ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-5444/19 от 03.06.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aac.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

05 июня 2019 года                                                                                  Дело №А55-37981/2018

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2019 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,

с участием в судебном заседании:

представителя общества с ограниченной ответственностью «Горилка-Город 2» – до и после перерыва – ФИО1 (доверенность от 02.11.2018),

представитель Административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самары – до и после перерыва – не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 мая – 03 июня 2019 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Горилка-Город 2»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2019 года по делу №А55-37981/2018 (судья Матюхина Т.М.),       

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Горилка-Город 2», Самарская область,

к Административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самары, г. Самара,

об отмене постановления,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Горилка-Город 2» (далее - общество, ООО «Горилка-Город 2»)  обратилось в Арбитражный суд Самарской области  с заявлением об отмене постановления № 867 от 05.12.2018, вынесенное  Административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самары (далее - административная комиссия) (л.д.3-7).

Определением суда от 25.12.2019 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства

Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2019 по делу №А55-37981/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.52-55).  

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.61-64).

Административная комиссия апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства с вызовом сторон в судебное заседание.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя административной комиссии, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 29.05.2019 до 09 час. 05 мин. 03.06.2019, после перерыва рассмотрение дела продолжено.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, письменном возражении на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 22.08.2018 Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в отношении ООО «Горилка-Город 2» составлен протокол №000438 об административном правонарушении, так как в деятельности юридического лица усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.5 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».  

05.09.2018 Административной комиссией Красноглинского внутригородского района городского округа Самара вынесено постановление № 725 о привлечении ООО «Горилка-Город 2» к административной ответственности по части 1 статьи 6.5 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД, выразившееся в неисполнении правового акта, принятого органом местного самоуправления, а именно нарушило установленные Законом Самарской области дополнительные ограничения продажи алкогольной продукции пп. 1 п. 1 Постановления Правительства Самарской области от 01.06.2018 № 307 «О дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции на территории г.о. Самара в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA-2018» и накануне реализовывало продукцию в стеклянной потребительской таре, наложен административный штраф в размере 70 000 руб.

Данное постановление обжаловано в судебном порядке в Красноглинском районном суде г.Самары

Решением Красноглинского районного суда г.Самары от 07.11.2018 постановление №725 Административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самара от 05.09.2018 о привлечении ООО «Горилка-Город 2» к административной ответственности за нарушение части 1 статьи 6.5 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» отменено, материалы по делу об административном правонарушении направлены на новое рассмотрение в Административную комиссию Красноглинского внутригородского района городского округа Самара (л.д.37-38). 

05.12.2018 Административной комиссией Красноглинского внутригородского района городского округа Самара вынесено постановление № 867 о привлечении ООО   «Горилка-Город 2» к административной ответственности по части 1 статьи 6.5 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД, выразившееся в неисполнении правового акта, принятого органом местного самоуправления, а именно нарушило установленные Законом Самарской области дополнительные ограничения продажи алкогольной продукции пп. 1 п. 1 Постановления Правительства Самарской области от 01.06.2018 № 307 «О дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции на территории г.о. Самара в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA-2018» и накануне реализовывало продукцию в стеклянной потребительской таре, наложен административный штраф в размере 70 000 руб. (л.д.8-11).

Общество не согласилось с постановлением административной комиссии и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.

В соответствие с пунктом 1 Постановлением Правительства Самарской области от 01.06.2018 № 307 «О дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции на территории г.о. Самара в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA-2018», установлены дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, в период проведения мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года на территории городского округа Самара, то есть установлен полный запрет на розничную продажу и потребление алкогольной продукции, содержащейся в стеклянной потребительской таре, в том числе при оказании услуг общественного питания, на территории городского округа Самара в дни проведения матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и накануне (16, 17, 20, 21, 24, 25, 27, 28 июня 2018 года, 1, 2, 6, 7 июля 2018 года).

Исходя из выписки журнала учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам с 16.06.2018 ООО «ФИО2» по адресу Самарская область, г. Самара, <...>, директор ФИО3, реализовало алкогольную продукцию, содержащуюся в стеклянной в таре, а именно водка особая «Ледник» емкость стекло 0,25 л. крепостью 40%, водка «Пять озер» емкость стекло 0.5 л. крепость 40%.

Таким образом, имело место нарушение дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Самарской области.

В соответствие со статьей 1.1 Закона Самарской области № 115-ГД административная ответственность за административные правонарушения на территории Самарской области наступает в соответствие с федеральным законодательством и настоящим Законом.

Настоящий Закон определяет виды административных правонарушений на территории Самарской области, не предусмотренные федеральным законодательством, устанавливает административную ответственность за их совершение, определяет органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, а также регулирует иные вопросы, отнесенные федеральным законодательством к компетенции субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Закон Самарской области № 115-ГД является нормативно-правовым актом и неотъемлемой частью законодательства Российской Федерации.

Согласно статьи 4.1 «Кодекса об административных правонарушениях» Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

22.08.2018 Министерством Экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в отношении ООО «Горилка-Город 2» был составлен протокол об административном правонарушении № 000438, так как в деятельности юридического лица усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.5 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД.

В соответствие со статьей 4.5. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть вынесено по истечению одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, административной комиссией были соблюдены сроки привлечения юридического лица к административной ответственности.

