ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-8345/20 от 14.08.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

14 августа 2020 года                                                                         Дело № А65-8018/2020

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сергеевой Н.В., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Татарстан "Электрические сети" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2020 г. по делу № А65-8018/2020, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Татарстан "Электрические сети" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Государственное  унитарное предприятие  Республики Татарстан «Электрические сети»  (далее по тексту – заявитель)  обратилось в  Арбитражный  суд Республики Татарстан с  заявлением к  Государственному  комитету  Республики Татарстан по тарифам (далее по тексту – ответчик) о признании  постановления о наложении штрафа по делу № 013/20,  вынесенного  Госкомитетом в отношении ГУП РТ «Электрические  сети» незаконным и отмене,  прекращении производства по делу.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства в соответствии с положениями  Главы 29 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Электрические сети" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать постановление о наложении штрафа по делу № 013/20 незаконным, прекратить производство по делу, мотивируя недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, а также несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

От Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как  следует из  материалов  дела, в отношении   заявителя в  соответствии с  приказом  от 24.01.2020 г. № Пр-11 была проведена плановая выездная проверка на предмет  соблюдения  обязательных требований законодательства в сфере регулируемого ценообразования  в 2017-2019 гг.

В приложении к  приказу  о проведении проверки  установлен перечень документов,  представление которых  необходимо  для  достижения  целей и задач  проведения  проверки:

1. информация  в  форме  справки  о фактически  осуществляемых видах  деятельности с  указанием  размера  выручки, полученного  от каждого вида  деятельности ( в стоимостном и  процентом  выражении), за  2017-2019 гг. (отдельно по  каждому  субъекту РФ,  муниципальному   образованию  РТ);

2. положение о структурных  подразделениях;

3. приказ  об учетной  политике  организации,  положения  об учетной политики,  учетная  политика;

4. перечень  объектов  инженерных систем с  приложением  копий документов,  подтверждающих  право  эксплуатации  систем  коммунальной  инфраструктуры ( договоры  аренды, субаренды,  акты  приема-передачи  основных средств  и др.);

5. перечень основных средств с  информацией о вводе в  эксплуатацию и  выбытии,  их балансовая  стоимость и установленные сроки  полезного использования в  период с  2017-2019 гг.;

6. бухгалтерская  отчетность за  2017-2019 гг.:

- бухгалтерский   баланс  ( форма 1) с  отметкой  ИФНС РФ  за проверяемый  период;

- отчет о финансовых   результатах ( форма  № 2) с  расшифровкой  по  видам  услуг;

- отчет  об изменениях  капитала ( форма  №  3 годовая);

- отчет о движении   денежных средств ( форма  №  4-годовая);

- пояснительная  записка к  годовому  балансу.

7. бюджет  всех доходов и расходов  предприятия  за 2017-2019 гг.

8. фонд оплаты  труда с  приложением   штатного расписания ( в том  числе в  разрезе  регулируемых услуг в  период с 2017 по 2019 г.;

9. оборотно-сальдовые  ведомости, анализы  счетов  (01,02,10, 20, 25, 26, 62, 90) с  субсчетами  за  2017-2019 гг. с  обоснованием  затрат;

10. информация  об аукционах и  конкурсах за 2017-2019 гг., в  которых  принимало  участием  ГУП  РТ «Электрические  сети» в  виде  реестра с  указанием цены и  результатов  торгов;

11. документы  об исполнении  контрактов,  выигранных в  результате  проведения торгов;

12. сведения о заключенных   договорах в  качестве  заказчика  на  территории  РФ  (в том  числе с контрагентами,  осуществляющими  деятельность на  территории РТ), за  период  2017-2019 гг. (в форме  реестра с указанием полного наименования, ИНН  места  нахождения  исполнителя, перечня  поставляемой   продукции (оказываемых услуг),  номера и  даты  заключения договора, срока  действия договора, суммы договора).

