ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
28 июня 2017 года Дело №А65-895/2017
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан – ФИО1, доверенность от 02.05.2017г.
от публичного акционерного общества «Таттелеком» – ФИО2, доверенность от 22.06.2017г., ФИО3, доверенность от 21.06.2017г.,
от акционерного общества «Альметьевские тепловые сети» – не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2017 года по делу №А65-895/2017 (судья Хафизов И.А.), принятое по заявлению публичного акционерного общества «Таттелеком»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
третье лицо: акционерное общество «Альметьевские тепловые сети»,
о признании недействительными решения по делу №05-232/2016 и предписания от 22 декабря 2016 года по делу №05-232/2016,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Таттелеком" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным решения по делу №05-232/2016 и предписания от 22.12.2016 г. по делу №05-232/2016.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2017 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2017 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв публичного акционерного общества «Таттелеком» на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2017 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители публичного акционерного общества «Таттелеком» напротив, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Акционерное общество «Альметьевские тепловые сети» о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по РТ 30.12.2016 вынесено решение по делу №05-232/2016 о признании ПАО «Таттелеком» (ИНН <***>; 420061, <...>) нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении необоснованно высокой цены за выдачу технических условий на защиту/вынос линий связи.
Во исполнение решения антимонопольным органом в адрес ПАО «Таттелеком» 22.12.2016г. вынесено предписание по делу № 05-232/2016, которым указаноПАО «Таттелеком» в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня получения настоящего Предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: Прекратить взимание платы за выдачу технических условий на вынос/защиту линий связи.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием заявитель обжаловал их в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Частью 1 статьи 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для возбуждения дела в отношении ПАО «Таттелеком» явилось поступившее в Татарстанское УФАС России обращение АО «Альметьевские тепловые сети» (вх. №8427 от 01.08.2016), перенаправленное Альметьевской городской прокуратурой Республики Татарстан.
В соответствии с утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (ред. от 16.02.2016) "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации", в процессе рассмотрения заявления предполагается сбор и анализ необходимых документов и доказательств, в связи, с чем Татарстанским УФАС России были собраны и проанализированы документы представленные ПАО «Таттелеком» и АО «Альметьевские тепловые сети», по итогам рассмотрения которых, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 26.09.2016 г. № 02/362-к было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №05-232/2016.
По результатам анализа представленных документов Комиссией Татарстанским УФАС России было установлено следующее.
06 июня 2016 года АО «Альметьевские тепловые сети» (исх №709-Исх-7п от 06 июня 2016) обратилось в ПАО «Таттелеком» (вх. №880 от 07.06.2016 г.) за выдачей технических условий на защиту/вынос линий связи при проведении земляных работ в количестве 7 шт.
28 июня 2016 года ПАО «Таттелеком» выставило АО «Альметьевские тепловые сети» счета за выдачу технических условий на защиту/вынос линий связи в количестве 7 шт. ПАО «Таттелеком» подготовил технические условия по запросу АО «Альметьевские тепловые сети» от 06 июня 2016 года без оплаты счетов.
08 июля 2016 года от АО «Альметьевские тепловые сети» поступил запрос (входящее письмо №5507 от 08.07.2016) об обоснованности выставления счетов за выдачу технических условий.
11 июля 2016 года ПАО «Таттелеком» подготовило АО «Альметьевские тепловые сети» ответ (исходящее письмо №2860-12 от 11.07.2016г.) с объяснением стоимости выдачи технических условий.
26 июля 2016 года подписанные технические условия были пересланы АО «Альметьевские тепловые сети» на почту almpts@mail.ru с сопроводительным текстом «Подписанные ТУ, оригинал по адресу: ул. ФИО4, 57Б, каб. 519».
10 августа 2016 года представитель АО «Альметьевские тепловые сети» забрал оригиналы технических условий.
Таким образом, АО «Альметьевские тепловые сети» оказаны услуги по выдаче технических условий на защиту/вынос линий связи в количестве 7 шт.
В соответствии с прайсом ПАО «Таттелеком» плата за выдачу технических условий на защиту/вынос линий связи составляет 19 558,68 руб. с НДС.
