ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
12 ноября 2007 г. Дело № А49-4643/2007
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 06 ноября 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 12 ноября 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.
с участием:
от заявителя – извещен, не явился,
от ответчика – извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 7 дело по апелляционной жалобе Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 сентября 2007 г. по делу № А49-4643/2007 (судья Петрова Н.Н.),
принятое по заявлению ООО ИРК «Наш город», г. Пенза
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
ООО ИРК «Наш город» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 04-07/7 от 18.07.2007 г., вынесенного МРУ Росфинмониторинга по ПФО (далее - административный орган).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17 сентября 2007 г. по делу № А49-4643/2007 заявление удовлетворено.
Признано незаконным и отменено полностью, как не соответствующее нормам КоАП РФ постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу № 04-07/7 от 18.07.2007 г. о привлечении ООО ИРК «Наш город», 440015 <...>,свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 58 №001115682 от 12.10.2005г., к административной ответственности предусмотренной статьей 15.27 КоАПРФ в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб.
Административный орган в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, так как считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
13.12.2006г. прокурором Октябрьского района г. Пензы вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ в отношении заявителя.
Заявителю вменялось в вину нарушение организации внутреннего контроля: выразившееся в отсутствии сведений, необходимых для идентификации клиентов общества и несоответствии установленным требованиям должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля.
Указанное постановление определением Октябрьского районного суда г. Пензы от 19.12.2006 г. передано для рассмотрения по подведомственности в МРУ Росфинмониторинга по ПФО и получено административным органом 09.01.2007 г.
Определениями административного органа от 23.01.2007г., от 23.02.2007г., 23.03.2007г., 23.04.2007г., 23.05.2007г., 23.06.2007г. были продлены сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.
18.07.2007г. в отсутствие законного представителя заявителя, извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, рассмотрено указанное административное дело, и вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 04-07/7, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в несоответствии установленным требованиям должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля. Заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ (далее - ФЗ № 115-ФЗ) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В силу статьи 3 названного Закона внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием.) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 05.12.2005г. № 715 определены квалификационные требования к специальным должностным лицам организаций, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления. К таким требованиям относятся: наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление, либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, установленными согласно настоящему постановлению.
Как установлено в ходе проверки общества, должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, является генеральный директор общества ФИО1, имеющий диплом о присуждении квалификации инженера от 19.06.1997г. № ABC0753434 и опыт работы на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма -10 месяцев 4 дня.
Согласно статье 15.27 КоАП РФ (в редакции ФЗ № 45-ФЗ от 09.05.2005г.) неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Материалами дела доказан факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.
Суд первой инстанции и в решении сделал вывод о нарушении прав заявителя необоснованным продлением срока рассмотрения дела, что является по мнению суда основанием для признания постановления административного органа незаконным.
Этот вывод суда первой инстанции является ошибочным, поскольку продлением срока рассмотрения дела об административном правонарушении в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности не нарушаются, о месте и времени рассмотрения дела заявитель был надлежаще извещен, тем самым были соблюдены существенные условия процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 сентября 2007 г. по делу № А49-4643/2007 отменить.
В удовлетворении заявления ООО ИРК «Наш город» отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий В.В. Кузнецов
Судьи Е.М. Рогалева
ФИО2