ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
25 декабря 2007 г. дело № А72-6761/2007
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голяковой Е.С.,
с участием:
от заявителя – не явился (извещен надлежаще),
от ответчика - представитель ФИО1, доверенность от 16.11.2007г., директор ФИО2, решение № 1 от 05.12.2005г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 декабря 2007 г., в помещении суда, в зале № 1, апелляционную жалобу ООО «Стимул», г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 ноября 2007 г. по делу А72-6761/2007 , (Судья Каданцев Ю.А.) принятое по заявлению Управления внутренних дел Ульяновской области, г. Ульяновск, к ООО «Стимул», г. Ульяновск,
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление внутренних дел Ульяновской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Стимул» (далее – ответчик, Общество) по ч.2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление коммерческой деятельности без специального разрешения (лицензии).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2007 г. заявление удовлетворено в полном объеме. ООО «Стимул» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на него наложен административный штраф в размере 40 000 рублей без конфискации орудий правонарушения.
ООО «Стимул» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 26.11.2007 года отменить, прекратить производство по делу, ходатайствовал об обязании Управления внутренних дел Ульяновской области обеспечить явку представителя в судебное заседание арбитражного апелляционного суда.
Представители ООО «Стимул» в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда от 26.11.2007 г. отменить, апелляционную жалобу удовлетворить
Представитель Управления внутренних дел по Ульяновской области, в судебное заседание не явился. Определением от 12.12.2007 года заявителю было предложено обеспечить явку представителя в судебное заседание, указано время и месте судебного разбирательства, что подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание арбитражного суда истца или ответчика, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей Общества, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 26.11.2007 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ответчик требования заявителя считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: ООО «Стимул» является организатором стимулирующей лотереи «Твой шанс» на основании уведомления от 25.07.2007г. в Федеральную налоговую службу. Выписка из единого государственного реестра лотерей подтверждает, что указанная лотерея проводится в период с 20.08.2007г. по 19.08.2008г. и имеет государственный регистрационный номер Н200С/000875ФНС всероссийской лотереи. Устав ООО «Стимул» позволяет заниматься организацией и проведением стимулирующих лотерей. Товаром, с реализацией которого непосредственно связано проведение лотереи, являются лотерейные билеты Всероссийской негосударственной безтиражной лотереи «Природа» серия «Русская идея 10». Для проведения стимулирующей лотереи в качестве лотерейного оборудования используются игровые аппараты, специально для этого переоборудованные согласно «Условиям проведения стимулирующей лотереи «Твой шанс».
Ответчик считает, что производство по делу подлежит прекращению, ссылаясь на то, что согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» действие указанного закона не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления от 16.10.2007г. № 1068 должностным лицом заявителя 16.10.2007г. проведена проверка финансовой, хозяйственной, предпринимательской деятельности зала игровых автоматов ООО «Стимул», расположенного по адресу: <...>.
В ходе проведения проверки составлен протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.10.2007г., где указано: в игровом зале площадью 8 кв. м установлено 8 игровых автоматов марки «Май-02» (серийные номера 39878, 24788, 36713, 54362, 54423, 24887, 25022, 24919) в рабочем состоянии; под прикрытием лотереи организатор в лице ФИО2 осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию (ФЗ-244), а именно: организовал проведение азартной игры на игровом оборудовании (л.д.9).
В объяснении от 16.10.2007 г. директор ООО «Стимул» ФИО2 пояснил, что ООО «Стимул» зарегистрировано в 2005 году, но до августа 2007 г. коммерческую деятельность не вело. В августе 2007 года на основании Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» ФИО2 сдал документы в Федеральную налоговую службу России для получения разрешения на проведение стимулирующей лотереи, 20.08.2007г. ФНС России внесла ООО «Стимул» в государственный реестр организаций по проведению стимулирующей лотереи. На территории города Ульяновска ООО «Стимул» организовано несколько лотерейных клубов на основании полученной выписки из государственного реестра. По адресу: <...>, на территории центрального рынка «Дамба» организован лотерейный клуб «Твой шанс», который находится в торговом корпусе «Надежда», бутик № 13. Для игры в стимулирующей лотерее «Твой шанс» необходимо приобрести лотерейный билет стоимостью 10 рублей; в случае выигрыша билета, игроку выплачивается выигрыш в соответствии с правилами. Если билет оказался без выигрыша, по условиям стимулирующей лотереи «Твой шанс», игроку предоставляется право игры на игровом автомате «Май-02», которых в зале установлено 8 штук. Игроку дается возможность выбора игрового автомата, после чего на автомате ему набивается кредит в размере 5 кредитов за один безвыигрышный билет. В случае выигрыша на игровом автомате игроку по его желанию выплачивается «приз» в размере (1 кредит = 1 рублю) выигрышных кредитов.
На основании результатов проведенной проверки заявитель сделал вывод о том, что ООО «Стимул» допустило работу 8 игровых автоматов марки «Май-02», то есть проведение азартной игры без специального разрешения - лицензии - под прикрытием лотереи «Твой шанс».
16.10.2007 г. в отношении ООО «Стимул» составлен протокол АП-73 № 30 068429 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии директора ООО «Стимул» ФИО2 и подписан ФИО2 с указанием: «Объяснения будут даны при рассмотрении материала в суде» (л.д.7).
На основании статей 23.1 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол и материалы к нему направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, «Условиями проведения стимулирующей лотереи «Твой шанс», утвержденными 27.07.2007 г. директором ООО «Стимул», установлен способ проведения лотереи - «Бестиражная стимулирующая лотерея, без выпуска лотерейных билетов и публикации результатов розыгрыша в средствах массовой информации» (л.д.28-29).
