ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
26 декабря 2007 г. дело № А49-5739/2007
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голяковой Е.С.,
с участием:
от заявителя - не явился (извещен надлежаще),
от ответчика - не явился (извещен надлежаще),
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 декабря 2007 г., в помещении суда, в зале № 1, апелляционную жалобу ЗАО «Аккор-Лизинг», г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 12 ноября 2007 г. по делу А49-5739/2007 , (Судья Земцова М.В.), принятое по заявлению ЗАО «Аккор-Лизинг», г. Пенза, к Межрегиональному управлению Росфинмониторинга по Приволжскому Федеральному округу, г. Новгород,
о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2007 г. № 04-07/243 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «Аккор-Лизинг» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской областисуд с заявление о признании незаконным постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому Федеральному округу (далее - административный орган) от 27.08.2007 г. № 04-07/243 о назначении административного наказания (т.1, л.д.8-11) и его отмене в части вменения в вину не предоставления информации об операциях по получению имущества от ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Камаз» в МРУ Росфинмониторинга по ПФО, на основании которого заявитель привлечен к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации (далее КоАП РФ) об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пензенской областиот 12.11.2007 г. в удовлетворениизаявления отказано полностью.
ЗАО «Аккор-Лизинг» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 12.11.2007 года отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ЗАО «Аккор-Лизинг» и Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому Федеральному округу в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были надлежаще извещёны, что подтверждается материалами дела и, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 12.11.2007 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела,ЗАО «Аккор-Лизинг» является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации. ОГРН: <***>. ИНН: <***>.
ЗАО «Аккор-Лизинг» осуществляет лизинговую деятельность. Устав ЗАО «Аккор - Лизинг» в новой (третьей) редакции утвержден решением годового общего собрания акционеров ЗАО «Аккор-Лизинг» (протокол от 30.06.2005 № б/н). Руководителем организации является генеральный директор ФИО1 (протокол общего собрания акционеров ЗАО «Аккор-Лизинг» от 05.07.2007 №б/н и приказ от 05.07.2007 №19/1).
ЗАО «Аккор-Лизинг» состоит на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу (уведомление о постановке на учет от 19.09.2003 г. № 06-1-27/5801);
правила внутреннего контроля разработаны, утверждены руководителем
организации, в Росфинмониторинге согласованы (уведомление о согласовании от
21.01.2004 №04-3-27/436);
должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля,
назначено приказом от 25.08.2003 №31.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки, проведенной МРУ Росфинмониторинга по ПФО установлено, что в проверяемый период ЗАО «Аккор-Лизинг» заключило ряд договоров лизинга на сумму равную или превышающую 600 000 рублей:
1. от 23.08.2006 года № Р-0257/06 с ОАО КАМАЗ на общую сумму 1240947
рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 27.09.2006 года. Сообщение
об операции направлено в Росфинмониторинг 29.09.2006 года;
2. от 24.10.2006 года № 2006/С-3105 с ОАО «Росагролизинг» на общую сумму 2469728 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 28.12.2006 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 22.01.2007 года.
3. от 03.04.2007 года № 2007/К-129 с ОАО «Росагролизинг» на общую сумму 4271516 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 27.04.2007 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 16.05.2007 года;
4. от 06.04.2007 года № 2007/К-130 с ОАО «Росагролизинг» на общую сумму 5063696 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 06.06.2006 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 18.06.2007 года.
5. от 02.02.2007 года №2007/С-3290 с ОАО «Росагролизинг» на общую сумму 2343593 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 17.07.2007 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 23.07.2007 года.
6. от 21.05.2007 года № 2007/С-3590 с ОАО «Росагролизинг» на общую сумму 14048638 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 17.07.2007 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 23.07.2007 года.
7. от 08.05.2007 года №2007/С-3543 с ОАО «Росагролизинг» на общую сумму 1069229рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 23.07.2007 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 26.07.2007 года.
8. от 22.06.2007 года № 2007/ИК-159 с ОАО «Росагролизинг» на общую сумму 5005822 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 27.07.2007 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 01.08.2007 года.
Также проверкой выявлено, что в проверяемый период ЗАО «Аккор - Лизинг» заключило ряд договоров сублизинга на сумму равную или превышающую 600 000 рублей:
1. от 05.12.2006 года № 2006/СА-16 с ООО «Кузнецкий проект» на общую сумму 2693333,00 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 28.12.2006 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 22.01.2007 года;
2. от 09.04.2007 года № 2007/СА-К-1 с ООО РАО «Ломов» на общую сумму 4417516,00 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 27.04.2007 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 16.05.2007 года.
В ходе проверки установлено, что в проверяемый период ЗАО «Аккор-Лизинг» заключило ряд договоров беспроцентного займа на сумму равную или превышающую 600 000 рублей.
1. от 07.12.2006 года № б/н с ЗАО «Регион-Строй» (заимодавец) (ИНН <***>, юридический адрес - 440528, <...>) на сумму 910000,00 рублей. Денежные средства поступили на расчетный счет организации по платежному поручению от 08.12.2006 года № 440. Сведения по данной операции в Федеральную службу по финансовому мониторингу направлены 12.12.2006 года.
