ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-7203/2007 от 30.11.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения  арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

    Резолютивная часть постановления объявлена  30 ноября  2007 г.

    Постановление  в полном объеме изготовлено 03 декабря  2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филипповой Е. Г., cудейЗахаровой Е. И., Поповой Е. Г.,

при ведении протокола  секретарем  судебного заседания  Васиной О.В.,

с участием в судебном заседании:

от налогового органа – представитель Никогосян С.К., дов. от 18 января 2007 г.,

предприниматель Лукашевич Д.Г. - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 ноября 2007 г. в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Заинск, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 сентября 2007г. по делу № А65-14246/2007 (судья Нафиев И.Ф.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Лукашевича Дмитрия Григорьевича, г. Уфа, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Республике Татарстан,

о признании незаконными решений налогового органа от 13 июня 2007 г. №№ 51, 53-60 о привлечении к налоговой ответственности и действий налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

    Индивидуальный предприниматель Лукашевич Дмитрий Григорьевич (далее – предприниматель) обратился  в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №13 по Республике Татарстан (далее – налоговый орган) от 13 июня 2007 г. № № 51, 53-60 о привлечении к налоговой ответственности и действия (бездействие) налогового органа, выразившиеся в непроведении возврата сумм излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 67 500 руб. за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 г.

Решением  суда от 27 сентября  2007 г. заявление  удовлетворено. Решения  Межрайонной   инспекции   ФНС России  № 13 по Республике Татарстан  от 13 июня 2007 г. № № 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60 о привлечении к налоговой ответственности как не соответствующие налоговому законодательству РФ, Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» признаны незаконными. Действия (бездействие) Межрайонной инспекции ФНС  России  №13 по Республике Татарстан, выразившиеся в не проведении возврата индивидуальному предпринимателю Лукашевичу Д.Г. сумм излишне уплаченного  за март,  апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 г. налога на игорный бизнес в размере 67500 руб., в связи с несоответствием налоговому законодательству РФ признаны незаконными. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение  суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, поскольку ст.9 Федерального закона от 14.06.1995г. №88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» прекратила свое действие с 01 января 2005 г., соответственно, с этой даты не применяется предусмотренная данной нормой гарантия при налогообложении субъектов малого предпринимательства, и предпринимателем должна применяться ставка налога на игорный бизнес в размере 4500 руб.

В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие предпринимателя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя налогового органа, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

             Как следует из материалов дела,  постановлением Администрации г. Новочебоксарска от 03 ноября 2003 года № 334 Лукашевич Дмитрий Григорьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, с правом осуществления при наличии лицензии и разрешения соответствующих органов на территории России игорного бизнеса, а также посреднических услуг по месту жительства и путём разъездов (т.1, л.д.10).

             Согласно свидетельству Межрайонной инспекции ФНС России №13 по Республике Татарстан предпринимателем шесть игровых автоматов были установлены по адресу: Республика Татарстан, с.Муслюмово, ул.Кооперативная, дом 68, в период с 17 марта 2005 года по 13 декабря 2005 года (т.2, л.д.23-24).

Предприниматель 27 января 2007 г.  представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2005 года на уменьшение налога на игорный бизнес в сумме 180 000 руб., исходя из налоговой ставки 1500 руб. на один игровой автомат (т.1, л.д.53-82). Одновременно предприниматель представил в налоговый орган заявление за исх.№24-01/07 о возврате в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) излишне уплаченного за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2005 года налога на игорный бизнес в сумме 180 000 руб. на лицевой счет предпринимателя в банке (т.1, .д. 19-22).

Налоговый орган  провел камеральную  налоговую проверку представленных уточненных налоговых деклараций за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2005 года. По результатам камеральной налоговой проверки составлены акты от 04 мая 2007 г.  № № 51, 52, 53,54,55,56,57,58,59,60.

Предприниматель, не согласившись с актами налогового органа, представил в налоговый орган возражения от 24 мая 2007 г. (т.1, л.д.14-17).

Налоговым органом по результатам рассмотрения актов и возражений предпринимателя вынесены решения от 13 июня 2007 г. № № 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60 о привлечении к налоговой ответственности и было предложено уплатить за март 2005 года налог на игорный бизнес в сумме 18 000 руб., пени по налогу на игорный бизнес в сумме 358,51 руб. и налоговые санкции в сумме 3 600 руб. (решение №51); за апрель 2005 года налог на игорный бизнес в сумме 18 000 руб., пени по налогу на  игорный бизнес в сумме 374,11 руб. и налоговые санкции в сумме 3 600 руб. (решение №52); за май 2005 года налог на игорный бизнес в сумме 18 000 руб., пени по налогу на игорный бизнес в сумме 475,43 руб. и налоговые санкции в сумме 3 600 руб. (решение №53); за июнь 2005 года налог на игорный бизнес в сумме 18 000 руб., пени по налогу на игорный бизнес в сумме 678,07 руб. и налоговые санкции в сумме 3 600 руб. (решение №54); за июль 2005 года налог на игорный бизнес в сумме 18 000 руб., пени по налогу на игорный бизнес в сумме 2643,64 руб. и налоговые санкции в сумме 3 600 руб. (решение №55); за август 2005 года налог на игорный бизнес в сумме 18 000 руб., пени по налогу на игорный бизнес в сумме 4383,18 руб. и налоговые санкции в сумме 3 600 руб. (решение №56); за сентябрь 2005 года налог на игорный бизнес в сумме 18 000 руб., пени по налогу на игорный бизнес в сумме 4 149,36 руб. и налоговые санкции в сумме 3 600 руб. (решение №57): за октябрь 2005 года налог на игорный бизнес в сумме 18 000 руб., пени по налогу на игорный бизнес в сумме 3 907,75 руб. и налоговые санкции в сумме 3 600 руб. (решение № 58); за ноябрь 2005 года налог на игорный бизнес в сумме 18 000 руб., пени по налогу на игорный бизнес в сумме 3 673,93 руб. и налоговые санкции в сумме 3 600 руб. (решение № 59); за декабрь 2005 года налог на игорный бизнес в сумме 18 000 руб., пени по налогу на  игорный бизнес в сумме 3 447,76 руб. и налоговые санкции в сумме 3 600 руб. (решение № 60) (т.1, л.д.23-52).