Согласно выставленным счетам (счет №409 от 28.06.2016, счет №410 от 28.06.2016, счет №411 от 28.06.2016, счет №412 от 28.06.2016, счет №413 от 28.06.2016, счет №414 от 28.06.2016, счет №423 от 28.06.2016) АО «Альметьевские тепловые сети» должно выплатить ПАО «Таттелеком» 136 910,76 руб.
Нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» усмотрены ответчиком в действиях ПАО «Таттелеком», выразившихся в установлении и взимании платы за согласование и выдачу технических условий на вынос/защиту линий связи, а также в установлении необоснованно высокой цены за выдачу технических условий на защиту/вынос линий связи.
Позиция антимонопольного органа при оценке указанных обстоятельств состоит в следующем.
В соответствии с пунктом 32 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О связи" (далее - Закон «О связи») услуга связи деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Согласно пунктам 12 и 24 Закона «О связи» оператор связи юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии; сеть связи – технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.
Таким образом, по мнению антимонопольного органа функциональной частью услуги связи является передача сигнала посредством сетей связи.
Согласно статьи 7 Закона «О связи» операторы связи и застройщики при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе сооружений связи), а также при построении сетей связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним. В целях реализации обеспечения защиты сетей и сооружений связи законодателем установлены правила обеспечения такой защиты, а именно Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 1995 года №578, согласно которым правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации вводятся для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
Как указывает антимонопольный орган, Правилами установлено, что повреждение сетей связи приводит к существенным последствиям, как для операторов связи, так и для их абонентов. Обязанность по ремонту и восстановлению собственных поврежденных линий связи в соответствии с пунктом 3 указанных Правил возлагается на оператора связи.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 09.06.1995 №578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» на производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, аказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации. Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в этих зонах без проекта и при производстве которых могут быть повреждены линии связи и линии радиофикации (рытье ям, устройство временных съездов с дорог, провоз под проводами грузов, габариты которых равны или превышают высоту подвески опор и т.д.). Для выявления места расположения подземных сооружений связи в зоне производства указанных работ должно быть получено письменное разрешение в специально уполномоченных на то органах контроля и надзора.
В соответствии с Постановления Правительства РФ от 09.06.1995 №578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации»:
1. На производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации.
Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в этих зонах без проекта и при производстве которых могут быть повреждены линии связи и линии радиофикации (рытье ям, устройство временных съездов с дорог, провоз под проводами грузов, габариты которых равны или превышают высоту подвески опор и т.д.).
Для выявления места расположения подземных сооружений связи в зоне производства указанных работ должно быть получено письменное разрешение в специально уполномоченных на то органах контроля и надзора.
2. Заказчик (застройщик), производящий работы в охранной зоне кабельной линии связи, не позднее чем за 3 суток (исключая выходные и праздничные дни) до
начала работ обязан вызвать представителя предприятия, в ведении которого находится эта линия, для установления по технической документации и методом шурфования точного местоположения подземных кабелей связи и других сооружений кабельной линии (подземных усилительных и регенерационных пунктов, телефонной канализации со смотровыми устройствами, контуров заземления) и определения глубины их залегания.
3.Место расположения подземных сооружений связи уточняется по всей длине действующего подземного кабеля связи в зоне производства работ предприятием, эксплуатирующим линию связи или линию радиофикации, и обозначается вешками высотой 1,5-2 метра, которые устанавливаются на прямых участках трассы через 10-15 метров, у всех точек отклонений от прямолинейной оси трассы более чем на 0,5 метра, на всех поворотах трассы, а также на границах разрытия грунта, где работы должны выполняться ручным способом. Работы по установке предупредительного знака, вешек и отрытию шурфов выполняются силами и средствами заказчика (застройщика) в присутствии представителя предприятия, эксплуатирующего кабельную линию связи, либо силами этого предприятия за счет средств заказчика (застройщика).
До обозначения трассы вешками и прибытия представителя предприятия, эксплуатирующего кабельную линию связи, проведение земляных работ не допускается.
Знак устанавливается на столбе на высоте 1,7 метра над поверхностью земли.
