ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aac.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
18 ноября 2008г. Дело №А72-5213/2008
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2008г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2008г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии в судебном заседании:
представителя военного института – ФИО2 (доверенность от 14.11.2008г. б/н),
представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области – ФИО3 (доверенность от 10.12.2007г. №68-06-07/1250),
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 ноября 2008г. в помещении суда апелляционную жалобу государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее военно-техническое училище (военный институт)» Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 сентября 2008г. по делу №А72-5213/2008 (судья Прохоров А.Е.),
принятое по заявлению государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее военно-техническое училище (военный институт)» Министерства обороны Российской Федерации, г.Ульяновск,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области, г.Ульяновск,
об оспаривании постановлений,
УСТАНОВИЛ:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновское высшее военно-техническое училище (военный институт)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – военный институт) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области (далее – Управление) от 22.07.2008 г. №2008-07H, № 2008-09Н о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (т.1 л.д.2-7).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2008г. по делу №А72-5213/2008 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд изменил постановление Управления о назначении административного наказания военному институту по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ по делу об административном правонарушении от 22.07.2008г. № 2008-07Н в части размера административного штрафа, установив его в сумме 40000 руб.
Суд изменил постановление Управления о назначении административного наказания военному институту по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ по делу об административном правонарушении от 22.07.2008г. №2008-09Н в части размера административного штрафа, установив его в сумме 40000 руб.
В остальной части оспариваемые постановления оставлены без изменения (т.2 л.д.32-35).
В апелляционной жалобе военный институт просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.38-41).
Управление отклонило апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель военного института поддержала апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель Управления отклонила апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом контрольной и надзорной работы на 2008г. Управлением проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в военном институте за период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г.
Проверкой расходования средств федерального бюджета, направленных на выплату денежного довольствия военнослужащим установлено, что в декабре 2007г. платежным поручением от 21.12.2007г. №834 за счет средств федерального бюджета, выделенных по разделу 02 «Национальная оборона», подразделу 01 «Вооруженные Силы Российской Федерации», целевой статье 2020000 «Воинские формирования (органы, подразделения)», виду расходов 239, подстатье экономической классификации расходов 211 «Заработная плата», перечислены на пластиковые банковские карты в ОСБ №8588 г.Ульяновска денежные средства в общей сумме 5418667 руб. 57 коп. сотрудникам учебных кафедр, научно-исследовательской лаборатории, учебного отдела и батальона курсантов. Результаты проверки отражены в акте от 09.06.2008г. (т.1 л.д.57-76).
09.07.2008г. Управлением составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что военный институт, осуществляя в течение января-ноября 2007г. оплату расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны РФ (получатель 187) по разделу 07 «Образование», подразделу 06 «Высшее профессиональное образование», целевой статье 4300000 «Высшие учебные заведения», виду расходов 239, подстатье экономической классификации расходов 211 «Заработная плата», в декабре 2007 г. произвел, как указано выше, оплату расходов в сумме 5418667 руб. 57 коп. за счет средств федерального бюджета, выделенных по разделу 02 «Национальная оборона», подразделу 01 «Вооруженные Силы Российской Федерации», целевой статье 2020000 «Воинские формирования (органы, подразделения)», виду расходов 239, подстатье экономической классификации расходов 211 «Заработная плата», что является нецелевым использованием бюджетных средств (т.1 л.д.96-98).
Протокол составлен в присутствии законного представителя военного института.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении Управлением 22.07.2008г. вынесено постановление №2008-07Н о привлечении военного института к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 50000 руб. (т.1 л.д.99-100).
Проверкой расходования средств федерального бюджета на выплату суточных при служебных командировках установлено, что по данным бухгалтерского учета в 2007г. военный институт, в соответствии с приказом начальника военного института от 29.09.2007г. №311 «Об организации войсковой стажировки в военном институте», перечислены на банковские карты в ОСБ 8588г. Ульяновска в общей сумме 685 042 руб. 86 коп. командировочные расходы (суточные) для прохождения войсковой стажировки курсантам 5 и 6 рот. Из них:
- платежным поручением от 25.12.2007г. №877 по разделу 02 (Национальная оборона), подразделу 0201 (Вооруженные силы РФ), целевой статье 2010000 (материально-техническое обеспечение), виду расходов 233 (обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации), подстатье экономической классификация расходов 212 (прочие выплаты) в сумме 470393 руб. 92 коп.;
платежным поручением от 25.12.2007г. №876 по разделу 02 (Национальная оборона), подразделу 0201 (Вооруженные силы РФ), целевой статье 2020000 (воинские формирования (органы, подразделения), виду расходов 239 (военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания), подстатьей экономической классификации расходов 212 (прочие выплаты) в сумме 214641 руб. 94 коп.
