ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
17 сентября 2007 г. Дело № А65-26557/2006
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола ФИО1,
с участием:
от заявителя – представитель не явился, извещен,
от ответчика – представитель не явился, извещен,
от третьего лица – представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Максимал», Республика Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июля 2007 года по делу № А65-26557/2006 (судья Сальманова Р.Р.), рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Максимал», Республика Татарстан, г. Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
третье лицо: МУ Казанская реклама», Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о понуждении выдать разрешение на установку рекламных конструкций,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Максимал» (далее – ООО «Максимал», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее – Комитет) и обязании выдать разрешение на установку рекламных конструкций в порядке, установленном Федеральным законом от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.07.2007г. ООО «Максимал» отказано в удовлетворении заявленных требований. Суд первой инстанции исходил из того, что Обществом не представлен полный пакет документов, необходимый для рассмотрения заявления о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций, в том числе данные о государственной регистрации юридического лица, а также согласие собственника земельного участка на установку рекламных конструкций.
В апелляционной жалобе ООО «Максимал» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что Обществом представлены все необходимые документы, согласие собственника земельного участка на установку рекламных конструкций не требуется, поскольку рекламные установки находятся на муниципальных землях.
Комитет представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 04.07.2007г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Максимал» без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО «Максимал» обратилось в Исполком г.Казани с заявлением (входящий номер № 74/р от 19 сентября 2006г.) о выдаче разрешения на ранее установленные рекламные конструкции формата 3x6 по адресной программе из 105 наименований улиц, пересечений улиц, мостов, приложенной к заявлению, которое в соответствии с ч.14 ст.19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ) подлежало рассмотрению в двухмесячный срок - до 19 ноября 2006г.
В связи с тем, что в установленный законом срок ответа (разрешения или отказа) от Исполкома г.Казани не получено, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан (01 декабря 2006г.) о признании бездействия незаконным.
Пункт 9 статьи 19 Федерального закона 38-ФЗ регламентирует порядок установки рекламной конструкции, которая допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно п.11 ст.19 Федерального закона № 38-ФЗ к указанному в части 9 данной статьи заявлению прилагаются: данные о заявителе - данные о государственной регистрации юридического лица; подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
В порядке п. 14 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного, самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов, то есть установленных п. 11 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
Таким образом, законодателем установлен двухмесячный срок для рассмотрения заявления на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
В силу статьи 2 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. № 3-5, органы местного самоуправления города Казани вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Татарстан.
Согласно п. 1. 3 ст. 38 Устава Исполнительный комитет является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Казани, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан. Исполнительный комитет обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством.
Закрепленный в абзаце 6 пункта 17.1 Устава перечень полномочий исполнительного комитета включает выдачу и аннулирование разрешения на установку рекламных конструкций на территории города Казани, выдачу предписания на демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций.
Постановлением Руководителя Исполкома г.Казани от 3 августа 2006 г. № 1584 утвержден Регламент размещения средств наружной рекламы и информации в городе Казани, согласно пункту 1 которого размещение средств наружной рекламы и информации в городе Казани устанавливает единый порядок и требования к проектированию, размещению и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Казани.
В порядке п. 1,2 главы 2 Регламента Отдел наружной рекламы и информации аппарата Исполнительного комитета г. Казани - выдает разрешения на размещение рекламных конструкций, Муниципальное учреждение «Казанская реклама» - осуществляет согласование мест размещения рекламных конструкций с уполномоченными органами и организациями, заключает договоры на размещение рекламных конструкций с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Судом первой инстанции установлено, что ООО «Максимал» обратилось к исполкому с заявлением, которое поступило в Исполком г.Казани 19 сентября 2006 г. (вх. №74/р), о выдаче разрешения на ранее установленные рекламные конструкции формата 3x6 по адресной программе из 105 наименований улиц, пересечений улиц, станций метро, приложенной к заявлению (л.д.8).
