ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
28ноября 2008 года Дело № А72-4047/2008
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 17 марта 2008 г. № Д/08-195, ФИО2, доверенность от 17 марта 2008 г. № Д/08-216;
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области – не явился, извещен;
от третьего лица – не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 августа 2008 г.
по делу № А72-4047/2008 (судья Семенова М.А.)
по заявлению ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги», г. Саратов,
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третье лицо – ЗАО «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам», г. Ульяновск,
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлениями, в которых просит признать незаконными решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области (далее - Роснедвижимость) «Об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости» от 01 апреля 2008 г. № 52/08-4545, № 52/08-4546, № 52/08-4547, № 52/08-4548.
Заявления были приняты к производству Арбитражным судом Ульяновской области, арбитражным делам были присвоены номера, соответственно, А72-4047/08-10/175, А72-4048/08-10/176, А72-4049/08-10/177, А72-4050/08-10/178.
При этом заявитель обратился с ходатайством об объединении в одно производство однородных дел по вышеназванным заявлениям, которое было удовлетворено определением суда от 22 июля 2008 г. в соответствии с ч. 2 ст. 130 АПК РФ, делу по объединенному производству был присвоен номер А72-4047/08-10/175.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 августа 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера; постановлением главы администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области от 13 ноября 2006 г. № 1226 «О передаче земельных участков в аренду» сформировано 4 единых землепользования, в кадастровом учете которых отказано оспариваемыми решениями; оспариваемые решения не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что в п. 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступившего в законную силу 01 марта 2008 г., указан исчерпывающий перечень объектов недвижимости, а именно земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, подлежащие постановке на кадастровый учет. Единое землепользование не является объектом недвижимости и, следовательно, не подлежит постановке на кадастровый учет. В Федеральном законе от 02 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» понятие объект недвижимости отсутствовало; понятие «единое землепользование» вводят подзаконные акты, которые издавались и / или были приняты во исполнение или в целях реализации положений Федерального закона от 02 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», а данный закон на момент принятия решения об отказе в постановке на кадастровый учет действовал в части, не противоречащей Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г., следовательно, они не могут применяться в части постановки на кадастровый учет единых землепользований; также согласно п. 1 ст. 7 Закона в составе сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости отсутствует такая характеристика как «состав земельного участка», следовательно, Законом не предусмотрена возможность учета составных земельных участков; для постановки на кадастровый учет линейных объектов такие земельные участки должны быть сформированы как самостоятельные землепользования. На каждый сформированный земельный участок оформляется описание в соответствии с письмом Роснедвижимости от 04 марта 2008 г. № ВК/0878. В настоящее время установленное программное обеспечение версии ПК ЕГРЗ-Т.03.015.15 не позволяет учесть вновь создаваемые единые землепользования, поскольку в соответствии с Законом возможность учета единых землепользований составных земельных участков не предусмотрена.
В судебное заседание представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области и третьего лица не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Представители заявителя считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
30 января 2008 г. ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания», правопреемником которой с 01 апреля 2008 г. является Общество, заключило с ЗАО «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам» договор подряда № 08-166/Сар, согласно условиям которого (п. 1.1.) Подрядчик обязался выполнить работы по проведению землеустроительных работ и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под площадными и линейными объектами Ульяновского региона ОАО «Волжская МРК».
