ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-653/2021 от 08.06.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

16 июня 2021 года                                                                              Дело №А55-29728/2019

г. Самара

Резолютивная часть  постановления  объявлена  08 июня 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2021 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Романенко С.Ш.,

судей Ястремского Л.Л., Коршиковой Е.В.,       

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шлычковой Ю.Н.,

при участии:

от ответчика – представитель Гаусс П.В., распоряжение от 28.03.2019 (до перерыва)

от третьих лиц – (Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области) представитель ФИО1, доверенность от 05.11.2021, (до и после перерыва),

в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03-08 июня 2021 года в зале № 6 дело № 55-29728/2019 (судья Разумов Ю.М.), по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции,

по иску Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу

к Администрации Елховского района Самаркой области в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью района,

обществу с ограниченной ответственностью «Гамма»,

обществу с ограниченной ответственностью «САМАРАМЕТРОСПЕЦСТРОЙ»,

при участии третьих лиц -

1. Территориального управления Росимущества в Самарской области

2. Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области

3. Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

4. Государственного казенного учреждения Самарской области «Самарские лесничества»

5. ФГБУ «ФКП» Росреестра по Самарской области

6. Администрации муниципального района Елховский Самарской области

о признании недействительными результаты межевания, признании недействительным договора аренды земельного участка от 06.05.2009 №20/2009, признании недействительным договора уступки права аренды земельного участка, признании отсутствующим права собственности, снятии земельного участка с государственного

кадастрового учета,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к  Администрации  Елховского района Самаркой области в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью района о признании недействительными:  результаты межевания проведенного в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:18:0604008:2;

- признать отсутствующим право собственности администрации Елховского
муниципального района Самарской области (в лице Комитета по управлению муниципальной  собственностью района) на земельный участок с кадастровым номером 63:18:0604008:2;

- признать недействительными: договор аренды земельного участка с кадастровым номером: 63:18:0604008:2 от 06.05.2009 за № 20/2009 заключенный между администрацией Елховского муниципального района Самарской области (в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью района) с ООО «Самараметроспецстрой»; договор уступки права аренды земельного участка с кадастровым номером 63:18:0604008:2 от 12.01.2015 за № 20/2009, государственная регистрация от 18.03.2015 за № 63-63/018-63/026/350/2015-151/2 заключенный между ООО «Самараметроспецстрой» и ООО «САМАРАМЕТРОСПЕЦСТРОЙ»;

- снять земельный участок с кадастровым номером: 63:18:0604008:2 с государствен­ного кадастрового учета и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра недвижимости в связи с прекращением его существования, как объекта недвижимости.

- восстановить границы и площадь квартала 132 Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области существовавших до нарушения прав Российской Федерации согласно каталога координат поворотных точек указанных в Заключении от 30.07.2019 выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект».

- указать в решении, что решение суда является основанием для Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области для снятия земельного участка с кадастровым номером 63:18:0604008:2 с государственного кадастрового учета и исключения сведений о нем из Единого государственного реестра недвижимости.

Определением  от 21.11.2018  суд привлек к участию в деле в качестве  третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориальное управления Росимущества в Самарской области;  Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды  и природопользования Самарской области;  Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области;  ООО «Самараметроспецстрой»;   ООО «САМАРАМЕТРОСПЕЦСТРОЙ»;  Государственного казенного учреждения Самарской области «Самарские лесничества».

Протокольным определением  от 07.07.2020 суд принял уточнение исковых требований  от 06.07.2020, в соответствии с которым  истец просит  признать  недействительными:

-     результаты межевания проведенного в отношении земельного участка с кадастровым номером: 63:18:0604008:2;

-     договор аренды земельного участка с кадастровым номером: 63:18:0604008:2 от 06.05.2009 за № 20/2009 заключенный между администрацией Елховского муниципального района Самарской области (в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью района) с ООО «Самараметроспецстрой» ИНН: <***>, КПП: 631901001;

-     договор уступки права аренды земельного участка с кадастровым номером:

63:18:0604008:2 от 12.01.2015 за № 20/2009, государственная регистрация от 18.03.2015 за № 63-63/018-63/026/350/2015-151/2 заключенный между ООО «Самараметроспецстрой» ИНН: <***>, КПП: 631901001 и ООО «САМАРАМЕТРОСПЕЦСТРОЙ» ИНН: <***>, КПП: 631101001;