4. По результатам работы по уточнению трассы кабельной линии связи или линии радиофикации составляется акт с участием представителя заказчика (застройщика), представителя предприятия, эксплуатирующего линию связи или линию радиофикации, и, как правило, представителя предприятия - подрядчика, ведущего работы в охранной зоне. В акте указывается какие и в каком количестве вырыты шурфы, количество установленных вешек и предупредительных знаков, стадия работ, когда должен присутствовать представитель предприятия, эксплуатирующего кабельную линию связи или линию радиофикации. После подписания акта ответственность за сохранность установленных вешек и предупредительных знаков несет заказчик (застройщик) или подрядчик.
5.Производители работ (мастера, бригадиры, машинисты землеройных, сваебойных и других строительных механизмов и машин) до начала работ в охранных зонах линий связи и линий радиофикации должны быть ознакомлены с расположением сооружений связи и радиофикации, трасс подземных кабелей связи и линий радрюфикации, их обозначением на местности и проинструктированы о порядке производства земляных работ ручным или механизированным способом, обеспечивающим сохранность сооружений связи. Кроме того, указанные лица должны быть предупреждены об опасности поражения электрическим током, о необходимости учитывать наличие на линиях связи и линиях радиофикации опасного для жизни людей напряжения и о возможности повреждения указанных линий связи и линий радиофикации.
В нарядах на производство соответствующих работ в этих зонах указывается наличие в месте работ линий связи и линий радиофикации. Работы в охранных зонах линий связи и линий радиофикации должны выполняться под наблюдением прораба или мастера и только в присутствии представителя предприятия, эксплуатирующего линию связи или линию радиофикации.
6.Заказчики (застройщики), производящие работы в охранной зоне, не позднее чем за 3 суток (исключая выходные и праздничные дни) до начала работ сообщают телефонограммой предприятию, эксплуатирующему линию связи или линию радиофикации, о дне и часе начала производства работ, при выполнении которых необходимо присутствие его представителя.
Руководитель предприятия, эксплуатирующего линию связи или линию радиофикации, обязан обеспечивать в согласованные с заказчиком (застройщиком) сроки своевременную явку своего представителя к месту работ для осуществления технического надзора за соблюдением мер по обеспечению сохранности указанных линий, а также сооружений связи и радиофикации.
7. В случае неявки на место работ представителя предприятия,
эксплуатирующего линию связи или линию радиофикации, заказчик (застройщик) обязан в течение суток сообщить об этом телефонограммой руководителю данного предприятия.
Производить земляные работы в охранной зоне кабельной линии связи до прибытия указанного представителя запрещается. Расходы, связанные с простоем механизмов и рабочих из-за неявки представителя предприятия, эксплуатирующего кабельную линию связи или линию радиофикации, возмещаются этим предприятием по обоюдной договоренности либо в судебном порядке.
8. В случае отсутствия письменного согласия на проведение работ в охранной зоне линии связи или линии радиофикации либо нарушения требований настоящих Правил представитель предприятия, эксплуатирующего линию связи или линию радиофикации, имеет право потребовать прекращения работ с составлением соответствующего акта.
9. В аварийных случаях, требующих безотлагательных ремонтно-восстановительных работ в охранных зонах линий связи и линий радиофикации, допускается производить такие работы без предварительного согласования с представителями предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, или владельцами линий связи и линий радиофикации при условии выполнения следующих требований:
а) одновременно с направлением рабочих на место аварии независимо от времени суток сообщается телефонограммой предприятиям, эксплуатирующим линии связи и линии радиофикации, о необходимости явки их представителей;
б) на месте производства ремонтно-восстановительных работ обязано неотлучно находиться ответственное за эти работы лицо, которое должно провести инструктаж производителей работ (мастеров, бригадиров, машинистов землеройных, сваебойных и других строительных механизмов и машин);
в) до прибытия к месту аварии представителя предприятия, эксплуатирующего линию связи или линию радиофикации, либо представителя владельца линии связи или линии радиофикации земляные работы в охранной зоне должны производиться ручным способом. При обнаружении подземного кабеля связи должна быть обеспечена его сохранность от повреждения;
г) прибывший на место аварии представитель предприятия, эксплуатирующего линию связи или линию радиофикации, обязан указать место расположения линейных сооружений связи, определить меры по обеспечению их сохранности и присутствовать до полного окончания работ.
10. Производство работ в местах, где проектом предусмотрен перенос линий связи и линий радиофикации (на время работ или на постоянный срок), может быть начато только после переключения действующих линий связи и линий радиофикации.