27 марта 2008 г., в связи с выполнением Подрядчиком землеустроительных работ, ОАО «Волжская МРК» через представителя ФИО3 (доверенность от 07 мая 2007 г. № Д/07-237) направило в Роснедвижимость заявления:
№ 51/08-2157 - о постановке на государственный кадастровый учет единого землепользования общей площадью 1352,89 кв.м., сформированного из отдельных земельных участков, занятых электросетевым комплексом № 4, напряжением 35 кВ ОП «Димитровградские электрические сети», протяженностью 129,34 км;
№ 51/08-2156 - о постановке на государственный кадастровый учет единого землепользования общей площадью 2079,17 кв.м., сформированного из отдельных земельных участков, занятых электросетевым комплексом № 4, напряжением 35 кВ ОП «Димитровградские электрические сети», протяженностью 129,34 км;
№ 51/08-2158 - о постановке на государственный кадастровый учет единого землепользования общей площадью 217,94 кв.м., сформированного из отдельных земельных участков, занятых электросетевым комплексом № 4, напряжением 35 кВ OП «Димитровградские электрические сети», протяженностью 129,34 км;
№ 51/08-2159 - о постановке на государственный кадастровый учет единого землепользования общей площадью 287,35 кв.м., сформированного из отдельных земельных участков, занятых электросетевым комплексом № 4, напряжением 35 кВ ОП «Димитровградские электрические сети», протяженностью 129,34 км.
01 апреля 2008 г. Роснедвижимостью приняты оспариваемые решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании пп. 1 п. 2 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», из которых, в том числе, следует, что в связи с вступлением в силу с 01 марта 2008 г. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (п. 5 ст. 1 и п. 1 ст. 7), отсутствует понятие составной земельный участок (единое землепользование), единое землепользование не является объектом недвижимости, подлежащим постановке на кадастровый учет.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанных решений об отказе в постановке на государственный кадастровый учет суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Термин «составной земельный участок (единое землепользование)» отсутствует как в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступившем в законную силу с 01 марта 2008 г., так и отсутствовал в Федеральном законе от 02 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», действовавшем до вступления в законную силу Федерального закона № 221-ФЗ.
Пункт 5 ст. 1 и пункт 1 ст. 7 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», на которые ссылается ответчик, содержит виды объектов недвижимости, подлежащие постановке на кадастровый учет, это – «земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства». Совершенно аналогичную формулировку «земельный участок» содержал и ранее действующий Федеральный закон № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», который регулировал постановку на кадастровый учет земельных участков. И эта формулировка не служила препятствием для приемки на кадастровый учет единых землепользовании до 01 марта 2008 г. То есть и до 1 марта 2008 г. и после 01 марта 2008 г. ГК РФ, ЗК РФ и федеральные законы не содержали и не содержат понятие «составной земельный участок (единое землепользование)». В сложившейся правовой ситуации нормативные акты высшей юридической силы вообще не регулировали и не регулируют вопросы использования единых землепользований. Эти вопросы регулируются подзаконными нормативными актами. Поэтому ссылка ответчика на то, что Федеральный закон № 221-ФЗ не содержит понятия «составной земельный участок (единое землепользование)» является несостоятельной: такого понятия не было и прежде в федеральных законах, регулирующих постановку на кадастровый учет земельных участков, но единые землепользования принимались на кадастровый учет.
Использование единых землепользований (составные земельные участки) всегда регулировалось только подзаконными нормативными актами - постановлениями Правительства и Приказами Росземкадастра.
Эти подзаконные нормативные акты в настоящее время не отменены, продолжают действовать и применяться (в том числе применяются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости), это:
постановление Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам» (п. 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам);
Приказ Росземкадастра от 14 мая 2001 г. № П/89 «О кадастровом делении территории Российской Федерации» (п. п. 7, 8) для учета расположенных более чем в одном кадастровом квартале либо округе значительных по протяженности единых землепользований под линейными сооружениями территориальным органам Росземкадастра предписал создать специальные условные кадастровые кварталы;
Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети (утверждены постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. № 486), устанавливают, что обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные для установки опор одной воздушной линии электропередачи, могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера (п. 2 Правил);
Приказ Федеральной службы земельного кадастра от 2 октября 2002 г. № П/327 «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет»;
и другие.
Согласно п. 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2000 г. № 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам», кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.
Приказом от 15 июня 2001 г. № П/117 Федеральной службы земельного кадастра России «Об утверждении документов государственного земельного кадастра», зарегистрированным в Минюсте РФ 02 июля 2001 г. № 2776, утверждены требования к кадастровому делению, согласно п. 11 которых для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, представляющих собой единое землепользование и расположенных в нескольких кадастровых кварталах, в каждом кадастровом районе формируется условный кадастровый квартал с границами, совпадающими с границами кадастрового района, и кадастровым номером, состоящим из номера округа, номера кадастрового района и числа 0 (ноль).
