ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-7260/2017 от 28.06.2017 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

июля 2017 года                                                                                     Дело №А72-1495/2017

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года

В полном объеме постановление изготовлено 03 июля 2017 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 28.06.2017 в помещении суда апелляционные жалобы акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» и общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-Генерация» на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.04.2017 по делу №А72-1495/2017 (судья Чудинова В.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-Генерация» (ИНН 7329008990, ОГРН 1127329003163), г.Димитровград Ульяновской области, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью «Гарантспас» (ИНН 6315651021, ОГРН 1136315003549), г.Самара, акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ИНН 7709267582, ОГРН 1027700261137), г.Москва, об оспаривании решения и предписания,

в судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-Генерация» Соколовская С.М. (доверенность от 06.02.2017 №307/64-ДОВ),

в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «НИИАР-Генерация» (далее – ООО «НИИАР-Генерация») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее – Ульяновское УФАС России) от 23.01.2017 по делу №13871/03-2017.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью «Гарантспас» (далее - ООО «Гарантспас») и акционерное общество «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (далее - АО «ЦАС ЭО»).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.04.2017 по делу №А72-1495/2017 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционных жалобах ООО «НИИАР-Генерация» и АО «ЦАС ЭО» просили отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления ООО «НИИАР-Генерация». По мнению заявителей жалоб, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.

Ульяновское УФАС России и ООО «Гарантспас» в отзывах апелляционные жалобы отклонили.

Ходатайство ООО «Гарантспас» об отложении судебного заседания в связи с отсутствием в штате данной организации юриста и нахождением ее руководителя в отпуске суд апелляционной инстанции отклонил, поскольку из положений главы 6 «Представительство в арбитражном суде» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что юридическое лицо может поручить ведение своего дела в арбитражном суде представителю, не являющемуся его работником. Кроме того, позиция ООО «Гарантспас» по апелляционным жалобам изложена им в отзыве, который приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.

В судебном заседании представитель ООО «НИИАР-Генерация» поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле,  которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

В силу части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 №36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», рассмотрение в суде апелляционной инстанции заявлений о фальсификации доказательств, представленных в суд первой инстанции, по общему правилу не допускается.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции отказывает ООО «НИИАР-Генерация» в удовлетворении заявления о фальсификации доказательства - паспорта АСФ, представленного ООО «Гарантспас» в составе конкурсной заявки и в судебном заседании суда первой инстанции, и в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов - копии запроса ООО «НИИАР-Генерация» председателю ОАК ТЭК Минэнерго России от 23.03.2017 №900-04/539 и копии ответа Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго России от 06.04.2017 №05-466 с приложенными к нему документами.

Суд апелляционной инстанции также учитывает, что дело может быть рассмотрено по имеющимся в нем материалам.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителя ООО «НИИАР-Генерация» в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, 29.11.2016 в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) на электронной торговой площадке (ЭТП) «Фабрикант» (№ 2296085) были размещены извещение и документация о проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов (ОПО) профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) (АСС, АСФ), заказчик - ООО «НИИАР-Генерация», цена контракта - 618320 руб.

В соответствии с пунктом 14 извещения о проведении закупки закупка проводится на электронной торговой площадке «Фабрикант» в порядке, установленном регламентом данной ЭТП в соответствии с условиями и требованиями закупочной документации; для участия в процедуре закупки участник должен быть зарегистрированным на указанной ЭТП в соответствии с правилами, условиями и порядком регистрации, установленными данной ЭТП; победителем закупки признается, по решению закупочной комиссии, допущенный участник закупки, предложивший наилучшие условия исполнения договора, по совокупности критериев, объявленных в закупочной документации.

Согласно протоколу открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений от 12.12.2016 №2/2017 были поданы две заявки на участие в запросе предложений: АО «ЦАС ЭО» и ООО «Гарантспас».

