ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
11 июня 2015 года Дело №А49-115/2015
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10.06.2015 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Пензенское объединение автовокзалов» на решение Арбитражного суда Пензенской области от 03.04.2015 по делу №А49-115/2015 (судья Стрелкова Е.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Пензенское объединение автовокзалов» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза, к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Самара, об оспаривании предписания,
в судебном заседании приняли участие:
от ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» - ФИО1 (доверенность от 13.05.2015) и ФИО2 (доверенность от 08.06.2015),
от УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора по Самарской области – ФИО3 (доверенность от 12.03.2015 №52),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Пензенское объединение автовокзалов» (далее - ОАО «Пензенское объединение автовокзалов», общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения заявленных требований) о признании недействительным предписания государственного транспортного инспектора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление Ространснадзора) ФИО4 №6ПН-50АВ/14 в части установленного срока его исполнения - до 02.02.2015.
Решением от 03.04.2015 по делу №А49-115/2015 Арбитражный суд Пензенской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Управление Ространснадзора апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представители общества апелляционную жалобу поддержали, просили отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель Управления Ространснадзора апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалованный судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» эксплуатирует объекты транспортной инфраструктуры, которые приказом Федерального дорожного агентства от 04.07.2011 №185 «О присвоении категории объектам транспортной инфраструктуры» внесены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта, в частности: автовокзал г.Пенза (1 категория, реестровый номер АТА0001251), автовокзал г.Белинский (4 категория, реестровый номер АТА0001257), автовокзал г.Никольск (4 категория, реестровый номер АТА0001253), автовокзал г.Сердобск (4 категория, реестровый номер АТА0001255).
Управление транспортной безопасности Федерального дорожного агентства 16.04.2014 утвердило результаты оценки уязвимости автовокзала г.Пенза и 27.06.2014 утвердило План обеспечения транспортной безопасности этого автовокзала (далее - План).
В соответствии с Планом на ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» возложена обязанность по совершению организационных и технических мероприятий, связанных с обеспечением транспортной безопасности автовокзала г.Пенза, в том числе:
- обеспечение круглосуточного непрерывного видеонаблюдения на посту управления обеспечением транспортной безопасности автовокзала. Приказом общества от 15.05.2014 №129 установлен срок исполнения данного требования - в течение трех месяцев с момента утверждения Плана;
- оснащение объекта транспортной инфраструктуры (автовокзала) инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности (средствами принудительного снижения скорости и остановки транспорта типа «лежачий полицейский»). Приказом общества от 15.05.2014 №130 установлен срок исполнения данного требования - в течение трех месяцев с момента утверждения Плана;
- обеспечение необходимого количественного и качественного состава средств досмотра для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения в зону транспортной безопасности у всех попадающих в неё физических лиц и материальных объектов (обнаружитель паров и микрочастиц взрывчатых и отравляющих веществ, рентгенотелевизионная установка, технические средства защиты от поражающих факторов взрыва: локализатор взрыва, стационарный автоматизированный комплекс радиационного контроля). Приказом общества от 15.05.2014 №130 установлен срок исполнения данного требования - в течение трех месяцев с момента утверждения Плана.
На основании распоряжения от 16.09.2014 №1082 Управление Ространснадзора провело плановую выездную проверку по вопросу выполнения ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» требований нормативных правовых актов в части обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры: автовокзал г.Пенза, автовокзал г.Белинский, автовокзал г.Сердобск, автовокзал г.Никольск.
В ходе проверки Управление Ространснадзора выявило, что в нарушение п.3, 4, 5.24, 5.31 и 6.4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 №42 (далее - Требования №42), ОАО «Пензенское объединение автовокзалов»:
- не обеспечило круглосуточное непрерывное видеонаблюдение на посту управления обеспечением транспортной безопасности автовокзала г.Пенза (срок исполнения истек 27.09.2014);
- не обеспечило оснащение объекта транспортной инфраструктуры (автовокзал г.Пенза) инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности (средствами принудительного снижения скорости и остановки транспорта типа «лежачий полицейский») (срок исполнения истек 27.09.2014);
- не обеспечило на объекте транспортной инфраструктуры (автовокзал г.Пенза) необходимый количественный и качественный состав средств досмотра для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения в зону транспортной безопасности у всех попадающих в нее физических лиц и материальных объектов (обнаружитель паров и микрочастиц взрывчатых и отравляющих веществ, рентгенотелевизионная установка, технические средства защиты от поражающих факторов взрыва: локализатор взрыва, стационарный автоматизированный комплекс радиационного контроля) (срок исполнения истек 27.09.2014).
По результатам проверки Управление Ространснадзора составило акт проверки от 30.10.2014 №ПН-78АВ/14 и выдало инспекторское предписание от 30.10.2014 №6ПН-50АВ/14, которым обязало общество устранить выявленные нарушения в срок до 02.02.2015.
