ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-7176/15 от 08.07.2015 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

09 июля 2015 г. Дело № А72-13075/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 08 июля 2015 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 09 июля 2015 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,

с участием:

от заявителя – ФИО1, удостоверение,

от ответчика – ФИО2, доверенность от 01 июля 2015 г. № 77,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 апреля 2015 г. по делу № А72-13075/2014 (судья Корастелев В.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВолгаПрофи» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ульяновск,

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск,

о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ВолгаПрофи» (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее ответчик) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 26.06.2014 г. № 03­3513 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 73:24:010405:30 площадью 0, 2640 га., расположенного по адресу: ул. Юности, 6, г. Ульяновск, Ульяновская область, о возложении на ответчика обязанности в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести действия, предусмотренные ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации: принять решение о предоставлении Обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 73:24:010405:30 площадью 0, 2640 га., расположенного по адресу: ул. Юности, 6, г. Ульяновск, Ульяновская область, подготовить проект договора аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении договора аренды.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 апреля 2015 г. по делу № А72-13075/2014 заявленные требования удовлетворены полностью.

Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает. что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Заявитель считает. что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Общество на основании договора купли-продажи имущества от 12.02.2014 г. является собственником объекта недвижимого имущества: лыжная база, назначение: нежилое, 1- этажная, общей площадью 369 кв.м., инв. № 20074, литеры: А, Б, I, II, адрес (местонахождение) объекта: <...>, кадастровый (или условный) номер: 73:24:040405:54, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного 25.02.2014 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.02.2014 г. сделана запись регистрации № 73-73­01/064/2014-289.

Указанное имущество располагается на земельном участке, право собственности на который принадлежит Российской Федерации.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.03.2014 г. № 01/011/2014-5523 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирована собственность Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 73:24:040405:30; назначение земельного участка- земли населенных пунктов, для размещения лыжной базы; площадь участка 2 640 кв.м.; адрес (местоположение) участка: <...> Запись о регистрации права № 73-73-01/138/2011-473 от 18.04.2011 г.

Кадастровый учет данного земельного участка произведен, его границы определены, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (л.д. 27-31).

В соответствии с материалами инвентарного дела № 20074 Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации ОГУП БТИ (технический паспорт) ограждение и ворота из металлических прутьев (литеры I, II), право собственности на которые зарегистрировано за Обществом в составе объекта недвижимости «лыжная база», окаймляют земельный указанный участок (кадастровый номер 73:24:040405:30, площадью 2 640 кв.м.) по его границам.

14.05.2014 г. Общество обратилось с заявлением (вх. № 01-4668) в Управление о предоставлении в аренду данного земельного участка, находящегося в собственности у Российской Федерации, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности.

Письмом исх. № 03-3513 от 26.06.2014 г. ответчик отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду по причине того, что в результате осмотра данного земельного участка, проведенного Управлением с целью выявления наличия всех объектов недвижимости, расположенных на участке, а также необходимости предоставления земельного участка в полном объеме, установлено, что участке кроме заявленных Обществом объектов, также расположен объект недвижимости - бетонированная площадка. Документы на данный объект недвижимости не предъявлены, права собственности не оформлены. В связи с чем, Управление сочло невозможным принятие решения о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.

Как следует из требований Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей во время обращения Общества с заявлением к Управлению и вынесения последним оспариваемого отказа, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (ч. 1 ст. 36 ЗК РФ).

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (ч. 5 ст. 36 ЗК РФ).

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (ч. 6 ст. 36 ЗК РФ).

Ответчик, обосновывая невозможность принятия решения о предоставлении Обществу в аренду земельного участка, ссылается на выявление на земельном участке объекта недвижимости - бетонированной (асфальтированной) площадки, документы на которую не были предъявлены.

В обоснование своих доводов ответчиком представлен Акт № 2013-ТУ осмотра земельного участка с кадастровым номером 73:24:040405:30, площадью 2 640 кв.м., находящегося в собственности Российской Федерации, от 17.10.2014 г. (составлен после вынесения оспариваемого отказа и в процессе разбирательства настоящего дела в суде), из которого следует, что на земельном участке расположены: 1) лыжная база (кадастровый номер 73:24:040405:54) - собственность ООО «ВолгаПрофи»; 2) бетонированная площадка, документы права пользования отсутствуют.