В соответствии с Приказом от 14 мая 2001 г. № П/89 Федеральной службы земельного кадастра России «О кадастровом делении территории Российской Федерации» установлено, что для обеспечения государственного кадастрового учета земельных участков, состоящих из нескольких обособленных участков, представляющих собой единое землепользование, расположенное более чем в одном кадастровом квартале, приказами руководителей территориальных органов Росземкадастра создаются: в каждом кадастровом районе - один условный кадастровый квартал с границами, проходящими по границе кадастрового района; в каждом кадастровом округе - один условный кадастровый квартал с границами, проходящими по границе кадастрового округа (п. 7).
Согласно п. 2 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. № 486, воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно указал в решении, что обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.
В соответствии с п. 25.4 Приказа от 12 июля 2007 г. № 235 Министерства экономического развития и торговли РФ «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Ведение государственного земельного кадастра», зарегистрированного в Минюсте РФ 03 августа 2007 г. за № 9950, вступающего с 01 июля 2008 г. в законную силу поэтапно на территории Российской Федерации, по заявлению правообладателя несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.
Согласно п. 10 ст. 25 Федерального закона № 221-ФЗ особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Такие особенности кадастрового учета установлены вышеприведенными нормативными актами.
Статьей 21 Федерального закона № 66-ФЗ установлено, что до 1 ноября 2008 г. вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускаются изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые, соответственно, изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (п. 1).
Проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или с учетом части 1 настоящей статьи в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 ноября 2008 г., признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 2).
В п. 8 ст. 47 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» отражено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Такое приведение в соответствие законов и иных нормативных актов состоялось: 13 мая 2008 г. вступил в силу Федеральный закон № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Данным Законом не отменены вышеперечисленные подзаконные нормативные правовые акты (предусматривающие возможность государственного кадастрового учета единых землепользований), что означает, что они сохраняют свою силу и продолжают действовать.
Действительность вышеперечисленных подзаконных нормативных актов подтверждается и самим Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости: вновь принятым Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - ФАКОН) по исполнению государственной функции «Ведение государственного земельного кадастра» (утв. приказом Минэкономразвития от 12 июля 2007 г. № 235), вступающим в силу с 01 июля 2008 г. (вступил в силу после вступления в силу Федерального закона № 221-ФЗ), предусмотрено, что по заявлению правообладателя несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера (абзац 2 пункта 25.4.). В п. 3 данного Административного регламента ФАКОН указано, что государственная функция кадастрового учета осуществляется в соответствии с перечисляемым там же действующим законодательством, куда включены вышеуказанные постановление Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2000 г. № 660 и Приказ Росземкадастра от 14 мая 2001 г. № П/89.
Довод подателя жалобы о том, что с утратой силы Федерального закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» одновременно автоматически утратили силу
подзаконные акты, принятые в его исполнение, не может быть принят во внимание.
Государственная функция «Ведение государственного земельного кадастра» продолжает существовать, только регулируется другим законом, и масса подзаконных нормативных актов, принятых во исполнение ранее действующего закона, продолжает оставаться в силе и применяется Федеральным агентством и его территориальными органами.
Закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не содержит запрета на формирование единых землепользований.
В соответствии с п. 10 ст. 25 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Ссылка Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области на то, что программное обеспечение версии ПК ЕГРЗ-Т.03.015.15 не предусматривает возможности учета единых землепользований, правомерно отклонена судом первой инстанции.
Кроме того, ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке объекта на государственный кадастровый учет.
Среди указанных оснований отсутствует основание, указанное в оспариваемых решениях Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области.
С учетом изложенного и положений ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 августа 2008 г. по делу № А72-4047/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Е.М. Рогалева
Судьи Н.Ю. Марчик
ФИО4