ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info @11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2008 года
В полном объеме постановление изготовлено 22 января 2008 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Серебряковой Е.А., судей Радушевой О.Н. и Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой Т.С.,с участием:
от истца: представитель ФИО1, доверенность №6 от 01.01.2008 года,
от ответчиков: ФГУ «Управление Федеральной почтовой связи Самарской области», г. Самара – представитель ФИО2, доверенность №6310229/66 от 17.01.2008 года,
Муниципальное образование городской округ Самара в лице Администрации городского округа Самара - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Департамент управления имуществом городского округа Самара – представитель ФИО3, доверенность №2551 от 27.12.2007 года,
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 2 апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.10.2007г. по делу № А55-4414/2007 (судья Бойко С.А.) по иску ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», г. Самара к ФГУ «Управление Федеральной почтовой связи Самарской области», г. Самара, к Муниципальному образованию городской округ Самара в лице Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, с участием третьего лица – Территориальное Управление Росимущества по Самарской области, о взыскании 128858 руб. 77 коп.,
УСТАНОВИЛ:
С учетом изменения основания иска, принятого судом, ОАО «Волжская ТГК» обратилось в Арбитражный суд с иском к Федеральному государственнму унитарному предприятию «Почта России», в лице Управления Федеральной почтовой связи Самарской области и Администрации городского округа Самара о взыскании задолженности за отпущенную по договору № 10152т тепловую энергию в горячей воде от 24 ноября 2005 года за период ноябрь 2006 года - январь 2007 года для отопления жилых домов и общежитий по адресам: <...> в размере 128859 рублей 77 копеек, исходя из фактически потребленной энергии.
Определением от 1 июня 2007 года по ходатайству истца произведена замена ответчика по делу - ФГУП «Почта России» на надлежащего ответчика - Федеральное государственное учреждение Управление Федеральной почтовой связи Самарской области.
Данным определением к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент управления имуществом городского округа Самара и Территориальное управление Росимущества по Самарской области.
Определением от 6 сентября 2007 года Департамент управления имуществом городского округа Самара по ходатайству истца привлечен к участию в деле в качестве ответчика.
Определением от 27 сентября 2007 года по ходатайству истца произведена замена ответчика Администрации городского округа Самары на Муниципальное образование городской округ Самара, в лице Администрации городского округа Самары.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.10.2007 года с Муниципального образования городской округ Самара, в лице Администрации городского округа Самара, в пользу ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» взыскана задолженность за тепловую энергию в размере 128859 рублей 77 копеек, расходы по госпошлине в размере 4077 рублей 20 коп. В части требований к Федеральному государственному учреждению Управления федеральной почтовой связи Самарской области и Департаменту управления имуществом городского округа Самары в иске отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Администрация городского округа Самары обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 31.10.2007 года, указывая, что в реестр муниципальной собственности спорный жилой фонд включен 26.04.2007 года.
В судебное заседание апелляционного судаМуниципальное образование городской округ Самара в лице Администрации городского округа Самары, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Представитель ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», г. Самара не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда от 31.10.2007 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ФГУ «Управление Федеральной почтовой связи Самарской области», г. Самара не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда от 31.10.2007 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара согласен с решением суда от 31.10.2007 года в части отказа в удовлетворении требований к Департаменту.
Территориальное Управление Росимущества по Самарской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда от 31.10.2007 года законным и обоснованным по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что Федеральное государственное учреждение Управление Федеральной почтовой связи Самарской области являлось балансодержателем жилых домов и общежитий, расположенных по адресам: <...>
Распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 2027-р (т.1 л.д. 144-145) предложено Росимуществу совместно с Россвязью и администрациями муниципальных образований, обеспечить передачу объектов ЖКХ в муниципальную собственность согласно перечню, в который входят и спорные дома и общежития.
Право собственности на указанные объекты переходят к соответствующим муниципальным образованиям по истечении 3-недельного срока с даты принятия вышеназванного распоряжения (пункт 3 распоряжения).
Постановлением Главы города Самары от 29.12.2005 № 3637 (т 1 л.д. 93-94) утвержден перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, являющихся федеральной собственностью и находящихся на балансе управления федеральной почтовой связи, принимаемых в муниципальную собственность г. Самары.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 марта 2007 года по делу №А55-36585/2005 (т. 1 л.д. 146-148) признано незаконным бездействие администрации г.Самары, выразившиеся в отказе принять в муниципальную собственность города Самары жилые дома и общежитие, находящиеся на балансе ГУ УФПС Самарской области.
В реестр муниципальной собственности городского округа Самара объекты жилого фонда ГУ УФПС Самарской области внесены лишь приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 26.04.2007 № 224 (т 1 л.д. 54
Следовательно, суд первой инстанции правомерно указал, что органы местного самоуправления г. Самары уклонялись от приема жилого фонда ГУ УФПС Самарской области в муниципальную собственность.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Согласно указанной норме, решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Из имеющихся в материалах дела письма председателя ликвидационной комиссии ГУ УФПС Самарской области от 31.01.2006 № 01-05/51 (т 2 л.д.35) видно, что Главе г. Самары направлялись акты приема передачи (входящий номер 1930 от 02.02.2006г.).
