ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-8019/2022 от 30.06.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

июля 2022 года                                                                                 Дело №А55-32356/2021

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2022 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 07  июля 2022 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Буртасовой О.И.,

судей Барковской О.В., Кузнецова С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Боня Л.А.,

с участием:

от  истца  - ФИО1 , прокурор, представлено служебное удостоверение,

иные лица не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июня 2022 года в зале № 3 апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти  на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 апреля 2022 года по делу №А55-32356/2021 (судья Шехмаметьева Е.В.),

по иску заместителя прокурора Самарской области в интересах муниципального образования – городского округа Тольятти к 1) Администрации городского округа Тольятти; 2) Обществу с ограниченной ответственностью "Атрикс" о признании недействительным п.4.5 муниципального контракта и обязании установить гарантийный срок не менее 3-х лет,

УСТАНОВИЛ:

  Заместителя прокурора Самарской области в интересах муниципального образования -городского округа Тольятти (далее - истец), обратился в арбитражный суд с иском к Администрации городского округа Тольятти и Обществу с ограниченной ответственностью "Атрикс" о признании недействительным пункта 4.5 муниципального контракта №0842300004020000172_259977 от 03.06.2020 на выполнение работ для нужд городского округа Тольятти по благоустройству общественных территорий городского округа Тольятти: Набережная Комсомольского района, заключенного Администрацией городского округа Тольятти и Обществом с ограниченной ответственностью "АТРИКС" в рамках программы «Формирование комфортной городской среды на 2018-2024 годы» в части установления гарантийного срока на выполненные работы по озеленению: 1 год и обязании установить гарантийный срок не менее 3-х лет со дня подписания каждого акта приемки выполненных работ.

            Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 апреля 2022 года исковые требования удовлетворены.

            Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик - Администрация городского округа Тольятти обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2022 года по делу № А55-32356/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в исковых требованиях полностью отказать.

            Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.

  Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку пунктами 8.1., 8.2 муниципального контракта установлено, что настоящий контракт вступает в силу с момента заключения и действует по 06.10.2020. С прекращением срока действия контракта прекращаются обязательства сторон, за исключением пункта 2.5, 4.5., 4.6 и разделов 5,11 настоящего муниципального контракта. Заявитель считает, что требования истца об обязании Администрации г.о.Тольятти и ООО «Атрикс» установить иной гарантийный срок эксплуатации на зеленые насаждения, не менее 3-х лет со дня подписания каждого акта приемки выполненных работ являются недопустимыми, в виду того, что на момент рассмотрения данных требований сроки, указанные в пунктах 4.5, 8.1, 8.2 муниципального контракта уже истекли, в том числе и установленные гарантийные сроки по зеленым насаждениям в 1 год, контракт является завершенным. Администрация в жалобе обращает внимание на то, что не определен механизм реализации исполнения данных требований, то есть каким образом, в муниципальный контракт, срок действия которого уже истек должны быть внесены изменения по гарантийному сроку в отношении зеленых насаждений.

Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 апелляционная жалоба принята к производству.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу:www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

От Государственной инспекции финансового контроля Самарской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, а также ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.01.2020 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство) и администрацией г.о. Тольятти подписано Соглашение № 36740000-1-2020-007 о предоставлении субсидии из бюджета Самарской области бюджету муниципального образования Самарской области субсидии на поддержку муниципальной программы по формированию современной городской среды на 2018-2024 годы (благоустройство общественных территорий) в редакции дополнительного соглашения от 11.03.2020 №» 36740000-1-2020-007/1.

            Пунктом 4.3.6 указанного Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 11.03.2020 № 36740000-1-2020-007/1 предусмотрено, что муниципалитет принял на себя обязательство установить минимальный трехлетний гарантийный срок на результаты выполненных работ по благоустройству общественных территорий, софинансируемых за счет средств субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации.

            В рамках реализации мероприятий национального проекта НП «Жилье и комфортная городская среда» по благоустройству общественных территорий при расходовании средств предоставленной в рамках указанного соглашения субсидии 03.06.2020 между Администрацией г.о. Тольятти (далее - администрация) и ООО «АТРИКС» (далее -общество) заключен муниципальный контракт № 0842300004020000172 259977 на выполнение работ по благоустройству общественных территорий городского округа Тольятти: Набережная Комсомольского района, согласно Техническому заданию (Приложение №2), используемых при выполнении работ, Смете (Приложение № 3), в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом (далее - контракт) на сумму 1 050 682,00 рублей.

            Пунктом 1.1. контракта предусмотрено, что работы выполняются в рамках муниципальной программы: «Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы».

            Пунктом 6 технического задания (приложение № 2 к контракту) установлены виды выполняемых работ: ремонт ограждения, озеленение.

            Ведомостью объемов работ (п. 13 технического задания), а также сметой (приложение № 3 к контракту) предусмотрено выполнение по контракту следующих работ: подготовка почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см: механизированным способом; посев газонов партерных, мавританских и обыкновенных вручную; уход за газонами партерными; удобрения органо-минеральное «Универсал».

            Гарантийный срок эксплуатации устанавливается со дня подписания каждого акта приемки выполненных работ (Форма КС-2) и составляет: на твердые покрытия - 5 лет, на оборудование (МАФ) - 3 года, на зеленые насаждения -1 год. Срок гарантии на используемые материалы устанавливается производителем, но составляет не менее 12 месяцев с момента подписания окончательного акта о приемке выполненных работ (п. 4.5 контракта).

