ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-7773/19 от 10.06.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aac.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

14 июня 2019 года                                                                                       Дело №А65-35773/2018

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2019 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,

судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2019 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РУСЛО»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 апреля 2019 года по делу №А65-35773/2018 (судья Хамидуллина Л.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РУСЛО» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Альметьевск,

к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Казань,

третье лицо: АО «Альметьевск-Водоканал», г.Альметьевск,

о признании недействительным и отмене распоряжения (приказа),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «РУСЛО» (далее – заявитель, общество, ООО «РУСЛО») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее – жилищная инспекция, ГЖИ РТ) о признании недействительным и отмене распоряжения (приказа) о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 13.11.2018 №АЛ-39661 (т.1 л.д.7-9).

Определением суда от 27.02.2019 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: Акционерное общество «Альметьевск-Водоканал».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.04.2019 по делу № А65-35773/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.1 л.д.154-161).  

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.3-5).

Жилищная инспекция апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Третье лицо апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство ООО «РУСЛО» об отложении судебного разбирательства назначенного на 10.06.2019, в связи с тем, что не ознакомились с отзывами на апелляционную жалобу.

В силу пункта 5 статьи 156 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, участвующего в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие, если оно было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства.

Как указано в заявленном ходатайстве об отложении судебного разбирательства, ООО «РУСЛО» указывает, что в суд апелляционной инстанции поступили отзывы на апелляционную жалобу, однако общество указанные отзывы не получило.

Из материалов дела видно, что в суд апелляционной инстанции поступили отзывы от жилищной инспекции и от третьего лица, с подтверждением направления их в адрес ООО «РУСЛО».

Частью 1 статьи 41 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, имеют право, в том числе, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии.

Оценив доводы заявленного ходатайства, учитывая, что заявитель в нарушение статьи 41 АПК РФ своевременно не ознакомился с документами, имеющимися в материалах дела,  суд апелляционной инстанции отказывает обществу в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении судебного разбирательства.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Распоряжением ГЖИ РТ от 13.11.2018 №АЛ-39661 (далее – Распоряжение) в отношении ООО «РУСЛО» назначена внеплановая документарная проверка (т.1 л.д.47-53).

Пунктом 5 Распоряжения предусмотрено, что проверка проводится в рамках лицензионного контроля, согласно пункту 6 Распоряжения проверка проводится по обращению юридических лиц (вх.№119071 от 10.10.2018) с целью соблюдения требований Постановления Правительства РФ от 15.05.2015 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»; Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 №253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».

В соответствии с пунктом 7 Распоряжения предметом проверки является соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В пункте 13 Распоряжения указан перечень документов, представление которых Обществом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, а именно:

1) Документы, подтверждающие наличие оснований осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, находящихся в управлении, по выбору способа управления данными многоквартирными домами и др.);

2) Документ, подтверждающий полномочия представителя организации представлять ее интересы по всем вопросам, касающимся проведения проверки, с правом подписи акта проверки и иных документов, составляемых по результатам проверки;

3) Приказ о назначении руководителя организации; информация о периоде исполнения обязанности руководителя, заверенная отделом кадров (за период с ноября 2017 года - по настоящее время);

4) Информация о наличии лица, ответственного за осуществление расчетов с АО «Альметьевск-Водоканал» за поставку холодного водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения собственников и использователей помещений в многоквартирном доме, поставленную по договорам ресурсоснабжения, в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг соответствующего вида. В случае наличия такого лица: приказ о назначении, должностную инструкцию с подписью такого лица об ознакомлении или иной документ, подтверждающий полномочия такого лица (период: с ноября 2017 года по настоящее время);

5) Договор поставки холодного водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения собственников и использователей помещений в многоквартирном доме между АО «Альметьевск-Водоканал» и ООО «РУСЛО» (с приложениями) с ноября 2017 года по настоящее время;

6) Ведомость начислений по Поставщикам за период с ноября 2017 года по настоящее время помесячно по домам, поставщиком коммунального ресурса в которых является АО «Альметьевск-Водоканал» (отчет 10.27 из ППП «Коммунальные платежи»);