Работы по переключению действующих линий связи и линий радиофикации на вновь построенные линии осуществляются предприятием, эксплуатирующим эти линии, по смете расходов на переключение и с восполнением предприятию связи затрат, связанных с простоем телефонных каналов, не позднее чем через 5 суток после окончания работ по переносу указанных линий.
11. При необходимости устройства временных проездов для движения строительных механизмов, лесовозов и гусеничного транспорта непосредственно по трассам подземных кабельных линий связи и линий радиофикации по согласованию с представителями предприятий, эксплуатирующих эти линии, или представителями владельцев этих линий организация, осуществляющая строительные работы, производит защиту кабельных сооружений от механических повреждений (укладку деревянных настилов и бетонных плит, подсыпку щебня и гравия).
В целом указанные обязанности направлены на недопущение обрывов кабелей. Согласно пункту 2 Правил охраны линий и сооружений связи Правила являются обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от их местонахождения, ведомственной принадлежности и форм собственности.
Таким образом, законодателем определен ряд взаимосвязанных обязанностей любого предприятия, ведущего деятельность, связанную с опасностью повреждения сетей связи: проинформировать оператора связи о проведении работ, получить необходимую информацию о расположении кабельных сетей связи; вести работы с необходимой осторожностью, не допускать обрывов кабельных линий; в случае повреждения линий - немедленно информировать соответствующего оператора связи, принять меры, направленные на минимизацию ущерба.
Указанные нормативные положения в их совокупности, согласно позиции антимонопольного органа, свидетельствует о том, что они направлены на защиту интересов оператора связи, так как: обязанность по обеспечению бесперебойного оказания услуг связи, а значит и поддержанию сетей связи в надлежащем состоянии возложена на оператора связи.
Таким образом, согласно позиции УФАС, на застройщика (или иное лицо, проводящее работы в зоне сетей связи) возлагаются дополнительные обязанности по сохранению сетей связи, связанные с необходимостью минимизации имущественного ущерба оператора связи. Все обращения застройщика к оператору связи проистекают из дополнительных обязанностей, которые возлагает на него закон. При неисполнении указанной обязанности застройщик несет ответственность в соответствии с разделом 5 Правил охраны. В соответствии с пунктами 51, 52, 53 Правил материальный ущерб, причиненный предприятию, в ведении которого находится линия связи или линия радиофикации, в результате обрыва или повреждения линии связи или линии радиофикации, подлежит возмещению и исчисляется по фактическим расходам на их восстановление и с учетом потери тарифных доходов, не полученных этим предприятием за период прекращения действия связи.
Согласно позиции антимонопольного органа, согласование проведения земляных работ осуществляется не в интересах застройщика (или иного лица проводящего технические работы вблизи расположения линий связи), так как самостоятельной потребительской ценности для него не имеет, а является для него дополнительным обременением; при этом оператор связи, напротив, заинтересован в наиболее точном ориентировании застройщика (или иного лица проводящего технические работы вблизи расположения линий связи) на местности, предоставлении ему полной информации относительно того, где расположены сети связи.
Таким образом, как отражено в оспариваемом решении, согласование производства земельных работ осуществляется именно в интересах оператора связи, его конечной целью является обеспечение надежности оказываемых данным оператором услуг связи. Сама процедура согласования со стороны оператора направлена на обеспечение надлежащего функционирования кабельных линий, является способом поддержания их в надлежащем состоянии, одной из технических операций, которые структурно входят в деятельность оператора по передаче сигнала по сетям связи. В отсутствие самостоятельного потребительского интереса, потребительской ценности, согласование производства работ не является отдельной услугой, не может быть обусловлено внесением платы, поскольку направлено на обеспечение интересов самого оператора связи.
Производство работ, связанных с подготовкой технических условий, не должно оплачиваться заказчиками, поскольку такие работы являются подготовительными (сопутствующими) для оказания в последующем услуги связи, а фактические расходы, понесенные оператором связи при подготовке технических условий, могут быть учтены при установлении тарифа на оказание услуг связи. При этом в рамках установления тарифа должна быть учтена экономическая обоснованность понесенных оператором связи затрат.