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии, оценочной стадии и подведению итогов по запросу предложений от 29.12.2016 №9/2017 ООО «Гарантспас» было отказано в допуске к дальнейшему участию в запросе предложений на основании подпункта «б» пункта 8.3 приложения №12 к Единому отраслевому стандарту закупок (несоответствие участника закупки требованиям документации) и подпункта 2.2 части 1 закупочной документации (в представленном участником паспорте АСФ с указанием возможностей АСФ по проведению АСНДР не соответствует зона ответственности); к дальнейшему участию в запросе предложений, отвечающих требованиям документации по запросу предложений, допущено АО «ЦАС ЭО».

Не согласившись с действиями закупочной комиссии по отказу в допуске к дальнейшему участию в запросе предложений, ООО «Гарантспас» 12.01.2017 обратилось в Ульяновское УФАС России с жалобой на действия закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме №31604395924 на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию ОПО профессиональными АСС (АСФ) по признакам нарушения Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Решением Ульяновского УФАС России от 23.01.2017 по делу №13871/03-2017 жалоба ООО «Гарантспас» признана обоснованной; в действиях закупочной комиссии установлены нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 8.4. раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках; на закупочную комиссию возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем отмены протокола от 29.12.2016 №9/2017 и проведения процедуры рассмотрения заявок участников закупки повторно с учетом принятого решения, с выдачей предписания; решено передать материалы дела №13871/03-2017 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

23.01.2017 Ульяновским УФАС России выдано предписание №1, которым закупочной комиссии ООО «НИИАР-Генерация» предписано в срок до 08.02.2017 устранить нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 8.4 раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках путем отмены протокола от 29.12.2016 № 9/2017 и проведения повторного рассмотрения заявок участников закупки; в срок до 15.02.2017 представить письменные доказательства исполнения предписания.

С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал ООО «НИИАР-Генерация» в удовлетворении заявленных требований.

Как видно из материалов дела, предметом фактических разногласий между ООО «НИИАР-Генерация», с одной стороны, и ответчиком и ООО «Гарантспас», с другой стороны, является оценка содержания паспорта аварийной службы (формирования), зоны ответственности и, как следствие, возможности оказания ООО «Гарантспас» заявленной услуги в г. Димитровграде.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования закупок являются: обеспечение единства экономического пространства; создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц; указанных в части 2 статьи 1 данного закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств; расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки; предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Как указано в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В силу пункта 2 части 10 статьи 3 Закона о закупках запрещается предъявлять к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.

При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Часть 1 закупочной документации содержит требования к участникам закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 главы 1 части 1 закупочной документации участник закупки должен обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в объеме выполняемых работ, услуг, а именно: должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора, право, на заключение которого является предметом закупки.

В качестве документов, подтверждающих соответствие участника установленным требованиям, должны быть представлены следующие документы: копия действующего свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ: газоспасательных работ (должно быть действующим на весь срок действия договора); копия выписки из протокола аттестационной комиссии, с перечислением видов разрешенных работ ПАСФ; копия выписки из протоколов аттестационной комиссии на аттестованных спасателей с перечислением видов АСР (с копиями удостоверений спасателей); копия паспорта АСФ с указанием возможностей АСФ по проведению АСДНР; копия выписки о том, что организация учтена в реестре АСС, а спасатели - в реестре спасателей.

Как видно из материалов дела, ООО «Гарантспас» представило указанные документы, в том числе, свидетельство об аттестации, паспорт АСФ (аварийно-спасательного формирования).

В соответствии с пунктом 8.1 раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках в рамках отборочной стадии комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников закупки установленным требованиям. Цель отборочной стадии - допуск к дальнейшему участию в закупке заявок, отвечающих требованиям документации, поданных участниками, отвечающими требованиям документации, и отклонение остальных.

Согласно пункту 8.2 раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках - критериями отбора при рассмотрении заявок являются: соответствие заявки требованиям документации по существу по своему составу, содержанию и оформлению; соответствие участника закупки и заявленных участниками закупки субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей, установленным требованиям (в случае установления требований); соответствие предлагаемой участником закупки продукции установленным требованиям; соответствие предлагаемых участником закупки договорных условий (в том числе непревышение цены заявки, объявленной НМЦ договора) установленным требованиям; предоставление участником закупки требуемого обеспечения заявки (если требовалось); независимость от наличия в составе заявки документа, подтверждающего предоставление обеспечения заявки, организатор проверяет поступление денежных средств на расчетный счет, указанный в извещении о проведении закупки, на день, предшествующий заседанию комиссии по проведению отборочной стадии; при отсутствии в составе заявки документа, подтверждающего предоставление обеспечения заявки, по поступлении денежных средств на условиях и в порядке, предусмотренным извещением о проведении закупки и 5 пунктом 4 данной части, обеспечение заявки считается представленным надлежащим образом.