7) Сальдовая оборотная ведомость начислений и оплаты по поставке холодного водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения собственников и использователей помещений в многоквартирном доме за период с ноября 2017 года по настоящее время помесячно по домам, поставщиком коммунального ресурса в которых является АО «Альметьевск-Водоканал» и другие (отчет 10.14.3 или отчет 5.10 из ППП «Коммунальные платежи»);

8) Ведомость начислений и оплаты по поставке холодного водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения собственников и использователей помещений в многоквартирном доме за период с ноября 2017 года по настоящее время помесячно по домам, поставщиком коммунального ресурса в которых является АО «Альметьевск-Водоканал» и другие (отчет 10.14.4 из ППП «Коммунальные платежи»);

9) Акты поставленных АО «Альметьевск-Водоканал» холодного водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения собственников и использователей помещений в многоквартирном доме помесячно по домам, поставщиком коммунального ресурса в которых является АО «Альметьевск-Водоканал», и выставленные АО «Альметьевск-Водоканал» счета за поставленную коммунальную услугу: холодное водоснабжение и водоотведение с целью обеспечения собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме помесячно за период с ноября 2017 года по настоящее время;

10) Документы, подтверждающие оплату ООО «РУСЛО» за холодное водоснабжение и водоотведение с целью обеспечения собственников и использователей помещений в многоквартирном доме, поставленной АО «Альметьевск-Водоканал»  в многоквартирные дома, поставщиком коммунального ресурса в которых является АО «Альметьевск-Водоканал», за период с ноября 2017 года по настоящее время (платежные поручения на перечисление денежных средств в адрес АО «Альметьевск-Водоканал» и другие);

11) Информация за период с ноября 2017 года по настоящее время о наличии нежилых помещений в многоквартирных домах, поставщиком коммунального ресурса в которых является АО «Альметьевск-Водоканал», и сведения о таких нежилых помещениях, с указанием наименования собственников и пользователей данных нежилых помещений, периода и оснований пользования нежилыми помещениями, договоры с правообладателями нежилых помещений, документы, подтверждающие право собственности на нежилые помещения;

12) Информация, представленная ООО «РУСЛО» собственниками нежилых помещений по домам, поставщиком коммунального ресурса в которых является АО «Альметьевск-Водоканал», в соответствии с п.18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (данные об объемах поставки холодного водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения собственников и использователей помещений в многоквартирном доме) за период с ноября 2017 года - по настоящее время потребленных в нежилых помещениях по договорам с ресурсоснабжающей организацией с приложением подтверждающих документов).

13) Документы по начислению за период с ноября 2017 года по настоящее время ООО «РУСЛО» нежилым помещениям платы за предоставленные коммунальные услуги (за поставку холодного водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме), а также по начислению нежилым помещениям, собственниками которых заключены прямые договоры на поставку холодного водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме с АО «Альметьевск-Водоканал», платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды;

14) Документы, подтверждающие оплату ООО «РУСЛО» нежилыми помещениями предоставленных коммунальных услуг (поставки холодного водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме), по всем нежилым помещениям, расположенным в многоквартирных домах, поставщиком коммунального ресурса в которых является АО «Альметьевск-Водоканал», за период с ноября 2017 года по настоящее время (платежные поручения на перечисление денежных средств и другие);

15) Оборотные ведомости по поступлению в ООО «РУСЛО» денежных средств за коммунальные услуги (поставки холодного водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме) и их перечислению АО «Альметьевск-Водоканал» (счета 62, 26, 51 и другие счета, содержащие указанные сведения) за период с ноября 2017 года по настоящее время;

16) Информация за период с ноября 2017 года по настоящее время о наличии в домах, и поставщиком коммунального ресурса в которых является АО «Альметьевск-Водоканал», нежилых помещений, собственниками которых заключены прямые договоры с АО «Альметьевск-Водоканал» на поставку холодного водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, и сведения о таких нежилых помещениях с указанием наименования собственников и пользователей данных нежилых помещений, времени заключения прямых договоров с АО «Альметьевск-Водоканал» на поставку холодного водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.