Согласование и выдача технических условий на вынос/защиту линий связи осуществляется с целью организации нормальной работоспособности сетей связи, следовательно, согласование и выдача технических условий на вынос/защиту линий связи является одним из этапов, необходимых для организации предоставления услуг связи и не может иметь своей целью извлечение самостоятельной экономической выгоды ПАО «Таттелеком» в связи взиманием платы за согласование и выдачу технических условий на вынос/защиту линий связи.
Доминирующее положение определено с учетом того, что минуя ПАО «Таттелеком», АО «Альметьевские тепловые сети» не может осуществить согласование производства земельных работ, а также выдачу технических условий на проводимые работы в целом. При этом иной оператор или любое иное лицо не может предоставить такое согласование, соответственно отсутствует взаимозаменяемость деятельности ПАО «Таттелеком», так как только оператор связи, как владелец сети, обеспечивающий ее сохранность, имеет право согласовывать производство работ и выдавать технические условия на данные работы.
С учетом изложенного, Комиссия УФАС установила, что ПАО «Таттелеком» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг телефонной и проводной связи (проводного вещания), при осуществлении деятельности по согласованию производства земляных работ, а также выдачи технических условий на вынос/защиту линий находящихся в области проводимых работ.
Правовая позиция ПАО «Татателеком» состоит в том, что получение согласования на ведение земляных работ является производственной необходимостью застройщика, который исключительно в целях осуществления своей предпринимательской деятельности и реализации собственных коммерческих интересов, в силу установленных законодателем правил, обращается к владельцам (собственникам) инженерных сетей за получением согласования размещения своего объекта или ведения земляных работ, осуществляя которые несет риск нарушения целостности этих сетей в рамках гражданско-правовой и административной ответственности.
За неисполнение обязанности по согласованию технической документации такие лица несут ответственность в виде возложения на них обязанности компенсировать причиненный оператору связи материальный ущерб, связанный с обрывом или повреждением линий связи, который исчисляется по фактическим расходам на их восстановление и с учетом потери тарифных доходов, не полученных оператором связи в период прекращения оказания услуг связи. Кроме того, статьей 13.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наступление административной ответственности за нарушение правил охраны линий или сооружений связи, в том числе когда такое нарушение не вызвало прекращение связи, вызвало прекращение связи или вызвало повреждение линий или сооружений связи для нужд органов государственной власти, для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка.
В связи с чем, заявитель полагает, что обязанность учитывать необходимость защиты средств и сооружений связи возложена в равной степени, как на оператора связи, так и на застройщиков, проводящих земляные работы в зоне сетей связи.
В пункте 32 статьи 2 Закона о связи услуга связи определена как деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Оказание услуг по выдаче технических условий при производстве третьими лицами земляных работ в охранных зонах линий связи не связано с предоставлением оператором связи услуг связи своим абонентам и не является основной производственной деятельностью оператора связи, направленной на эксплуатацию линий связи. Такие услуги не носят плановый или систематический характер и выполняются исключительно в интересах сторонних организаций, осуществляющих производство работ в охранных зонах линий связи. Объем и периодичность оказания услуг по согласованию технической документации определяется только исходя из коммерческих заявок третьих лиц и в соответствии с теми работами, которые ими запланированы к проведению.
Согласование технической документации как деятельность, производимая в интересах и по заявке заказчика, представляет собой возмездное оказание услуг, поэтому в соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации должно быть оплачено.
В данном случае установление и взимание тарифа за выдачу технических условий при производстве третьими лицами земляных работ в охранных зонах линий связи обеспечивает компенсацию оператору связи дополнительных расходов, которые он несет в ходе оказания услуги, в том числе связанных с оплатой труда его работников, осуществляющих выполнение необходимых работ.
Аргументы УФАС по РТ о том, что ПАО «Таттелеком» имеет возможность учитывать данные расходы при установлении тарифов на услуги связи по мнению заявителя несостоятельны, поскольку, в соответствии с положениями Порядка ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утвержденного приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 02.05.2006 № 54, при расчете тарифов на регулируемые услуги связи должны учитываться только те затраты, которые непосредственно связаны с оказанием регулируемых услуг, включенных в Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 №637.
Согласование технической документации при производстве земляных работ третьими лицами не связано с предоставлением услуг связи, а затраты, возникшие в связи с оказанием такой услуги, не могут входить в себестоимость регулируемых услуг связи, следовательно, такая услуга должна оплачиваться по отдельному тарифу. Иное толкование положений законодательства привело бы к необоснованному возложению на абонентов расходов оператора связи, связанных с оказанием услуг в интересах и по запросам третьих лиц.
