ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-559/2024 от 04.03.2024 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

04  марта  2024 года                                                               дело № А55-22260/2023

 г. Самара                                                                                               11АП-559/2024

Резолютивная часть постановления объявлена  27  февраля 2024 года

Постановление в полном объеме изготовлено   04  марта   2024 года 

 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Деминой Е.Г., судей Кузнецова С.А., Морозова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,

с участием:

от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

от общества с ограниченной ответственностью "НПП "Экотон" - ФИО1 (доверенность от 27.08.2023, диплом),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 3 апелляционную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2023 года по делу № А55-22260/2023 (судья Черномырдина Е.В.),

по иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)  к обществу с ограниченной ответственностью "НПП "Экотон" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании

УСТАНОВИЛ:

Минпромторг России (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области  с иском  к обществу с ограниченной ответственностью "НПП "Экотон" (далее – ответчик) о взыскании штрафа  за не достижение показателей результативности использования субсидии, предоставленной по соглашению от 25.12.2017 №020-11-928, в размере 53 625 000 руб.

Решением от 12.12.2023 заявленное требование  оставлено без удовлетворения.

Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе,  ссылаясь  на несоответствие выводов суда фактическим  обстоятельствам  дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые  требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в результате  проведенной  проверки установлено, что полученные результаты, отражаемые в отчете, не удовлетворяют условиям соглашения и требованиям Правил. Ответчик, добровольно обращаясь с просьбой о заключении соглашения, согласился с нормами об ответственности, которые должны быть предусмотрены в соглашении, в том числе с формулой расчета штрафа за недостижение показателей результативности использования субсидии.

В соответствии с пунктом 5.2.1 соглашения, если по итогам реализации проекта хотя бы один из показателей результативности использования субсидии составляет менее 100%, к получателю субсидии применяются штрафные санкции, размер которых определяется согласно приложению № 8 к соглашению.

Из представленных  ответчиком отчетных документов следует, что им не достигнуты показатели результативности использования субсидии.  Доводы  истца подробно изложены в  апелляционной жалобе.  

Представитель ответчика отклонил  доводы  жалобы   по основаниям,  изложенным в отзыве.

Представитель  истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. С учетом мнения представителя истца и в соответствии  со статьями 123, 156, 266 Арбитражного  процессуального кодекса Российской  Федерации  (далее  - АПК РФ)  дело рассмотрено в отсутствие представителя  истца.

Проверив  материалы дела, ознакомившись с отзывом  истца,  выслушав представителя ответчика,  оценив доводы  апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами,  суд апелляционной инстанции  установил.

25.12.2017 между  истцом и ответчиком заключено  соглашение о предоставлении субсидии №020-11-928, согласно которому Минпромторг России предоставляет ООО НПП "Экотон" в порядке и на условиях Соглашения и Правил субсидию из федерального бюджета на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - работ), в рамках реализации получателем комплексного инвестиционного проекта "Разработка технологии и оборудования для гидромониторной очистки внутренней поверхности насосно-компрессионных труб (НКТ)"  (далее - Проект).

Согласно пункту 1.1 Соглашения субсидия предоставляется в целях стимулирования инновационной деятельности организации, основанной при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, непосредственно связанных с последующим созданием продукции в рамках реализации получателем комплексного инвестиционного проекта "Разработка технологии и оборудования для гидромониторной очистки внутренней поверхности насосно-компрессорных труб (НКТ)", на компенсацию части затрат получателя, указанных в пункте 3.1.2.3 Соглашения, осуществленных не ранее календарного года получения субсидии, в том числе до заключения договора о предоставлении субсидии, и связанных с проведением научно-исследовательских работ по проекту.

В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения истец предоставил ответчику субсидию в размере 75 000 000 руб., что подтверждено  платежными поручениями от 29.12.2017 №23249, от 11.05.2018 №516770, от 20.06.2018 №98238, от 29.06.2018 №228368.

Согласно пункту 4.1.5 Соглашения истец обязуется устанавливать показатели результативности в приложении №1 к Соглашению.

В соответствии с пунктом 4.3.9 Соглашения ответчик обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами и Министерством в соответствии с пунктом  4.1.5 Соглашения.