- признать отсутствующим право собственности администрации Елховского муниципального района Самарской области (в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью района) на земельный участок с кадастровым номером: 63:18:0604008:2;

- снять  земельный  участок  с   кадастровым  номером:   63:18:0604008:2   с государственного кадастрового учета и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра недвижимости в связи с прекращением его существования, как объекта недвижимости, чем восстановить границы и площадь квартала 132 Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области существовавших до нарушения прав Российской Федерации;

 - указать в решении, что решение суда является основанием для Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области для снятия земельного участка с кадастровым номером: 63:18:0604008:2 с государственного кадастрового учета и исключения сведений о нем из Единого государственного реестра недвижимости.

Определением  от 09.07.2020  суд  привлек к участию в деле в качестве  третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора -  ФГБУ  «ФКП» Росреестра по Самарской области,  Администрацию муниципального района Елховский Самарской области. 

Определением от  27.10.2020 суд произвел замену  в деле №А55-29728/2019  третьего лица  ООО «Самараметроспецстрой»  (ОГРН <***>)  его правопреемником   ООО «ГАММА» (ОГРН <***>). 

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2020 года, по делу № А55-29728/2019 в иске отказано.

Не согласившись с принятым  судебным актом, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.

При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Также заявитель жалобы не согласен с указанием суда на то, что право РФ на участок как на земли лесного фонда возникло только 28.10.2009, т.е. позднее даты постановки на кадастровый учет спорного земельного участка и позднее даты регистрации права аренды на него, поскольку согласно норм действующего законодательства при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, согласно нормам действующего законодательства план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным, и нахождение спорного земельного участка в территориальных границах населенного пункта не свидетельствует о безусловном отнесении участка  к категории земель населенных пунктов.  Кроме того, заявитель жалобы указывает, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. При этом, доказательств перевода участка из состава земель лесного фонда не имеется. Право РФ на спорный земельный участок возникло ранее постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, предоставленных ответчику. Также заявитель считает, что неправомерное изменение категории земель лесного фонда на иную категорию, не может являться основанием для лишения РФ указанного земельного участка.

В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации объявлялся перерыв до 08.06.2021г. до 15 часов 40 минут, после
чего судебное заседание продолжено.

Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11ааs.arbitr.ruи на доске объявлений в здании суда.

В судебном заседании представитель третьего лица апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, также просил удовлетворить заявленные исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, также просил в иске отказать.

 В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

В соответствии с частью 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 данного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.

Учитывая, что исковые требования поданы, в том числе и об оспаривании договоров аренды и уступки, суд апелляционной инстанции, при указанных обстоятельствах, приходит к выводу о том, что  ООО «САМАРСПЕЦСТРОЙ» и ООО «ГАММА», будучи привлеченными к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, будут лишены реально защищать свои права и законные интересы как стороны по указанным договорам, в результате чего допущены нарушения таких принципов арбитражного процесса, как обеспечение равной судебной защиты прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле (статья 7 АПК РФ), равноправие сторон (статья 8 АПК РФ), состязательность (статья 9 АПК РФ), в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимым привлечения к участию в деле  ООО «САМАРСПЕЦСТРОЙ» и ООО «ГАММА», в качестве соответчиков.

На основании изложенного,  суд апелляционной инстанции в соответствии частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и руководствуясь статьей 47, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность и обоснованность  обжалуемого решения  в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы  в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав стороны, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.

Как следует из материалов дела, истец в обоснование исковых требований указал,  что Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области  в рамках проведенной, в декабре 2018 года по обращению директора общества с ограниченной ответственностью Рыболовно-охотничьего хозяйства «Елисеевское» Елховского района Самарской области, документальной и выездной внеплановой натурной проверки законности использования  ООО  «САМАРАМЕТРОСПЕЦСТРОЙ» лесного участка расположенного в части выделов 7, 10, 11, 17 и выделе 15 квартала 132 Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области установлено, что в 2009 году Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района Елховский Самарской области а территории Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области образован земельный участок с категорией - земли сельскохозяйственного назначения, который был поставлен на кадастровый учет под номером 63:18:0604008:2.

