ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-8277/19 от 10.06.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

июня 2019 года                                                                                  Дело № А72-15830/2018

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2019 года    

В полном объеме постановление изготовлено 17 июня 2019 года     

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,

судей Корнилова А.Б., Лихоманенко О.А.,

при ведении протокола секретарем  судебного заседания Яковлевой Е.А.,

с участием:

от потребительского общества индивидуальных застройщиков «Западное» -  ФИО1 (доверенность от 17.09.2018),

от администрации города Ульяновска -  ФИО2 (доверенность от 17.08.2018),

от Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска-  ФИО2 (доверенность от 08.08.2018),

от Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области-  представитель не явился, извещено,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.04.2019 по делу № А72-15830/2018 (судья Коннова О.В.) , 

по заявлению потребительского общества индивидуальных застройщиков «Западное» (ОГРН <***>), г. Ульяновск,

к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,

третьи лица: Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,

Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области,  г.Ульяновск,

о признании незаконным постановления от 20.08.2018 № 1567,

УСТАНОВИЛ:

Потребительское общество индивидуальных застройщиков «Западное» (далее - заявитель, Общество, ПОИЗ «Западное») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации города Ульяновска (далее - Администрация) о признании незаконным постановления от 20.08.2018 № 1567 о признании утратившим силу разрешения на строительство от 05.04.2018 № 73-73-214-2018.

К участию в деле в качестве третьих  лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - УАиГ) и Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Агентство).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.04.2019 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Администрация и  УАиГ просили отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению Администрации и  УАиГ, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным, судом нарушены нормы материального права, неправильно определены юридически значимые обстоятельства по  делу.

В апелляционной жалобе указывает, что документом территориального планирования муниципального образования «город Ульяновск» является Генеральный план города Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83.

Согласно Генеральному плану города Ульяновска рассматриваемый земельный участок расположен на территории 5-16-этажной жилой застройки (отдельные доминанты до 24 этажей), в границах зоны запрещения нового жилого строительства.

Таким образом, поскольку Генеральным планом города Ульяновска не предусмотрена возможность индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке, выданное разрешение на строительство является незаконным.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В судебном заседании представитель Администрации и  УАиГ  поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Представитель Общества в судебном заседании считает решение суда законным и обоснованным. 

Представитель Агентства в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что ПОИЗ «Западное» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 20.08.2004. Согласно уставу Общества оно создано решением общего собрания граждан, объединившихся на добровольной основе для строительства и эксплуатации жилья в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», Общество является некоммерческой организацией.

Как следует из материалов дела, а также из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области от 03.12.2009 по делу № А72-16475/2009, постановлением мэра г. Ульяновска от 24.09.2004 № 2371 Обществу было предварительно согласовано место размещения строительства индивидуальных двухэтажных жилых домов на земельном участке площадью 30 340,0 кв. м по ул. Шигаева (в районе школы № 55) в Засвияжском районе г. Ульяновска (земли поселений), утвержден акт выбора земельного участка от 11.08.2004 № 831 и проект границ земельного участка, Обществу разрешено проведение проектных работ для строительства индивидуальных двухэтажных жилых домов, для проведения изыскательских работ земельный участок передан в аренду сроком на 11 месяцев. Как указано в пояснительной записке землеустроительного дела УМУП «Землеустроительный центр», границы земельного участка определены на основании проекта границ, совмещенного с генеральным планом.

Между Комитетом по управлению земельными ресурсами и землеустройству администрации (арендодатель) и Обществом (арендатор) 30.09.2004 на основании вышеуказанного постановления от 24.09.2004 № 2371 был заключен договор аренды земельного участка от 30.09.2004 № 24-3-010898, согласно которому срок аренды установлен с 24.09.2004 по 24.08.2005.

Земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 73:24:031405:34.

Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 17.10.2007 № 1754-р «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по ул. Шигаева (в районе школы № 55) в Засвияжском районе г. Ульяновск» указанный земельный участок был предоставлен заявителю в аренду для строительства индивидуальных двухэтажных жилых домов.

