443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
16 июня2021 года Дело № А65-27685/2020
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2021 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
приучастии:
от Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам – представителя ФИО1 (доверенность от 28.12.2020 № 47/14-25),
от общества с ограниченной ответственностью «Челныводоканал» – представителя ФИО2 (доверенность от 26.02.2021 № 64/21),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2021 года по делу № А65-27685/2020 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Челныводоканал», г. Набережные Челны
к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам
о признании незаконным и отмене постановления № 147/20 от 22 октября 2020 года о наложении штрафа в размере 320 001,26 рублей и признании недействительным предписания об устранении нарушения законодательства от 02.11.2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Челныводоканал» (далее – заявитель; общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан (далее – ответчик; Госкомитет) о признании незаконным и отмене постановления № 147/20 от 22 октября 2020 года о наложении штрафа (далее – оспариваемое постановление) и о признании недействительным предписания об устранении нарушения законодательства от 02.11.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2021 года заявление удовлетворено, постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 22.10.2020 № 147/20 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 320 001,26 рублей признано незаконным и отменено. Производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении ООО «Челныводоканал» 24.09.2020, прекращено. Предписание от 02.11.2020 Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам об устранении нарушения законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) признано недействительным. Суд обязал Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Челныводоканал».
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2021 года по делу № А65-27685/2020 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на наличие в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, законность оспариваемого постановления от 22.10.2020 о назначении административного наказания и предписания от 02.11.2020 об устранении нарушений законодательства.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором ООО «Челныводоканал» просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2021 года по делу № А65-27685/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя председателя Госкомитета от 21.07.2020 № ПР-268/2020 в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен Акт проверки от 24.08.2020, а также протокол № 147/20 от 24.09.2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Рассмотрев указанный протокол, материалы проверки, документы и пояснения представителей общества, заместителем председателя Госкомитета 22 октября 2020 года в отношении заявителя вынесено постановление № 147/20 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 320 001,26 рублей.
После вынесения постановления по делу об административном правонарушении тем же должностным лицом Госкомитета 02.11.2020 вынесено предписание об устранении нарушения законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов).
Не согласившись с вынесенными постановлением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При этом заявитель, отрицая событие вмененного ему правонарушения, считает, что в соответствии с пунктами 1 и 15 статьи 18 Закона о водоснабжении подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованным системам холодного водоснабжения, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Таким образом, арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан с доводами, содержащимися в заявлении, обязан проверить оспариваемое постановление в полном объеме.
Согласно части 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения подлежит регулированию. Регулированию подлежит тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно части 1 статьи 14.6 «Нарушение порядка ценообразования» КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Из материалов дела следует, что постановлением Госкомитета от 12.12.2019 № 6-95/тп установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения общества «Челныводоканал» согласно приложению, а именно:
1. Базовая ставка тарифа на подключаемую нагрузку – 0,7760 тыс. руб./куб.метров в сутки;
2. Базовая ставка тарифа на протяженность сетей – 12 022,44 тыс.руб./км.
Из оспариваемого постановления следует, что в ходе проведения проверки цен (тарифов) на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения общества «Челныводоканал» Госкомитетом установлено, что общество при осуществлении подключения (технологического присоединения), помимо установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение), дополнительно взимало с потребителей плату за присоединение (врезку) водопровода в существующую сеть централизованного холодного водоснабжения.
Так, в ООО «Челныводоканал» с 01.02.2020 введена утвержденная им самим калькуляция стоимости работ на услуги по врезке потребителя к водопроводным сетям в зависимости от диаметра трубы.
Согласно отдельно заключенным с заказчиками договорам и актам выполненных работ, ООО «Челныводоканал» предъявило в адрес заказчиков плату за услуги по врезке (монтаж вентиля), оплата за которые произведена в течение 2020 года на общую сумму 160 000,63 рубля.
Указанные обстоятельства изложены в оспариваемом постановлении и обществом не оспариваются.
Госкомитет, считая, что врезка водопровода, осуществляемая обществом, является составной частью мероприятий по подключению абонентов к централизованной системе водоснабжения, тариф на которые установлен Госкомитетом, пришел к выводу о завышении обществом регулируемых государством цен (тарифов) и привлек оспариваемым постановлением заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 320 001,26 рублей, исходя из двукратного размера излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги).
Оценивая указанный вывод Госкомитета о получении заявителем завышенной выручки от подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, суд первой инстанции указал на его необоснованность исходя из следующего.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
ООО «Челныводоканал» является организацией, осуществляющей деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, следовательно, на него распространяются требования законодательства, регулирующего отношения в указанной сфере, в частности, Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон № 416-ФЗ).
