ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
26 декабря 2007 г. дело № А65-15547/2007
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Е.И.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голяковой Е.С., с участием:
от заявителя - не явился (извещен надлежаще),
от ответчика - не явился (извещен надлежаще),
от третьего лица - не явился (извещен надлежаще),
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 декабря 2007 г., в помещении суда, в зале № 1, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 октября 2007 г. по делу №А65-15547/2007, (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Казань, к Исполнительному комитету Муниципального образования г. Казани, г. Казань,
третье лицо: Комитет по транспорту и связи Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани, г. Казань,
о признании недействительным распоряжения от 26.06.2007 г. № 624-р,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным Распоряжения первого заместителя руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 26.06.2007 г. № 624-р «О закрытии движения упраздняемых автобусных маршрутов с 01.07.2007» (л.д. 12) в части пункта 104 Приложения к Распоряжению первого заместителя руководителя Исполнительного комитета г. Казани «Перечень упраздняемых маршрутов г. Казани», указывая на то, что вышеуказанный ненормативный акт вынесен с нарушением закона и его прав.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.10.2007г. в удовлетворении заявления отказано полностью.
ИП ФИО1 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 24.10.2007 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представители ИП ФИО1, Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани, Комитета по транспорту и связи Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были надлежаще извещёны, что подтверждается материалами дела и, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 24.10.2007 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, заявитель на основании договора с администрацией города Казани № 140/02 от19.06.03. (л.д. 6-8) на оказание услуг по городским автобусным пассажирским перевозкам в г. Казани осуществляет перевозку пассажиров на автобусных маршрутах за № 140. Оспариваемым Распоряжением № 624-р от 26.06.2007г. на Комитет по транспорту и связи Исполкома возложена обязанность с 1 июля 2007 г. закрыть движение автобусных маршрутов по Приложению к Распоряжению, в перечень упраздняемых автобусных маршрутов которого под пунктом 104 включен маршрут № 140.
Указанным распоряжением на Комитет по транспорту и связи Исполкома возложена обязанность закрыть движение автобусных маршрутов, указанных в приложении.
Пунктом 1.2 указанного распоряжения установлено, что с 01.07.2007 года считаются недействительными паспорта автобусных маршрутов, схемы опасных участков и расписания движения автобусов по упраздненным маршрутам, пунктом 2 данного распоряжения отделу по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата Казанской городской Думы рекомендовано проинформировать жителей г. Казани через средства массовой информации о закрытии движения упраздняемых автобусных маршрутов с 01 июля 2007 г. (л.д.12).
Во исполнение указанного Распоряжения комитетом по транспорту и связи 26 июня 2007 г. заявителю направлено по почте уведомление о прекращении действия паспорта автобусного маршрута, схемы опасных участков и расписания движения автобуса по маршруту № 140 (л.д. 35).
Заявитель, не согласившись с указанным Распоряжением и уведомлением, обратился в суд с заявлением о признании Распоряжения недействительным в части пункта 104 приложения к нему.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») город Казань является городским поселением.
Законом Республики Татарстан от 15 сентября 2004 № 46-ЗРТ «О границах территории и статусе муниципального образования города Казани» (статьи 1 и 2) установлены границы муниципального образования, город Казань наделен статусом городского округа. Указанные положения закреплены в статье 1 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. № 3-5 (далее - «Устав города Казани»).
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Статья 25 Закона Республики Татарстан «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» от 28 июля 2004 № 45-ЗРТ, воспроизводя аналогичные положения федерального закона, дополнительно устанавливает, что местная администрация муниципального образования имеет наименование - исполнительный комитет.
В соответствии со статьей 5 Устава города Казани органами местного самоуправления муниципального образования города Казани являются: представительный орган муниципального образования - Казанская городская Дума, глава муниципального образования - Мэр города Казани, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - Исполнительный комитет, контрольный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения, отнесенным к их компетенции, органы местного самоуправления и должностные лица издают муниципальные правовые акты. В соответствии с пунктом 1 статьи 37 этого Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, муниципальные правовые акты, могут принимать лишь те органы и должностные лица местного самоуправления, которые указаны в законе и уставе муниципального образования.