Согласно сведений, указанных в кадастровом паспорте данного земельного участка, выданного Территориальным отделом № 7 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области - земельный участок поставлен на кадастровый учет 24.03.2009 за № 63-00-102/09-106837; присвоен кадастровый номер -63:18:0604008:2; образован впервые; адрес: Самарская область, Елховский район, на северо-запад в 3400 м. от села Мулловка; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; площадь 313 714 кв.м. (погрешность 4900, 9 кв.м.); фактическое использование -данные отсутствуют; сведения о правах - отсутствуют.

Указанный земельный участок, кадастровый номер: 63:18:0604008:2, был предоставлен Комитетом на основании договора аренды от 06.05.2009 за № 20/2009 в пользование обществу с ограниченной ответственностью «Самараметроспецстрой» (далее -ООО «Самараметроспецстрой») ИНН: <***>,  которое в свою очередь, по договору уступки права аренды от 12.01.2015, государственная регистрация права от 18.03.2015 за № 63-63/018-63/026/350/2015-151/2, передало его в пользование ООО «САМАРАМЕТРОСПЕЦСТРОЙ», ИНН: <***>.

При использовании указанными обществами арендованного земельного участка расположенного на территории, которая относится к выделу 15 квартала 132 Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области были самовольно возведены следующие объекты: срубовое строение, баня, контейнеры, жилой модуль, металлические гаражи, временные постройки, загоны для животных.

Согласно Акта обследования земельного участка с кадастровым номером: 63:18:0604008:2, проведенного Государственным казенным учреждением Самарской области «Самарские лесничества» от 14.12.2018 - при использовании программы ГИСИнГЕО посредством наложения приложенных координат исследуемого земельного участка на данные материалов лесоустройства 2014 года выявлено частичное пересечение земельного участка с кадастровым номером: 63:18:0604008:2 с землями лесного фонда, а именно с выделами 7, 9-12, 15, 17 квартала 132 Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области. Фото материалы и таблицы в Приложении.

Согласно Акта натурного обследования земельного участка с кадастровым номером: 63:18:0604008:2 расположенного по адресу: Самарская область, Елховский район, Кошкинское лесничество, Елховское участковое лесничество, квартал 132, выделы 7, 10, 11, 15, 17, проведенного Государственным казенным учреждением Самарской области «Самарские лесничества» от 17.12.2018 - в выделе 15 квартала 132 Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области расположены объекты не лесной инфраструктуры: срубовое строение, баня, контейнеры, жилой модуль, металлические гаражи, временные постройки и техника. Действующий загон для животных входит в лесной фонд на 5-10 метров. В земельный участок с кадастровым номером 63:18:0604008:2 площадью 313714 кв.м. входят выдела 7, 9 - 12, 15, 17 квартала 132 Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области. Выдела 7, 9-12, 17 квартала 132 лесничества свободны, без объектов. Фото таблицы в Приложении.

В 2007 году на данной территории проведено лесоустройство лесов бывших сельхозформирований. По ее итогам данному лесному участку Елховского участкового лесничества был присвоен квартальный номер № 45 площадью 54, 3 га., права Российской Федерации (далее - РФ) на который были зарегистрированы 28.10.2009 г. Свидетельство № 63-АД 166370.

В 2014 году по результатам нового лесоустройства лесов Кошкинского лесничества данному лесному участку был присвоен новый квартальный номер № 132. Согласно материалов лесоустройства выдел 15 квартала 132, площадью 2, 6 га - усадьба.

В соответствии с приказом Министерства от 03.03.2011 за № 59 за лесничествами Самарской области, в границах лесных участков установленных по материалам лесоустройства 2007-2008 т.г. были закреплены лесные участки из состава земель лесного фонда находившиеся ранее в ведении сельскохозяйственных организаций (позиция 293 Приложения к приказу) и (позиция 10 Перечня сельскохозяйственных предприятий, владельцев лесов Ново-Буянского лесхоза).