По утверждению Исполкома г.Казани, ООО «Максимал» на момент подачи заявления и в течение двухмесячного срока рассмотрения заявления не представлены согласие собственника имущества и копия свидетельства о регистрации юридического лица, доказательства наличия права собственности либо обязательственного права (аренды) на установленные рекламные конструкции, поэтому рассмотрение, выдача разрешения или отказа на установление или эксплуатацию ранее установленных рекламных конструкций по представленному заявлению с адресной программой, не представлялось возможным, то есть Обществом не соблюдена процедура представления надлежащих документов, предусмотренных п. 11 ст.19 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе».
Однако Федеральным законом № 38-ФЗ не оговорено, какие именно данные о государственной регистрации должны быть представлены с заявлением, не предусмотрено представление каких-либо документов в подтверждение данных о государственной регистрации в качестве юридического лица. В этой связи требование Исполкома о представлении копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица либо выписки из ЕГРЮЛ не основано на законе.
Заявление Общества, поданное в Исполком г.Казани 19 сентября 2006г., содержит такие данные ООО «Максимал», как организационно-правовая форма, наименование, место нахождения, телефон, ИНН и номер расчетного счета в банке. Заявление заверено печатью Общества, на которой имелись сведения об основном государственном регистрационном номере Общества (1061655003871). Кроме того, в деле имеются письма Исполкома, адресованные ООО «Максимал» от 30.12.2006г. №406 (л.д.90) и от 19.01.2007г. №48 (л.д.83), в которых от Общества запрашивались определенные документы и высказывались замечания по представленным документам. В данных письмах требование о предоставлении сведений о государственной регистрации не содержалось и по представленным Обществом документам замечаний в адрес Общества относительно непредставления данных о государственной регистрации не высказывались. Письмо же от 22.01.2007г. №114 (л.д. 70) о необходимости приложения к заявлению данных о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица, конкретного адресата не имеет, а адресовано руководителю рекламной фирмы, доказательств отправки его в адрес Общества в деле не имеется.
Довод Исполкома г.Казани о том, что к заявлению о выдаче разрешения должно быть приложено согласие собственника земельных участков на установку рекламных конструкций, является необоснованным, поскольку рекламные конструкции Общества находятся на муниципальных землях.
В соответствии с п.2 главы У Регламента размещения средств наружной рекламы и информации, утвержденного постановлением Руководителя Исполкома г.Казани от 03 августа 2006 г. № 1584, к заявлению о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции прилагается подтверждение (в письменной форме) согласия собственника недвижимого имущества, на котором предполагается установка рекламной конструкции, на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, в случае, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем такого недвижимого имущества и имущество не является муниципальной собственностью. Все рекламные конструкции, перечисленные Обществом в заявлении, расположены на муниципальных землях.
Кроме того, Общество обратилось с заявлением о выдаче разрешения на размещение наружной рекламы на ранее установленные рекламные конструкции, тогда как п.9 ст.19 Федерального закона № 38-ФЗ предусматривает выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
По состоянию на 01 июля 2006 г. (момент вступления в законную силу Федерального закона № 38-ФЗ) рекламные фирмы осуществляли распространение наружной рекламы на территории г.Казани на основании учетных карточек рекламных конструкций и соглашений об условиях размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории г.Казани. При этом учетная карточка представляет собой разрешение на установку рекламной конструкции на территории г.Казани до 01 июля 2007 г., утвержденное главой соответствующего района г.Казани и согласованное с Главным архитектором и художником г.Казани, а также УГИБДД по Республике Татарстан.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 16 октября 2006 г. №160-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О рекламе» разрешение на распространение наружной рекламы, выданное органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа до 1 июля 2006 года, признается разрешением на установку рекламной конструкции, а решение о его аннулировании или признании его недействительным может быть принято по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
Следовательно, учетные карточки рекламных конструкций, выданные Обществу, признаются разрешением на установку рекламной конструкции в силу вышеуказанного требования закона. При этом процедура замены прежних разрешений на установку рекламных конструкций на новые, предусмотренные Федеральным законом № 38-ФЗ, законодательством не установлена. В этой связи Общество обратилось в отдел наружной рекламы и информации аппарата Исполкома г.Казани с заявлениями в соответствии со ст.19 Федерального закона № 38-ФЗ за указанными разрешениями. Кроме того, Исполкомом г.Казани 25 июля 2006 г. в адрес руководителей рекламных фирм по городу Казани направлялись письма за № 03 о необходимости получения до 01 сентября 2006г. разрешения на установленные на территории города Казани конструкции, обязательными условиями которого являлось представление в Отдел наружной рекламы и информации - аппарата Исполкома г.Казани правоустанавливающих документов на рекламную конструкцию, исполнение финансовых обязательств по соглашению «Об условиях размещения и эксплуатации рекламных конструкций», надлежащее техническое состояние, и другие условия, невыполнение которых ведет к демонтажу рекламных конструкций. (л.д.47). Пункт 18 перечня юридических лиц, которым было адресовано данное письмо содержит также и данные заявителя (л.д.48).