На основании указанного распоряжения Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области 23.10.2007 заключило с ПОИЗ «Западное» договор аренды земельного участка № 02/24-252, в соответствии с которым заявителю был предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 30 340 кв. м по адресу: <...> (в районе школы № 55) с кадастровым номером 73:24:031405:34 для строительства двухэтажных жилых домов со сроком действия до 01.09.2008.

28.02.2008 заявителю выдан градостроительный план земельного участка № RU 73304000-679 с видом разрешенного использования земельного участка «индивидуальные двухэтажные жилые дома».

Заявителю 26.06.2008 Администрацией выдано разрешение на строительство № RU 73304000-94 двадцати четырех индивидуальных жилых домов сроком действия 10 лет.

11.08.2008 зарегистрировано право собственности Общества на 4 незавершенных строительством жилых дома (степень готовности 15%).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.12.2009 по делу № А72-16475/2009 установлено, что в период после получения разрешения на строительство (26.06.2008) до августа 2009 года заявителем на спорном земельном участке осуществлено строительство жилых домов, право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке, произведены землеустроительные работы по разделению земельного участка на 24 земельных участка под жилыми домами и один земельный участок общего пользования, указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением самостоятельных кадастровых номеров. Заявителем также получены кадастровые паспорта, выполнены работы по подключению коммуникаций.

Согласно договору от 14.09.2010 № 288-02/24-252 права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка № 02/24-252 от 23.10.2007 переданы мэрии города Ульяновска (Администрации).

10.05.2017 взамен ранее выданного градостроительного плана земельного участка от 28.02.2008 № RU 73304000-679 Администрацией Обществу выдан градостроительный план земельного участка № RU 73304000-549 с указанием видов разрешенного использования земельного участка зоны смешанной жилой застройки Ж-6, основные виды разрешенного использования, в том числе индивидуальные жилые дома.

Администрацией 05.04.2018 заявителю выдано разрешение на строительство № 73­73-214-2018 (предыдущий от 26.06.2008 № RU 73304000-94) индивидуальных жилых домов с № 1 по № 24 (по генплану) сроком действия до 10.04.2028.

Между Агентством (арендодатель) и Обществом (арендатор) 30.05.2018 заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка с фактическим использованием: под объектами незавершенного строительства, однократно для завершения строительства сроком с 25.04.2018 по 24.04.2021. В связи с заключением этого договора аренды стороны заключили соглашение о расторжении договора аренды земельного участка № 02/24-252 от 23.10.2007 с 25.04.2018.

Администрацией 20.08.2018 издано постановление № 1567 о признании утратившим силу разрешения на строительство от 05.04.2018 №73-73-214-2018.

Полагая, что указанный акт администрации является незаконным, нарушающим права и законные интересы ПОИЗ «Западное», последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.

В силу ст. 51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в период выдачи разрешения на строительство от 26.06.2008 № RU 73304000-94) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

Статьей 51 ГрК РФ, действовавшей в период выдачи разрешения на строительство от 05.04.2018 №73-73-214-2018, определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Градостроительный кодекс Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень случаев, когда уполномоченный орган на основании собственного решения прекращает действие разрешения на строительство (ч.ч. 21.1 - 21.4 ст. 51 ГрК РФ).

Между тем в спорном постановлении такие случаи не указаны.

Постановление Администрации от 20.08.2018 № 1567 о признании утратившим силу разрешения на строительство от 05.04.2018 №73-73-214-2018 обосновано только ст.  48 Закона № 131-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 48 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.

При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, принимаемые ими решения не могут быть произвольными. Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, быть обоснованным и мотивированным, и не нарушать прав и законных интересов граждан и организаций.

В постановлении Администрации от 20.08.2018 № 1567, как правильно отмечено судом первой инстанции, не имеется ссылки ни на одну из указанных частей ст. 51 ГрК РФ, дающих право на признание утратившим силу разрешения на строительство либо на прекращение действия разрешения на строительство.

Согласно п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 486-О-О, Определению от 26.05.2011 № 739-О-О, положение ч. 1 ст. 48 Закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых  органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 13.05.2015 № 32-КГ15-3, отмена ранее вынесенного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать гарантированные законом права. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий, не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Администрация только в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции указала, что спорное постановление о признании утратившим силу разрешения на строительство от 05.04.2018 № 73-73-214-2018 обусловлено тем, что Генеральным планом города Ульяновска не предусмотрена возможность индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке.

