ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-5787/2017 от 05.07.2017 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aac.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

10 июля 2017 года                                                                                     Дело №А65-27085/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2017 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,

судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,

с участием в судебном заседании:

представителя общества с ограниченной ответственностью «Неон-Арт» - ФИО1 (доверенность от 10.11.2016),

представитель Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани - не явился, извещен надлежащим образом,

представитель Управления наружной рекламы Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 июля 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Неон-Арт»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2017 года по делу №А65-27085/2016 (судья Шайдуллин Ф.С.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Неон-Арт» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Казань, 

к Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани,

с участием третьего лица:

Управления наружной рекламы Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани,

о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Неон-Арт» (далее - заявитель, общество, ООО «Неон-Арт») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани (далее – Комитет) о признании незаконным отказа, изложенного в письме №6-4800 от 29.09.2016, в выдаче разрешения на размещение 2 информационных стел на земельном участке, площадью 9 кв.м., расположенных по адресам: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, ул. Боевая по заявлению №18492 от 08.09.2016; Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, ул. Набережная по заявлению №18493 от 08.09.2016 (т.1 л.д.3-5).

Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено – Управление наружной рекламы Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее – третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.03.2017 по делу №А65-27085/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.1 л.д.214-216).  

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что спорные стелы содержат информацию о наименовании общества, телефоны общества, а также указание направления движения к месту расположения общества в виде стрелки (одна стела также содержит указание на адрес сайта ООО «Неон-Арт»).

Указанная информация не носит рекламного характера, поскольку ее размещение с наименованием юридического лица и указанием направления проезда к организации является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

Если установка знака маршрутного ориентирования либо размещение на таком знаке информации согласовано в установленном порядке с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и информация, размещенная на этих знаках, отвечает требованиям соответствующих ГОСТов, данная информация в силу пункта 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе не является рекламой.

Между тем, планируемая к размещению на стелах ООО «Неои-Арт» информация, не содержит признаков рекламы, а является средством индивидуализации юридического лица в виде фирменного обозначения с указанием его месторасположения, имеет общие признаки и не может сформировать интерес у неопределенного круга лиц.

Кроме того, спорная информация с указанием стрелки не позволяет идентифицировать названные надписи как рекламу конкретных видов товаров, работ, услуг. Размещение конструкции с информацией о месте нахождения организации с его наименованием (логотипом) и стрелкой, указывающей маршрут проезда к месту расположения данной организации, Законом о рекламе не регулируется (т.2 л.д.4-5).

Лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу не представили.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Комитета и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, ООО «Неон-Арт» на праве собственности принадлежат здание и земельный участок, расположенные по адресу: РТ, г. Казань, Кировский район, ул. Набережная, д. 31А.

По результатам проведенного открытого аукциона (протокол от 19.05.2011 №03/11-ОАР -1) между Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани в лице Муниципального казенного учреждения «Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» и обществом «Неон - Арт» заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Казани №596/SТА-2 от 10.06.2011 и №596/SТА-2 от 10.06.2011 сроком до 09.06.2016 (т.1 л.д. 125 - 126, 130 - 131).

10.06.2011 Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани выданы ООО «Неон-Арт» разрешения на установку рекламной конструкции №596/SТА-1 и №596/SТА-2 по адресам: г. Казань, Кировский район, ул. Боевая, пересечение с ул. Набережная сроком до 10.06.2016.

В связи с истечением срока действия разрешения на установку рекламной конструкции и с целью сохранения указанных конструкций ООО «Неон-Арт» 08.09.2016 обратилось в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г.Казани» с заявлениями о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью по ул. Набережная и ул. Боевая Кировского района г. Казани, находящегося в муниципальной собственности для размещения информационных табло (стелл).

Письмом от 29.09.2016 №14642/КЗИО-исх. № 6-4800 Комитет со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 и на готовящийся проект Постановления Кабинета Министров РТ о внесении изменений в Постановление № 416 сообщил о возможности рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на использование земельных участков в целях размещения информационных табло (стел) после принятия соответствующих изменений (л.д. 12).