В рассматриваемом случае ПАО «Таттелеком», являясь оператором связи, выступает не как субъект, оказывающий услуги связи, а как субъект, владеющий инженерными сетями на законном основании. Расходы, которые несет данный субъект, в связи с согласованием возможности ведения земляных работ третьими лицами, не могут быть им запланированы и спрогнозированы, не носят систематического характера и не имеют отношения к основной деятельности оператора связи, поскольку направлены на удовлетворение потребностей иных лиц. Оператор связи несет эти расходы и оказывает эти услуги в силу обязанности, возложенной на него названными выше нормативными актами. Оснований полагать, что данная услуга должна оказываться безвозмездно, не имеется, какие-либо основания для возложения данных расходов на абонентов (потребителей услуг связи) отсутствуют.
Из оспариваемого Решения УФАС по РТ невозможно определить, в соответствии с какими критериями (методами), согласно действующему законодательству, определена монопольно высокая цена оказываемой услуги ПАО «Таттелеком», антимонопольным органом не доказано доминирующее положение заявителя, анализ рынка не проведен, аналитический отчет не составлен.
Третье лицо АО «Альметьевские тепловые сети» поддерживает позицию ответчика, полагает, что согласование производства земляных работ осуществляется именно в интересах оператора связи, его конечной целью является обеспечение надежности оказываемых услуг связи, считает, что стоимость оказываемых услуг по выдаче технических условий должна быть рассчитана в каждом конкретном случае на основании сметы.
Согласно части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги общедоступной электросвязи относятся к деятельности субъектов естественных монополий. В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктами 12, 32, 35 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений: электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам; оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Таким образом, ПАО «Таттелеком», являясь оператором связи, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг связи.
Как установлено статьей 7 Федерального закона №126-ФЗ «О связи» от 07 июля 2003г., сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства; операторы связи и застройщики при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе сооружений связи), а также при построении сетей связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним; операторы связи при эксплуатации сетей связи и сооружений связи обязаны обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.
Таким образом, Федеральным законом в равной степени возложена обязанность на операторов связи и застройщиков при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений, а также при построении сетей связи учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.
Согласно положениям статьи 28 Закон о связи тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях; тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях; Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации; тарифы на универсальные услуги связи регулируются в соответствии с настоящим Федеральным законом; государственное регулирование тарифов на услуги связи (за исключением регулирования тарифов на универсальные услуги связи) должно создавать условия, обеспечивающие операторам связи компенсацию экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг связи, и возмещение обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании услуг связи, тарифы на которые устанавливаются государством.
В пункте 32 статьи 2 Закона о связи услуга связи определена как деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Оказание услуг по согласованию технической документации при производстве третьими лицами земляных работ в охранных зонах линий связи не связано с предоставлением оператором связи услуг местной, внутризоновой и междугородней связи абонентам и не является основной производственной деятельностью, направленной на эксплуатацию линий связи, в связи с чем действия оператора связи по согласованию технической документации не могут быть отнесены к услуге связи.
Согласование технической документации как деятельность, производимая в интересах и по заявке заказчика, представляет собой возмездное оказание услуг, поэтому в соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации должно быть оплачено.
В данном случае установление и взимание тарифов за согласование технической документации при производстве третьими лицами земляных работ в охранных зонах линий связи обеспечивает компенсацию дополнительных расходов, которые общество несет в ходе оказания услуги, в том числе связанных с оплатой труда его работников, осуществляющих выполнение необходимых работ.
В соответствии с положениями Порядка ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утвержденного приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 02.05.2006 N 54, при расчете тарифов на регулируемые услуги связи должны учитываться только те затраты, которые непосредственно связаны с оказанием регулируемых услуг, включенных в Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637.
Согласование технической документации при производстве земляных работ третьими лицами не связано с предоставлением услуг связи, а затраты, возникшие в связи с оказанием такой услуги, не могут входить в себестоимость регулируемых услуг связи, следовательно, такая услуга должна оплачиваться по отдельному тарифу. Иное толкование положений законодательства привело бы к необоснованному возложению на абонентов расходов оператора связи, связанных с оказанием услуг в интересах и по запросам третьих лиц.