В качестве документального подтверждения нахождения земельного участка с кадастровым номером 63:18:0604008:2 на лесном участке Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области к материалам проверки были приобщены следующие доказательства: а) Правоустанавливающие документы: Свидетельство о государственной регистрации права от 28.10.2009, приказ Рослесхоза от 03.03.2011 № 59 «О закреплении за лесничествами Самарской области лесных участков в составе земель лесного фонда, ранее находившимися в ведении сельскохозяйственных организаций с приложением, Перечень сельхоз предприятий, владельцев лесов в зоне деятельности Ново-Буянского лесхоза; б) Материалы проверки с фотографиями и таблицами данных.

Как указал истец, рассмотрев присланные Министерством материалы, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) находит права РФ в отношении лесного участка расположенного в выделах 7, 9-12, 15, 17 квартала 132 Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области, нарушенными в связи с незаконным образованием на его территории земельного участка с кадастровым номером 63:18:0604008:2, требующими судебной защиты и полного восстановления по следующим основаниям.

Как указывает истец, Комитет необоснованно и незаконно воспользовался правом по распоряжению земельным участком лесного фонда.

Согласно сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР), земли лесного фонда, на которых был образован Комитетом новый земельный участок представляли собой земельный участок, государственная собственность на который уже была разграничена в силу закона. А именно, в силу требований ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) ранее действовавшей редакции федерального закона от 29.01.1997 № 22-ФЗ - «Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, поселений, а так же земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и не лесные земли), образуют ЛЕСНОЙ ФОНД».

Согласно ст. 84 ЛК РФ полномочия органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, распространяются только на лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в муниципальной собственности могут находиться земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

- право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

-     которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

-     которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Согласно ч. 4 ст. 11.2 ЗК РФ - «Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков». Тогда как, на образование земельного участка с кадастровым номером 63:18:0604008:2 Комитетом у собственника письменного согласия получено не было. К тому же при образовании участка, Комитетом, были самоуправно изменены: категория, и   целевое назначение незаконно отчужденной части лесного участка.

Как следует из сведений указанных в приложенном к материалам проверки кадастровом паспорте новый земельный участок, был образован Комитетом в соответствии с Постановлением главы администрации Елховского муниципального района Самарской области в 2009 году.

Однако, при проведении Министерством проверки, каких-либо документов свидетельствующих о наличии у Комитета прав муниципального собственника, незаконно отведенного лесного участка, на котором им был образован новый земельный участок с присвоенным ему кадастровым номером 63:18:0604008:2, представлено не было.

Тот факт, что государственный кадастровый учет лесных участков в соответствии с Законом № 221-ФЗ, с 01.01.2017 - № 218-ФЗ, ранее не осуществлялся и земли лесного фонда расположенные в выделах 7, 9-12, 15, 17 квартала 132 Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области на момент образования земельного участка с кадастровым номером: 63:18:0604008:2 не были поставлены на кадастровый учет, по мнению истца, нисколько не умаляет прав РФ на вышеуказанный лесной участок.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или право удостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или право удостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи. При этом важно отметить, что правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Согласно сведений из ЕГРН права Комитета были зарегистрированы им только в 2018 году - земельный участок с кадастровым номером 63:18:0604008:2 поставлен на кадастровый учет 24.03.2009; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования; площадь 313 714 кв.м. (погрешность 4900, 9 кв.м.); данные о правообладателе отсутствуют; адрес: Самарская область, Елховский район, на северо-запад в 3400 м. от села Мулловка; государственная регистрация права произведена за № 63/01/01/2019-182958 от 31.07.2019. Сведения о правообладателе отсутствуют. Имеется ограничение прав и обременение объекта недвижимости:  договор аренды земельного участка от 06.05.2009 за № 20/2009 Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Елховский Самарской области с ООО «Самараметроспецстрой»; договор уступки ООО «Самараметроспецстрой» права аренды земельного участка с кадастровым номером 63:18:0604008:2 ООО «САМАРАМЕТРОСПЕЦСТРОЙ» от 12.01.2015 за № 20/2009, государственная регистрация от 18.03.2015 за № 63-63/018-63/026/350/2015-151/2.

Как указал истец, право Российской Федерации  на весь участок лесного фонда, в границах которого расположен спорный земельный участок, было зарегистрировано РФ еще 28.10.2009. В связи с чем, по мнению истца, земельный участок лесного фонда в соответствии с требованиями закона определяется как ранее учтенный.

