804/2018-96675(1)
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2018 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А., с участием:
от Администрации города Пензы – не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью «Флагман» – не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Пензы на решение Арбитражного суда Пензенской области от 02 апреля 2018 года по делу № А49-1042/2018 (судья Дудорова Н.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Флагман»,
к Администрации города Пензы,
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Флагман» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации города Пензы выраженного в письме № ОПР/А-4 от 24.01.2018г. об отказе в проведении аукциона, а также с требованием возложить на администрацию города Пензы обязанность принять решение о проведении аукциона на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов по адресам: г. Пенза, ул. Калинина, 74, остановка «Чкалова»; г. Пенза, ул. Калинина, остановка «Фабрика игрушек»; г. Пенза, ул. Карпинского, 38А, остановка «Рембыттехника»; г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 15, остановка «Ул. Клары Цеткин»; г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 42А, остановка «Универсам»; г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 23, остановка «Магазин»; г. Пенза, ул. Коннозаводская, 12, остановка «По требованию»; г. Пенза, ул. Красная, остановка «Больница».
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 02 апреля 2018 года заявленные требования были удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателя жалобы и заявителя участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в администрацию города Пензы с заявлением № 2 от 17.01.2018, в котором просило принять решение о проведении аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных объектов по следующим адресам: г. Пенза, ул. Калинина, 74, остановка «Чкалова»; г. Пенза, ул. Калинина, остановка «Фабрика игрушек»; г. Пенза, ул. Карпинского, 38А, остановка «Рембыттехника»; г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 15, остановка «Ул. Клары Цеткин»; г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 42А, остановка «Универсам»; г. Пенза, ул. Кл. Цеткин, 23, остановка «Магазин»; г. Пенза, ул. Коннозаводская, 12, остановка «По требованию»; г. Пенза, ул. Красная, остановка «Больница», содержащимся в Схеме размещения НТО.
Письмом № ОПР/А-4 от 24.01.2018 Администрация сообщила о принятом решении об отказе в проведении аукционов на том основании, что указанные в заявке места размещения НТО не соответствуют действующей «Схеме размещения НТО», утвержденной постановлением администрации города Пензы № 470 от 09.04.2015, а также в связи с тем, что заявка не соответствует требованиям, указанным в приложении № 4 к постановлению администрации города Пензы г. Пензы № 654 от 29.04.2015 (л.д. 10).
Удовлетворяя заявленные требования и признавая отказ незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, вступившей в силу с 01.03.2015, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом № 381 -ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Нормами Федерального закона № 381 -ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определены основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 8 Федерального закона № 381 -ФЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных данным
Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект).
По правилам статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Постановлением Администрации города Пензы № 470 от 09.04.2015 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы. В данную Схему в редакции, действовавшей на дату обращения Общества, были включены места размещения НТО, указанные в обращении заявителя.
Право на размещение НТО в местах, определенных Схемой, предоставляется уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области № 32 от 02.03.2016 (далее - Порядок № 32).
Согласно пункту 3 Порядка № 32 предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО в местах, определенных Схемой, осуществляется на основании договора на размещение НТО, заключаемого по результатам аукциона, либо без проведения аукциона - в случаях, установленных данным Порядком. При проведении аукциона договор заключается на срок, установленный по инициативе уполномоченного органа местного самоуправления, но не может быть более пяти лет.
Решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО в местах, определенных Схемой, принимается уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявок хозяйствующих субъектов о проведении аукциона или по инициативе уполномоченного органа местного самоуправления (пункт 4 Порядка № 32).
В соответствии с пунктом 9 Порядка № 32 уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об отказе в проведении аукциона по заявкам хозяйствующих субъектов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размещение НТО, указанного в заявке хозяйствующего субъекта, не соответствует положениям пункта 1 Порядка № 32; наличие договора на размещение НТО в указанном в заявке хозяйствующего субъекта месте, определенном Схемой, с иным хозяйствующим субъектом, заключенного ранее дня подачи хозяйствующим субъектом заявки.
В приложении № 2 к приказу Минсельхоз Пензенской области № 32 от 02.03.2016 содержится Положение об организации аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и принятии решений о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 1.1 названного Положения решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО принимается уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о проведении аукциона, в которых указываются место размещения, площадь, высота, вид, цель использования НТО и площадь предназначенных для их размещения земельных участков.
Исходя из пункта 1.2.1 Положения, решение об отказе в проведении аукциона может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления по основаниям, предусмотренным в пункте 9 Порядка № 32.
