ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-7220/2007 от 26.11.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45,

http://www.11aas.arbitr.ru/, e-mail: info@11aas.arbitr.ru


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

04 декабря 2007 года                                                           Дело № А55-9206/2007

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2007 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2007 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Галимуллина М.С.,

судей Липкинд Е.Я., Каплина С.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой Т.С.,

с участием:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: ФИО1, доверенность от 09.08.2007 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 ноября 2007 года в зале № 2 апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 сентября 2007 года по делу № А55-9206/2007 (судья Бибикова Н.Д.), по иску Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти к Открытому акционерному обществу «Инвестиция», г. Тольятти, об обязании предоставить информацию,

УСТАНОВИЛ:

С учетом уточненных требований, принятых судом, Мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к ОАО «Инвестиция», г. Тольятти об обязании ответчика предоставить:

1.копии квартальных балансов за 2004 – 2006 г.г. с приложениями (формы № 2 и № 5);

2.перечень основных средств на последнюю отчетную дату с указанием даты ввода в эксплуатацию и первоначальной балансовой стоимости;

расшифровку прочих статей актива баланса на последнюю отчетную дату (нематериальные активы, незавершенное строительство, запасы, финансовые вложения, дебиторская задолженность), ссылаясь в обоснование своих требований на статью 67 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывая, что запрашиваемые документы необходимы для подготовки проекта решения об условиях приватизации пакета акций ОАО «Инвестиция», находящегося в муниципальной собственности и проведения оценки рыночной стоимости указанного пакета акций».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2007 года в удовлетворении исковых требований мэрии городского округа Тольятти отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, мэрия городского округа Тольятти обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 10.09.2007 года, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

В судебное заседание апелляционного суда Мэрия городского округа Тольятти, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечила, заявлений и ходатайств не представила.

Открытое акционерное общество «Инвестиция», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела явку своего представителя не обеспечило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить решение суда от 10.09.2007 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся участников процесса.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда от 10.09.2007 года законным и обоснованным по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, Мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти является акционером ОАО «Инвестиция», г. Тольятти, владеющим 9 870 обыкновенными акциями данного акционерного общества или 7,16 % от его уставного капитала, что подтверждается выпиской из реестра № 1274 от 27.10.2006 г. (л.д. 11).

В порядке досудебного урегулирования спора истец направил ответчику письма от 10.11.2006 г. № 6051, от 28.12.06 г. № 7144, от 28.02.07 г. № 1276 с просьбой предоставить оценщику: ОАО «Институт независимой оценки» и Мэрии городского округа Тольятти следующую информацию:

1.распределение пакетов (долей) между участниками (без указания наименования организации или Ф.И.О. физического лица);

2.копии квартальных балансов за 2004 – 2006 г.г. с приложениями (формы № 2 и № 5);

3.перечень основных средств на последнюю отчетную дату с указанием даты ввода в эксплуатацию и первоначальной балансовой стоимости;

4.расшифровку прочих статей актива баланса на последнюю отчетную дату (нематериальные активы, незавершенное строительство, запасы, финансовые вложения, дебиторская задолженность) (л.д. 7-10).

В ответ на запрос истца от 10.11.06 г. № 6051 ответчик направил Мэрии городского округа Тольятти письмо от 06.12.06 г. № 241/06-и с приложением годовых бухгалтерских балансов на 31.12.03 г., на 31.12.04 г., на 31.12.05 г. и формы 1,2 и 5 к ним (л.д.25).

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Гражданского кодекса РФ участники общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке.

В статье 91 Федерального закона РФ «Об акционерных обществах» определено, что к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

 В соответствии с подпунктами 1.2. и 1.3. пункта 1 статьи 6 Устава ОАО «Инвестиция» акционер, владеющий обыкновенными именными акциями, имеет право получать доступ к хранящимся в обществе в соответствии с законодательством и решениями его органов управления документам для ознакомления в помещении исполнительного органа общества в семидневный срок со дня предъявления соответствующего требования при условии, что право на ознакомление с бухгалтерскими книгами (документами бухгалтерского учета) общества имеет акционер, владеющий не менее чем 25 процентами голосующих акций общества (акционеры, владеющие в совокупности не менее чем 25 процентами голосующих акций общества) и получать за плату копии документов, которые в соответствии с законодательством и правовыми актами Российской Федерации общество обязано выдавать акционерам по их просьбе - в установленном законодательством порядке.