Также ответчиком в материалы дела предоставлена выписка из реестра федерального имущества от 10.12.2014 г. №216/1, которая содержит сведения об асфальтовой площадке (реестровый номер федерального имущества - П12730006360, дата его присвоения -10.12.14).

Вместе с тем указанные обстоятельства, на которые ссылается Управление как на основания правомерности оспариваемого отказа, а именно, что на испрашиваемом земельном участке располагается объект недвижимости - асфальтированная (бетонированная) площадка, которая может являться самостоятельным объектом гражданских прав и на который не представлены необходимые документы, опровергаются следующим.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).

По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления, другие вещные права) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Сведений о государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией или за каким-либо иным лицом на объект недвижимого имущества -асфальтированной (бетонированной) площадки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 73:24:040405:30 по адресу: <...>, в материалы дела не представлены, как не представлены и сведения о включении указанной площадки в государственный кадастр недвижимости.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие статуса недвижимого имущества (либо иного объекта гражданских прав, могущего находиться в самостоятельном гражданском обороте) у асфальтированной (бетонированной) площадки.

Акт осмотра земельного участка от 17.10.2014 г. № 2013-ТУ, выписки из реестра федерального имущества от 10.12.2014 г. № 216/1 являются недопустимыми доказательствами по делу, подтверждающими правомерность постановки на учет в реестр федеральной собственности данной асфальтированной (бетонированной) площадки, поскольку они противоречат нормам Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

В соответствии с названным Положением (пункты 29, 30, 31) если в результате осуществления контроля выявлено имущество, которое не представлено к учету в реестре и установлено, что это имущество (в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации) находится в собственности Российской Федерации либо учтено в реестре как имущество, не находящееся в собственности Российской Федерации, территориальный орган в 2-недельный срок со дня завершения контроля: формирует в 3 экземплярах на бумажных носителях и электронном носителе карты сведений об объектах учета, в том числе карты сведений о правообладателях, и (или) записи об изменениях сведений об объектах учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество соответственно по формам, предусмотренным в приложениях № 1 - 3 к настоящему Положению, путем внесения в них сведений, содержащихся в представленных и выявленных документах; направляет правообладателю сформированные карты и (или) записи в 2 экземплярах на бумажных носителях и электронном носителе с требованием в 2-недельный срок со дня его получения завершить формирование карт и (или) записей и представить их в территориальный орган с копиями документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения, и помещает копию требования в дело.

Дальнейшие действия по учету в реестре и внесению в него изменений в отношении указанного в настоящем пункте имущества осуществляются правообладателем и территориальным органом в соответствии с пунктами 17 - 26 настоящего Положения.

В случае невыполнения правообладателем указанного требования территориальный орган обязан в 10-дневный срок со дня окончания срока, установленного для выполнения требования: а) присвоить картам сведений о правообладателях соответствующие номера и (или) объектам учета - временные реестровые номера федерального имущества, внести
 присвоенные номера и даты их присвоения в третий экземпляр соответствующих карт
 сведений об объектах учета, в том числе карт сведений о правообладателях, надлежащим
 образом заверить их и поместить в соответствующие подразделы реестра, а копии
 документов, подтверждающих содержащиеся в картах сведения, - в дело; б) заверить третьи экземпляры записей об изменениях сведений об объектах учета,
 исключить из соответствующих карт сведений об объектах учета изменившиеся сведения и
 внести в них изменения, поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копии
 документов, подтверждающих приведенные в них изменения сведений, - в дело; в) заверить третьи экземпляры записей о прекращении права собственности
 Российской Федерации на имущество, исключить все сведения из соответствующих карт
 сведений об объектах учета и поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а
 копии документов, подтверждающих прекращение указанного права, - в дело; г) инициировать принятие к правообладателю мер ответственности в соответствии с
 законодательством Российской Федерации.