В пункте 8.3 раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках указано, что по итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора по следующим основаниям: несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения; несоответствие участника закупки требованиям документации; несоответствие субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей (если требования к ним были установлены) требованиям документации; несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации; несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации, в том числе: наличие в такой заявке предложения о цене договора, превышающей НМЦ договора, НМЦ единицы товара, услуги, работы, наличие предложения, ухудшающего предложение, ухудшающего условия по срокам поставки товара, выполнения работ или оказания услуг; несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения заявки (если требовалось), за исключением случая, указанного в подпункте «д» пункта 8.2 данного порядка.

Пунктом 8.4 раздела 1 приложения 12 к Положению о закупках отказ в допуске к участию в закупке по иным основаниям, кроме предусмотренных пунктом 8.3, не допускается.

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В закупочной документации не содержится требования к участникам закупки о представлении копии паспорта АСФ с указанием конкретной зоны ответственности.

Как верно указано судом первой инстанции, паспорт аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования, представленный ООО «Гарантспас», полностью соответствует требованиям, установленным в закупочной документации.

Довод ООО «НИИАР-Генерация» о том, что согласно представленному паспорту ООО «Гарантспас» не имеет возможность оказывать услуги на территории г. Димитровграда, поскольку паспорт общества содержит указание на опасные производственные объекты ТЭК, расположенные в г. Ульяновске, суд первой инстанции обоснованно отклонил.

В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно- спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Деятельность аварийно-спасательных служб (формирований) регулируется Федеральным законом от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Закон №151-ФЗ), которым определены общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, урегулированы отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 12 Закона №151-ФЗ предусмотрено, что все аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1091 (далее - Положение об аттестации), аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным указанным Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 12 Положения об аттестации установлен перечень обязательных требований, предъявляемых при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования).

В соответствии с пунктом 13 Положения об аттестации в аттестационную комиссию представляется заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, подписанное руководителем организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководителем аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом, в котором указывается полное и (при наличии) сокращенное наименования аварийно-спасательной службы (формирования), организационно-правовая форма юридического лица и место нахождения юридического лица (в случае, если аварийно-спасательная служба (формирование) является юридическим лицом), место дислокации, телефон руководителя и оперативного дежурного.

Согласно пункту 16 Положения об аттестации по результатам аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: а) аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ; б) аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ; в) отказать в аттестации на право ведения аварийно- спасательных работ.

Пунктом 18 Положения об аттестации предусмотрено, что аварийно-спасательной службе (формированию), в отношении которой аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

В соответствии со свидетельством от 07.09.2016 №16/2-1-376 ООО «Гарантспас» является профессиональным аварийно-спасательным формированием, аттестовано на право проведения аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные работы, газоспасательные работы; срок действия - до 07.09.2019. Указанное свидетельство размещено на официальном сайте ООО «Гарантспас» http://garantspas.ru/ в разделе «Документы».

Согласно подпункту «г» пункта 9 Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Приказом МЧС России от 20.02.2013 №102, все аттестационные комиссии обязаны присваивать аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) регистрационные номера и вести регистрационные реестры аварийно-спасательных служб (формирований), в которые согласно пункту 37 Положения об аттестации заносятся сведения об аттестованных аварийно-спасательных службах (формированиях).

Указанные сведения предоставляются аттестационными комиссиями в Межведомственную аттестационную комиссию в форме копий свидетельств об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и оригиналов паспортов этих служб (формирований).

На основании свидетельств об аттестации и паспортов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вносит сведения в данные учета об аттестованных службах (формированиях). Эти данные отражаются в виде отчета обо всех спасательных формированиях по субъектам Российской Федерации и размещаются на официальном сайте МЧС России в разделе «Аттестованные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования».