Истец полагает, что материалы лесоустройства 2007 - 2008 и 2014 г.г. выполненные в отношении Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области являются надлежащим доказательством расположения земель лесного фонда на территории данного муниципального образования.

В соответствии со ст.ст. 67, 68, 69 ЛК РФ на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 ЛК РФ проводится лесоустройство. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также создание и документальное закрепление сведений, являющихся первичными (исходными) источниками информации: утвержденного субъектом. РФ плана лесничеств, карт-схем лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений в них и таксационных описаний к ним.

Как указал истец,  проектирование лесных участков осуществляется только в границах соответственно лесничеств и лесопарков. Геодезические и картографические работы по закреплению на местности местоположения их границ проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

На основании требований приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» и в соответствии с ч. 2 ст. 91 ЛК РФ вся документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, их целевое назначение и вид разрешенного использования, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов вносится в ГЛР.

Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в основном документе лесоустройства - плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (п. 3 ст. 4.1 ЛК РФ). Который, в силу п. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» , а также документ, содержащий описание участка лесного фонда, признаются юридически действительными правоустанавливающими документами.

Далее истец указывает на то,  что в силу требований ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о таких лесных участках, согласно ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ, подлежат внесению в ЕГРН после уточнения их границ на основании межевого плана, что позволит избежать пересечения их границ с границами иных земельных участков.

Исходя из  сведений, указанных в позиции 10 Перечня сельскохозяйственных предприятий, владельцев лесов Ново-Буянского лесхоза, подтверждается факт вхождения до марта 2011 года спорного земельного участка в состав земель лесного фонда, которые на основании приказа Министерства от 03.03.2011 за № 59, по материалам лесоустройства 2007-2008 г.г., вошли в состав квартала 45 (в настоящее время132) Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области.

Как указал истец, доказательствами прав истца на спорный земельный участок являются:

-     сведения представленные Министерством Свидетельство о регистрации права РФ от 28.10.2009, Перечень сельскохозяйственных предприятий, владельцев лесов Ново-Буянского лесхоза, приказ Министерства от 03.03.2011 за № 59 О закреплении лесных участков из состава земель лесного фонда находившихся ранее в ведении сельскохозяйственных организаций, акты проверки проведенной в декабре 2018 года Министерством с приложением фото материалов и таблиц о фактическом использовании ответчиком земельного участка по месту его нахождения.

-     сведения, что на всех представленных в материалах проверки фотоматериалах документально зафиксированы факты отсутствия проведения ответчиком каких-либо сельскохозяйственных работ и выращивания сельскохозяйственных культур. Зато на фотографических материалах спорного земельного участка хорошо просматриваются имеющиеся там многочисленные лесные насаждениями соответствующие качественным характеристикам таксационных описаний.

-     сведения об отсутствии в правоустанавливающих документах ответчика сведений о фактическом использовании им участка в качестве сельхозугодий (п. 10 Кадастрового паспорта земельного участка). Тогда как в соответствии с требованиями ст. 7 ЗК РФ земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Как указал истец,  законные основания возникновения у муниципального образования «Елховский район Самарской области» права собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером: 63:18:0604008:2, отсутствуют.

Кроме того, в силу требований ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о таких лесных участках, согласно ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ, подлежат внесению в ЕГРН после уточнения их границ на основании межевого плана, что позволит избежать пересечения их границ с границами иных земельных участков.

Как указал истец,  Комитет  ввиду отсутствия доказательств, не обладал не только полномочиями по образованию новых земельных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, но и не был уполномочен предоставлять их в аренду третьим лицам. Образованный же им земельный участок расположен непосредственно на землях лесного фонда. При этом государственная собственность на земли лесного фонда ко времени образования спорного земельного участка уже была разграничена в пользу РФ, что подтверждается сведениями, указанными в Свидетельстве о регистрации права собственности РФ № 63-АД 166370 от 28.10.2009 на лесной участок площадью 54, 3 га., адрес объекта: Елховского участкового лесничества Кошкинского, лесничества Самарской области, относящийся к кварталу номер № 45 Елховского участкового лесничества. Так возникновение прав РФ осуществлено на основании ч. 1 ст. 8 ЛК РФ введенного в действие федеральным законом от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