Статьей 56 Устава города Казани определена система муниципальных правовых актов города Казани, в которую входят: 1) Устав города Казани; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме; 3) нормативные и иные правовые акты Городской Думы; 4) нормативные и иные правовые акты Мэра города Казани, Исполнительного комитета, Руководителя Исполнительного комитета, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
Статьей 28 Устава города Казани установлено, что органы и должностные лица местного самоуправления города Казани во исполнение возложенных на них полномочий издают (принимают) следующие муниципальные правовые акты: 1) Городская Дума - решения Городской Думы; 2) Мэр города Казани - постановления и распоряжения Мэра города Казани; 2.1) Исполнительный комитет - постановления Исполнительного комитета; 3) Руководитель Исполнительного комитета - постановления и распоряжения Руководителя Исполнительного комитета; 4) первые заместители Руководителя Исполнительного комитета - распоряжения первых заместителей Руководителя Исполнительного комитета.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемый ненормативный акт - распоряжение первого заместителя Руководителя Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани - издан уполномоченным лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» от 28 июля 2004 № 45-ЗРТ.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Татарстан «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан» от 13 ноября 2006 № 70-ЗРТ, вступившим в силу 28 ноября 2006 г. (далее - Закон Республики Татарстан № 70 - ЗРТ), органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют организацию пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам в соответствии с федеральным законодательством, указанным Законом и иными принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Республики Татарстан, органов местного самоуправления, в том числе формируют и размещают муниципальный заказ на транспортное обслуживание населения. Органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять функции заказчика пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам, определяются соответствующими муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 4 статьи 40 Устава МО г. Казани формирование сети маршрутов пассажирского транспорта, в том числе организация новых маршрутов отнесено к полномочиям Исполнительного комитета.
Статьей 10 Закона Республики Татарстан № 70-ЗРТ, установлено, что заказчик пассажирских перевозок выполняет функции по организации пассажирских перевозок, в том числе и, в частности, определяет потребность населения в транспортном обслуживании автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам; формирует и утверждает муниципальную маршрутную сеть; в установленном порядке принимает решения об открытии новых маршрутов, изменении или прекращении существующих маршрутов, информирует участников перевозок и контролирующие органы о сроках, начала, изменения и прекращения регулярного движения на маршруте; утверждает паспорта маршрутов и расписание движения пассажирского транспорта по регулярным маршрутам; ведет реестр регулярных маршрутов и на его основе разрабатывает и утверждает схему маршрутной сети.
Таким образом, указанными нормами федеральных законов и закона Республики Татарстан полномочия по организации пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам отнесены к компетенции органов местного самоуправления. При этом соответствующие органы местного самоуправления обладают не только полномочиями, но и обязаны создать условия для предоставления транспортных услуг населению «в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения соответствующей территории в услугах пассажирского транспорта, обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок» (статья 11 Закона Республики Татарстан № 70-ЗРТ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона Республики Татарстан № 70-ЗРТ открытие новых маршрутов, изменение или прекращение существующих маршрутов, входящих в межмуниципальную или муниципальную маршрутную сеть, осуществляется соответственно уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством. Принятие решения об открытии новых маршрутов допускается после проведения на маршруте в установленном порядке предварительного обследования дорожных условий на предмет их соответствия требованиям безопасности движения.
Решением Казанской городской Думы от 08 июня 2006 №13-9 утверждено Положение о пассажирских перевозках, осуществляемых автомобильным и наземным электрическим транспортом г. Казани (далее - Положение). В соответствии с пунктом 2.1 Положения заказчик пассажирских перевозок с учетом требований законодательства выполняет функции по организации пассажирских перевозок, в том числе: определяет потребности населения г. Казани в пассажирских перевозках; на основе утвержденных нормативов и параметров качества транспортного обслуживания, прогнозных показателей изменения пассажиропотоков разрабатывает и утверждает схему маршрутной сети; формирует схему регулярных муниципальных маршрутов, организует их обустройство и содержание; формирует муниципальный заказ на осуществление пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам; разрабатывает порядок допуска перевозчиков к пассажирским перевозкам по регулярным маршрутам, включенным в маршрутную сеть; организует размещение муниципального заказа на осуществление пассажирских перевозок; по результатам конкурса на размещение муниципального заказа заключает договоры с перевозчиками.
