ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-6507/2021 от 16.06.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2021 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Корнилов А.Б., Николаевой С.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,

с участием:

от заявителя - ФИО1, доверенность № 1 от 26 апреля 2021 года,

от ответчика - ФИО2, доверенность № 1572/08 от 16 февраля 2020 года,

от третьих лиц - не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «НерудСервис» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 марта 2021 года по делу № А65-27923/2020 (судья Бредихина Н.Ю.),

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «НерудСервис», город Казань Республики Татарстан,

к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, город Казань Республики Татарстан,

с привлечением в качестве третьих лиц:

Общества с ограниченной ответственностью «Геотехнологии», город Казань Республики Татарстан,

Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, город Казань Республики Татарстан,

о признании незаконным решение № 8683/12 от 17 августа 2020 года об отказе в предоставлении права пользования участками недр и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «НерудСервис» (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - ответчик, министерство), с привлечением в качестве третьих лиц ООО «Геотехнологии» и Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, и уточнением требований в части способа устранения нарушения, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решение № 8683/12 от 17 августа 2020 года об отказе в предоставлении права пользования участками недр и обязании министерства аннулировать все результаты проведенных работ в рамках лицензии ТАТ ПСТ 02527ТП, а также обязать министерство повторно рассмотреть заявку общества на получение права пользования участком недр «Елагинское» в Пестречинском районе РТ и принять соответствующее решения.

Решением суда от 30.03.2021 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.

Общество, не согласившись с решением суда, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым полностью удовлетворить заявленные обществом требования, о чем в судебном заседании просил и представитель общества.

Представитель министерства в судебном заседании и ООО «Геотехнологии» апелляционную жалобу отклонили, по основаниям, изложенным в отзывах, приобщенных к материалам дела, и просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав представителей общества и министерства, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 03.08.2020 г. заявитель обратился в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан с заявкой № 36 на получение права пользования участком недр без проведения аукциона «Елагинский» в Пестречинском муниципальном районе РТ, приложив пакет документов.

Письмом № 8683/12 от 17.08.2020 г. министерство отказало обществу в предоставлении права на участок недр в связи с отсутствием у заявителя государственного контракта, наличие государственного контракта № 2.17/19 от 11.11.2019 г. у иного заявителя - ООО «Геотехнологии», и предоставление ООО «Геотехнологии» лицензии ТАТ ПСТ 02527ТП.

Общество полагая, что министерством принято незаконное решение о предоставлении права пользования недрами ООО «Геотехнологии» на основании лицензии ТАТ ПСТ 02527ТП (рег. № 1664 от 19.08.2020 г.), в связи с тем, что министерство является региональным органом власти не имело полномочий по заключению государственного контракта по геологическому изучению недр.

По мнению общества, государственный контракт должен был быть заключен Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу.

Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения общества в суд с заявлением о признании незаконным решения министерства об отказе в предоставлении обществу права пользования участками недр.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, 03.08.2020 г. обществом в адрес министерства была подана заявка на получение права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона «Елагинский» в Пестречинском муниципальном районе РТ в целях геологического изучения для поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (известняк) на участке недр местного значения «Елагинский» расположенном в 7 км. севернее с. Тат.Ходяшево, в 2 км. юго-западнее с. Белкино в Пестречинском муниципальном районе РТ.

Письмом № 8683/12 от 17.08.2020 г. министерство сообщило обществу по результатам рассмотрения вышеуказанной заявки о том, что 30.10.2019 г. выпущен протокол № 2-67ЭА по результатам подведения итогов электронного аукциона (0111200000619000102), победителем которого признано ООО «Геотехнологии», и 11.11.2109 г. с ООО «Геотехнологии» заключен государственный контракт «Оперативная оценка запасов общераспространенных полезных ископаемых на территории РТ для постановки их на государственный учет (на территории Арского, Атнинского, Высокогорского, Лаишевского, Пестречинского и Зеленодольского муниципальных районов РТ) № 2.17/19.

17.01.2020 г. состоялось заседание научно-технического совета министерства, на повестке дня которого рассмотрены и согласованы выбранные по результатам рекогносцировочного обследования участков несанкционированной добычи ОПИ, перспективные участки для проведения работ в рамках Государственного контракта от 11.11.2019 г. № 2.17/19, заключенного министерством с ООО «Геотехнологии» по объекту Подпрограммы «Государственное управление в сфере недропользования Республики Татарстан на 2014 - 2022 г.» и Государственной программы «Охраны окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов РТ на 2014 - 2022 г.», утв. Постановлением Кабинета Министров РТ от 28.12.2013 г. № 1083 «Оперативная оценка запасов ОПИ на территории РТ для постановки их на государственный учет».

При дальнейшем рассмотрении выявлены различные обременения и ограничения по некоторым участкам, не позволяющие использовать их для проведения оперативной оценки запасов.

По указанной причине 21.07.2020 г. министерством издан приказ № 791-п «О внесении дополнений в Перечень участков недр местного значения по РТ». Вид пользования недрами участка «Елагинский» в Пестречинском муниципальном районе РТ согласно данному приказу - геологическое изучение по государственному контракту.

Согласно заключенному государственному контракту № 2.17/19 от 11.11.2019 г. лицензия серии ТАТ ПСТ № 02527ТП (рег. № 1664 от 19.08.2020 г.) на пользование недрами с целью геологического изучения известняков на участке недр «Елагинский» Пестречинская площадь», предоставлена ООО «Геотехнологии».

Изложенные обстоятельства министерством указаны в качестве основания для отказа обществу в предоставлении права пользования без проведения аукциона участком недр Елагинский в связи с отсутствием заключенного государственного контракта у заявителя.