Истец полагает, что Комитетом при осуществлении своей финансово-хозяйственной деятельности, в нарушение требований ч. 1 ст. 8 ЛК РФ, в редакции Федерального закона от 04.12.2006 № 200-ФЗ "Лесной кодекс Российской Федерации", в целях узаконивания незаконно образованного им нового земельного участка с кадастровым номером 63:18:0604008:2, были изданы незаконные локальные нормативные акты. А именно: Постановления 2009 г.: Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории района; Об образовании земельного участка с установлением новой категории и вида разрешенного использования. После чего Комитетом была осуществлена постановка незаконно образованного земельного участка на кадастровый учет с присвоением участку кадастрового номера 63:18:0604008:2 с последующей его сдачей ответчиком в аренду третьим лицам. При этом, Комитет, свои права на земельный участок в соответствии с требованиями действующего законодательства надлежащим образом не оформил. Что подтверждает факт о том, что ответчик располагал сведениями о принадлежности спорного участка РФ.

Таким образом, истец считает, что нет никаких законных оснований полагать, что спорный земельный участок был образован Комитетом на законных основаниях, несмотря на то, что был оформлен нормативными актами администрации района с самоуправным изменением категории и целей его использования.

На основании вышеизложенного истец считает, что  часть земель лесного фонда площадью 103 799 кв.м., находящаяся в собственности РФ, была незаконно, без разрешения собственника РФ отчуждена и переведена Комитетом в категорию земель сельскохозяйственного назначения, после чего он самоуправно распорядился ею, как муниципальной собственностью района, заключив договор аренды с ООО «Самараметроспецстрой» ИНН: <***>, чем ответчиком были нарушены имущественные права и законные интересы РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.06.2014 № 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ «Рослесинфорг». Вступившим в законную силу Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 сентября 2018 года (гр. Дело № А41-85016/17) установлено, что согласно данным открытых источников ФГБУ «Рослесинфорг» является всероссийским научно-производственным предприятием, созданным на базе государственных лесоустроительных предприятий, и специализирующимся на ведении информационных баз лесного хозяйства и государственном учете лесного фонда. Свою деятельность в федеральных округах ФГБУ «Рослесинфорг» организует через свои структурные подразделения - филиалы, созданных в всех Федеральных округах, которые в полном объеме обладают полномочиями и необходимыми данными для определения и установления на местности границ лесничеств и лесопарков.

Во исполнение запроса Департамента филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» был проведен сопряженный пространственный анализ данных расположения границ земель лесного фонда Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области и земельного участка иной категории с кадастровым номером 63:18:0604008:2. Результаты анализа отражены в Заключении от 30.07.2019, при этом установлено, что площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 63:18:0604008:2 на земли лесного фонда расположенные в выделах 7, 9-12, 15, 17 квартала 132 Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области, согласно указанного в нем каталога координат поворотных точек границ лесничества составила - 103 799 кв.м.

Как указал истец, проведение процедуры межевания земельного участка с присвоенным ему впоследствии кадастрового номера 63:18:0604008:2 было произведено организацией, проводившей кадастровые работы, с грубым нарушением требований ст. 39 Порядка согласования местоположения границ земельных участков Федерального закона № 221 – ФЗ.

Учитывая изложенное, поскольку по мнению истца,   земельный участок с кадастровым номером 63:18:0604008:2 располагается на землях лесного фонда, следовательно, в целях восстановления прав собственника на незаконно отведенные земли лесного фонда с образованием на них иного незаконного земельного участка все сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:18:0604008:2 должны быть исключены из ЕГРН. 

Учитывая изложенные обстоятельства истец обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик  возражал против  заявленных требований, ссылаясь на   то, что спорный земельный участок к землям лесного фонда не относится, ссылался на  ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».  

Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего  исследования представленных доказательств, суд первой инстанции  отказал в иске, поскольку согласно сведениям ЕГРН права аренды на спорный земельный участок возникли 24.03.2009 за № 63-00-102/09-106837,  тогда как право собственности Российской Федерации зарегистрировано 28.10.2009, свидетельство № 63-АД 166370, то есть позже предоставления и регистрации права аренды.