09.07.2008г. Управлением составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что военный институт, осуществляя в течение января-ноября 2007 г. оплату расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны РФ (получатель 187) по разделу 07 «Образование», подразделу 06 «Высшее профессиональное образование», целевой статье 4300000 «Высшие учебные заведения», виду расходов 239, подстатье экономической классификации расходов 211 «Заработная плата», в декабре 2007 г. произвел, как указано выше, оплату командировочных расходов в сумме 685042 руб. 86 коп. за счет средств федерального бюджета, частично по разделу 02 «Национальная оборона», подразделу 01 «Вооруженные Силы Российской Федерации», целевой статье 2010000 (материально-техническое обеспечение), виду расходов 233 (обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации), подстатье экономической классификация расходов 212 (прочие выплаты), частично по разделу 02 (Национальная оборона), подразделу 0201 (Вооруженные силы РФ), целевой статье 2020000 (воинские формирования (органы, подразделения), виду расходов 239 (военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания), подстатьей экономической классификации расходов 212 (прочие выплаты), что является нецелевым использованием бюджетных средств (т.1 л.д.104-106).
Протокол составлен в присутствии законного представителя военного института.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении Управлением 22.07.2008г. вынесено постановление №2008-09Н о привлечении военного института к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 45000 руб. (т.1 л.д.107-109).
Военный институт не согласился с вынесенными постановлениями и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
Согласно статье 3.1 Устава Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее военно-техническое училище (военный институт)» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 09.11.2004 г., основным видом деятельности училища является образовательная деятельность, включающая организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы. При этом образовательный процесс включает в себя проведение по установленной программе практик и стажировок курсантов (переменный состав училища) (ст.ст.3.7, 6.2 Устава). Права и обязанности участников образовательного процесса (постоянный и переменный состав) регламентированы гл.VI Устава, включая право курсантов, как участников образовательного процесса, на получение денежного довольствия (ст. 6.2.5, 6.3 Устава). Согласно статье 8.1 Устава финансовая и хозяйственная деятельность училища имеет целью обеспечение образовательного процесса, удовлетворение социальных и культурных потребностей постоянного и переменного состава Училища и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. Училище обеспечивается бюджетными ассигнованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, из Устава военного училища усматривается, что курсанты училища, являясь участниками образовательного процесса, в процессе его проведения и как его составная часть участвуют в прохождении практик и стажировок, имеют право, как участники образовательного процесса, на получение денежного довольствия в установленном порядке за счет средств бюджетного финансирования.
Согласно утвержденной сметы расходов военного института с уточнением на 26.12.2007г., военному институту были утверждены расходы по коду затрат 187 02 01 (Министерство обороны Российской Федерации, национальная безопасность, вооруженные силы) на общую сумму 40742921 руб. 17 коп., по коду затрат 187 07 06 (Министерство обороны Российской Федерации, образование, высшее профессиональное образование) выделено 191375720 руб.
Из представленных по делу доказательств усматривается, что помимо финансирования деятельности училища, как высшего учебного заведения, военному институту в общем составе бюджетных ассигнований без специального выделения в смете расходов в течение 2007г. в связи с единой бухгалтерией выделялись бюджетные средства для обеспечения деятельности Ульяновской военной прокуратуры, военного следственного отдела по Ульяновскому гарнизону, отдела ФСБ по Ульяновскому гарнизону, финансирование которых должно осуществляться именно по коду затрат 187 02 01. Согласно представленного расчета военного института по имеющимся у него данным на указанные цели перечислено в 2007г. 14936228 руб. 72 коп.
При этом как правильно отметил суд первой инстанции, указание Управления Приволжско-Уральского военного округа военному институту о зачислении на финансовое обеспечение военного следственного отдела по Ульяновскому гарнизону с 07.09.2007г. направлено военному институту письмом от 18.12.2007г. №43/1/2270 с указанием об истребовании денег в установленном порядке.
В соответствии с частями 1,2 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации. Классификация расходов бюджета определена в статье 21 БК РФ.
Согласно статьи 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.
Федеральный бюджет на 2007г. утвержден Федеральным законом от 19.12.2006 г. №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007г.». В соответствии с Приложением №10 к указанному Закону Министерству обороны Российской Федерации (код 187) предусмотрены расходы по коду 187 02 01 (национальная оборона, Вооруженные Силы РФ), при этом расходы на образовательную деятельность высших учебных заведений по данному коду не значатся. Вместе с тем этим же Законом Министерству обороны Российской Федерации предусмотрены расходы по коду классификации 187 07 06 (высшее профессиональное образование) со статьями расходов 187 07 06 4300000 (высшие учебные заведения) с видом расходов 239 (военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания) и 327 (деятельность подведомственных учреждений).
