ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-6615/08 от 30.10.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

05 ноября 2008 года Дело № А55-5072/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2008 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рогалевой Е.М.,

судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,

с участием:

от заявителя – не явился, извещен;

от главы городского округа Новокуйбышевск Самарской области – ФИО1, доверенность от 10 января 2008 г. № 17;

от третьих лиц:

от Управления Росприроднадзора по Самарской области – не явился, извещен;

от Департамента лесного хозяйства по Самарской области – не явился, извещен;

от ФГУ «Самарский лесхоз» - не явился, извещен;

от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области – не явился, извещен;

от ФИО2 – ФИО2, паспорт, ФИО3, ордер от 30 октября 2008 г. № 7632,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2008 г.

по делу № А55-5072/2008 (судья Холодкова Ю.Е.),

по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,

к главе городского округа Новокуйбышевск Самарской области, г. Новокуйбышевск,

третьи лица:

Управление Росприроднадзора по Самарской области, г. Самара,

Департамент лесного хозяйства по Самарской области, г. Самара,

ФГУ «Самарский лесхоз», г. Самара,

Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,

ФИО2, г. Самара,

о признании недействительным пункта 6 постановления,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, т. 1 л.д. 117-121) о признании недействительным пункта 6 постановления главы г. Новокуйбышевска от 24 декабря 2004 г. № 4245 «Об уточнении площади, местоположения, целевого использования земельных участков, о предоставлении земельных участков гражданам в собственность и в аренду и о внесении изменений и дополнений в постановления главы г. Новокуйбышевска (в редакции постановления главы г. Новокуйбышевска от 21 марта 2005 г. № 518).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия главой города Новокуйбышевска оспариваемого постановления Закон о разграничении государственной собственности на землю, в том числе, и лесные участки, принят не был, в связи с чем глава городского округа Новокуйбышевск являлся уполномоченным органом местного самоуправления на распоряжение спорным земельным участком; земельный участок, предоставленный гр-ну ФИО2 оспариваемым постановлением, находится в границах городского округа Новокуйбышевск и относится к категории земель - земли населенных пунктов, поскольку в силу ст. 8 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» установление границ населенных пунктов является переводом земель из других категорий в земли населенных пунктов; в соответствии со ст.ст. 8, 11, 14 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда и земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется в связи с установлением или изменением черты поселений. Земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений (п. 5 ст. 14 названного Закона); материалы лесоустройства, представленные Территориальным управлением, составлены в 1997 г. без учета установления границы муниципального образования.

Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с требованиями лесного законодательства до принятия федерального закона, устанавливающего право собственности на городские леса, такие леса продолжают оставаться в собственности Российской Федерации и подлежат учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд; постановление Правительства Российской Федерации в соответствии с лесным законодательством о переводе земель лесного фонда, относящихся к категории защитных лесов «городские леса», расположенных в границах городского округа Новокуйбышевск, в земли иных категорий не принималось; лесные участки в квартале 23 Пригородного лесничества Самарского лесхоза, в том числе и спорный земельный участок, являются федеральной собственностью; земельный участок, незаконно предоставленный гражданину ФИО2, выбыл из федеральной собственности на основании решения органа, не обладающего полномочиями по распоряжению данным земельным участком, а именно органа местного самоуправления - Администрации г. Новокуйбышевска.

В судебное заседание представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представители главы городского округа Новокуйбышевск и ФИО2 считают решение суда законным и обоснованным.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Пунктом 6 постановления главы г. Новокуйбышевска от 24 декабря 2004 г. № 4245 гражданину ФИО2 был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, СДТ «Гранное» ЖКК-2, площадью 0,0600 га и в связи с выкупом земельного участка площадью 0,0054 га указанным постановлением установлено считать земельный участок площадью 0,0654 га в собственности у ФИО2

При принятии решения об отказе в удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области о признании указанного пункта постановления главы городского округа Новокуйбышевск незаконным судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно ст.ст. 6, 10 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. леса, расположенные на землях городских поселений, являются объектами лесных отношений - лесами, не входящими в лесной фонд.

В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. оборот участков лесного фонда и участков лесов, не входящих в лесной фонд, ограничен: купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.