В соответствии с планом-графиком реализации инвестиционного проекта (приложение № 1 к соглашению), в редакции дополнительного соглашения и 01.06.2018 №020-11-928/1, ответчик должен обеспечить достижение целевых индикаторов и показателей эффективности реализации инвестиционного проекта:

За период январь 2020 - июнь 2020: количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест - 25; выпуск готовой продукции (работ) на общую сумму 148 000 000 руб.; бюджетная эффективность - 0,3.

За период июль 2020 г. - декабрь 2020: выпуск готовой продукции (работ) на общую сумму 300 000 000 руб.; бюджетная эффективность - 0,61.

Письмом от 23.08.2022 №81606/21 истец направил в адрес ответчика  субсидии запрос о предоставлении информации в отношении исполнения требований, предусмотренных соглашением.

Ответчик представил запрашиваемые документы, по которым был утвержден отчет об итогах реализации инвестиционного проекта и достижения показателей результативности использования субсидии (далее - Отчет) (исх. от 10.09.2022 № 21, от 27.10.2022 № б/н).

 В результате проведенной проверки истец  пришел к выводу о том, что полученные результаты, отраженные в отчете, не удовлетворяют условиям соглашения и требованиям Правил.

В обоснование заявленных требований истец указал, что по результатам проверки представленных отчетных документов Министерством было выявлено, что фактический объем реализации продукции составил - 0 руб., плановый объем реализации продукции составил - 448 000 000 руб., фактический объем вновь созданных высокопроизводительных мест - 0, плановое значение - 25, коэффициент бюджетной эффективности достигнутое значение - 0, плановое - 0,9.

В соответствии с пунктом 5.2.1 соглашения, если по итогам реализации инвестиционного проекта, хотя бы один из показателей результативности использования субсидии составляет менее 100%, к получателю субсидии применяются штрафные санкции, размер которых определяется  в соответствии с приложением №8 к соглашению по формуле:

А - размер штрафа;

di - достигнутое значение i-ro показателя результативности использования субсидии, указанного в договоре о предоставлении субсидии, на дату окончания срока реализации комплексного инвестиционного проекта;

Di - плановое значение i-ro показателя результативности использования субсидии, указанного в договоре о предоставлении субсидии;

Xi - удельный вес рейтинга согласно приложению № 1 к Правилам, по соответствующему i-му показателю;

V - объем субсидии, использованной организацией в рамках реализации комплексного инвестиционного проекта на момент окончания срока реализации такого проекта (тыс. рублей).

В случае если достигнутое значение i-ro показателя результативности использования субсидии больше планового значения i-ro показателя результативности использования субсидии, для целей расчета штрафных санкций достигнутое значение i-ro показателя принимается равным плановому значению i-ro показателя.

Таким образом, размер штрафа  составляет   53 625 000 руб.

02.11.2022 №112380/21 истец направил в адрес ответчика требование о перечислении штрафных санкций в размере 53 625 000 руб.

14.12.2022  ответчик направил в Министерство актуализированный отчет с приложением подтверждающих документов, однако указанные документы были приложены не в полном объеме, большая часть из которых не была заверена надлежащим образом, а также без документов, подтверждающих количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест, объем реализации произведенной продукции и расчет бюджетной эффективности от реализации инновационной продукции.

В связи с этим ответчику 19.12.2022 №131729/21 направлен запрос о предоставлении копии документов, подтверждающих количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест;  документов, подтверждающих  выпуск готовой продукции (работ) на общую сумму не менее 448 000 000 руб., отчет с корректно указанной информацией о руководстве Департамента машиностроения для топливно-энергетического комплекса Министерства.

Срок исполнения запроса установлен не позднее 21.12.2022, однако ответчик указанные документы не представил, что явилось основанием  для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик  указал, что  в рамках исполнения обязательств  он предоставил  истцу отчеты за все этапы, каких-либо замечаний Минпромторгом не направлено,  в связи с чем  ответчик считает, что    отчекты приняты истцом  без замечаний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1312 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов (далее - Правила).

В соответствии с подпунктами "д", "ж", "з", "л" пункта 22 Правил в договоре о предоставлении субсидии предусматриваются в том числе: порядок возврата сумм субсидии, использованных организацией, в случае установления по итогам проверок, проведенных Минпромторгом России и уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей и условий предоставления субсидии; порядок применения и расчет размера штрафных санкций при установлении по итогам реализации инвестиционного проекта фактов отклонения итоговых значений показателей результативности использования субсидии от значений, установленных договором о предоставлении субсидии и относящихся к существенным условиям его выполнения; план-график реализации инвестиционного проекта, включающий в себя ключевые события реализации инвестиционного проекта, динамику показателей результативности использования субсидии по этапам реализации инвестиционного проекта.