Из пункта 1 статьи 1 Закона № 416-ФЗ следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
При этом, согласно пункту 5 статьи 1 Закона № 416-ФЗ к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами. Из изложенного следует, что отношения, связанные с предоставлением услуг, в частности, по холодному водоснабжению, и оплатой таких услуг, регулируются другими федеральными законами, то есть данный Закон № 416-ФЗ в указанной части не является единственным и ключевым.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 416-ФЗ одними из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в частности,
- обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;
- установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу статьи 4 Закона № 416-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесены, в частности, утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения; утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения; утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В пункте 29 статьи 2 Закона № 416-ФЗ определено понятие «централизованная система холодного водоснабжения» - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Оказанию услуг по водоснабжению с использованием централизованных систем водоснабжения предшествует процесс подключения (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Такие правила утверждены постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 (далее – Правила холодного водоснабжения).
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 18 Закона № 416-ФЗ).
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 3 статьи 18 Закона № 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 13 статьи 18 Закона № 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов, и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 18 Закона № 146-ФЗ взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" на основании статьи 4 Закона № 416-ФЗ утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 82 Основ ценообразования размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Тариф на подключение в соответствии с пунктом 83 Основ ценообразования включает в себя: ставку тарифа за подключаемую нагрузку; ставку тарифа за расстояние от точки подключения объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка тарифа за протяженность сети).
Из смысла пунктов 83 и 85 Основ ценообразования в совокупности с пунктом 117 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее – Методические указания), следует, что размер ставки тарифа на подключаемую нагрузку включает в себя исключительно расчетный объем расходов на календарный год на подключение объектов абонентов, исходя из расчетного объема подключаемой нагрузки, то есть не связанных с расходами на подключение объектов, а направляемых на осуществление мероприятий по поддержанию и (или) увеличению мощности (пропускной способности) используемых централизованных систем водоснабжения, их реконструкцию и модернизацию, а сама плата за подключаемую нагрузку имеет накопительный характер.
Согласно пункту 83 Основ ценообразования размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с Методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:
а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;
б) налог на прибыль.
Согласно пункту 118 Методических указаний ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и водоотведения на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения и объектов на них в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей и объектов на них, включая расходы на проектирование, с учетом уплаты налога на прибыль.
Исходя из того, что согласно пункту 2.10.44 «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденной приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168, работы по непосредственному соединению (врезка) построенного трубопровода к действующей сети входят в проект и смету по строительству трубопровода, что подтверждается и локальными сметными расчетами заявителя на прокладку сетей, учтенными Госкомитетом при установлении базового тарифа на протяженность сети, расходы на мероприятия по фактическому присоединению к существующей системе централизованного водоснабжения, включаются в расходы на строительство сетей и объектов на них.
Иными словами, в случае, если организация водопроводно-канализационного хозяйства самостоятельно выполняет весь комплекс вышеуказанных мероприятий по подключению абонентов, то при расчете размера платы за подключение должна быть применена и ставка тарифа на подключаемую нагрузку и ставка тарифа за протяженность сети.
Вместе с тем, согласно пункту 15 статьи 18 Закона № 146-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации. Порядок заключения и исполнения договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения установлен разделом IV Правил холодного водоснабжения.
Отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, водоотведение) регулируют Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 (далее –Правила холодного водоснабжения).
Согласно пункту 86 Правил холодного водоснабжения подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ.
Так, Правительством РФ постановлением от 13 февраля 2006 г. № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утратили силу с 1 марта 2014 года); постановлением от 14 июля 2008 г. № 520 утверждены основы ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса; постановлением от 29 июля 2013 г. № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" утвержден, в частности, типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (далее – Типовой договор).
Настоящий документ включен в перечень нормативных правовых актов, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Анализ содержания Типового договора позволяет утверждать, что он является нормативным правовым актом, регулирующим порядок заключения и исполнения договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, в том числе, и порядок оплаты работ по присоединению (врезке) трубопровода заказчика к действующей сети централизованной системы водоснабжения при исчислении платы только с применением тарифа на нагрузку.
Так, в пункте 17 Типового договора предусмотрена возможность определения сторонами условия о том, что плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей объекта в точке подключения к централизованной системе холодного водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства включена или не включена в состав платы за подключение (технологическое присоединение).
Согласно пункту 18 Типового договора возможно изменение размера платы за подключение по соглашению сторон в случае изменения технических условий, а также условий подключения в части изменения величины подключаемой нагрузки, местоположения точки подключения и требований к строительству (реконструкции) водопроводных сетей. При этом, суд считает, что право изменения размера платы соглашением сторон не является абсолютным и не подразумевает возможности изменения установленных базовых тарифов, а предполагает возможность изменения иных составляющих размера платы.
В соответствии с пунктом 19 Типового договора организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет фактическое подключение объекта к централизованной системе холодного водоснабжения при условии выполнения заказчиком условий подключения (технологического присоединения) и внесения платы за подключение (технологическое присоединение) в размерах и сроки, установленные разделом V настоящего договора.
При этом, необходимо иметь в ввиду содержание пункта 17 Типового договора, содержащегося именно в разделе V договора.
Абзацем 4 пункта 22 Типового договора прямо предусмотрено, что в случае если плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей объекта в точке подключения к централизованной системе холодного водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства не включена в состав платы за подключение (технологическое присоединение), такие работы могут выполняться организацией водопроводно-канализационного хозяйства по отдельному возмездному договору.