Посчитав указанное письмо отказом в согласовании размещения информационных табло (стел), заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований ООО «Неон - Арт», ссылаясь на статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, указывает на допущение размещения информационных стел без заключения договора аренды, без предоставления земельного участка и установления сервитута.

Комитет, возражая, против заявленных требований, пояснил, что представленные заявителем макеты стел содержат в себе рекламную информацию и, соответственно, является рекламной конструкцией.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

Пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного назначения отнесена, в том числе выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа.
Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков предусмотрены главой 5.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.36 ЗК РФ установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Требования к размещению рекламных конструкций на территории г. Казани регулируется статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а также Положением о порядке размещения рекламных конструкций на территории города Казани, утвержденным Решением Казанской городской Думы от 26.11.2009 № 9-44.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно подпунктам 2 и 5 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что указанные конструкции не являются рекламными, поскольку предназначены исключительно для размещения необходимой информации о месте нахождения организации.

В соответствии со статьей 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, включены геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.

По смыслу данного постановления указанные в нем информационные табло (стелы) являются знаками, к которым относятся, например, стелы как объекты археологического наследия (статья 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, стелы с топографическими наименованиями объектов (указ Президента Российской Федерации от 28.07.2012 №1069 «Об использовании государственного герба Российской Федерации на стеле, расположенной на въезде в г.Южно-Сахалинск»).

Рекламные конструкции ООО «Неон - Арт» не относятся к таким знакам.

Из представленного заявителем приложения к Дизайн - проекту средств наружной рекламы и информации видно, что указанная конструкция фактически является рекламой изготовляемого им продукта. На указанной конструкции указано «завод наружной рекламы», при том, что ни по наименованию, ни по организационно - правовой форме заявитель заводом не является.

Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что одним из направлений хозяйственной деятельности общества является деятельность рекламных агентств, то есть изготовление рекламных конструкций.

Рекламные конструкции размещены на основании договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Казани №596/SТА-2 от 10.06.2011 и №596/SТА-2 от 10.06.2011 и разрешений на установку рекламной конструкции №596/SТА-1 и №596/SТА-2, срок действия которых установлен был до 10.06.2016.

Обращаясь с заявлением о выдаче разрешений на размещение информационных стел, заявитель фактически обратился с требованием о продлении выданных на установку рекламных конструкций разрешений, поскольку основной целью общества являлось сохранение установленных рекламных конструкций.

При обращении с заявлениями о выдаче разрешений на использование земельных участков заявитель применил к указанным рекламным конструкциям понятие «информационные стелы», содержащим необходимую информацию, тогда как согласно договорам на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Казани №596/SТА-2 от 10.06.2011 и №596/SТА-2 от 10.06.2011 указанные рекламные конструкции были размещены именно в целях распространения наружной рекламы.

ООО «Неон - Арт» в рамках настоящего дела обратилось с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде запрета производить демонтаж рекламных конструкций, что также свидетельствует о намерениях заявителя на сохранение рекламных конструкций, срок на эксплуатацию которых истек.

Указанные договоры, на основании которых были размещены рекламные конструкции, заключены по результатам проведенного открытого аукциона.

Таким образом, обращение заявителя с требованием о выдаче разрешений на установку стел для размещения информации по существу направлено на обход процедуры торгов на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено с 01.07.2008 единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности - торги, и не содержит каких-либо исключений.

Исходя из положений статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции возможна при наличии договора на установку и эксплуатации рекламной конструкции, заключенного на торгах, и соответствующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Решением Казанской городской Думы Республики Татарстан от 18.10.2006 №4-12 утверждены Правила благоустройства города Казани Республики Татарстан (далее - Правила), опубликованные 25.10.2006 в газете «Казанские ведомости», №239/240, которые действуют на всей территории города и устанавливают требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений; к перечню работ по благоустройству и периодичности их выполнения; к установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; по организации благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) (пункт 3).