Заявитель, считая Распоряжение незаконным, противоречащим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В обоснование заявленного требования Общество указывает на неправомерность истребования документации финансово-хозяйственной деятельности ООО «РУСЛО», что не входит в компетенцию ГЖИ РТ и противоречит Положению о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденному Постановлением Кабинета Министров РТ от 26.12.2011 №1068. Также указывая на то, что проверка могла быть инициирована по обращению любого собственника помещения, но никак не по обращению юридического лица, в данном случае АО «Альметьевск-Водоканал», поскольку для урегулирования расчетов между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями в гражданско-правовом порядке вмешательство надзорного органа не требуется.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 №1068 (далее – Положение №1068) жилищная инспекция осуществляет надзорные функции в формах, предусмотренных настоящим Положением, в соответствии с законодательством (п.1.2).

Лицензионный контроль осуществляется в форме документарных проверок, внеплановых выездных и плановых проверок (п.1.3).

Жилищная инспекция имеет территориальные органы в виде зональных жилищных инспекций, являющиеся ее структурными подразделениями (далее - зональные жилищные инспекции) в том числе Альметьевская зональная жилищная инспекция.

Согласно пункту 2.1. Положения №1068 основными задачами жилищной инспекции являются, в том числе: осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионного контроля. Предметом деятельности Инспекции является проверка соблюдения соискателями лицензии и лицензиатами законодательства, регламентирующего лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а также соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда (п.2.2).

В силу пункта 3.5 Положения №1068 жилищная инспекция в пределах своей компетенции осуществляет исполнительно-распорядительные и надзорные полномочия и функции на территории Республики Татарстан в сфере лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионного контроля за соблюдением соискателями лицензии и лицензиатами лицензионных требований, а именно: осуществляет лицензионный контроль.

В развитие пункта 4.2 Положения №1068, Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан принят Административный регламент исполнения государственной функции по лицензионному контролю предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденный приказом Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 17.12.2014 №201 (далее – Административный регламент №201).

Согласно пункту 1.2 Административного регламента №201 лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию или обратившимися в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее соответственно - лицензиаты, соискатели лицензии), осуществляется ответчиком.

Исходя из положений статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом №99-ФЗ, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 Закона №99-ФЗ, в том числе предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Аналогичная позиция в отношении осуществления лицензионного контроля (в частности в отношении сроков и периодичности проведения проверок) содержится и в части 4 статьи 1 Закона №294-ФЗ.

Материалами дела установлено, что Распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 13.11.2018 №АЛ-39661 издано на основании поступившего обращения АО «Альметьевск-Водоканал» (вх.119071 от 10.10.2018).

В своем обращении АО «Альметьевск - Водоканал» ставит вопрос о применении мер административного воздействия в отношении ООО «РУСЛО». Согласно обращению, по состоянию на 28.09.2018 дебиторская задолженность ООО «РУСЛО» перед АО «Альметьевск-Водоканал» составляет 1 633 800 руб. (период задолженности 5 месяцев). ООО «РУСЛО» самостоятельно осуществляет функции расчетного центра по начислению за жилищно-коммунальные услуги, минуя ООО «ЕРЦ-Татэнергосбыт». Денежные средства от ООО «РУСЛО» на расчетный счет АО «Альметьевск-Водоканал» в сентябре 2018 года не поступало, при этом, счета-квитанции за ЖКУ населению раздаются и населением оплачиваются.

По данным Реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Татарстан, размещенном на официальном сайте ГЖИ РТ (gji.tatarstan.ru), лицензия ООО «РУСЛО» выдана 01.07.2015.

Распоряжением от 13.11.2018 №АЛ-39661 назначена внеплановая документарная проверка, для проведения которой истребованы поименованные выше документы.

Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы общества о допущенных жилищной инспекцией нарушениях требований к организации и проведению проверки, установленных Законом №294-ФЗ.

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Закона №99-ФЗ и статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами относится к лицензируемым видам деятельности.

Жилищная инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, включая осуществление лицензионного контроля, предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований.

В силу части 1 статьи 19 Закона №99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона №294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 данного закона.

В соответствии с частью 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля в области деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федеральных законов №99-ФЗ и 294-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 данной статьи.