С учётом изложенного является неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что Обществом не исполнены положения п. 11 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ, а именно: не приложены данные о государственной регистрации, не представлено согласие собственника земельного участка на установку рекламных конструкций или доказательства о наличии согласия собственника земельного участка на ранее установленные рекламные конструкции, что является нарушением процедуры принятия документов для решения вопроса о выдаче разрешения на установку (или на ранее установленные рекламные конструкции, на новый срок) в соответствие с Федеральным законом № 38-ФЗ.
Исполком г.Казани в рамках осуществления полномочия по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, возложенного на органы местного самоуправления п.14 ст.19 Федерального закона № 38-ФЗ, не сообщил Обществу о замечаниях по представленным документам с предложением устранить недостатки, не уведомил Общество о причинах, по которым заявление было оставлено Исполкомом без рассмотрения, нарушив двухмесячный срок, установленный законом для решения вопроса о выдаче (отказе в выдаче) разрешения на установку рекламных конструкций.
Вопреки требованиям п.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Исполком г.Казани не представил доказательств, подтверждающих принятие надлежащих мер по исполнению данного полномочия в установленный законом срок.
Исполком г.Казани письмом от 19 января 2007г. № 48 уведомил о замечаниях в отношении 105 конструкций, указанным в заявлении от 19 сентября 2006г. Однако данное письмо не свидетельствует о рассмотрении Исполкомом г.Казани заявления о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций.
С учётом изложенного бездействием Исполкома г.Казани нарушаются требования законодательства о рекламе и ущемляются права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, связанной с распространением наружной рекламы.
Таким образом, заявленные требования о признании незаконным бездействия Исполкома г.Казани, выразившегося в нерассмотрении заявления на выдачу разрешения на установку установленных рекламных конструкций, подлежат удовлетворению. Однако в удовлетворении остальной части заявленных требований (требования об обязании Исполкома г.Казани выдать разрешение на установку рекламных конструкций) Обществу следует отказать, поскольку решение по существу Исполком г.Казани по данному вопросу ещё не принял.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает незаконными и необоснованными.
На основании изложенного решение суда от 04 июля 2007 г. следует отменить, заявление ООО «Максимал» удовлетворить частично, признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, выразившееся в нерассмотрении в установленный законодательством срок заявления ООО «Максимал» о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций от 28 августа 2006 г., обязать Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани в двухнедельный срок рассмотреть заявление ООО «Максимал» о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций от 19 сентября 2006 г. В удовлетворении остальной части заявленных требований ООО «Максимал» отказать.
В соответствии со ст.ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит возвратить из федерального бюджета ООО «Максимал» госпошлину в сумме 1500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июля 2007г. по делу № А65-26557/2006 отменить.
Заявление ООО «Максимал» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, выразившееся в нерассмотрении в установленный законодательством срок заявления ООО «Максимал» о выдаче разрешения на ранее установленные рекламные конструкции от 19 сентября 2006г.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани в двухнедельный срок рассмотреть заявление ООО «Максимал» о выдаче разрешения на ранее установленные рекламные конструкции от 19 сентября 2006г.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ООО «Максимал» отказать.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Максимал» госпошлину в сумме 1500 (одной тысячи пятисот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г.Попова
Судьи В.Е. Кувшинов
В.С. Семушкин