Основываясь на вышеуказанных нормативных положениях, в том числе и на тех, которыми обоснована позиция ответчика, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что деятельность оператора связи по согласованию третьим лицам возможности проведения земляных работ при наличии или отсутствии сетей связи на месте производства работ, не является составной частью услуги связи, в связи с чем расходы, связанные с осуществлением данного вида деятельности, не могут быть включены в состав тарифа на услуги связи и возложены на абонента.
Получение согласования на ведение земляных работ является производственной необходимостью застройщика, который исключительно в целях осуществления своей предпринимательской деятельности и реализации собственных коммерческих интересов, в силу установленных законодателем правил, обращается к владельцам (собственникам) инженерных сетей за получением согласования размещения своего объекта или ведения земляных работ, осуществляя которые несет риск нарушения целостности этих сетей в рамках гражданско-правовой и административной ответственности.
В рассматриваемом случае оператор связи выступает не как субъект, оказывающий услуги связи, а как субъект, владеющий инженерными сетями на законном основании. Расходы, которые несет данный субъект в связи с согласованием возможности ведения земляных работ третьими лицами, не могут быть им запланированы и спрогнозированы, не носят систематического характера и не имеют отношения к основной деятельности оператора связи, поскольку направлены на удовлетворение потребностей иных лиц. Оператор связи несет эти расходы и оказывает эти услуги в силу обязанности возложенной на него названными выше нормативными актами. Суд первой инстанции правомерно посчитал, что оснований полагать, что данная услуга должна оказываться безвозмездно, не имеется, основания для возложения данных расходов на абонентов (потребителей услуг связи), также отсутствуют.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 августа 2015 г. N Ф01-2824/15 по делу N А82-10859/2014.
Антимонопольным органом не установлено, что размер платы за согласование и выдачу технических условий на вынос/защиту линий связи, установленный ПАО «Таттелеком», экономически необоснован; не установлено и включение данных расходов в тариф на услуги связи (двойное взыскание расходов).
Кроме того, данная деятельность осуществляется ПАО «Таттелеком» не на рынке услуг связи, а вытекает исключительно из прав и обязанностей собственника сетей связи.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оснований для вывода о злоупотреблении ПАО «Таттелеком» доминирующим положением на рынке услуг связи путем установления и взимания платы за согласование производства земляных работ и выдачу технических условий на вынос/защиту линий связи находящихся в области проводимых работ не имеется.
Согласно правовой позиции ФАС России, изложенной в письме от 30.05.2014г. (исх.№ЦА/22033/14) на обращение ОАО «Ростелеком» о распространении положений ФЗ «О защите конкуренции» на действия ОАО «Ростелеком» по установлению платы за согласование технической (проектной) документации на проведение строительных работ в предполагаемых местах размещения кабельных линий и сооружений связи, такие действия ОАО «Ростелеком» не могут быть рассмотрены на предмет их соответствия ФЗ «О защите конкуренции». По мнению ФАС России, действия хозяйствующего субъекта по согласованию проектной документации не обусловлены его положением на рынке.
Довод антимонопольного органа о том, что работы связанные с выездом на место предполагаемых работ, а также контролю по соблюдению технологического процесса на вынос/защиту линий связи со стороны ПАО «Таттелеком» носят характер оказания услуг, которые необходимо выполнить работникам для выдачи заказчику верных технических условий на вынос/защиту линий связи, а также проследить за сохранностью принадлежащих ПАО «Таттелеком» линий связи при проведении земляных работ, следовательно, такие действия не должны быть включены в стоимость выдачи технических условий на вынос/защиту линий связи, а оказываться заявителю (обратившемуся за получением технических условий) отдельно, как договор подряда или договор возмездного оказания услуг, а сами технические условия должны выдаваться без взимания платы с заказчика работ, является субъективным мнением антимонопольного органа и не подтвержден ссылками на нормы права.
Как указывает сам антимонопольный орган в оспариваемом решении, представление технических условий на вынос/защиту линий связи является технологическим процессом, имеющим своей целью оказание в последующем услуг связи без нарушения нормальной работоспособности сетей связи.