В части 3 статьи 196 ЖК РФ установлено, что поступление в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований является основанием для проведения внеплановой проверки. Такая проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

В части 1 статьи 11 Закона №294-ФЗ определено, что предметом документарной проверки являются документы юридического лица, документы, используемые им при осуществлении деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора).

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 данного закона (часть 2 статьи 11 Закона №294-ФЗ).

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении органа, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этого юридического лица государственного контроля.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований орган государственного контроля (надзора) направляют в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки (части 3, 4 статьи 11 Закона №294-ФЗ).

Из части 1 статьи 14 Закона №294-ФЗ следует, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Срок проведения проверки, предусмотренной статьей 11 настоящего закона, не может превышать двадцать рабочих дней (часть 1 статьи 13 Закона №294-ФЗ).

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (части 1 и 2 статьи 16 Федерального закона №294-ФЗ).

В акте проверки, помимо прочего, указываются: дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора); дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона №294-ФЗ результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных данным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований. Непредставление акта проверки относится к грубым нарушениям требований настоящего Закона.

Судом первой инстанции установлено, что основанием для проведения в отношении Общества внеплановой проверки послужило обращение АО «Альметьевск-Водоканал», содержащее данные о фактах нарушения Обществом обязательных требований при управлении многоквартирным домом, являющихся основанием для проведения соответствующей проверки.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ГЖИ РТ действовала в пределах своих полномочий, поскольку имелись основания для проведения надзорным органом в отношении Общества, осуществляющего деятельность по управлению домами на основании лицензии, внеплановой проверки соблюдения лицензионных требований, истребованию документов, необходимых для осуществления контроля; и речь в данном случае не может идти о каком-либо вмешательстве жилищной инспекции в гражданские отношения заявителя в расчеты с ресурсоснабжающей организацией.

Обращаясь с заявлением в суд, заявитель также сослался на то обстоятельство, что оспариваемым по настоящему делу Распоряжением жилищной инспекции по перечню из 16 пунктов затребованы одни и те же документы, что и по распоряжению от 26.06.2018 №АЛ-5851, являвшемуся предметом судебного разбирательства по делу №А65-22286/2018.

Действительно, в рамках дела №А65-22286/2018 Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, в котором просило распоряжение (приказ) Альметьевской зональной жилищной инспекции Республики Татарстан о проведении плановой документарной и выездной проверки от 26.06.2018 №АЛ-5851 признать недействительным и отменить документарную выездную проверку.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.09.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал незаконным распоряжение Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 26.06.2018 №АЛ-5851 в части подлежащих представлению для проведения проверки документов, указанных в подпунктах 4, 5, 8, 11, 12-15, 22-24, 37, 38, 49, 50 пункта 13 распоряжения. В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано.

Таким образом, частично удовлетворяя требования Общества, признав распоряжение от 26.06.2018 №АЛ-5851 незаконным в части подлежащих представлению для проверки документов, указанных в подпунктах 4, 5, 8, 11, 12-15, 22-24, 37, 38, 49, 50 пункта 13 распоряжения, суд первой инстанции посчитал их не имеющими отношения к предмету лицензионной проверки.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018, оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.03.2019, решение Арбитражного суда Республика Татарстан от 27.09.2018 по делу №А65-22286/2018 отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истребование необязательных к составлению документов, не свидетельствует о нарушении прав хозяйствующего субъекта. В соответствии с Положением о ГЖИ РТ жилищная инспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим государственный жилищный надзор и лицензионный контроль в сфере управления многоквартирными домами на территории Республики Татарстан. В случае отсутствия истребованных документов, заявитель мог предоставить ответ, что такие документы у него отсутствуют, так как являются необязательными к составлению. Само по себе истребование необязательных к составлению документов, не свидетельствует о нарушении таким требованием, прав хозяйствующего субъекта.

Доводы заявителя о том, что сведения и документация истребованы по одним и тем же домам, находящимся в управлении ООО «РУСЛО», за один и тот же период подлежат отклонению.