Постановлением администрации города Пензы № 654 от 29.04.2016 «О порядке проведения открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Пензы» утверждены, в том числе, Порядок проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Пензы - приложение № 3 (далее - Порядок № 654), Форма заявки о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Пензы - приложение № 4 (далее - Форма).
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка № 654 решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение НТО принимается организатором аукциона на основании заявок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о проведении аукциона, в которых указываются место размещения, площадь, высота, вид, цель использования НТО и площадь предназначенных для их размещения земельных участков.
В пункте 2.3.1 Порядка № 654 приведен исчерпывающий перечень оснований для принятия организатором аукциона решения об отказе в проведении аукциона: место размещения НТО, указанное в заявке, не соответствует Схеме; наличие договора на размещение НТО в указанном в заявке месте, определенном Схемой, с иным хозяйствующим субъектом, заключенного ранее дня подачи заявки.
В утвержденной Форме заявки предусмотрены обязательные для указания следующие сведения: место размещения НТО в соответствии со Схемой; площадь НТО, его высота, вид и цель использования.
Решение Администрации об отказе в проведении аукциона мотивировано тем, что места размещения НТО не соответствуют Схеме, а заявление не соответствует требованиям, установленным приложением № 4, утвержденным постановлением администрации города Пензы № 654 от 29.04.2016.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции сослался на то, что общество при обращении с заявлением о проведении аукциона указало все предусмотренные приведенными нормами сведения, а именно: место размещения объекта в соответствии со Схемой, с указанием порядкового номера в постановлении об утверждении Схемы и территориального расположения; площадь НТО, его высоту, вид (тип), цель использования, площадь земельного участка, предназначенного для размещения НТО. Все сведения соответствуют параметрам, установленным Схемой.
Ответчик указал, что несоответствие поданного заявления Схеме заключается в указании заявителем срока предоставления права на размещения НТО - 5 лет, в то время как Схемой предусмотрен неопределенный срок размещения НТО.
Суд первой инстанции правомерно отклонил указанный довод.
Приведенные нормы не устанавливают обязанности указывать в заявке срок размещения НТО, а также не содержат такого основания для принятия решения об отказе в проведении аукциона, как несоответствие испрашиваемого срока Схеме. Испрашиваемые заявителем места размещения НТО соответствуют Схеме.
Что касается второго основания для принятия оспариваемого решения об отказе в проведении аукциона, то в тексте решения не конкретизировано, в чем заключается несоответствие поданного Обществом заявления требованиям установленной Формы заявки.
Доводы апелляционной жалобы заключаются в том, что в нарушение установленной Формы Общество обратилось в Администрацию не с заявкой, а с заявлением и адресовало его не в аукционную комиссию, а в Администрацию. Аналогичные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Приведенные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении Обществом установленного порядка обращения в полномочный орган по вопросу проведения аукциона на размещение НТО.
Наименование обращения заявлением, а не заявкой, не искажает сути обращения и не лишает полномочный орган возможности рассмотреть его по существу.
Не может быть расценено в качестве существенного нарушения и основания для принятия отрицательного решения тот факт, что заявление адресовано не председателю аукционной комиссии, а администрации города Пензы.
Пунктом 2.3 Порядка № 654 установлено, что рассмотрение заявок осуществляется организатором аукциона. Организатор аукциона - администрация города Пензы в лице Управления содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
Порядком № 32 также предусмотрено, что рассмотрение заявок осуществляется и решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом местного самоуправления, т.е. администрацией города Пензы.
Постановлением Администрации № 654 от 29.04.2016 утверждено Положение о комиссии по проведению аукциона (Приложение № 1), согласно которому Комиссия по проведению аукциона создается с целью проведения аукциона, определения участников и победителя аукциона (пункт 1.2). Комиссия собирается по мере необходимости (пункт 1.4).
Данным постановлением утвержден также состав комиссии, в которой председатель комиссии, его заместитель, два секретаря являются должностными лицами администрации города Пензы.
Таким образом, комиссия по проведению аукциона не является постоянно действующим органом, местоположение её не определено, она собирается по мере необходимости, для проведения аукциона и на период его проведения, а рассмотрение заявок и принятие решения о проведении аукциона осуществляется организатором аукциона, т.е. администрацией города Пензы. Следовательно, заявитель адресовал свое обращение в полномочный орган.
С учетом изложенного, требования заявителя были правомерно удовлетворены, оспариваемый отказ признан недействительным.
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию обязанность по принятию решения о проведении аукциона на право заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов по указанным в обращении адресам.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 02 апреля 2018 года по делу № А49-1042/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Б. Корнилов
Судьи Т.С. Засыпкина
Е.М. Рогалева