Как следует из пояснений заявителя по делу, не опровергнутых ответчиком, после подготовки информации о линиях связи попадающих на участок, интересующий заявителя (обратившегося за получением технических условий), она передается кабельной бригаде. Выезд линейно-кабельной бригады филиала в зону производства предполагаемых работ, осуществляется с целью проверки соответствия сведений базы данных и фактической загрузки каналов кабельной канализации, наличия линейных сооружений которые располагаются на интересующим заявителя участке. Мероприятия связанные с выездом кабельной бригады проводятся в связи с тем, что в соответствии с требованиями «Руководства по техническому учету оборудования и паспортизации сооружений ГТС», паспорта и техническая документация на принятые в эксплуатацию сооружения и оборудование заводятся в следующие сроки: документация на канализационные сооружения - два месяца; документация на кабели - один месяц; документация на воздушные линии - один месяц, поэтому на момент подготовки проекта технических условий, вновь построенные или переустроенные линейные сооружения и кабели связи могут быть еще не заведены в автоматизированную базу данных службы технического учета.
Для подготовки проекта технических условий работники кабельных бригад также вынуждены отвлечься от своей основной деятельности и выполнить, в том числе - выезд на место интересующее заявителя, указанное в предварительной справочной документации службы технического учета. Выезд производится всей бригадой на выделенном для выполнения ежедневной деятельности автотранспорте предприятия, с последующим возвращением бригады на объекты ежедневной деятельности. На участке интересующего заявителя, кабельная бригада осматривает место предполагаемых работ, на предмет факторов препятствующих выполнению требований технических условий, их дополнения и корректировки, осматривается участок линий связи попадающий в предполагаемую зону производства земельных работ до выполнения мероприятий указанных в технических условиях. Проверяются наличие актуальность привязок к линии связи на местности, пересчитывается количество объектов линейных сооружений попадающих в зону производства работ, изучается их техническое состояние, пересчитывается и сверяется с информацией представленной службой технического учета количество кабелей связи на соответствие с типом и абонентской ёмкостью, проверяется наличие и техническое состояние кабельных муфт, конструктивов смотровых устройств кабельной канализации наличие и соответствие нумерационных колец кабелей связи. В случае выявления несоответствий в информации автоматизированной базы данных, представленной службой технического учета с фактическим состоянием участка линий связи, попадающего в зону строительства, в проект технических условий вноситься соответствующие изменения или дополнения. После получения заявителем технических условий на защиту линий связи попадающих в зону производства работ, заявитель разрабатывает проектно - сметную документацию на защиту линий связи ПАО «Таттелеком», представители линейно-кабельного цеха или участка производят контроль проекта заявителя, в котором предусмотрены требования указанные в технических условиях на полноту и качество разработанных мероприятий. В случае исполнения заявителем всех требуемых мероприятий по защите линий связи попадающих в зону строительства, земельные работы заявителя согласовываются ПАО «Таттелеком». Перед началом работ в соответствии, с действующим законодательством о порядке и правилах производства земельных работ, представители кабельных бригад выезжают на место производства работ уточняют и указывают расположение линий связи на местности. Контроль представителями кабельных бригад за строительными работами и состоянием линий связи в зоне строительства, с выездом на место их проведения представителями кабельных бригад выполняется до полного завершения строительных работ.
Выполнение вышеуказанных работ является необходимым условием для выдачи технических условий и направлено на исключение негативных последствий, связанных с отражением некорректных данных и предоставления неверных сведений, а также производится исключительно в интересах заказчика, обратившегося за техническими условиями и не связано с основными хозяйственными расходами ПАО «Таттелеком», так как данные работы выполняются сотрудниками с отрывом от их основной деятельности и основная цель выполнения данных работ - это удовлетворение производственной необходимости заказчика, который исключительно в целях осуществления своей предпринимательской деятельности и реализации собственных коммерческих интересов обращается к оператору связи.
Таким образом суд первой инстанции правомерно посчитал, что довод антимонопольного органа о том, что необходимость выполнения вышеуказанных работ может быть урегулирована в гражданско-правовом порядке и оказываться заказчикам отдельно (по желанию заказчика) в отрыве от выдачи технических условий, является необоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа являются не соответствующими статье 10 Закона о защите конкуренции и нарушающими интересы заявителя.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2017 года по делу №А65-895/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Б. Корнилов
Судьи В.Е. Кувшинов
Е.Г. Филиппова