На основании ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. в ст. 19 предусматривал, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом. Однако данный федеральный закон до настоящего времени так и не был принят. Следовательно, в соответствии с требованиями лесного законодательства до принятия федерального закона, устанавливающего право собственности на городские леса, такие леса продолжают оставаться в собственности Российской Федерации и подлежат учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд.

Согласно ст. 59 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. и ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации отграничение земель лесного фонда от земель иных категорий осуществлялось на основании материалов лесоустройства.

В соответствии с действующим с 01 января 2007 г. Лесным кодексом Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Суд указал в решении, что на момент принятия главой города Новокуйбышевска оспариваемого постановления Закон о разграничении государственной собственности на землю, в том числе, и лесные участки, принят не был, в связи с чем глава городского округа Новокуйбышевск являлся уполномоченным органом местного самоуправления на распоряжение спорным земельным участком.

Земельный участок, предоставленный гр-ну ФИО2 оспариваемым постановлением, находится в границах городского округа Новокуйбышевск и относится к категории земель - земли населенных пунктов, поскольку в силу ст. 8 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» установление границ населенных пунктов является переводом земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии со ст.ст. 8, 11, 14 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда и земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется в связи с установлением или изменением черты поселений. Земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений (п. 5 ст. 14 названного Закона).

Однако обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 9 января 1998 г. № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Иное истолкование указанных положений приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) происходит по воле и в интересах муниципального образования в отсутствии согласия самого собственника - Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа Российской Федерации и как таковой является федеральной собственностью особого рода.

Довод суда, со ссылкой на статью 8 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», о том, что перевод земель из земель лесного фонда в земли поселений осуществлен автоматически - посредством установления городской черты городского округа Новокуйбышевск основан на неправильном толковании и применении этого Закона.

Названный Федеральный закон не предусматривает возможности без соблюдения надлежащей правовой процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселения в случае изменения городской черты, а положения статьи 8 данного Закона должны применяться во взаимосвязи с другими его статьями, предусматривающих определенный порядок подготовки документов для перевода земель, а также рассмотрения ходатайств о переводе земель.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 июня 2008 г. № 16490/07.

Доказательств соблюдения указанной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений глава городского округа Новокуйбышевск в материалы дела не представлено.

В соответствии с требованиями лесного законодательства до принятия федерального закона, устанавливающего право собственности на городские леса, такие леса продолжают оставаться в собственности Российской Федерации и подлежат учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд.

Постановление Правительства Российской Федерации в соответствии с лесным законодательством о переводе земель лесного фонда, относящихся к категории защитности «городские леса», расположенных в границах городского округа Самара, в земли иных категорий не принималось. Поэтому лесные участки в 23 квартале Пригородного лесничества Самарского лесхоза, относящиеся к категории защитности «городские леса», являются федеральной собственностью.

Таким образом, земельный участок, незаконно предоставленный гражданину ФИО2, выбыл из федеральной собственности на основании решения органа, не обладающего полномочиями по распоряжению данным земельным участком, а именно органа местного самоуправления - Администрации г. Новокуйбышевска.

Следовательно, Арбитражный суд Самарской области не применил закон, подлежащий применению, а именно ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 6, 8, 23 Лесного кодекса Российской Федерации, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Суд первой инстанции ошибочно указал в решении, что оспариваемое постановление не нарушает права и интересы Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и заявление подано неуполномоченным лицом.

Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» также Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом являлось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

В соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества от 01 февраля 2005 г. № 37 (далее - Положение), Территориальное управление в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и в пределах, установленных Положением:

- осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Самарской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Самарской области, в том числе составляющего казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам;

- осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции.

В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного в связи с неправильным применением норм материального права согласно п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить и заявленные требования удовлетворить.

Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 августа 2008 г. по делу № А55-5072/2008 отменить.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным пункт 6 постановления главы г. Новокуйбышевска от 24 декабря 2004 г. № 4245 «Об уточнении площади, местоположения, целевого использования земельных участков, о предоставлении земельных участков гражданам в собственность и в аренду и о внесении изменений и дополнений в постановления главы г. Новокуйбышевска» (в редакции постановления главы г. Новокуйбышевска от 21 марта 2005 г. № 518).

Взыскать с главы городского округа Новокуйбышевск Самарской области, г. Новокуйбышевск, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.

Исполнительный лист выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Е.М. Рогалева

Судьи В.В. Кузнецов

Н.Ю. Марчик