ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-5736/2015 от 27.05.2015 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

02 июня 2015 года                                                                              Дело № А55-23163/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено  02 июня 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,

с участием:

от открытого акционерного общества «Самаралестоппром» – ФИО1, доверенность от 09.01.2014г. № 2;

от Министерства имущественных отношений Самарской области  - ФИО2, доверенность от 30.12.2014г. № 425;

от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара – ФИО3, доверенность от 12.11.2014г. № Д05-01/3273;

от главы городского округа Самара – председателя Думы городского округа Самара - извещен, не явился;

от Правительства Самарской области – ФИО2, доверенность от 31.12.2014г. № 1-49/697;

от Администрации городского округа Самара - извещен, не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Министерства имущественных отношений Самарской области и Правительства Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 марта 2015 года по делу № А55-23163/2014 (судья Медведев А.А.),

по  заявлению открытого акционерного общества «Самаралестоппром», г. Самара,

к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

третьи лица:

Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,

глава городского округа Самара – Председатель Думы городского округа Самара, г. Самара,

Правительство Самарской области, г. Самара,

Администрация городского округа Самара, г. Самара,

о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Самаралесстоппром» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Куйбышевский район, ул.Мельничная, д.1, площадью 2352 кв.м., занимаемого административным зданием, нежилым зданием (гаражом), и территорией необходимой для их обслуживания.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 г. заявленные требования удовлетворены.    

Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений и Правительство Самарской области подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, жалобы - удовлетворить.

В апелляционных жалобах указывают, что поскольку были выявлены препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка (установленный Федеральным законом запрет на приватизацию), у Министерства отсутствовали правовые основания для предоставления указанного земельного участка, в связи с чем Министерство, руководствуясь пунктом 2.4 Порядка № 74, приняло законное и обоснованное решение от 17.07.2014 № 12-1/1368/14 об отказе в предоставлении земельного участка.

Податели жалоб ссылаются на то, что вывод суда о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие красных линий на испрашиваемом земельном участке, не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании представители Министерства имущественных отношений и Правительства Самарской области доводы апелляционных жалоб поддержали.

Представитель ОАО «Самаралесстоппром» считает решение суда законным и обоснованным. 

В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям. 

ОАО «Самаралестоппром» на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:

- административное здание, назначение: нежилое здание, 2 - этажный, общая площадь 280 кв. м, инв.№ 1-46072, лит. А,А1,а1, А2,а2,АЗ, адрес объекта: Самарская область, г.Самара, Куйбышевский р-н, ул.Мельничная, д.1. Кадастровый (или условный) номер: 63:01:0000000:0:24101;

- нежилое здание, назначение: нежилое здание. 1 - этажный, общая площадь 130,3 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский р-н, ул. Мельничная, д. 1. Кадастровый (или условный) номер: 63:01:0402002:792, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 63-АЕ № 378702 от 08.04.2011г. и серия 63-АЛ № 118204 от 22.10.2013г., выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 11 февраля 2013 года.

17.06.2014 года ОАО «Самаралестоппром» обратилось в Министерство имущественных отношений с заявлением и приложенным к нему документами о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Мельничная, д.1, площадью 2352 кв.м., занимаемого административным зданием, нежилым зданием (гаражом), и территорией, необходимой для их обслуживания.

Письмом от 17.07.2014 года № 12-1/1368/14 заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении вышеуказанного участка в собственность в связи с нахождением земельного участка в границах территории общего пользования.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Самаралестоппром» в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции исходил из того, что на основании свидетельства № 201124 от 25.07.1994 года ГП «Самаралестоппром» владело и пользовалось земельным участком площадью 1,045 га на праве постоянного бессрочного пользования; согласно постановлению Главы города Самары № 882 от 07.07.1995 года, учитывая заявление генерального директора АООТ «Самаралестоппром» об изменении площади земельного участка, АООТ «Самаралестоппром» был предоставлен в аренду сроком на 5 лет с правом выкупа в собственность фактически занимаемый земельный участок, площадью 2351,9 кв.м., с административным зданием и мастерскими по ул. Мельничной, 1. Другая часть земельного участка площадью 8098, 1 кв.м. была передана АООТ «Самаралестоппром» в муниципальную собственность, согласно прилагаемой к постановлению схеме; никаких красных линий при этом выявлено не было.

Также суд ссылается на то, что 16.08.1995 года между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары и АООТ «Самаралестоппром» был заключен договор аренды № 16134 на право аренды земельного участка с правом выкупа в собственность площадью 2351,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, улица Мельничная, дом 1; в настоящее время вышеуказанный договор аренды является действующим, ОАО «Самаралестоппром» своевременно вносит арендные платежи по реквизитам, указанным Министерством имущественных отношений Самарской области.

Судом установлено, что с 1952 года земельный участок огорожен забором и неограниченный круг лиц не имеет к нему свободного доступа, согласно же предоставленной суду выкопировке из информационной системы испрашиваемый земельный участок (огороженный забором) визуально располагается на проезжей части улицы Гаванской.

С учетом этого, суд указал в решении, что в действительности такая ситуация существовать не может.

