ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-7944/20 от 17.08.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45


www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

21 августа2020 года                                                                          Дело № А72-18569/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено  21 августа 2020 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корастелева В.А., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,

без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение"

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 мая 2020 года по делу № А72-18569/2019 (судья Лубянова О.А.),

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ульяновской области, г. Ульяновск,

к Муниципальному учреждению "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области", Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" (ИНН 7321310494, ОГРН 1057321015840), Ульяновская область, Ульяновский район, поселок Тимирязевский,

о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника, об обязании приостановить операции по всем лицевым счетам должника, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Ульяновской области обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области к Муниципальному учреждению «Управление финансов муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области» с заявлением о признании незаконным бездействия Муниципального учреждения "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области", выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение», а также об обязании Муниципального учреждения «Управление финансов муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области» приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение», включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения решения №165 от 14.02.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" (далее - третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ульяновской областиот 19 мая 2020 года признано незаконным бездействие Муниципального учреждения "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области", выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение». Муниципальному учреждению "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" вменено в обязанность приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение» включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Ульяновской области №165 от 14.02.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений).

В апелляционной жалобе третье лицо просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 мая 2020 года по делу № А72-18569/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на неправильное применение норм материального права, третье лицо указывает, что исполнение расходных обязательств муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, указывает на недостаток бюджетного финансирования, сверх установленных лимитов.

В материалы дела поступило возражение заявителя на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 мая 2020 года по делу № А72-18569/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, 14.02.2019 МРИ ФНС России №2 по Ульяновской области в отношении МУ администрации муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области принято решение №165 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Решение №165 от 14.02.2019 получено Управлением финансов 12.07.2019.

Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение» является казенным учреждением.

В связи с неисполнением указанных исполнительных документов заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" представила отзыв, согласно которому задолженность не погашена в связи с дефицитом бюджета.

Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исполнение решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Порядок обращения взыскания на средства казенных учреждений определен статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - решение налогового органа), направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.

Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 142-ФЗ).

При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган (части 4, 5, 6 и 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, решения налогового органа не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 № ВАС-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Однако, вопреки положений названной статьи запрошенные судом уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника и документы, подтверждающие фактическое приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, Управлением финансов не представлены.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решение МРИ ФНС России №2 по Ульяновской области №165 от 14.02.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, исполнено не было, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение» не были приостановлены.

Доказательства, подтверждающие обратное, суду не представлены.

Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения решений налоговых органов, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.

Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.

При неисполнении решения налогового органа в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения решения налогового органа.

С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что бездействие Муниципального учреждения "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" по неисполнению требований решения МРИ ФНС России №2 по Ульяновской области №165 от 14.02.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, является незаконным, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно обязал Муниципальное учреждение "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение», включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Ульяновской области №165 от 14.02.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений).

Доводы третьего лица в апелляционной жалобе не опровергают обстоятельств, установленных судом и сделанных им выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте.

Бездействие ответчика по исполнению решения арбитражного суда противоречит установленному действующим законодательством порядку, приводит к затягиванию исполнения судебного акта, которым подтверждено денежное обязательство, и нарушает права и законные интересы взыскателя.

Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 мая 2020 года по делу № А72-18569/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                Е.Г.Попова

Судьи                                                                                                   В.А. Корастелев

                                                                                                         А.Б. Корнилов