Не согласившись с инспекторским предписанием, ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу п.1 и 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв.Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №398), п.1.1 Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (утв.Приказом Ространснадзора от 11.08.2014 №АК-804фс) Управление Ространснадзора по ПФО уполномочено проводить проверки обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон №16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено этим законом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст.1 Закона №16-ФЗ под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе автомобильные вокзалы и станции; к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Таким образом, ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» является субъектом транспортной инфраструктуры, автовокзал г.Пенза - объектом транспортной инфраструктуры. Как уже указано, автовокзал г.Пенза включен в Реестр категорированных объектов (1 категория, реестровый номер АТА0001251).
Из ч.1 ст.8 Закона №16-ФЗ следует, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.7 Закона №16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Минтранс РФ Приказом от 08.02.2011 №42 утвердил Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Требования №42 применяются в отношении ОТИ, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ (п.3 и 4 Требований №42).
В соответствии с п.5.24 и 5.31 Требований №42 субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также оснастить ОТИ инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
Субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ первой категории дополнительно к требованиям п.5 обязан обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра в целях транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов (п.6.4 Требований №42).
Согласно ч.2 ст.9 Закона №16-ФЗ планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
План обеспечения транспортной безопасности автовокзала г.Пенза утвержден начальником Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства 27.06.2014. По своей структуре План состоит из приказов руководителя ОАО «Пензенское объединение автовокзалов», которыми оформлены отдельные мероприятия по обеспечению транспортной безопасности автовокзала г.Пенза и установлены сроки их выполнения.
В План, в том числе включены приказы от 15.05.2014 №129 и №130, неисполнение обществом которых Управление Ространснадзора выявило в ходе проверки.
Ссылку ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» на приказ генерального директора общества от 12.07.2014 №199 об изменении содержащихся в Плане сроков его исполнения, суд первой инстанции обоснованно отклонил. В силу приведенных выше норм Закона №16-ФЗ сроки исполнения Плана устанавливаются в самом Плане, утвержденном уполномоченным органом в сфере транспортной безопасности – Управлением транспортной безопасности Федерального дорожного агентства. Следовательно, все изменения в План, в том числе и в отношении сроков его исполнения, должны вноситься в том же порядке, то есть утверждаться Управлением транспортной безопасности Федерального дорожного агентства.
Таким образом, учитывая отсутствие доказательств утверждения приказа генерального директора ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» от 12.07.2014 №199 уполномоченным органом в сфере транспортной безопасности, этот приказ не может рассматриваться в качестве документа, вносящего изменения в План обеспечения транспортной безопасности автовокзала г.Пенза.
Срок исполнения предписания устанавливается надзорным органом исходя из принципов разумности и исполнимости предписания. При этом должно учитываться, что транспортная система является жизненно важной стратегической инфраструктурой, а обеспечение безопасности на объектах транспортной инфраструктуры - важнейшей государственной задачей. В соответствии с п.4 ст.3 Закона №16-ФЗ одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности является непрерывность, то есть мероприятия по обеспечению транспортной безопасности должны проводиться постоянно, независимо от социальных, экономических, временных, пространственных, климатических и иных факторов.
Законом №16-ФЗ и другими нормативными правовыми актами не установлены конкретные сроки проведения мероприятий, предусмотренных Планами обеспечения транспортной безопасности, такие сроки в силу закона устанавливаются самими Планами.
Планом обеспечения транспортной безопасности автовокзала г.Пенза установлен трехмесячный срок совершения организационных и технических мероприятий со дня утверждения Плана.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно счел не противоречащим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» предоставление оспариваемым предписанием также трехмесячного срока для выполнения требований Плана.
Как верно указал суд первой инстанции, в случае, если установленный в Плане срок ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» полагает недостаточным, оно вправе обратиться в уполномоченный орган в целях внесения в План соответствующих изменений. Однако на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания этого обществом сделано не было.
Довод ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» о возможном понижении присвоенной автовокзалу г.Пенза категории, в связи с чем отпадет необходимость выполнения отдельных положений Плана, носит предположительный характер. На дату вынесения оспариваемого предписания и на момент рассмотрения настоящего дела действует приказ Федерального дорожного агентства от 04.07.2011 №185, в соответствии с которым автовокзалу г.Пенза присвоена первая категория. Доказательств обратного не представлено.
Ссылку общества на внесенный в Государственную Думу Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» суд первой инстанции обоснованно отклонил. При принятии решения суд обязан руководствоваться действующими законами и иными нормативными правовыми актами. Законопроект нормативным правовым актом не является и, соответственно, применению для разрешения конкретного спора не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции на основании ст.104 АПК РФ и ст.333.40 НК РФ возвращает ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 20.04.2015 №1892 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 апреля 2015 года по делу №А49-115/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу «Пензенское объединение автовокзалов» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий В.С. Семушкин
Судьи А.А. Юдкин
Е.Г. Попова