2. от 21.06.2007 года № 10 с ЗАО «Регион-Молоко» (заимодавец) (ИНН <***>, юридический адрес - 440513, <...>) на сумму 721387,00 рублей. Денежные средства поступили на расчетный счет по платежному поручению от 27.07.2007 года № 514. Сведения по данной операции в Федеральную службу по финансовому мониторингу направлены 29.09.2007 года.
Материалами проверки подтверждается факт нарушения ЗАО «Аккор-лизинг» сроков представления в уполномоченный орган информации по операциям с имуществом, денежными средствами, подлежащими обязательному контролю. Данное обстоятельство не оспаривается самим заявителем.
По итогам проведенной проверки должностными лицами МРУ Росфинмониторинга по ПФОсоставлены: акт выездной проверки ЗАО Аккор-лизинг» от 13.08.2007 года, протокол об административном правонарушении № 04-07/243 от 13.08.2007 года.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО ФИО2 вынесено постановление об административном правонарушении № 04-07/243 от 27.08.2007 года, на основании которого заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
ЗАО «Аккор-лизинг» считая, что постановление административным органом вынесено с нарушением прав и законным интересов Общества, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с положениями ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО «Аккор-Лизинг» привлечено к административной ответственности за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что ЗАО «Аккор-Лизинг» неправомерно вменено правонарушение в части непредставления в Росфинмониторинг в установленный законом срок сведений об операциях по получению имущества в лизинг от ОАО «Росагролизинг» и ОАО «КАМАЗ», в связи с тем, что по данным операциям ЗАО «Аккор-Лизинг» не является лизинговой компанией, в связи с тем, что выступает в указанном случае лизингополучателем, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее закона) в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 № 88-ФЗ) организации федеральной почтовой связи; (в ред. Федерального закона от 30.10.2002г. №131-ФЗ) ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; (абзац введен Федеральным законом от 30.10.2002г. № 131-ФЗ); организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; (в ред. Федерального закона от 28.07.2004г. № 88-ФЗ); организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; (абзац введен Федеральным законом от 30.10.2002г. № 131-ФЗ); организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; (абзац введен Федеральным законом от 28.07.2004г. № 88-ФЗ); организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств, в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности, (абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006г. №147-ФЗ).
Данной нормой закона определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона. К данным организациям, в частности, относятся лизинговые компании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона.
Согласно статьи 6 Федерального закона определен исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны быть направлены в уполномоченный орган.
В Федеральном законе отсутствует норма, указывающая на то, что организации, перечисленные в статье 5 Федерального закона, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют их деятельности. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится в частности к операции (сделке) по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Следовательно, лизинговые компании обязаны в установленный законом срок направлять сведения в Федеральную службу по финансовому мониторингу по операции по получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Таким образом, в ходе проверки установлено, что в проверяемый период ЗАО «Аккор-лизинг» совершило ряд операций по получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) на сумму, превышающую 600 000 рублей, сведения по выявленным операциям направлены в Росфинмониторинг с нарушением сроков представления информации, предусмотренных статьей 7 Федерального закона.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил также доводы заявителя о том, что постановление МРУ Росфинмонироринга по ПФО №04-07/243 от 27.08.07 года о назначении административного наказания является незаконным в связи с тем, что привлечение к административной ответственности за установленное правонарушение должностного лица ЗАО «Аккор-лизинг» исключает возможность привлечения к административной ответственности юридического лица ЗАО «Аккор-лизинг».
В работе по выявлению фиксированию и предоставлению сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, задействованы все сотрудники организации, работающие с клиентами, а также главный бухгалтер и руководитель организации на основании Положения ЗАО «Аккор-лизинг».
Санкция статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как юридических лиц, так и должностных лиц.
Согласно положениям части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
С учетом приведенной нормы общей части КоАП РФ ответственность за не предоставление в Росфинмониторинг сведений по операциям возложено на должностное лицо - руководителя организации, однако не исключает возложение административной ответственности на юридическое лицо.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что в действиях ЗАО «Аккор-лизинг» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, следовательно, МРУ Росфинмониторинга по ПФО правомерно приняло решение о привлечении к административной ответственности по данной статье за выявленное нарушение юридического лица - ЗАО «Аккор-лизинг».
В соответствии с положениями статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как видно из материалов дела, при назначении административного наказания должностными лицами МРУ Росфинмониторинга по ПФО в соответствии с требованиями ст. 4.1 ч.2 КоАП РФ учитывались характер совершенного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В данном случае административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.27 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к ответственности, не установлено.
Суд не усмотрел процессуальных нарушений со стороны административного органа в ходе осуществления производства по делу об административном правонарушении. Права и законные интересы юридического лица, привлеченного к административной ответственности, не были нарушены. Производство по делу об административном правонарушении осуществлено ответчиком в соответствии с требованиями КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности произведено с учетом сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что постановление МРУ Росфинмониторинго по ПФО по делу об административном правонарушении № 04-07/243 от 27.08.2007 года в отношении ЗАО «Аккор-лизинг» является законным и обоснованным, основания для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмене отсутствуют.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 12.11.2007г. принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы, приведенные ЗАО «Аккор-Лизинг» в апелляционной жалобе являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст.101,110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 12.11.2007 года по делу № А49-5739/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО «Аккор-Лизинг», г. Пенза, -
без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.И. Захарова
Судьи Е.Г. Филиппова
В.Е. Кувшинов