного Постановления установлено, что по смыслу положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. года №122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия решения о безвозмездной передаче того или иного имущества в одностороннем порядке.
Аналогичные выводы содержатся и в пункте 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30.06.2006г. №8-П, установившие обязательность волеизъявления как передающей имущество стороны, так и принимающей его. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.12.2006г. № 10-П еще раз подтвердил правовую позицию, изложенную им в Постановлении от 30.06.2006г. № 8-П по части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что полномочия органов публичной власти должны распределяться и осуществляться таким образом, чтобы при принятии соответствующих решений обеспечивались бы учет и согласование интересов органов публичной власти.
Принцип волеизъявления обеих сторон применим и при передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную, поскольку абзацем 2 пункта 1 Постановления установлено, что конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, выявленный в данном Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. То, что выводы Конституционного Суда, изложенные в Постановлении от 30.06.2006г. № 8-П, применимы ко всем уровням публичной власти, указывает и Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 27.09.2006г. (дело № 71-ГО6-30).
Арбитражный суд Ульяновской области в решении от 12.12.2006г. в обоснование своих доводов процитировал пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, в том числе и фразу, указывающую на то, что предложения о передаче муниципального имущества в федеральную собственность направляются органами местного самоуправления. Во исполнение указанного пункта было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006г. № 374, в пункте 2 которого также указано, что для принятия решения о передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную в первую очередь необходимо представить предложения муниципального образования о передачи имущества в федеральную собственность. Более того, если имущество находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления дополнительно требуется согласие муниципального предприятия или учреждения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции неправильно истолкованы и применены нормы статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г № 122-ФЗ, определяющие порядок передачи имущества в связи с разграничением полномочий между органами публичной власти, и не применены положения подпункта 3 пункта 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ, согласно которым органы местного самоуправления обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и находящегося в муниципальной собственности на день вступления в силу главы 12 указанного Федерального закона, то есть по состоянию на дату опубликования - 08.10.2003г.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что Военный комиссариат Радищевского района Ульяновской области, не относится к лицам, осуществляющим права собственника от имени Российской Федерации и, следовательно, является ненадлежащим заявителем по заявленным требованиям.
Материалами дела подтверждается, что спорное имущество было передано городскому поселению в соответствии с распределением полномочий между разными типами муниципальных образований по акту приема-передачи от 22.12.2005г. в связи с образованием на территории Радищевского района вновь образованных муниципальных образований - поселений. Экономической основой местного самоуправления является собственность, которая в соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации признается и защищается равным образом с государственной, частной и иными формами собственности. Без собственности не может существовать ни один уровень публичной власти. Спорное имущество получено муниципальным образованием «Радищевское городское поселение» в процессе разграничения полномочий между типами муниципальных образований для осуществления вопросов местного значения, установленных статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3. Дальнейшее его перераспределение, в том числе и путем передачи в иной уровень власти в связи с разграничением полномочий по уровням публичной власти будет являться умалением прав муниципального образования и нарушением прав равенства всех перед законом, так как конституционное право человека и гражданина, закрепленное в статье 19 Конституции Российской Федерации применимо по своей конституционной природе и к органам местного самоуправления, как представителям интересов населения.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование «Радищевское городское поселение» начало осуществлять свои полномочия только с 01.01.2006г. Суд первой инстанции не учел, что подпункт 3 пункта 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ указывает на обеспечение безвозмездной передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности на день вступления в силу главы 12 указанного закона, т.е. по состоянию на 08.10.2003г. Следовательно, к вновь образованным муниципальным образованиям данная статья неприменима. При анализе указанной правовой нормы в совокупности с другими нормами Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ можно сделать вывод о том, что подпункт 3 пункт 8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ регулирует обязательства органов местного самоуправления именно муниципальных образований существующих по состоянию на 08.10.2003г. к коим Радищевское городское поселение не относится.
Кроме того, суд первой инстанции не учел, что согласно документов, имеющихся в материалах дела (актов приема-передачи имущества от 22.12.2005г., перечня предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность, утвержденного Малым Советом Радищевского районного совета депутатов от 10.07.1992г. № 39), спорное имущество находится в здании «Дом пионеров», которое необходимо муниципальному образованию «Радищевское городское поселение» для осуществления своих полномочий по созданию условий по организации досуга и обеспечению жителей поселения услугами организации культуры (подпункт 12 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131); по развитию на территории поселения физической культуры и массового спорта, организации проведения спортивных мероприятий (подпункт 14 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ); по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (подпункт 30 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ).
Суд первой инстанции не учел целевое назначение указанного объекта, а также не дал оценку тому обстоятельству, что, как следует из материалов дела, в настоящее время в данном здании силами поселения эксплуатируется спортивный зал.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с частью 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку выводы, содержащиеся в этом решении не основаны на законе.
руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
РешениеАрбитражного судаУльяновской области от 19 декабря 2006г. по делу А72-8145/2006 отменить.
Отказать Военному комиссариату Радищевского района Ульяновской области в удовлетворении заявления о признании недействительным отказа Главы администрации муниципального образования Радищевское городское поселение Ульяновской областиот 02 октября 2006г. №389 и об обязании Главы администрации муниципального образования Радищевское городское поселение Ульяновской области передать в федеральную собственность помещение площадью 429,2 кв. м, занимаемое Военным комиссариатом Радищевского района, находящееся по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 14.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий В.С. Семушкин
Судьи А.А. Юдкин
Е.Г. Филиппова