В судебном заседании в суде первой инстанции 26.03.2019 жилищная инспекция заявила, что документы, запрошенные распоряжением от 26.06.2018 (дело №А65-22286/2018), заявителем представлены не были, проверка не была проведена, заявитель привлечен к административной ответственности.

Заявитель, возражая против указанного довода жилищной инспекции, ссылался на то, что документальных доказательств привлечения Общества к административной ответственности жилищной инспекцией не представлено, однако на вопрос суда не отрицал факт привлечения к административной ответственности по указанному обстоятельству.

Суд первой инстанции указывает, что в распоряжении от 26.06.2018 (дело №А65-22286/2018) истребованы сведения начиная со 2-го июля 2017 года по настоящее время (то есть на момент вынесения распоряжения от 26.06.2018), а в Распоряжении, оспариваемом по настоящему делу – с ноября 2017 года по настоящее время (то есть по состоянию на ноябрь 2018 года).

Следовательно, истребуемый перечень в отношении сведений о расчетах за энергоресурсы по оспариваемому Распоряжению в настоящем деле не идентичен перечню документов, запрошенных распоряжением от 26.06.2018.

В подпунктах 3, 4 пункта 13 Распоряжения указаны следующие документы: приказ о назначении руководителя организации, информация о периоде исполнения обязанностей руководителя, заверенная отделом кадров; информация о наличии лица, ответственного за осуществление расчетов с АО «Альметьевск-Водоканал» за поставку холодной воды и отведение сточных вод по договорам; ресурсоснабжения, в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг соответствующего вида. В случае наличия такого лица: приказ о назначении, должностную инструкцию с подписью такого лица об ознакомлении или иной документ, подтверждающий полномочия такого лица.

Указанные документы содержат информацию о наличии в ООО «РУСЛО» должностных лиц, ответственных за осуществление расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, контролируемых ГЖИ РТ.

Согласно пункту 7 статьи 16 Закона №294-ФЗ необходимо в акте проверки указывать сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

Таким образом, необходимость предоставления документов и сведений, указанных в подпунктах 3, 4 пункта 13 Распоряжения вытекает из необходимости установления при проведении проверки должностных лиц, допустивших нарушения, указания информации о них в акте проверки.

Как указывалось выше, к полномочиям ГЖИ РТ относится, в частности, осуществление контроля за соблюдением требований жилищного законодательства к осуществлению управляющими организациями расчетов с ресурсоснабжающими организациями за поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы.

Требования к осуществлению расчетов за ресурсы утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 №253 (далее – Требования №253).

Порядок перечисления денежных средств, поступивших от потребителя за потребленные коммунальные услуги, управляющими организациями, ресурсоснабжающим организациям регламентирован п.5-7 Требований №253.

Указанный порядок предусматривает обязанность управляющей организации перечислять в порядке указанном в п.5-7 Требований №253 денежные средства, поступившие от потребителей за коммунальные услуги.

Сальдовые оборотные ведомости, ведомости начислений и оплаты по поставке холодного водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, указанные в подпунктах 7, 8 пункта 13 Распоряжения, содержат сведения об объеме поступления денежных средств в управляющую организацию от потребителей коммунальных услуг, в том числе, в разрезе предоставляемых услуг.

Ведомости начислений по поставщикам, помесячно, по домам, поставщиком коммунального ресурса в которых является АО «Альметьевск-Водоканал», указанные в подпункте 6 пункта 13 Распоряжения, содержат сведения об объеме поступления денежных средств в управляющую организацию от потребителей коммунальных услуг в разрезе каждого многоквартирного дома.

Акты поставленных АО «Альметьевск-Водоканал» холодного водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, указанные в подпункте 9 пункта 13 Распоряжения содержат исходные величины, которые ООО «РУСЛО» должно использовать при осуществлении расчетов с ресурсоснабжающей организацей за поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы, позволяющие ГЖИ РТ оценить соблюдение ООО «РУСЛО» требований жилищного законодательства к осуществлению расчетов с ресурсоснабжающими организациями за поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы, в том числе правильность применения использованных величин.