Исходя из Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок с кадастровым номером 73:24:031405:34 по адресу: <...> (в районе школы № 55), расположен в зоне 5 -16 этажной жилой застройки (отдельные доминанты до 24 этажей), в зоне запрещения нового жилого строительства.

Между тем, как следует из вышеизложенных фактических обстоятельств дела, Обществу, созданному решением общего собрания граждан, объединившихся на добровольной основе для строительства и эксплуатации жилья, еще в 2004 году, т.е. до утверждения Генерального плана города Ульяновска, было предварительно согласовано место размещения строительства индивидуальных двухэтажных жилых домов на земельном участке площадью 30 340,0 кв. м по ул. Шигаева (в районе школы № 55) в Засвияжском районе г. Ульяновска (земли поселений), утвержден акт выбора земельного участка и проект границ земельного участка, разрешено проведение проектных работ для строительства индивидуальных двухэтажных жилых домов, предоставлен в аренду для строительства индивидуальных двухэтажных жилых домов земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет 29.12.2006.

Цель использования этого земельного участка на протяжении 15 лет не менялась, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка согласно выписке из ЕГРН от 06.03.2019 - для индивидуального жилищного строительства.

Заявителю 28.02.2008 выдан градостроительный план земельного участка № RU 73304000-679 с видом разрешенного использования земельного участка «индивидуальные двухэтажные жилые дома».

Администрацией 26.06.2008 заявителю выдано разрешение на строительство № RU 73304000-94 двадцати четырех индивидуальных жилых домов сроком действия 10 лет.

11.08.2008 зарегистрировано право собственности Общества на 4 незавершенных строительством жилых дома (степень готовности 15%).

В период после получения разрешения на строительство заявителем на земельном участке осуществлялось строительство жилых домов, произведены землеустроительные работы по разделению земельного участка на 24 земельных участка под жилыми домами и один земельный участок общего пользования, указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением самостоятельных кадастровых номеров, получены кадастровые паспорта, выполнены работы по подключению коммуникаций.

10.05.2017 взамен ранее выданного градостроительного плана земельного участка № RU 73304000-679 от 28.02.2008 Администрацией Обществу выдан градостроительный план земельного участка № RU 73304000-549 с указанием видов разрешенного использования земельного участка зоны смешанной жилой застройки Ж-6, предусматривающей в основных видах разрешенного использования размещение индивидуальных жилых домов.

При этом после утверждения Генерального плана города Ульяновска 27.06.2007 Администрация не заявляла о незаконности выдачи разрешения на строительство от 26.06.2008 № RU 73304000-94.

Более того, Администрацией 05.04.2018 заявителю выдано разрешение на строительство № 73-73-214-2018 (как указано, предыдущий от 26.06.2008 № RU 73304000-94) индивидуальных жилых домов с № 1 по № 24 (по генплану) сроком действия до 10.04.2028.

Между Агентством (арендодатель) и Обществом (арендатор) 30.05.2018 заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка с фактическим использованием: под объектами незавершенного строительства, однократно для завершения строительства сроком с 25.04.2018 по 24.04.2021.

Градостроительный план земельного участка от 28.02.2008 № RU 73304000-679 предусматривал требования к размещению объекта капитального строительства -индивидуальные двухэтажные жилые дома.

Градостроительный регламент земельного участка установлен в составе Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, в настоящее время это зона Ж-6 - зона смешанной жилой застройки, основные виды разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (п.п.1 п. 2 ст. 21.1 Правил).

Из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 по делу № А75-2235/2012, следует, что по смыслу ст.ст. 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.

Согласно представленному заявителем положительному заключению государственной экспертизы проектной документации индивидуальных жилых домов, утвержденному 24.06.2008 ОАУ «Ульяновскгосэкспертиза», разработка генерального плана этих домов выполнена с учетом положений генерального плана города, на основе анализа сложившейся средовой ситуации, принципиальных планировочных и концептуальных тенденций по застройке данного района города.

