ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы России по Самарской области – представители Пак Л.Л., доверенность от 27.03.2007 г. № 934/2П, ФИО2, доверенность от 24.05.2007 г. № 1583/8,
от ЗАО «Транссервисэнерго» - представители ФИО3, доверенность от 19.04.2007 г. № 9, ФИО4, доверенность от 19.10.2006 г. № 90,
третьи лица:
от ОАО «Волжская МРК» - представитель ФИО5, доверенность от 19.12.2006 г. №Д/06-458,
от ОАО «Самараэнерго» - представитель ФИО6, доверенность от 29.12.2006 г. № 7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы России по Самарской области, г. Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июля 2007г. по делу № А55-5691/2007 (судья М.Н.Щетинина),
по заявлению закрытого акционерного общества «Транссервисэнерго», г. Москва,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Самарской области, г. Самара,
при участии третьих лиц открытого акционерного общества «Волжская МРК», г. Саратов, открытого акционерного общества «Самараэнерго», г. Самара,
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Транссервисэнерго» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «Транссервисэнерго») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Самарской области о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы Самарской области (далее – УФАС по Самарской области, антимонопольный комитет) от 30 января 2007 года о прекращении рассмотрения дела №70.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 9 июля 2007 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, антимонопольный комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО «Транссервисэнерго» просит решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июля 2007 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители УФАС по Самарской области поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение по делу.
ОАО «Самараэнерго» и ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания» в отзывах на апелляционную жалобу и в судебном заседании поддержал доводы жалобы и просили отменить решение Арбитражного суда Самарской области.
Представители Общества просили решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ЗАО «Транссервисэнерго» обратилось в УФАС по Самарской области с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания» (далее ОАО «Волжская МРК») и ОАО «Самараэнерго».
Решением от 30 января 2007 года № 278/5 УФАС по Самарской области прекратило рассмотрение возбужденного по заявлению ЗАО «Транссервисэнерго» дела № 70 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в бездействии ОАО «Волжская МРК» и ОАО «Самараэнерго».
В своем решении, антимонопольным органом было установлено, что ОАО «Волжская МРК» действительно допустила нарушение антимонопольного законодательства, отказав Обществу в заключении договора на оказание услуг по передаче электроэнергии. Однако, то обстоятельство, что в дальнейшем ОАО «Волжская МРК» направило в адрес заявителя соответствующий проект договора об оказании услуг по передаче электрической энергии с условиями указанными в заявлении Общества, позволило антимонопольной комиссии сделать вывод о том, что ОАО «Волжская МРК» прекратила нарушением антимонопольного законодательства.
Отказ ОАО «Самараэнерго» заключить с Обществом дополнительные соглашения к договорам энергоснабжения №№ 1123Э и 3435Э, по мнению УФАС Самарской области не может являться предметом нарушения антимонопольного законодательства, так как указанные соглашения регламентируют порядок расчетов между ОАО «Самараэнерго» и ЗАО «Транссервисэнерго» и не связаны с предоставлением товаров, работ и услуг.
Не согласившись с вынесенным решение антимонопольного комитета, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что у УФАС по Самарской области не было правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
На основании п. 3 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации и включают в себя, в том числе, правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров.
Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, лицо, которое намерено заключить договор, направляет в сетевую организацию заявление о заключении договора; сетевая организация в течение 30 дней с даты получения заявления о заключении договора обязана его рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения.
ЗАО «Трансервисэнерго» 14 февраля 2006 года направило ОАО «Волжская МРК» заявление для заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в интересах ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт». ОАО «Волжская МРК» 14 марта 2006 года направило ответ о возможности заключения соглашения об информационном обмене и договора на оказание услуг по передаче электрической энергии после приведение в соответствие приборов учета.
Однако, ОАО «Волжская МРК» не вправе оценивать системы коммерческого учета на предмет их соответствия требованиям Наблюдательного совета НП «Администратор Торговой Системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы».
Судом первой инстанции было установлено, что без заключения договора об оказании услуг по передаче электроэнергии заявитель не мог получить допуск к торговой системе ОРЭ и поставлять своему потребителю ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» электрическую энергию, закупаемую в секторе свободной торговли оптового рынка электрической энергии., поэтому отказ ОАО «Волжская МРК» заключить соответствующий договор с заявителем создал препятствия доступу заявителю на оптовый рынок электроэнергии, что является нарушением п.1 ст.5 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в ОАО «Волжская МРК»).