В соответствии с Правилами благоустройства г.Казаии средство размещения наружной информации (вывеска) - элемент благоустройства территорий, являющийся информационной конструкцией, устанавливаемой в месте нахождения организации и (или) непосредственно в месте осуществления реализации товара, оказания услуг в целях информационного оформления зданий для доведения до сведения потребителей информации, указание которой является обязательным в силу статьи 9 Федерального закона "О защите прав потребителей", а именно информации о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы, а также содержащей информацию, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота и не преследует целей, связанных с рекламой (абзац пятьдесят первый пункта 6 Правил благоустройства г. Казани).

Средства наружной информации, за исключением учрежденческих, досок и режимных табличек, размещаются и эксплуатируются на основании паспорта, согласованного с уполномоченным органом, и в полном соответствии с ним (абзац второй пункта 198.1 Правил благоустройства г.Казани).

Согласно пункту 198.3. Правил благоустройства города Казани средства размещения наружной информации могут быть следующих видов: - настенная конструкция; - декоративное панно; - консольная конструкция; - крышная конструкция; - витринная конструкция; - учрежденческая доска; - режимная табличка; - модульная конструкция; - стела; - щитовая конструкция; - флаговая композиция; - специализированная конструкция.

К отдельно стоящим информационным конструкциям относятся: стела, щитовая конструкция, флаговая композиция и специализированная конструкция.

Раздел V Правил устанавливает требования к элементам благоустройства территории, к которым отнесены средства наружной рекламы и информации, и включает пункт 198, состоящий из одного предложения «Средства размещения наружной рекламы и информации», а также пункты 198.1-198.5.11, предусматривающие конкретные правовые предписания в сфере размещения средств наружной информации, поскольку требования к внешнему виду и месту размещения рекламных конструкций устанавливаются решением Казанской городской Думы «О размещении рекламных конструкций в г. Казани» (пункт 198.2 Правил).

Как следует из материалов дела и подтверждается сторонами, рекламные конструкции находились на момент обращения заявителя в суд с настоящим заявлением за пределами земельного участка, который находится в государственной собственности.

Согласно пункту 198.5.8. Правил не допускается размещение стел за границами земельного участка, принадлежащего собственнику, владельцу, пользователю, на котором располагается здание и место нахождения организации, индивидуального предпринимателя, а также земельного участка, предоставленного для его эксплуатации или организации парковочных мест.

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 03.02.2016 по делу №3а-128/2015 и апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 01.06.2016 №11-АПГ16-8 установлено, что Правила благоустройства г. Казани приняты Казанской городской Думой в пределах предоставленных полномочий с соблюдение порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования. Пункты 198.1 -198.5.11 Правил, за исключением абзаца 8 пункта 198.1 - 198.4.3, признаны соответствующими нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, если даже признать конструкции информационными, а не рекламными, то отказ в выдаче разрешений ответчиком является законным, поскольку в силу пункта 198.5.8. размещение стел за границами земельного участка, принадлежащего собственнику, не допускается.

На территории г.Казани допускается размещение информационных знаков индивидуального проектирования (с информационным модулем) на дорожных знаках, установленных на автомобильных дорогах общего пользования. Порядок согласования установки таких знаков определен Административным регламентом предоставления Исполнительным комитетом г.Казани муниципальной услуги но согласованию установки информационных знаков индивидуального проектирования (с информационным модулем) на дорожных знаках, установленных на автомобильных дорогах общего пользования г.Казани, утвержденным постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 25.07.2016 №2876. (опубликован на Официальном портале органов местного самоуправления города Казани http://www.kziLru 25.07.2016), На информационном модуле может размещаться информация о названии объекта, расстоянии до него и направлении движения к нему.

На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отказ в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку информация о месте нахождения организации могут быть размещены иным путем.

Указанное в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требования общества.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.

Подлежит возвратить ООО «Неон-Арт» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Казань, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 07.04.5017 №230 государственную пошлину в размере 1500 руб.

Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2017 года по делу №А65-27085/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Неон-Арт» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Казань, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 07.04.5017 №230 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                В.Е. Кувшинов

Судьи                                                                                                               А.Б. Корнилов

                                                                                                                          Е.Г. Филиппова