 Судом сделан вывод о том, что довод Министерства и Департамента о расположении части испрашиваемого заявителем земельного участка на территории общего пользования, явившийся основанием для отказа в предоставлении участка, в нарушение ст.65 АПК РФ не доказан.

Однако судом не учтено следующее.

Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

-изъятия земельных участков из оборота;

-установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

-резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 №187-0, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ не могут быть предоставлены в частную собственность земельные участки: которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота; земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации  (пункт 12 статьи 85).

Кроме того, в пункте 2 определения Конституционного Суда Российской  Федерации от 12.05.2005 №187-0 указано, что, рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов  местного   самоуправления   о  невозможности   продажи спорного земельного  участка  в  связи  с  его  резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.

Как следует из статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Градостроительный кодекс), сведения о красных линиях, обозначающих в силу пункта 11 статьи 1 указанного Кодекса границы территорий общего пользования, содержатся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Градостроительного кодекса, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального    планирования    назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из данной нормы права и определения понятий «красные линии», данного в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса, красными линиями обозначаются земельные участки общего пользования, а также земельные участки, подлежащие использованию в публичных интересах.

При этом согласно пункту 3 статьи 9 Градостроительного кодекса документы территориального  планирования  являются  обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Пунктом 2.4 Порядка предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 №74 (далее - Порядок № 74) предусмотрено, что запросы в Министерство направляют органы, осуществляющие: ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

При выявлении на основании указанной информации  для предоставления испрашиваемого земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

 Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности; органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с этим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (части 1 и 2 статьи 57).

Согласно пункту 5 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок-предоставления сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц определены Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 № 363.

Согласно Положению информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах «а» - «з» пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса.

Часть 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что информационная система включает в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образования, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории (пункт 1); дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2); иные документы и материалы (пункт 3).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8, пунктом 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ, подпунктами «б» и «з» пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, включает в себя, в том числе, сведения о территориальном, функциональном зонировании городского округа, планировочных ограничениях на территории городского округа.

Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.

Согласно ответа Департамента строительства и архитектуры г. Самары 19.06.2014  №  САМВ-123300, часть испрашиваемого  земельного участка расположена на территории общего пользования.

В материалы дела Департаментом строительства и архитектуры г. Самары представлена выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара, утвержденным решением Думы г.о. Самары от 20.03.2008 г. № 539, от 10.11.2014 г. согласно которой испрашиваемый заявителем земельный участок располагается в красных линиях улицы Мельничной и Гаванской, то есть территории общего пользования (л.д. 100, т.1).

Кроме того, это же обстоятельство подтверждается выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара от 20.01.2015 г. (л.д. 147, т.1) и выкопировкой, представленной администрацией г.о. Самара (л.д. 142, т.1).

Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых, отображаются в том числе автомобильные дороги местного значения.

Границы улицы Гаванской определены действующим документом территориального планирования городского округа - Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 №539.

Таким образом, действующий документ территориального планирования определяет необходимость использования испрашиваемой заявителем территории для общегородских нужд, а именно для существования и закрепления на местности в определенных границах улицы Мельничной и Гаванской и не предусматривает размещение любых капитальных объектов либо приватизации этой территории.

Таким образом, не соответствуют обстоятельствам дела выводы суда первой инстанции о том, что довод Министерства и Департамента о расположении части испрашиваемого заявителем земельного участка на территории общего пользования, явившийся основанием для отказа в предоставлении участка, в нарушение ст.65 АПК РФ не доказан.

Поскольку на момент реализации собственником объекта недвижимости в порядке статьи 36 ЗК РФ права на приватизацию земельного участка решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539 был утвержден генеральный план городского округа Самары, согласно которому спорный земельный участок располагается в пределах территории, ограниченной красными линиями, Министерство обоснованно отказало обществу в предоставлении земельного участка в собственность.

Аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу подтверждается сложившейся судебной практикой – постановлениями Арбитражного суда Поволжского округа от 15.05.2015 г. по делу № А55-10005/2014, от 24.04.2012 г. по делу № А55-21651/2011, от 25.02.2013 г. по делу № А55-10152/2012, от 05.03.2015 г. по делу № А55-10384/2014.

Выводы суда первой инстанции о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие красных линий на испрашиваемом земельном участке, не соответствуют обстоятельствам дела.

То обстоятельство, что с 1952 года земельный участок огорожен забором и неограниченный круг лиц не имеет к нему свободного доступа, не отменяет предусмотренный законодательством запрет на приватизацию земельных участков, занятых территорий общего пользования.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, автомобильные дороги, железнодорожные линии, другие подобные сооружения.

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.

Установленный действующим законодательством Российской Федерации запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права согласно пп.3, 4 ч.1 ст.270 АПК РФ решение суда следует отменить и в удовлетворении заявленныхОАО «Самаралестоппром» требований отказать.

Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 марта 2015 года по делу № А55-23163/2014 отменить.

В удовлетворении заявления ОАО «Самаралестоппром» отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            Е.М. Рогалева

Судьи                                                                                                           П.В. Бажан

                                                                                                                      В.Е. Кувшинов