Пунктами 4.3.10.2, 4.1.7.1.1 соглашения установлена обязанность получателя предоставлять в Минпромторг России отчет о достижении значений показателей результативности не позднее 20 дня, следующего за отчетным - данная обязанность исполнена ООО НПП "Экотон"в полном объеме, отчеты  направлены  согласно графику.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного  кодекса Российской Федерации  субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации  в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении устанавливается нормативными правовыми актами, отвечающими общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 78 БК РФ).

При предоставлении субсидии обязательным условием их предоставления, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5 статьи 78 БК РФ).

Нормами БК РФ не предусмотрен порядок заключения соглашения о предоставлении субсидий,  в связи  с чем, суд  первой инстанции правильно указал, что  в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения; каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, ГК РФ не содержит.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 "О свободе договора и ее пределах", а также пунктом 2 статьи 1 и статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
            В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров, как договор о предоставлении субсидии, не поименован. При этом возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).

Согласно статье 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Таким образом, соглашение о предоставлении субсидий, заключенное в установленном порядке, определяет права и обязательства сторон, цели, порядок и условия непосредственного предоставления субсидии, являющиеся обязательными для сторон соглашения, и ответственность за их нарушение.

В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Оценив  по правилам статьи  71 АПК РФ  представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции  пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения  заявленного требования, при этом суд исходил из следующего.

Из буквального толкования условий соглашения, организация обязуется в том числе: обеспечить достижение значений показателей результативности и иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидии или Министерством в соответствии с пунктом 4.1.5 соглашения.

При этом в качестве санкции за неисполнение обязательства по достижению показателей результативности использования субсидий менее 100% установлен денежный штраф в размере, определяемом приложением №8 к соглашению.

Однако соглашением не установлены санкции за просрочку исполнения организацией вышеназванных обязательств.

Предметом соглашения является разработка технологии, создание опытного образца, получение патента. Ответчиком согласно отчету от 2019 года разработана технология, создан образец, получен патент (№ 184285 от 22 октября 2018), создано 25 рабочих мест согласно копиям расчетных ведомостей.

Установленные к реализации ключевые события (мероприятия) достигнуты,  с 1 -го по 6-й  ответчик  выполнил  обязательства, что   не оспаривалось истцом в течение двух лет с момента окончания сроков проекта.

Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждено, что ответчик выполнил условия, предусмотренные соглашением, и обеспечил достижение показателей, которые были заявлены им при предоставлении государственной поддержки.

Кроме того, приложение №2 к Правилам в редакции, принятой Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2018  № 91 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2016 № 109" и действовавшей в период с 10.02.2018  по 04.09.2020, когда было заключено дополнительное соглашение к договору, содержало форму расчёта штрафных санкций, применяемых к российским организациям, получившим субсидию только на "финансовое обеспечение".

Таким образом, у истца отсутствуют какие-либо основания для взыскания с ответчика  штрафа.

Истцом в материалы дела не представлены достаточные доказательства, достоверно подтверждающие неисполнение, равно как и ненадлежащее исполнение ответчиком принятых на себя обязательств по соглашению.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, срок реализации проекта был разделен на 6 этапов. Иное толкование исчисления срока реализации проекта не основано на условиях заключенного договора. Согласно соглашению ответчиком исполнено обязательство по предоставлению отчетных документов. В связи с этим, Соглашение от 25.12.2017 года не было расторгнуто Министерством в одностороннем порядке и не наступили последствия одностороннего расторжения, предусмотренные пунктом Соглашения.

Согласно пункту 4.1.2 договора, Министерство рассматривает в течение 20 дней с даты поступления и при отсутствии замечаний утверждает отчет о целевом использовании субсидии, представленный организацией в соответствии с настоящим договором. 
            Согласно пункту 4.1.8  Соглашения в случае принятия мотивированного решения об отказе в принятии отчета о целевом использовании субсидии Министерство уведомляет организацию о выявленных недостатках и направляет отчет на доработку с указанием в уведомлении объёмов и сроков устранения выявленных недостатков.