   Прокуратурой города Тольятти в рамках осуществления надзора во исполнение приказа Генерального прокурора России от 14.03.2019 N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" и указания прокурора Самарской области от 04.06.2019 N 83/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" была проведена проверка исполнения администрацией городского округа Тольятти действующего федерального законодательства при реализации мероприятий национального проекта "Жилье и комфортная городская среда".

В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение пункта 17.2 Порядка предоставления и расходования субсидий из областного бюджета, в том числе формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, на поддержку муниципальных программ по формированию комфортной городской среды, утверждённого приложением № 4 к постановлению Правительства Самарской области от 01.11.2017 № 688, а также пункта 4.3.6 соглашения о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 20.01.2020 № 36740000-1-2020-007 в редакции дополнительного соглашения от 11.03.2020 № 36740000-1-2020-007/1, заключённого между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и администрацией г.о. Тольятти, пункт 4.5 указанного муниципального контракта предусматривает не трехлетний гарантийный срок на результаты выполненных работ, а различный срок в зависимости от вида выполняемых работ, в том числе на зеленые насаждения - 1 год.

   Арбитражный суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.

   Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции и при этом исходит из следующего.

   В силу пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.

   Согласно пункту 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

   Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

   В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 01.11.2017 № 688 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Формирование комфортной городской среды на 2018 - 2024 годы" на территории области осуществляется реализация мероприятий по созданию условий для комфортного проживания населения в условиях доступной городской среды.

   Приложением № 4 к государственной программе установлен порядок предоставления и расходования субсидий из областного бюджета, в том числе формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет средств федерального бюджета, на поддержку муниципальных программ по формированию комфортной городской среды (далее - Порядок).

   В соответствии с пунктом 17.2 Порядка для достижения значений показателей результативности регионального проекта муниципальные образования обязаны установить минимальный трехлетний гарантийный срок на выполненные работы по благоустройству дворовых и общественных территорий с участием средств субсидии.

   Пунктом 4.3.6 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 11.03.2020 № 36740000-1-2020-007/1, заключенного между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и администрацией городского округа Тольятти, было закреплено, что муниципалитет принял на себя обязательство установить минимальный трехлетний гарантийный срок на результаты выполненных работ по благоустройству общественных территорий, софинансируемых за счет средств субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации.

   Согласно части 4 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчиком при необходимости устанавливаются требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

   Согласно пункту 4.5 муниципального контракта гарантийный срок эксплуатации устанавливается со дня подписания каждого акта приемки выполненных работ (Форма КС-2) и составляет: на твердые покрытия - 5 лет, на оборудование (МАФ) - 3 года, на зеленые насаждения -1 год. Срок гарантии на используемые материалы устанавливается производителем, но составляет не менее 12 месяцев с момента подписания окончательного акта о приемке выполненных работ.

   Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено нарушение требований законодательства о контрактной системе администрацией г.о. Тольятти применительно к установлению гарантийных сроков к части выполненных работ (зеленые насаждения) в рамках муниципального контракта менее трех лет.

   Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

   В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

   Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (статья 180 Гражданского кодекса Российской Федерации).

   Из разъяснений абзаца 2 пункта 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

   Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что признание недействительным отдельного пункта 4.5 муниципального контракта № 0842300004020000172_259977 от 03.06.2020 в части установления гарантийного срока на выполненные работы по озеленению - 1 год не влечёт недействительности контракта, но вместе с тем приводит к восстановлению нарушенных прав и законных интересов. При этом  на Администрацию городского округа Тольятти и Общество с ограниченной ответственностью "Атрикс"  возложена обязанность установить гарантийный срок эксплуатации на зеленые насаждения, выполненные для нужд городского округа Тольятти в рамках муниципального контракта не менее 3-х лет со дня подписания каждого акта приемки выполненных работ.

   Довод апелляционной жалобы, сводящийся к прекращению всего контрактного обязательства, и как следствие, к невозможности внесения изменений в прекращенное договорное обязательство, подлежит отклонению ввиду следующего.

   Так, согласно пункту 8.2 муниципального контракта №0842300004020000172_259977 от 03.06.2020 с прекращением срока действия контракта (06.10.2020) прекращаются обязательства сторон, за исключением пунктов 2.5, 4.5, 4.6 настоящего контракта.

Пункты 4.5, 4.6 муниципального контракта №0842300004020000172_259977 от 03.06.2020 предусматривают гарантийные сроки на выполненные работы и срок устранения дефектов в течение гарантийного периода.

   Таким образом, действие муниципального контракта №0842300004020000172_259977 от 03.06.2020 в отношении положений о гарантийных сроках не прекращалось, а, соответственно, признание недействительным пункта 4.5 названного муниципального контракта само по себе возможно и способствует установлению минимально необходимых гарантийных сроков.

   В этой связи довод апелляционной жалобы об отсутствии механизма реализации решения суда первой инстанции также подлежит отклонению, так как фактически направлен на избежание ответственности за включение в муниципальный контракт условий, противоречащих требованиям законодательства в части установления гарантийных сроков на выполненные работы.

   Более того, возможное отсутствие механизма реализации внесения изменения в муниципальный контракт не исцеляет его часть - пункт 4.5 контракта, признанный недействительным.

   При сложившихся обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.

   Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.

            Заявитель апелляционной жалобы в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем государственная пошлина  взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.

            Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 апреля 2022 года по делу №А55-32356/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в  срок не превышающий двух месяцев в  Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                                        О.И. Буртасова

Судьи                                                                                                                     О.В. Барковская

                                                                                                                                С.А. Кузнецов