Таким образом, суд согласился с доводом общества о том, что данный Типовой договор является частью законодательства, регулирующего порядок подключения (технологического присоединения) и порядок оплаты такого подключения.
Судом принят и довод ответчика о недопустимости взимания организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), со ссылкой на положения пункта 14 статьи 18 Закона № 416-ФЗ.
Но при этом, суд верно отметил, что в данном случае под иными платежами следует понимать платежи, взимаемые дополнительно к двум платежам, на которые установлены тарифы (на нагрузку и на протяженность сетей). То есть, когда плата за присоединение определена организацией с применением обоих тарифов, тогда отдельно плату за врезку взимать недопустимо. Но в том случае, когда сети заказчика выполняются не организацией, а самим заказчиком, что имеет место быть на практике, и базовый тариф на протяженность сетей не применяется (ибо плата за сети равна нулю), тогда плата за работы по присоединению сетей объекта в точке подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, фактически выполненные организацией водопроводно-канализационного хозяйства по отдельному возмездному договору, может взиматься.
Именно такой подход и предусмотрен в Типовом договоре. Иное понимание пункта 14 статьи 18 Закона № 146-ФЗ приводит к неправомерному запрету организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществлять обоснованное возмещение своих фактических расходов на присоединение, ибо как отмечает и сам ответчик, без непосредственной врезки в сеть нет смысла в любых других действиях, связанных и (или) направленных на подключение объекта к сети водоснабжения, так как организация не сможет оказывать, а потребитель не сможет получать услугу по водоснабжению, то есть реализовать цель осуществления подключения. В таком случае, плата за присоединение в целях применения пункта 14 статьи 18 Закона № 416-ФЗ не может быть признана иным платежом.
Причем, такие работы по договору с заказчиком могут быть выполнены любой другой строительной организацией, что Госкомитетом не оспаривается, но под руководством и при участии в части технического и санитарного надзора за проведением работ организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к централизованной системе водоснабжения которой осуществляется присоединение. При этом, размер платы за работы по присоединению определяются соглашением сторон «без оглядки» на установленные тарифы, поскольку деятельность строительной организации, производящей работы по присоединению объекта заказчика к централизованной системе водоснабжения государственному регулированию не подлежит.
Как отмечено судом, размер платы за присоединение (врезку), взимаемой организацией водопроводно - канализационного хозяйства по отдельному возмездному договору, не должен превышать общую стоимость работ по врезке в локальном сметном ресурсе, принятую Госкомитетом при установлении базовой ставки на протяженность сети.
Указанное обстоятельство не только подтверждает возможность правомерного взимания с заказчика платы за присоединение, но и свидетельствует о явной дискриминации организации водопроводно-канализационного хозяйства, в случае иного применения всей совокупности норм регулирования порядка оплаты работ по присоединению, применительно к ситуации, когда плата, рассчитанная исходя из расходов на строительство сетей, организацией водопроводно-канализационного хозяйства не применяется и не взимается. Кроме того, такой порядок взимания с заказчиков платы не ущемляет права и законные интересы заказчиков.
Данный подход, нашедший подтверждение в судебной практике, в частности, решении Арбитражного суда Омской области от 29.05.2018 по делу № А46-2593/2018, апелляционном определении Верховного Суда Республики Крым от 06.08.2019 № 33-7367/2019, определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31.03.2020 по делу № 88-6253/2020, положению пункта 14 статьи 18 Закона № 416-ФЗ не противоречит.
В данном случае, ООО «Челныводоканал» во исполнение постановления Госкомитета от 12.12.2019 № 6-95/тп «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения Общества с ограниченной ответственностью «Челныводоканал» на 2020 год», которым Госкомитетом установлены две базовые ставки тарифа на подключаемую нагрузку и на протяженность сетей, каких либо противоправных действий не совершал. Полученная от заказчиков во исполнение заключенных с ними отдельных договоров плата за присоединение к сетям, дополнительной и (или) иной не является, поскольку плата за подключение (технологическое присоединение) обществом исчислена только с учетом величины подключаемой нагрузки и в своей структуре плату за создание сети заказчика не содержит.
Следовательно, вывод в оспариваемом постановлении о завышении заявителем платы за подключение и необоснованном получении им 160 000,63 рублей выручки не соответствует действительности.
Таким образом, наличие события вмененного заявителю административного правонарушения материалами дела не подтверждается. Указанное обстоятельство в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.
Поскольку нарушение заявителем порядка ценообразования, в рассматриваемом случае, не подтверждено, оспариваемое предписание от 02.11.2020 обоснованно признано судом недействительным.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Доводы жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции. Между тем, доводы Комитета рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Нарушение заявителем порядка ценообразования, наличие в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 КоАП РФ, законность оспариваемого постановления об административном правонарушении от 22.10.2020 и предписания от 02.11.2020, не подтверждены.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2021 года по делу № А65-27685/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г.Попова
Судьи Н.В.Сергеева
В.А. Корастелев