Указанное нарушение комиссией УФАС по Самарской области было установлено в ходе проверки, вследствие чего, ОАО «Волжская МРК» направило в адрес ЗАО «Трансервисэнерго» проект договора оказания услуг от 01.09.2006 года № -6-2440/Сам, и комиссия УФАС по Самарской области сделала вывод о том, что сетевая компания прекратила нарушение антимонопольного законодательства.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что антимонопольный комитет не вправе был выносить оспариваемое решение, в связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства, поскольку направление ОАО «Волжская МРК» в адрес ЗАО «Трансервисэнерго» договора оказания услуг от 01.09.2006г. №06-2440/Сам не может урегулировать отношения, связанные с передачей электроэнергии, закупаемой ЗАО «Трансервисэнерго» в секторе свободной торговли ОРЭ.
Правомерно признаны судом первой инстанции ошибочными выводы УФАС по Самарской области о том, что отказ ОАО «Самараэнерго» заключить дополнительные соглашения к действующим договорам энергоснабжения №№1123Э и 3225Э не может быть предметом нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно п.2 ст. 30 Федерального закона «Об электроэнергетике» в качестве одного из основных принципов организации оптового рынка электроэнергии устанавливает свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке для всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка
Для получения доступа к торговой системе оптового рынка ЗАО «Трансервисэнерго» должно было выполнить ряд требований, предусмотренных регламентами Наблюдательного совета НП «Администратор Торговой Системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы». В том числе, заключить дополнительные соглашения к действующим договорам энергоснабжения.
Данное требование было предусмотрено пунктом 2.1.2 Приложения №1 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка «Регламент допуска к торговой системе оптового рынка».
Судом правомерно установлено, что в отсутствие указанных соглашений, ЗАО «Трансервисэнерго» не получает допуск к торговой системе ОРЭ и не сможет закупать на рынке свободной торговли электроэнергию для своих потребителей.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что отказ ОАО «Самараэнерго» от заключения дополнительных соглашений к действующим договорам энергоснабжения, создал препятствия доступу ЗАО «Трансервисэнерго» на оптовый рынок электроэнергии, что является нарушением антимонопольного законодательства.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам УФАС по Самарской области о том, что действия ОАО «Волжская МРК» и ОАО «Самараэнерго» по созданию препятствий доступа ЗАО «Трансервисэнерго» на оптовый рынок электроэнергии не были согласованными.
Доводы УФАС по Самарской области о том, что ОАО «Самараэнерго» и АОА «Волжская МРК» не могли нарушать требования ст. 6 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», поскольку УФАС по Самарской области не было установлено фактов, подтверждающих долю ОАО «Самараэнерго» свыше 35% на оптовом рынке электрической энергии Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку УФАС по Самарской области необходимо было исследовать вопрос не о том, какова доля ОАО «Самараэнерго» на оптовом рынке электрической энергии Российской Федерации, а о том, какова её доля на розничном рынке электрической энергии Самарской области. Доля АОА «Волжская МРК» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии превышает 35%.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что регламенты Наблюдательного совета НП «Администратор Торговой Системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы» не являются нормативными актами, а поэтому не заключение соглашений об информационном обмене не может являться нарушением статьи 5 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не принимаются апелляционным судом, поскольку без заключение соглашения об информационном обмене ЗАО «Трансервисэнерго» не получит допуск к торговой системе ОРЭ и не сможет закупать на РСВ электроэнергию для своих потребителей.
Условия соглашения об информационном обмене утверждены Приложением №10 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка «Регламент коммерческого учета электрической энергии оптового рынка переходного периода».
Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода наделяют Наблюдательный совет НП «Администратор Торговой Системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы» правом разработать условия договоров и соглашений, используемых организациями для работы на ОРЭ, следовательно, заключение соглашение об информационном обмене на условиях, регламентированных Приложением №10 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка, является обязательным для ОАО «Волжская МРК» и ОАО «Самараэнерго».
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанцией не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для отмены решения не имеется.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июля 2007г. по делу № А55-5691/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий А.А. Юдкин
Судьи В.ФИО7
В.Е.Кувшинов