Согласно приказу ФСРФ от 16.03.05 № 05-5/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» Открытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей настоящего раздела Положения именуются вместе - акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать:

а) годовой отчет акционерного общества;

б) годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества;

в) устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;

г) сведения об аффилированных лицах акционерного общества;

д) дополнительные сведения, предусмотренные настоящим разделом Положения.

Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной настоящим разделом Положения, возникает для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества.

Акционерные общества, указанные в пункте 8.1.1, в которых годовой отчет за 2004 год утвержден общим собранием акционеров до вступления в силу пункта 8.2.4 Положения, публикуют текст указанного годового отчета в сети Интернет в срок не позднее 3 дней с даты вступления в силу пункта 8.2.4.

Согласно статье 22 Федерального закона РФ «О рынке ценных бумаг» проспект эмиссии содержит сведения об органах управления эмитента, о его банковских счетах, о порядке  условиях размещения эмиссионных ценных бумаг, о финансово-экономическом состоянии эмитента и его финансово-хозяйственной деятельности, об участника (акционерах) эмитента, а также бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию. Сведении, включаемые в проспект ценных бумаг подразделяются на краткие, подробные и дополнительные.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Устава ОАО «Инвестиция» данное акционерное общество «предоставляет находящуюся в его распоряжении информацию имеющим право на истребование такой информации органа местного самоуправления в Российской Федерации в объеме и с соблюдение порядка согласно законодательству Российской Федерации».

Статья 36 ОАО «Инвестиция» к коммерческой тайне данного акционерного общества независимо от ее носителя и формы представления относит информацию, не содержащую результатов творческой деятельности, предназначенная для ограниченного круга лиц, в том числе представленная в виде первичных бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учета промежуточных финансовых отчетов (л.д. 30).

Указанные положения устава соответствуют пункту 4 статьи 10, пункту статьи 15, статье 16 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете», пунктам 1 и 2 статьи 3, пункту 1 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона РФ «О коммерческой тайне».

Как следует из материалов дела, приказом от 01.09.2004 г. № 125-1/04-П в ОАО «Инвестиция» установлен режим коммерческой тайны на информацию, указанную в уставе ОАО «Инвестиция» (л.д. 37).

Согласно статье 13 Федерального закона РФ «О коммерческой тайне» органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Вместе с тем, из запросов Мэрии городского округа Тольятти следует, что получателем запрашиваемой информации, отнесенной к коммерческой тайне, будет являться коммерческая структура - ОАО «Институт независимой оценки».

В соответствии со статьей 14 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности» оценщик имеет право:

запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете.

В Информационном письме Высшего Арбитражного суда от 30.05.2005 г. № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» указано, что отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Проанализировав  представленные доказательства, суд первой  инстанции, руководствуясь статьей 67 ГК РФ, а также статьями 11, 89, 90, 91 Федерального Закона «Об акционерных обществах», пришел к обоснованному выводу о  необходимости отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку Мэрия городского округа Тольятти владеет пакетом обыкновенных акций ОАО «Инвестиция» равным 7,6 %, и запрашиваемые ею документы относятся к коммерческой тайне

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Постановление Правительства РСФСР № 35 от 05.12.91 г. «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» несостоятельна, поскольку правовое регулирование вопросов о  коммерческой тайне регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации и федеральными законами, принятыми по времени позднее.

Другие доводы апелляционной внимательно изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными.

Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации относятся на заявителя и уплачены при подаче апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 сентября 2007 года по делу № А55-9206/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                          М.С. Галимуллин

Судьи                                                                                                        Е.Я. Липкинд

                                                                                                       С.Ю. Каплин