В результате анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, других информационных систем установлено, что ООО «Горилка-Город 2» осуществляло розничную продажу алкогольной продукции, содержащейся в стеклянной потребительской таре.

В соответствие с порядком заполнения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19.06.2017 № 164, в графе фиксируется дата розничной продажи каждой единицы (потребительской тары, упаковки) алкогольной и спиртосодержащей продукции. При заполнении журнала в электронном виде с использованием программных средств ЕГАИС вся необходимая информация о проданной алкогольной продукции отражается в журнале автоматически в момент продажи. Таким образом, сведения, содержащиеся в журнале учета объема розничной продажи алкогольной продукции ООО «Горилка-Город 2» подтверждают факт реализации алкогольной продукции в установленные дни полного запрета продажи алкогольной продукции в стеклянной потребительской таре.

Также, доказательством продажи алкогольной продукции в стеклянной потребительской таре является общедоступная информация из федерального реестра алкогольной продукции, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, содержащая сведения о потребительской таре в которую разлита алкогольная продукция заводом производителем.

По заявлению Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, ООО «Горилка-Город 2» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.5 Закона Самарской области № 115 - ГД Административной комиссией Красноглинского внутригородского района г.о. Самара.

21.11.2018 Административная комиссия Красноглинского внутригородского района г.о. Самара, определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении назначила рассмотрение дела об административном правонарушении на 05.12.2018 г. 14-00 часов по адресу: <...>, каб. 22 с участием ООО «Горилка-Город 2».

Таким образом, ООО «Горилка-Город 2» уведомлены надлежащим способом, о чем свидетельствует копия чека об отправке письма с уведомлением от 21.11.2018 17-44.

Согласно Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Факт совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, выпиской из журнала учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции, постановлением по делу об административном правонарушении № 867 от 05.12.2018.

Таким образом, постановление Административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самары № 867 от 05.12.2018 о привлечении ООО «Горилка-Город 2» к административной ответственности является законным и обоснованным, вынесено уполномоченным лицом в соответствии с нормами действующего законодательства.

Аналогичная судебная практика изложена в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 по делу №А55-27324/2018.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права, не учел следующие обстоятельства.

Как видно из материалов дела, решением Красноглинского районного суда г.Самары от 07.11.2018 постановление №725 Административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самара от 05.09.2018 о привлечении ООО   «Горилка-Город   2»    к   административной ответственности за нарушение части 1 статьи 6.5 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» отменено, материалы по делу об административном правонарушении направлены на новое рассмотрение в Административную комиссию Красноглинского внутригородского района городского округа Самара.

Из мотивировочной части решения суда следует, что уполномоченный орган при вынесении постановления не мотивировал, ограничившись лишь указанием в постановлении диспозиции вмененного обществу административного правонарушения, не указаны конкретные даты и время реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в стеклянной потребительской таре, индивидуализирующие признаки такой продукции, отношение директора ФИО3 к вменяемому правонарушению, основание привлечения юридического лица, также в протоколе отсутствуют доказательства, основания не согласия уполномоченного органа с представленными директором «Горилка-Город 2» ФИО4 возражений на протокол, в связи с чем недостаточно исследованы все представленные по делу доказательства, при вынесении постановления имеются нарушения, влияющие на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, что влечет нарушение процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, суд установил процессуальные нарушения при составлении протокола.

Определением Административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самара от 21.11.2018 назначено новое рассмотрение дела об административном правонарушении на 05.12.2018, в связи с наличием решения по жалобе на постановление от 05.09.2018 №725 (л.д.32).

 Согласно протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении от 05.12.2018 №47, Административная комиссию Красноглинского внутригородского района городского округа Самара рассмотрела решение Красноглинского районного суда г.Самары от 07.11.2018 (л.д.35).

В постановлении Административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самара от 05.12.2018 №867 изложено, что  рассмотрев решение Красноглинского районного суда г.Самары от 07.11.2018, общество привлечено к   административной ответственности за нарушение части 1 статьи 6.5 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД и наложен штраф в размере 70 000 руб. (л.д.33-34).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и законных интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

О совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1 статьи 28.2 КоАП РФ).

Согласно частям 3, 4 и 5 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные указанным Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в протоколе делается соответствующая запись.

На основании пункта 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В данном случае, при повторном рассмотрении, административной комиссией рассматривался не протокол об административном правонарушении, в котором должны быть отражены выявленные нарушения, а рассматривалось решение Красноглинского районного суда г.Самары от 07.11.2018.

Суд апелляционной инстанции считает, что в связи с допущенными процессуальными нарушениями, заявленные требования общества подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2019 года по делу №А55-37981/2018 подлежит отмене. Принять новый судебный акт. Заявление общества с ограниченной ответственностью «Горилка-Город 2» удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самара №867 от 05 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, в части признания общества с ограниченной ответственностью «Горилка-Город 2» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.5 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года № 115-ГД «Об административных    правонарушениях на территории Самарской области», и назначения административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 руб.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

По правилам, установленным в абзаце 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 февраля 2019 года по делу №А55-37981/2018 – отменить. Принять новый судебный акт.

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Горилка-Город 2» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Красноглинского внутригородского района городского округа Самара №867 от 05 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, в части признания общества с ограниченной ответственностью «Горилка-Город 2» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.5 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года № 115-ГД «Об административных    правонарушениях на территории Самарской области», и назначения административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 (Семидесяти тысяч) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                В.Е. Кувшинов