Из пояснений представителя ответчика и материалов дела следует, что  ему  не поступало мотивированного решения об отказе в принятии отчетных документов, тем самым Министерством пропущен 20-дневный срок на представление замечаний и акта о выявленных недостатках к отчетной документации, предусмотренных пунктами Соглашения.

Направленные ответчиком в Минпромторг России документы за отчетные периоды с начала реализации комплексного проекта с 25.12.2017 до 30.07.2020 по исполнению ключевых событий с 1 по 6 (далее - этапы № 1-6) в соответствии с пунктом 4.1 Соглашения о предоставлении субсидии были проверены Министерством на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных Правилами и положениями договора, и приняты истцом.

Таким образом, полученные суммы субсидии выплачены ответчику в счет возмещения понесенных  ответчиком  и проверенных истцом затрат, представление надлежащих отчетных документов истцом не оспаривается. При этом 6 этап реализации не предусматривал предоставление субсидии в виде возмещения затрат или финансового обеспечения реализации проекта за счет средств бюджета, что отражено в приложении №1 к Соглашению о предоставлении субсидии.

С учетом изложенного,  суд правильно указал, что  требование Минпромторга о невыполнении на 99% от планового значения, как указано в уведомлении Минпромторга России в заявленных требованиях, не согласуется с положениями о штрафных санкциях в Соглашении о субсидии от 25.12.2017, а также с тем, что фактов нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и (или) органом государственного финансового контроля в ходе обязательной проверки установлено не было, как это требует подпункт е) пункта 16 и пункт  25 Правил №1312, а также пунктов Соглашения о предоставлении субсидии.

Представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля в адрес  ответчика  не направлялись. Доказательств обратного суду не представлено.

Судом установлено, что Минпромторг России не оспаривает целевое использование Обществом полученных бюджетных средств. Как указано выше полученные суммы субсидии выплачены ответчику в счет возмещения понесенных ответчиком и проверенных истцом затрат на основании подписанных отчетных документов об исполнении комплексного проекта.

При этом, согласно договору Минпромторг России не предоставляет субсидии на этапах реализации проекта при несоблюдении условий договора, не достижении целевых показателей, предусмотренных графиком, выявления недостоверности сведений документов ответчика. Таким образом, предоставляя ответчику суммы субсидий, истец подтверждает надлежащее соблюдение ответчиком обязательств по договору и условий получения субсидии.

Суд также  учел, что  при рассмотрении документов, подтверждающих выполнение условий, предусмотренных Соглашением, Минпромторг России не направило возражений о несоответствии расходов целям и условиям предоставления субсидии по Соглашению.

В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 года  № 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" предусмотрено, что если одностороннее изменение условий обязательства совершено тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдено требование к их совершению, то, по общему правилу, такое одностороннее изменение условий договора не влечет юридических последствий, на которые они были направлены.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции  пришел к обоснованному выводу о том, что  ответчик выполнил условия, предусмотренные пунктами соглашения и обеспечил достижение показателей, которые были заявлены им при предоставлении государственной поддержки, доказательств обратного в материалах дела не представлено.

На основании  изложенного, требование истца о взыскании штрафа  в  размере
53 625 руб.  судом первой инстанции правомерно  признано  необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

 Отказывая в иске, суд  первой инстанции  также  учел, что в соответствии с Правилами №1312 размер штрафных санкций пропорционален степени не достижения результата предоставления субсидии во исполнение предмета договора.

Вместе с тем, истцом неправомерно произведен расчет штрафных санкций исходя из суммы предоставленной субсидии.

В соответствии с  пунктом 1 статьи 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Учитывая вышеизложенные  обстоятельства, суд первой инстанции  пришел к обоснованному выводу  об отсутствии вины ответчика в не достижении показателей, следовательно, и об отсутствии оснований для применения к нему меры гражданско-правовой ответственности в виде штрафа.

Достаточных и допустимых доказательств, опровергающих установленные и фактические обстоятельства дела, а также доводы ответчика истцом не представлены.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства   дела судом первой инстанции   установлены правильно, представленные   сторонами доказательства  исследованы и оценены по правилам статьи  71 АПК РФ. Выводы суда соответствуют  установленным по делу  фактическим обстоятельствам  и имеющимся в деле доказательствам,  нормы материального и процессуального  права применены правильно.

От уплаты государственной пошлины истец  освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2023 года по делу № А55-22260/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                           Е.Г. Демина

Судьи                                                                                                           С.А. Кузнецов

                                                                                                                       В.А. Морозов