Копии заверенных карт и записей не позднее 5 рабочих дней со дня их помещения в соответствующие подразделы реестра направляются правообладателю на бумажном и электронном носителях в одном экземпляре с уведомлением о помещении в соответствующие подразделы реестра и инициировании принятия к нему мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Копия уведомления помещается в дело.

После поступления имущества в собственность Российской Федерации Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 3 -недельный срок со дня получения документов, содержащих сведения об этом имуществе и возникновении права собственности Российской Федерации на него: а) регистрирует поступившие документы, вносит соответствующую запись в журнал
 учета документов и проводит их экспертизу; б) присваивает объекту учета постоянный реестровый номер федерального имущества, если по результатам экспертизы установлены подлинность и полнота поступивших документов, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений; в) формирует карты сведений об объекте учета по формам, предусмотренным в приложении № 1 к настоящему Положению, путем внесения в соответствующие строки номера и даты присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества и иных сведений, содержащихся в поступивших документах; г) надлежащим образом заверяет карты и помещает их в соответствующие подразделы
 реестра, а поступившие документы - в дело.

Документы (копии документов), содержащие сведения об обращенном в собственность Российской Федерации имуществе и возникновении права собственности Российской Федерации на него, представляются соответствующим территориальным органом федерального органа власти с учетом пункта 4 настоящего Положения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 10-дневный срок со дня получения им указанных документов.

Доказательств тому, что внесение Управлением в реестр федеральной собственности ранее неучтенного объекта - асфальтовая площадка по адресу: <...>, произведено в соответствии с данной административной процедурой (в том числе с извещением правообладателя и направлением ему соответствующих документов в отношении объекта учета) в материалы дела не представлено.

Вместе с тем согласно выводам заключения проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы от 20.03.2015 № 52 (л.д. 130-136) асфальто-бетонное покрытие, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 73:24:040405:30 лыжной базы по адресу: <...>, является недвижимым сооружением; является обязательным элементом благоустройства зданий лыжной базы; не является отдельным объектом недвижимости.

Оснований сомневаться в выводах экспертов у суда не имеется. При производстве экспертизы проводившие её эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Результаты экспертного исследования и выводы заключения согласуются с иными доказательствами, имеющимися в деле. Заключение экспертов является допустимым доказательством по делу.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в связи с отсутствием у асфальтированной (бетонированной) площадки качеств объекта недвижимости, подлежащего самостоятельному гражданскому обороту, право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком. Оно является элементом благоустройства - составной частью сложной вещи - лыжной базы, право собственности на которую зарегистрировано за Обществом.

Данный довод соотносится с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24.09.2013 г. №1160/13, где указывается, что право собственности может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре права лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Объекты, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и выполняющие лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не могут быть признаны недвижимостью независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с таким земельным участком.

Следовательно, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, оспариваемый отказ Управления в предоставлении Обществу в аренду земельного участка, находящегося в собственности у Российской Федерации, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Обществу, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует ему в реализации предусмотренных законом земельных прав.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного следует, что заявленные Обществом требования в части признания незаконным решения Управления, выраженного в письме от 26.06.2014 №03­3513 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 73:24:010405:30 площадью 0,2640 га, расположенного по адресу: ул. Юности, 6, г.Ульяновск, Ульяновская область подлежат удовлетворению.

Поскольку предусматривавшиеся частью 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) сроки принятия Управлением решения о предоставлении земельного участка (месячный срок), а также осуществления подготовки проекта договора аренды земельного участка и направления его заявителю с предложением о заключении договора (месячный срок) могли применяться до судебного разбирательства, при установлении факта непроведения необходимой административной процедуры принятия решения по заявлению заинтересованного лица, но поскольку оспариваемое решение об отказе было принято Управлением с учетом данных сроков, в качестве восстановительной меры нарушенного права суд считает необходимым без указания каких-либо сроков, о которых просит Общество, обязать Управление принять решение о предоставлении Обществу в аренду спорного земельного участка, подготовить и направить в адрес Общества проект договора аренды данного земельного участка.

Аналогичная правовая позиция, изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.03.2015 г. по делу № А72-10282/14.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

  ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 апреля 2015 г. по делу № А72-13075/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий В.В. Кузнецов

Судьи А.Б. Корнилов

В.Е. Кувшинов