Доводы заявителя, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, сводятся к тому, что министерство является региональным органом исполнительной власти, в связи с чем государственный контракт должен быть заключен Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу как федеральным органом управления государственным фондом недр, и правомочия для выдачи лицензии ООО «Геотехнологии» у министерства отсутствуют, но данные доводы судом правильно признаны несостоятельными и отклонены, исходя из следующего.

В соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

В силу п. 3, 7, 9 ст. 4, п. 1, 2 ч. 3 ст. 16 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 г. «О недрах» (далее - Закон «О недрах») органы государственной власти РФ относительно участков недр, находящихся на их территориях:

- разрабатывают и реализуют территориальные программы развития и пользования минерально-сырьевой базы;

- распоряжаются совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях, формируют совместно с РФ региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставляют право пользования участками недр местного значения;

- устанавливают порядок пользования участками недр местного значения;

- обеспечивают функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения;

- осуществляют подготовку условий пользования участками недр местного значения.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств регулируются Законом РФ «О недрах».

В соответствии с положениями вышеназванного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, и пользование недрами на основании иных документов, кроме лицензии, не допускается.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 293 Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с Положением о Департаменте по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, утв. приказом Федерального агентства по недропользованию от 31.03.2014 г. № 192, Приволжскнедра является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории приволжского федерального округа.

Согласно совместному распоряжению Министерства природных ресурсов РФ и Кабинета Министров РТ от 18.05.2006 г. № 27-р/623-р «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Татарстан», суглинки (кроме используемых в цементной промышленности) участка недр «Елагинский» отнесены к категории общераспространенных полезных ископаемых.

В соответствии со ст. 2.3 и 4 Закона РФ «О недрах» участки недр, содержащие ОПИ, отнесены к участкам недр местного значения.

Составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений ОПИ, учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей ОПИ, установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования.

Соответственно, к полномочиям Приволжскнедра не отнесено рассмотрение вопросов предоставления прав пользования недрами участков недр местного значения, в том числе заключение государственных контрактов в отношении таких участков.

В соответствии с положениями п. 9 ст. 10.1 Закона «О недрах» одним из оснований возникновения права пользования участками недр является государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу указанной нормы федеральный орган управления государственным фондом недр осуществляют предоставление права пользования недрами лишь на основании государственного контракта заключенного Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом (Приволжскнедра).

Однако, понятие «региональных работ», указанное в п. 9 ст. 10.1 Закона «О недрах» не является тождественным понятию «участков местного значения» и не наделяет полномочиями Приволжскнедра по заключению государственных контрактов по участкам местного значения.

Государственный контракт в соответствии с п. 9 ст.10.1 Закона «О недрах» в отношении участка недр «Елагинский» не заключался.

При этом, Закон № 44-ФЗ не ограничивает государственные органы субъектов в заключении государственных контрактов на выполнение работ в сфере недропользования, в том числе и по оперативной оценке запасов полезных ископаемых по участкам недр местного значения, в рамках предоставленных законодательством полномочий.

В силу абз. 4 п. 6 ст. 10.1 Закона «О недрах» к основаниям возникновения права пользования участком недр также отнесено принятое в соответствии с законодательством субъекта РФ решение органа государственной власти субъекта РФ о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта РФ, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона «О недрах» недра предоставляются в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Из смысла указанных норм следует наличие возможности заключения государственного контракта, в рамках которого проводится геологическое изучение участка недр местного значение, которое в свою очередь предполагает наличие лицензии на право пользования участком недр.

Предоставление права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утв. органом исполнительной власти субъекта РФ для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений ОПИ осуществляется на основании принятого в соответствии с законодательством РФ решения органа государственной власти РФ.

Таким образом, действующее законодательство не ограничивает право органов государственной власти субъектов РФ на заключение государственных контрактов, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению участков недр местного значения, включенных в соответствующие перечни.

Постановление Кабинета министров РТ от 28.12.2013 г. № 1083 «Об утверждении Государственной программы «Охрана окружающей чреды, воспроизводство и использование природных ресурсов РТ», ни государственный контракт, заключенный в соответствии с п. 18 данной Государственной программы между Министерством и ООО «Геотехнологии» не оспаривались в установленном законом порядке, и недействительными не признаны.

Как следует из материалов дела, министерством был изменен вид пользования недрами определенных участков недр в целях проведения геологического изучения до предоставления участков недр по результатам аукционов.

Участок недр «Елагинский» в Пестречинском муниципальном районе РТ включен в Перечень участков недр местного значения по РТ в соответствии с требованиями ст. 2.3 Закона «О недрах», а также Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, утв. приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.06.2012 г. № 687.

С учетом вышеизложенного судом сделан правильный вывод, что у министерства отсутствовали основания для удовлетворения заявки общества как лица, с которым соответствующий государственный контракт заключен не был.

Что же касается довода общества о направлении ответа другим числом, министерством направлено уведомление о выявлении технической ошибки от 25.11.2020 г. (исх. № 12774/2) и направлено ответное письмо от даты выявления технической ошибки, суд правильно посчитал, что данные обстоятельства не могут служить основанием для признания решения министерства незаконным.

Кроме того, судом обоснованно принято во внимание и то обстоятельство, что участок недр «Елагинский» является предметом аукциона на право пользования недрами, которым заявитель имеет право принять участием и получить лицензию с правом добычи, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 марта 2021 года по делу №А65-27923/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 П.В. Бажан

Судьи                                                                                                               А.Б. Корнилов

                                                                                                                          С.Ю. Николаева