             Указанными решениями налоговым органом предпринимателю  доначислен  налог на игорный бизнес на общую сумму 180 000 руб., начислены пени в сумме 24 091,74 руб., применены налоговые санкции в сумме 36 000 руб. При этом налоговым органом возврат налога на игорный бизнес в сумме 180 000 руб. предпринимателю в ответ на его заявление не производился.

             Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995г. №88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

             В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона  № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

             Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 31 июля 1998 г.  №142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» предусмотрено, что минимальный размер ставок налога в месяц составляет за каждый игровой автомат 7,5 минимальных размеров оплаты труда. Пунктом 2 статьи 5 данного Федерального закона установлено также, что конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, превышающие минимальные размеры ставок налога, установленные пунктом 1 этой статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

             Согласно ст.ст. 1,2 Закона Республики Татарстан от 23 сентября 2003 г. № 40-ЗРТ «О ставках налога на игорный бизнес в Республике Татарстан» налоговая ставка для одного игрового автомата установлена в размере 1 500 руб.

             Исходя из того, что на момент регистрации Лукашевича Д.Г. в качестве предпринимателя 03 ноября 2003 года на территории Республики Татарстан действовал Закон Республики Татарстан от 23 сентября 2003 г. № 40-ЗРТ «О ставках налога на игорный бизнес в Республике Татарстан», согласно которому ставка налога на игорный бизнес на один игровой автомат составляла 1500 руб., суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в течение первых четырех лет своей деятельности исчисление налога на игорный бизнес  предпринимателем должно производиться по ставке 1500 руб. на один игровой автомат. Все последующие изменения в Закон Республики Татарстан от 23 сентября 2003г. № 40-ЗРТ «О ставках налога на игорный бизнес в Республике Татарстан» и введение главы 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», увеличивающие налоговое бремя в результате увеличения ставок налога на игорный бизнес, в отношении предпринимателя  распространяться не должны.

             В связи с изложенным судом первой инстанции сделан вывод о том, что нормы Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ, отменяющие действие статьи 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», как ухудшающие положения налогоплательщиков, не должны применяться к длящимся правоотношениям.

             Однако при этом суд не учёл, что до 01 января 2005 г. предпринимателем не осуществлялась деятельность в сфере игорного бизнеса, связанная с использованием игровых автоматов по адресу: Республика Татарстан, с.Муслюмово, ул.Кооперативная, дом 68, в связи с чем изменения, внесенные законодателем в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в данном случае не ухудшили положение предпринимателя Лукашевича Д.Г. Длящихся правоотношений в части уплаты налога на игорный бизнес (в связи с использованием игровых автоматов по вышеуказанному адресу) на момент вступления в законную силу вышеозначенных изменений в закон у предпринимателя не имелось, эти правоотношения возникли лишь в марте 2005 г.

             Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19 июня 2003г. №11-П и определении от 04 декабря 2003 г. № 445-0, новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании нормы абзаца второго части первой статьи 9 Федеральногозакона № 88-ФЗ.  Это обусловлено выводимыми из статей 8 (часть 1), 15 (части 1 и 3), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской  Федерации началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия участников хозяйственной деятельности к закону и действиям государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдение принципов справедливости и разумной   стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения.

Таким образом, в данном случае к отношениям в сфере уплаты предпринимателем налога на игорный бизнес, возникшим с марта 2005 г., не могут быть применены положения статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995г. №88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», которая утратила силу с 01.01.2005 г. с принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ.

             При таких обстоятельствах налоговым органом обоснованно приняты решения об уплате предпринимателем налога на игорный бизнес и, соответственно, пеней, штрафных санкций и правомерно не осуществлен возврат налога предпринимателю.      

             На основании изложенного и в соответствии с пп.3, 4 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 27 сентября 2007г. следует отменить, в удовлетворении заявления предпринимателю  отказать.

             В соответствии с требованиями ст.ст.110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации  индивидуального предпринимателя  следует взыскать госпошлину в доход федерального бюджета  в размере 1 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 сентября 2007г. по делу № А65-14246/2007 отменить.

В удовлетворении заявления индивидуальному предпринимателю Лукашевичу Д.Г. отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Лукашевича Дмитрия Григорьевича, ИНН 212402219461, проживающего по адресу: Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.10-й Пятилетки, д.48, кв.30, в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок  в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                                     Е. Г. Филиппова

Судьи                                                                                                                     Е. И. Захарова

                                                                                                                                Е. Г. Попова