Судом установлено, что постановлением Руководителя Исполкома МО г. Казани «Об оптимизации маршрутной сети г. Казани» от 03.03.06 № 333 в целях обеспечения эффективности функционирования городского пассажирского транспорта Комитету по транспорту и связи Исполкома - третьему лицу предписано обеспечить координацию работ по оптимизации маршрутной сети г. Казани, на выполнение указанных работ выделены средства.
Распоряжением первого заместителя Руководителя исполкома «Об организации обследования пассажиропотоков в г. Казани» от 15.03.06 № 174-р ответчик обязал третье лицо обеспечить проведение обследования пассажиропотоков в г. Казани по плану мероприятий.
Постановлением Руководителя Исполкома «Об утверждении маршрутной сети пассажирского транспорта г. Казани» № 2357 от 15.11.06 г. «в целях улучшения транспортного обслуживания жителей г, Казани с учетом рекомендаций ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» утверждена маршрутная сеть пассажирского транспорта г. Казани, согласно которому, распоряжение заместителя Главы администрации г. Казани от 29.06.05 № 898-р «Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта г. Казани», признано утратившим силу (л.д.24).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно счёл обоснованным довод ответчика довод о том, что оспариваемое Распоряжение является следствием работ по оптимизации маршрутной сети г. Казани.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о необоснованности довода заявителя о том, что оспариваемым Распоряжением № 624р от 26.06.07 г. нарушены его права и законные интересы в предпринимательской деятельности, поскольку по своему содержанию данный ненормативный акт в одностороннем порядке прекращает договорные отношения, аннулирует действие договора между участниками гражданского оборота, со ссылкой на договор об оказании услуг по городским автобусным пассажирским перевозкам от 19.06.03.
Как видно из текста самого распоряжения и подтверждается материалами дела, оспариваемым распоряжением закрыты движения автобусных маршрутов и признаны недействительными паспорта автобусных маршрутов по перечню упраздняемых маршрутов, в том числе и маршрута № 140.
Сферой правового регулирования оспариваемого акта, являющегося частью комплекса мер по обеспечению наиболее полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, являются отношения по прекращению существующих автобусных маршрутов вследствие открытия новых.
Как видно из материалов дела, ни в оспариваемом распоряжении, ни в других предшествующих его изданию актах Исполкома, не имеется ссылки на прекращение договорных отношений с заявителем, порядок и условия прекращения которых, регламентированы Гражданским кодексом РФ, на что ссылался и сам заявитель.
Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», относящийся к законодательству в сфере организации пассажирских перевозок, относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, которые по своему содержанию являются административными, публичными правоотношениями.
Как указано в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 мая 2006 г. № 31-Г06-4 в статье 5 Федерального закона № 196-ФЗ «определены основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, предполагающие отношения на уровне власти - подчинения».
Из статьи 4 Закона Республики Татарстан № 70-ЗРТ также следует, что основными задачами настоящего Закона являются, в частности, обеспечение удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков, повышение безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что правоотношения по открытию новых и прекращению существующих муниципальных маршрутов пассажирских перевозок носят административно-правовой характер и не регулируются нормами гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. И только при одновременном наличии указанных условий суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Между тем, как видно из материалов дела, заявителем не представлены доказательства несоответствия оспариваемого распоряжения закону или иному нормативному правовому акту и не указаны конкретные закон или иной нормативный правовой акт, которому, по его мнению, не соответствует оспариваемый акт.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что у него существуют договорные отношения по организации пассажирских перевозок по закрытому маршруту, суд считает несостоятельным, как не имеющим правового значения для разрешения спора по заявленному предмету.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют, что заявителем не представлены доказательства нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Условия, при которых происходит открытие новых, изменение или закрытие существующих муниципальных маршрутов, не затрагивают права и интересы заявителя, а их установление отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 24.10.2007г. принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы, приведенные ИП ФИО1 в апелляционной жалобе являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Расходы по госпошлине, согласно ст. 110 АПК РФ, 333.21 НК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы – ИП ФИО1
Руководствуясь ст.ст. 101,110,268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.10.2007 года по делу №А65-15547/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Казань, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.И. Захарова
Судьи В.Е. Кувшинов
Е.Г. Филиппова