ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
01 декабря 2008 года Дело № А55-10738/2008
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 7 октября 2008 г. № 22;
от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области – не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу ОАО «Региональный деловой центр», г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 сентября 2008 г. по делу № А55-10738/2008 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению ОАО «Региональный деловой центр», г. Самара,
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Региональный деловой центр» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований, принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ) о признании незаконными действий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по изменению размера платы и механизма ее исчисления, применяемого за период с 28 ноября 2006 года по 31 марта 2008 года по договору аренды земельного участка № 003108з от 30 сентября 2005 года и приложений к нему согласно представленного арендатору расчета арендной платы.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 сентября 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что министерство использовало свое право, предусмотренное п. 4.3 договора аренды и исполнило обязанность, установленную п. 5.2 договора аренды в полном объеме; перерасчет арендной платы в настоящем случае, следует рассматривать не как действия, направленные на властно-распорядительные функции министерства, а как действия в рамках гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон; министерство выступает не как публично-административный орган, а как равноправная сторона по договору аренды, поэтому его действия, это не те действия, которые в порядке главы 24, ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) можно обжаловать; заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты своих прав.
Не согласившись с выводами суда, ООО «Региональный деловой центр» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что Постановлением Губернатора Самарской области от 03 июля 2003 г. № 254 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области» рассчитан удельный показатель кадастровой стоимости для прочих земель поселений и установлен в зависимости от кадастрового квартала; действие приказа Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222 (в первоначальной его редакции, действующей на момент применения ответчиком нового расчета) распространяется на отношения, связанные с образованием новых земельных участков с более чем одним видом разрешенного использования; приказ Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222 не распространяется на отношения заявителя и ответчика при определении удельного показателя кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Изменение удельного показателя кадастровой стоимости сформированного земельного участка не является корректировкой коэффициента в расчете арендной платы, а является повторным изменением механизма исчисления арендной платы, нарушает .права заявителя в сфере экономической деятельности, что в соответствии со ст. 201 АПК РФ является основанием для признания указанных действий незаконными.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании Постановления Главы города Самары № 958 от 07 августа 2003 года «Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства» (л.д. - 9), Постановления главы города Самары № 412 от 31 марта 2005 года «Об утверждении проекта границ земельного участка, предоставлении открытому акционерному обществу «Региональный деловой центр» в аренду земельного участка для строительства жилой застройки (1-й этап), расположенного в границах улиц Гастелло, Стара-Загора, Фуражного переулка, Московского шоссе в Октябрьском районе города Самары» (л.д. 11) обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 19 726,30 кв.м.
30 сентября 2005 г. Комитет по управлению имуществом городского округа Самара и ООО «Региональный деловой центр» заключили договор аренды №003108з земельного участка площадью 19 726,30 кв.м. для строительства.
Согласно п. 4.2 договора аренды арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования участком в размере, определенном в соответствии с расчетом арендной платы (Приложение № 3).
Пунктом 5.2. договора указано, что арендодатель обязан сообщать арендатору об изменении размера арендной платы за землю путем опубликования в газете «Самарская газета» (л.д. 13).
П. 4.3 договора аренды предусмотрено, что арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей. Новая величина арендной платы устанавливается с момента, определенного соответствующим нормативным актом в порядке, установленном пунктом 5.2 настоящего договора (л.д. 12).
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Самарской области «О земле», Постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» и Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, с 01 июля 2006 года возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В связи с изменением и утверждением методики определения размера арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, на основании Постановления Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 74, министерство, в соответствии с п. 5.2 договора аренды 28 ноября 2006 года опубликовало в «Самарской газете» сообщение об изменении размера арендной платы за землю. При этом Министерство предложило арендаторам обратиться в Министерство для перерасчета арендных платежей по новой методике. Министерством в адрес заявителя был направлен расчет арендной платы, в котором были указаны новые размеры арендной платы в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 74.
Для расчета арендной платы в качестве одной из составляющих используется показатель кадастровой стоимости земельного участка, который определяется по таблице, утвержденной постановлением Губернатора Самарской области от 03 июля 2003 года № 254, путем сопоставления номера кадастрового района, в котором расположен конкретный земельный участок, и вида функционального использования земель, установленного для государственной кадастровой оценки земель поселений.
Функциональным использованием земельного участка может являться строительство различных объектов недвижимости: жилых домов (как многоэтажных, так и индивидуальных), торговых центров, АЗС, объектов социально-культурного назначения и т.д.
Министерством при расчете размера арендной платы за конкретный земельный участок используется графа, соответствующая виду строительства.
Указанная позиция изложена в письме Федеральной службы земельного кадастра России от 12 мая 2004 г. № СС/618, согласно п. 29 которого удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в составе земель поселений устанавливается равным удельному показателю кадастровой стоимости земель кадастрового квартала поселения, в границах которого расположен земельный участок, по виду разрешенного (функционального) использования, соответствующему виду разрешенного использования указанного земельного участка.
Письмом Минэкономразвития России Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости от 09 января 2007 г. № АО/009 разъяснено, что при расчете арендной платы за земельные участки, предоставляемые для строительства с более чем одним видом разрешенного использования следует использовать наибольший показатель, кадастровой стоимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
Министерство в соответствии с п.4.3. договора изменило размер арендных платежей, как арендодатель, в одностороннем порядке в связи с новой утвержденной Правительством Самарской области методикой, при этом выполнив условия п.5.2 договора.
Судом правильно указано в решении, что перерасчет арендной платы в настоящем случае, следует рассматривать не как действия, направленные на властно-распорядительные функции министерства, а как действия в рамках гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон.
Министерство выступает не как публично-административный орган, а как равноправная сторона по договору аренды, поэтому его действия, это не те действия, которые в порядке главы 24, ст.198 АПК РФ можно обжаловать.
С учетом этого судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты своих прав, вследствие чего в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 сентября 2008 г. по делу № А55-10738/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Е.М. Рогалева
Судьи В.В. Кузнецов
ФИО2