Органами местного самоуправления городского округа Самары не подписаны акты по поводу принятия объектов жилого фонда ГУ УФПС Самарской области.
При таких обстоятельствах, в силу положений п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» акт приема передачи вышеназванных объектов был утвержден Росимуществом в одностороннем порядке.
Поскольку распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 2027-р издано в соответствии со ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следовательно, право собственности муниципального образования городской округ Самара на спорные объекты возникло по истечении трехнедельного срока с даты принятия данного распоряжения.
Кроме того, в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к муниципальной собственности относятся жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение другим юридическим лицам.
Объекты, отнесенные к муниципальной собственности Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27 декабря 1991 года, рассматриваются как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это право в установленном законом порядке или нет.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997 № 15 указано, что такие объекты относятся к муниципальной собственности в силу прямого указания вышеназванного Постановления Верховного Совета Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно установлено, что в спорный период с ноября 2006 года по январь 2007 года объекты жилого фонда, расположенные по адресам: <...> относились к муниципальной собственности городского округа Самара, который в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, как собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Довод заявителя апелляционной жалобы о возникновении права собственности и их обязанности содержать имущество с момента внесения его в реестр муниципальной собственности не состоятелен, по вышеизложенным обстоятельствам.
Согласно статье 215 Гражданского Кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Исходя из положений части 2 статьи 125 Гражданского Кодекса от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 4.1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара, утвержденного Постановлением Самарской Городской Думы от 30.05.2002 № 154 (в редакции, действующей на момент рассматриваемых правоотношений), от имени городского округа Самара права владения, пользования и распоряжения муниципальным жилищным фондом осуществляет администрация городского округа в лице структурных подразделений, уполномоченных главой администрации (т. 2 л.д.10-12). Доказательств возложения Администрацией городского округа Самара полномочий по осуществлению прав собственника на какие либо структурные подразделения (в том числе Департамент управления имуществом городского округа Самары) ответчиками не представлено.
Следовательно, от имени городского округа Самара права и, соответственно, обязанности собственника муниципального жилищного фонда осуществляет Администрация городского округа Самара.
В связи с чем доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что такие обязанности возложены на Департамент управления имуществом несостоятельны.
В соответствии со статьями 309-310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно статьям 544, 548 Гражданского Кодекса РФ потребитель обязан оплатить принятую от энергоснабжающей организации теплоэнергию.
Согласно частям 8, 9 статьи 2 Федерального Закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» № 41-ФЗ от 14 апреля 1995 года, оплата тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество тепловой энергии. Если иное не установлено соглашением сторон, оплата производится потребителями не позднее 15-го числа текущего месяца.
Расчет количества потребленной тепловой энергии произведен балансовым методом, исходя из проектной тепловой нагрузки и подтверждается ведомостями распределения тепловой энергии в горячей воде и теплоносителя (т 1 л.д.15-17).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Муниципального образования городской округ Самара, в лице Администрации городского округа Самара в пользу ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» взыскал задолженность за тепловую энергию за ноябрь 2006 года – январь 2007 года 128859 рублей 77 копеек.
В части требований к Федеральному государственному учреждению Управления федеральной почтовой связи Самарской области и Департаменту управления имуществом городского округа Самары в иске отказано.
Доводы представителей Муниципального образования городской округ Самара, в лице Администрации городского округа Самары и Департамента управления имуществом г. Самары о том, что обязанность по оплате тепловой энергии лежит на Федеральном государственном учреждении Управление Федеральной почтовой связи Самарской области, т.к. между ним и истцом заключен договор № 10152т на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 24 ноября 2005 года, не могут быть приняты судебной коллегией поскольку исходя из пунктов 1-2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения может быть заключен между энергоснабжающей организацией и абонентом (потребителем) при наличии у последнего энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Как видно из материалов дела, спорный жилой фонд выбыл из ведения Управления Федеральной почтовой связи Самарской области и в период ноябрь 2006 г. - январь 2007г. последнее не обладало установленными в этом жилом фонде энергопринимающими устройствами, что, исключает возможность договорных отношений по поводу теплоснабжения вышеназванного жилого фонда.
О передаче жилого фонда ГУ УФПС СО в муниципальную собственность ОАО «ВТГК» ставилась в известность письмом (т 1 л.д.48).
Другие доводы апелляционной жалобы внимательно изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Самарской области от 31.10.2007 года является законным и обоснованным.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации относятся на заявителя и уплачены при подаче апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 31.10.2007г. по делу № А55-4414/2007 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.А. Серебрякова
Судьи О.Н. Радушева
Н.А. Селиверстова