Сведения об аттестации ООО «Гарантспас» Отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации АСС (АСФ) и спасателей топливно-энергетического комплекса размещены на официальном сайте МЧС России в разделе «Аттестованные аварийно- спасательные службы, аварийно-спасательные формирования» (http://www.mchs.gov.ru/activities/Attestacija), Приволжский федеральный округ, ГУ МЧС России по Самарской области.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона №151-ФЗ аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Таким образом, Закон №151-ФЗ содержит два основания для установления запрета АСС, АСФ на обслуживание организаций по договору и привлечение к проведению аварийно-спасательных работ – это непрохождение аттестации и неподтверждение в ходе проверок готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

По настоящему делу наличие указанных оснований не установлено.

Судом первой инстанции учтено, что форма паспорта аварийно-спасательной службы (формирования) установлена временными методическими рекомендациями по организации работы постоянно действующих аттестационных комиссий по аттестации аварийно-спасательных служб, утвержденными протоколом заседания Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке от 05.06.2012 №2. Указанный документ в установленном порядке опубликован не был.

Из содержания паспорта следует, что паспорт аварийной службы создается и подписывается начальником аварийно-спасательной службы (формирования), в данном случае - ООО «Гарантспас».

Судом первой инстанции установлено, что представленный в составе заявки паспорт аварийно-спасательной службы ООО «Гарантспас» содержит указание на то, что зоной ответственности являются опасные производственные объекты ТЭК, расположенные в г. Ульяновск. В паспорте аварийно-спасательной службы ООО «Гарантспас» в строке «зона ответственности» указаны опасные производственные объекты ТЭК, расположенные в Ульяновской области. Кроме того, ООО «Гарантспас» представило копию карты зоны ответственности – Ульяновской области.

Ни Законом №151-ФЗ, ни иными нормативно-правовыми актами не установлены ограничения на привлечение аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС как на обслуживаемых объектах и территориях, так и на других объектах и территориях вне зоны обслуживания. Более того, согласно части 4 статьи 11 Закона №151-ФЗ профессиональные аварийно-спасательные службы имеют право осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.

Указанная позиция также отражена в письме Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий от 16.05.2016 №18-1-4-1981.

Суд первой инстанции отметил, что в 2015 и 2016 годах ООО «НИИАР-Генерация» заключало с ООО «Гарантспас» аналогичные договоры на оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов.

Поскольку заявка ООО «Гарантспас» содержала все документы и сведения, предусмотренные закупочной документацией, а заказчиком не представлено документального подтверждения невозможности оказания услуг аварийно-спасательными службами (формированиями) вне зоны ответственности, указанной в паспорте аварийно-спасательной службы, отказ в допуске ООО «Гарантспас» к участию в открытом запросе предложений по указанному в протоколе основанию являлся неправомерным.

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ООО «НИИАР-Генерация» и АО «ЦАС ЭО» об отсутствии у ООО «Гарантспас» права на обжалование действий заказчика и закупочной комиссии в Ульяновском УФАС России.

Положения Закона о закупках не содержат ограничений и запретов на обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг любым юридическим или физическим лицом.

Так, частью 9 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено право обжалования в судебном порядке действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлены случаи обжалования в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований этого закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, положения Закона о закупках предусматривают возможность обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган, иные органы, уполномоченные на осуществление контроля, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в судебном порядке.

Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.

На основании частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ суд апелляционной инстанции относит на АО «ЦАС ЭО» и ООО «НИИАР-Генерация» расходы по уплате государственной пошлины (по 1500 руб.), понесенные ими при подаче апелляционных жалоб.

В соответствии с частью 5 статьи 110 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО «НИИАР-Генерация» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную им платежным поручением от 12.05.2017 №45751 при подаче апелляционной жалобы, АО «ЦАС ЭО» - государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную им платежным поручением от 27.04.2017 №4408 при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 апреля 2017 года по делу №А72-1495/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «НИИАР-Генерация»  из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.

Возвратить акционерному обществу «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                    

В.С. Семушкин

Судьи 

Е.Г. Попова

И.С. Драгоценнова