Документы, подтверждающие оплату ООО «РУСЛО» за холодную воду и отведение сточных вод в АО «Альметьевск-Водоканал» (платежные поручения на перечисление денежных средств), указанные в подпункте 10 пункта 13 Распоряжения содержат сведения о датах и объемах денежных средств, направленных ООО «РУСЛО» в АО «Альметьевск-Водоканал» за холодную воду и отведение сточных вод, поставляемых в целях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям многоквартирного дома.

Оборотные ведомости, указанные в подпункте 15 пункта 13 Распоряжения, в частности счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражает расчеты с потребителями за услуги, в том числе за коммунальные услуги, счет 51 «Расчетные счета» отражают обобщенную информацию о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации.

Документы, указанные в подпунктах 11, 12, 13, 14, 16 Распоряжения, отражают информацию о порядке начисления платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и отведению сточных вод нежилым помещениям в многоквартирном доме, не являющимся общим имуществом многоквартирного дома (далее - нежилые помещения), которая необходима ГЖИ РТ для определения объема коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме.

Суд первой инстанции согласился с доводами жилищной инспекции, что истребуемые документы, запрашиваемые в п.13 Распоряжения, являются основными документами, необходимыми жилищной инспекции для установления соблюдения управляющей организацией вышеуказанного порядка перечисления денежных средств, поступивших от потребителя за потребленные коммунальные услуги, ресурсоснабжающим организациям.

Без указанных документов не предоставляется возможным провести проверку соблюдения управляющей компанией порядка перечисления денежных средств, поступивших от потребителя за потребленные коммунальные услуги, ресурсоснабжающим организациям.

Ссылка заявителя на то, что жилищная инспекция вышла за пределы своих полномочий, поскольку расчеты по договору ресурсоснабжения не могут быть отнесены к лицензионным требованиям, подлежит отклонению в силу следующего.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность у ресурсоснабжающих организаций предоставлять при проведении документарной проверки в отношении управляющей организации, какие-либо сведения или документы. Указанная информация необходима ГЖИ РТ для установления правильности произведения перерасчета платы за коммунальные ресурсы, в случаях, предусмотренных Правилами №354, потребляемые при содержании и использовании общего имущества многоквартирного дома, и установлению допущены ли управляющей организацией в указанном нарушения.

Действуя в рамках предоставленных законом прав, Инспекция в своем распоряжении истребовала информацию касательно деятельности Общества по исполнению законов и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по оказанию качественных услуг по управлению многоквартирным домом и о соответствии лицензиата лицензионным требованиям.

При этом, при проведении проверки управляющей организации обязанность предоставлять органу исполнительной власти документы, необходимые для достижения целей и задач такой проверки, в силу части 5 статьи 11 Закона №294-ФЗ возложена на такую управляющую организацию.

В отношении истребуемых сведений, указанных в подпунктах 1, 2 Распоряжения, а именно: документы, подтверждающие наличие оснований осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, находящихся в управлении, по выбору способа управления данными многоквартирными домами и др.); документ, подтверждающий полномочия представителя организации представлять ее интересы по всем вопросам, касающимся проведения проверки, с правом подписи акта проверки и иных документов, составляемых по результатам проверки, суд считает необходимым отметить следующее.

Ни Жилищный кодекс РФ, ни Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не предусматривают возможность для проверяемого лица (в данном случае для управляющей организации) самостоятельно определять правомерность запрашивания тех или иных сведений и документов.

Само по себе требование о предоставлении документов не нарушает права проверяемого лица, поскольку в случае их отсутствия, вследствие необязательности ведения или по другим причинам, лицо может предоставить соответствующие объяснения. В случае несогласия с принятым решением по итогам проверки, в том числе в случае несогласия с какими-либо санкциями за непредставление документов, заявитель не лишен права их последующего обжалования.

Отсутствие нарушения прав заявителя, исключает возможность признания недействительным ненормативного акта.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.

В связи с предоставленной судом апелляционной инстанцией отсрочкой по уплате государственной пошлины, с заявителя апелляционной жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета  государственная пошлина в размере 1500 руб.

Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 апреля 2019 года по делу №А65-35773/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РУСЛО» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Альметьевск, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                В.Е. Кувшинов

Судьи                                                                                                               Н.В. Сергеева

                                                                                                                          Е.Г. Попова