Определение стимулирующей лотереи дано в подпункте 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях», которым установлено, что стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
В «Условиях проведения стимулирующей лотереи «Твой шанс», утвержденных 27.07.2007 г. директором ООО «Стимул», в разделе «Порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи и алгоритм определения выигрышей» указано, что «Призовой фонд Лотереи составляет лотерейный билет равный жетону или кредитам».
В утвержденных директором ООО «Стимул» «Условиях проведения стимулирующей лотереи «Твой шанс» в разделе «Алгоритм определения выигрышей» указано следующее: «Полученный жетон или кредит дает игроку право сыграть в игру на находящемся в данном месте специальном оборудовании (игровом и развлекательном аппарате и прочих устройствах), далее по тексту Оборудование. Игрок с помощью имеющихся на данном оборудовании приспособлений (клавиши, рычаги) участвует в игре. Игрок определяет свой выигрыш (по правилам игры на данном оборудовании) путем набора жетонов или кредитов. Набрав определенную сумму, он может обменять свои жетоны или кредиты на определенный приз (денежный эквивалент). Победитель определяется в соответствии с правилами игры, используемой в конкретном Оборудовании в данном месте продаж».
Таким образом, вышеприведенными «Условиями проведения стимулирующей лотереи «Твой шанс», утвержденными 27.07.2007 г. директором ООО «Стимул», прямо предусмотрено предоставление участникам лотереи возможности игры на игровом оборудовании общества с ограниченной ответственностью «Стимул», при этом возможным последствием этой игры является выигрыш участником жетонов или кредитов, за которые ООО «Стимул» обязуется выплатить участнику лотереи сумму выигрыша в денежном эквиваленте.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что вышеуказанные «Условия проведения стимулирующей лотереи «Твой шанс» допускают проведение ответчиком азартных игр с использованием игрового оборудования, что влечет нижеприведенные последствия.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено следующее: «Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия.
1) азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
4)выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;
5)организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;
13) зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;
16) игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр;
18) игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников».
Протоколом об административном правонарушении от 16.10.2007 г. АП-73 № 30 установлено, что ответчиком используются игровые автоматы «Май-02» в количестве 8 штук.
Ответчик в протоколе об административном правонарушении и при рассмотрении дела подтвердил факт использования ответчиком при проведении им лотереи «Твой шанс» игровых автоматов «Май-02».
Указанные игровые автоматы являются электронным игровым оборудованием, что подтверждается имеющимися в деле «Сертификатами об утверждении типа игрового автомата с денежным выигрышем».
Таким образом, материалами подтвержден факт того, что ответчиком реализована предусмотренная «Условиями проведения стимулирующей лотереи «Твой шанс», утвержденными 27.07.2007 г. директором ООО «Стимул», возможность заключения участниками азартной игры соглашения с обществом с ограниченной ответственностью «Стимул» (как с организатором азартной игры) по правилам, установленным организатором азартной игры (то есть с обществом с ограниченной ответственностью «Стимул») о выигрыше, причем возможность выигрыша участником азартной игры обусловлена результатом, полученным при посредстве игрового оборудования.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что фактически ответчиком при проведении проверки 16.10.2007 г. осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования.
Согласно подпункту 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования, подлежит лицензированию.
Согласно статье 2 Федерального закона РФ от 02.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
На основании части второй статьи 20 Федерального закона от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» подпункт 77 пункта 1 статьи 17 утрачивает силу с 30 июня 2009 года.
Следовательно, на дату проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении, а также на момент вынесения настоящего решения, наличие лицензии на право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования, обязательно.
Как следует из материалов дела, лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр была у ответчика истребована определением от 09.11.2007 г., однако указанная лицензия ответчиком не была представлена в связи с её отсутствием.
Таким образом, требование пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» ООО «Стимул» не было соблюдено.
Нарушение требований вышеназванных норм образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАПРФ.
Согласно ч.2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - or сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Статья 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкций с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Материалами дела подтвержден факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Стимул» требований указанных выше норм законодательства.
Процессуальные нарушения, которые в силу статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации могли быть основанием для прекращения производства по делу, судом не установлены.
Судом первой инстанции учтены обстоятельства правонарушения, а также то, что ранее лицо не привлекалось к административной ответственности, в связи с чем, правомерно наказание назначено в минимальном размере в виде штрафа в размере 40 000 рублей без конфискации орудий правонарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда Iинстанции в том, что при данных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 26.11.2007г. принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы, приведенные ООО «Стимул» в апелляционной жалобе являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы относительно переоборудования игровых автоматов, в результате которого у них удалены купюроприёмники и они отвечают требованиям, предъявляемым к лотерейному оборудованию, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данное обстоятельство, на которое ответчик не ссылался в суде первой инстанции, фактически, по мнению суда апелляционной инстанции, не опровергает того факта, что вышеприведённые «Условия проведения стимулирующей лотереи «Твой шанс» допускают проведение ответчиком азартных игр с использованием игрового оборудования, что влечет соответствующие последствия.
В соответствии с налоговым законодательством и разъяснениями, изложенными в п.13 Постановления Пленума ВАС РФ №2 от 27.01.2003г. взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности не предусмотрено.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2007 года по делу №А72-6761/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Стимул» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.И. Захарова
Судьи Е.Г. Филиппова
В.Е. Кувшинов