Выданное Обществу разрешение на строительство предусматривают строительство двадцати четырех индивидуальных жилых домов, территориально входящих в территориальную зону Ж-6, установленную Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, в связи с чем соответствует требованию п. 1 ст. 51 ГрК РФ.

Согласно положениям ч. 3 ст. 9, ч.ч. 9,  10 ст. 31 , п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Между тем, как правильно указано судом первой инстанции, имеющиеся в данной части несовпадения между Правилами землепользования и застройки и Генеральным планом города Ульяновска не могут быть поставлены в вину Обществу и являться основанием для распространения на него неблагоприятных последствий от этого несоответствия спустя более 10 лет после начала реализации полученного им в установленном порядке разрешения на строительство.

В соответствии с ч. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Согласно ч.1 ст. 7, п. 26 ч. 1 ст. 16  Закона № 131-ФЗ, п.п. 1 и 3 ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 32 ГрК РФ утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Однако Администрацией не представлено доказательств того, что на спорном земельном участке либо рядом с ним планируется развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Администрацией также не представлено доказательств того, что размещением индивидуальных жилых домов на данном земельном участке нарушаются права иных граждан, соответствующих жалоб от населения суду не представлено.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что на данном земельном участке ранее находились ветхие жилые и хозяйственные строения 1991 -1992 года постройки (деревянные дома, сараи, гаражи), принадлежащие гражданам, с которыми заявителем 25.08.2004 был заключен договор о сносе этих ветхих построек, во исполнение которого заявителем был заключен договор на снос и демонтаж хозяйственных строений от 30.08.2004 с ООО «ДЭМ-Сервис».

Вышеизложенные обстоятельства также свидетельствуют о том, что заявителем изначально с момента создания потребительского общества индивидуальных застройщиков на протяжении 15 лет осуществлялись действия, связанные с реализацией цели создания Общества, - строительство индивидуальных жилых домов.

Согласно ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Генеральный план городских и сельских поселений, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского поселения в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы муниципальных образований определяют стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.

Из письма УАиГ от 09.06.2017 № 01-13/3972 председателю правления Общества следует, что согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 20.08.2015 № 73.ОЦ.08.000.Т.000448.08.15 снят запрет о запрещении нового жилого строительства и санитарно-защитной зоны предприятий, являющихся источником загрязнения, строительство возможно. Внесение изменений в Генеральный план города Ульяновска (снятие запрета нового жилого строительства) находится в работе.

Согласно письму УАиГ от 15.02.2019 № 01-13/1200 председателю правления Общества в настоящее время Администрацией ведется работа по внесению изменений в Генеральный план города Ульяновска, разработчиком проекта внесения изменений в Генеральный план города Ульяновска представлена рабочая документация проекта, он размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования для согласования, ориентировочный срок проведения общественных обсуждений - III квартал 2019 года, утверждение проекта Генерального плана - IV квартал 2019 года. При этом в письме указано, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки земельный участок Общества расположен в зоне смешанной жилой застройки - Ж-6.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления планирует функциональное развитие данной территории именно в соответствии с установленной территориальной зоной, предусматривающей, в том числе, размещение индивидуальных жилых домов.

Суд первой инстанции  пришел к верному выводу о том, что в данном конкретном случае Администрацией в нарушение требований ст. 200 АПК РФ не доказан приоритет формальных положений территориального планирования, а не фактического использования земельного участка в границах установленной территориальной зоны в течение 15 лет.

Наличие оспариваемого постановления препятствует реализации заявителем его законных прав на земельный участок как собственника объектов незавершенного строительства (жилых домов), завершению их строительства, создает правовую неопределенность, препятствует реализации цели создания потребительского общества индивидуальных застройщиков.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства в совокупности, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое постановление Администрации не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона № 131 -ФЗ и нарушает права и законные интересы Общества.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц  является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется совокупность названных условий.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Ссылка на судебную практику по иным делам отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

   Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

 Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.04.2019 по делу № А72-15830/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                      Т.С. Засыпкина

Судьи                                                                                                     А.Б. Корнилов

                                                                                                                О.А. Лихоманенко