При этом суд первой инстанции указал, что согласно сведений, указанных в кадастровом паспорте земельного участка и выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 63:18:0604008:2 поставлен на кадастровый учет 24.03.2009г. за № 63-00-102/09-106837. Кадастровый учет земельного участка осуществлен на основании Землеустроительного дела по межеванию от 29.12.2008 года.

Данный земельный участок расположен по адресу: Самарская область, Елховский район, на северо-запад в 3400 м от села Мулловка, относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения", имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Площадь 313 714 кв.м. ,  данные о правообладателе отсутствуют.  Вид обременения: аренда; дата государственной регистрации: 18.03.2015; номер государственной регистрации: 63-63/018-63/026/350/2015-151/2; срок, на который установлено обременение: с 06.05.2009 по 06.05.2058гг на 49 лет; лицо, в пользу которого установлено обременение: ООО «САМАРАМЕТРОСПЕЦСТРОЙ» (ИНН <***>), основание государственной регистрации: Договор № 20/2009 аренды земельного участка от 06.05.2009г. и Договор уступки права аренды земельного участка от 12.01.2015г.

В кадастровой выписке сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:18:0604008:2 расположен на землях лесного фонда либо имеет пересечения с границами других участков, отсутствуют.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом РФ категорий земель является обязательным. То есть законодатель не допускает, чтобы один земельный участок состоял из различных категорий (земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения).

Истец же утверждает, что в земельный участок с кадастровым номером 63:18:0604008:2 входят выдела 7, 9 - 12, 15, 17 квартала 132 Елховского участкового лесничества Кошкинского лесничества Самарской области.

На земельный участок, относящийся к категории земли лесного фонда, имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации № 63-АД 166370 от 28.10.2009г., назначение: земли лесного фонда, площадь 54,30 га, расположенный по адресу: Самарская область, Елховский район, Кошкинское лесничество, Елховское участковое лесничество, квартал №45.

Право собственности Российской Федерации на лесной участок «квартал № 45» зарегистрировано 28.10.2009г., Свидетельство № 63-АД 166370.

Соответственно, право собственности Российской Федерации возникло после   постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:18:0604008:2 24.03.2009г. и позднее регистрации права аренды на него - Договор № 20/2009 аренды земельного участка от 06.05.2009г. зарегистрирован 01.06.2009г.

В обоснование приведенных доводов о том, что земельный участок (в части пересечения) относится к землям лесного фонда, истец ссылается на Акт обследования земельного участка с кадастровым номером 63:18:0604008:2, проведенного ГКУ Самарской области «Самарские лесничества».

Определение наличия наложений земельного участка с кадастровым номером 63:18:0604008:2 на материалы лесоустройства ГКУ Самарской области «Самарские лесничества» осуществлено при помощи инструментальной геоинформационной системы «ИнГео».

Согласно статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.

В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в ГИС на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.

Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).

Следовательно, Истцом не представлено доказательств того, что границы земельного участка с кадастровым номером 63:18:0604008:2 действительно налагаются на границы земельного участка лесного фонда квартала № 132 Кошкинского лесничества.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции Закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется (за исключением случаев, специально поименованных в данной статье) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН. Данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. В соответствии с частью 3 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в редакции Закона № 280-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года.

Таким образом, применение правил Закона № 280-ФЗ связывается с фактом возникновения до 1 января 2016 года права на спорный земельный участок у любого частного лица: актуального правообладателя или любого его предшественника.

В письме Минэкономразвития России от 15.00.2017 № 26268-ВА/Д23и указано, что  принятие Федерального закона № 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений ГЛР и ЕГРН путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР». Таким образом, установлен абсолютный приоритет данных ЕГРН перед сведениями лесного реестра.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требование истца  подлежат оставлению без удовлетворения.

Поскольку судом первой инстанции при принятии решения были нарушены нормы процессуального права, решение суда первой инстанции на основании части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием нового судебного акта.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 266-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2020, по делу №А55-29728/2019 – отменить, принять новый судебный акт.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Постановление  вступает в  законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                               С.Ш. Романенко

            Судьи                                                                                                                           Л.Л. Ястремский

                                                                                                                           Е.В. Коршикова