В соответствии с «Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ», утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006г. №168н, действовавшими на дату совершения правонарушений, по подразделу 0706 (высшее профессиональное образование) отражаются расходы на подготовку специалистов соответствующего уровня, а также на содержание высшего профессионального образования (высших учебных заведений), по статье целевых расходов 4300000 (высшие учебные заведения) отражаются расходы на содержание высших учебных заведений, на обеспечение и организацию учебного процесса в образовательных учреждениях данного типа, а также расходы на социальную поддержку обучающихся, включая расходы на финансирование деятельности подведомственных учреждений (статья расходов 327) и расходов на военный персонал (239). По подстатье 211 отражаются расходы заработную плату, по подстатье 212 - прочие расходы (включая командировочные).
Согласно Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» в состав раздела 02 «Национальная оборона» не включаются расходы на содержание и обеспечение деятельности высших учебных заведений, даже если их контингент ограничивается только военнослужащими. При этом не оговорено, что данное положение не распространяется на образовательный процесс и его участников в высших военных учебных заведениях, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в соответствии с действовавшими на дату совершения правонарушений нормативными актами бюджетного законодательства Российской Федерации расходы содержание и обеспечение деятельности высших учебных заведений, входящих в состав Министерства обороны Российской Федерации, должны производиться и отражаться по коду бюджетной классификации 187 07 06 4300000 с соответствующими статьями и подстатьями расходов, а не по коду бюджетной классификации 187 02 01 2020000 (2010000), как сделано военным институтом.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод военного института, что курсанты являются военнослужащими и выполняют соответствующие обязанности, в связи с чем, отражение расходов по коду бюджетной классификации 187 02 01 2020000 (2010000) правомерно, поскольку выполнение указанных обязанностей производится ими в рамках общего образовательного процесса по подготовке соответствующих специалистов и как участниками образовательного процесса.
Наличие указанного статуса не препятствует отражению расходов по коду бюджетной классификации 187 07 06 4300000.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод военного института, что положение «Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» о том, что в состав раздела 02 «Национальная оборона» не включаются расходы на содержание и обеспечение деятельности высших учебных заведений, не касается деятельности высших военных учебных заведений, поскольку данный довод не основан на законе и является предположением военного института, которому не предоставлено право официального толкования законодательства.
Согласно статье 28 БК РФ принципом бюджетной системы является адресность и целевой характер бюджетных средств. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в установленном порядке (статьи 161 БК РФ).
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в числе прочего, составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Суд первой инстанции установил и подтверждается материалами дела, что военный институт произвел выплату денежного довольствия за счет средств федерального бюджета, выделенных по разделу 02 «Национальная оборона», подразделу 01 «Вооруженные Силы Российской Федерации», целевой статье 2020000 «Воинские формирования (органы, подразделения)», виду расходов 239, подстатье экономической классификации расходов 211 «Заработная плата», а также выплату командировочных расходов в общей сумме 685042 руб. 86 коп. для прохождения войсковой стажировки курсантам по разделу 02 (Национальная оборона), подразделу 0201 (Вооруженные силы РФ), целевой статье 2010000 (материально-техническое обеспечение), целевой статье 2020000 (воинские формирования (органы, подразделения) виду расходов 233 (обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации), подстатье экономической классификация расходов 212 (прочие выплаты) с нарушением целевого бюджетного финансирования, утвержденной сметы на цели, не соответствующие целям получения указанных средств в связи с чем, его действия правильно квалифицированы Управлением по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ.
С учетом степени общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствуют основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод военного института о совершении административного правонарушения в состоянии крайней необходимости, так как не отвечает требованиям статьи 2.7 КоАП РФ.
Отсутствуют основания для применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
Судом первой инстанции учтено, что военный институт ранее не привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения, что является обстоятельством, смягчающим ответственность, нарушения носили разовый характер.
Суд первой инстанции правильно указал, что Управление определило меру административного взыскания в постановлениях от 22.07.2008 г. № 2008-7н и № 2008-09н в виде штрафов в размере 45000 руб. и 50000 руб., то есть в максимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, без учета вышеизложенных смягчающих вину обстоятельств, роли военного института в совершенном правонарушении, степени его вины, обстоятельств правонарушения, размера реально причиненного ущерба.
Суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, правомерно изменил размер наложенного административного штрафа, установив его в сумме 40000 руб. по каждому постановлению, то есть в минимальном размере, санкции предусмотренной статьи.
Судом апелляционной инстанции нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции. В настоящей апелляционной жалобе военный институт не представил доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил военному институту заявленные требования частично.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 сентября 2008 года по делу №А72-5213/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее военно-техническое училище (военный институт)» Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий В.Е. Кувшинов
Судьи Е.И. Захарова
Е.Г. Филиппова