13. сведения о  заключенных  договорах в  качестве  исполнителя  на  территории   РФ  (в том  числе с  контрагентами,  осуществляющими   деятельность на  территории  РТ) за  период  2017-2019 (в  форме  реестра с указанием полного наименования , ИНН  места  нахождения  исполнителя, перечня  поставляемой   продукции (оказываемых услуг),  номера и  даты  заключения договора, срока  действия договора, суммы договора);

14. все  действующие договора, заключенные  ГУП  РТ «Электрически  сети» за  период 2017-2019 ( со всеми  приложениями, дополнительными  соглашениями, протоколами разногласий, документами по исполнению и  оплате  договора);

15. перечень  абонентов ( реестр)  по каждому  регулируемому  виду  деятельность в разрезе  реквизитов  договора,  объема  поставленных  ресурсов,  выставленной платы. Перечень организаций,  вышедших из перечня  абонентов по каждому  регулируемому  виду  деятельности за  рассматриваемый  отчетный  период  регулирования  ( в  табличном  виде) за  период 2017-2019 гг.

16. договоры, заключенные с  указанными в п. 15  настоящего перечня  лицами, платежные документы (счета-фактуры,  накладные, акты  выполненных работ,  платежные поручения, счета об оплате) за  период 2017-2019 гг.;

17. договоры о  подключении (технологическом  присоединении) к  электрическим  сетям (условия  подключения (технологического  присоединения)  объектов,  перечень мероприятий  по подключению  (технологическому  присоединению),  размер платы  за  подключение   (технологическое присоединение), акты о подключении (технологическом  присоединении)  объекта, счета,  квитанции  об оплате  за  период 2017-2019;

18. договоры с поставщиками  коммунальных  ресурсов (водоснабжение, теплоснабжение, газ), материалов (работ, услуг) с  приложением  платежных документов по расчету за предоставленные  ресурсы ( материалы, работы, услуги) за период 2017-2019 гг.;

19. информация об объемах приобретения  электрической энергии в  целях  компенсации  потерь  за  период 2017-2019 гг.;

20. информация  об  объемах передаваемой   электрической энергии  в  суммовом и  стоимостном  выражении за 2017-2019 гг. в  разрезе  от каждого  источника;

21. положение о  закупках, план   закупки на  2017-2019  гг. Документы,  подтверждающие проведение закупки товаров ( работ, услуг) в установленном    законодательством  порядке ( в  случаях , предусмотренных  законодательством РФ);

22. утвержденная  инвестиционная  программа  со всеми приложениями и  дополнениями  ( в  случае   отсутствия   предоставить справку  о причинах);

23. в случае членства в  саморегулируемой   организации – документы,  подтверждающие  членство;

24. приказ(ы) о назначении  руководителя  (директора) организации  за  период 2017-2019 гг.;

25. документ, подтверждающий  полномочия  представителя организации  представлять ее интересы по всем  вопросам,  касающимся  проведения  проверки с  правом  подписи  акта проверки и  иных  документов,  составляемых по результатам  проверки.

26. приказ (распоряжение) о назначении лица,   ответственного  за   ценообразование,  его должностная  инструкция  ( при их наличии) за  период  2017-2019 гг.

Сопроводительным  письмом  от 27.01.2020 г. №  СП-15/299/2020  заявитель был   уведомлен  о проведении проверки с  03.02.2020  г.  по 02.03.2020 г., а  также  о  необходимости  обеспечить представление  копий  необходимых документов, заверенных  печатью (при ее наличии) и подписью руководителя, иного должностного  лица  юридического лица.

В соответствии с  актом приема-передачи  документов  от 03.02.2020 г.  в  адрес  ответчика  заявителем  были  представлены документы,  согласно  перечисленному выше  перечню.

07.02.2020 г.   в адрес  заявителя  ответчиком  было  направлено уведомление  о времени  и  месте  составления протокола  об административном правонарушении  на  14.02.2020 г.  по ст. 19.7.1  КоАП РФ, а именно за  непредставление  информации по  п. 12, п.13  перечня:

- не  представлены  сведения о заключенных   договорах в  качестве  заказчика  на  территории  РФ  (в том  числе с контрагентами,  осуществляющими  деятельность на  территории РТ), за  период  2017-2019 гг. (в  форме  реестра с указанием полного наименования, ИНН  места  нахождения  исполнителя, перечня  поставляемой   продукции (оказываемых услуг),  номера и  даты  заключения договора, срока  действия договора, суммы договора).

13. не  в полном  объеме  представлены  сведения о  заключенных  договорах в  качестве  исполнителя  на  территории   РФ  (в том  числе с  контрагентами,  осуществляющими   деятельность на  территории  РТ) за  период  2017-2019 (в  форме  реестра с указанием полного наименования , ИНН  места  нахождения  исполнителя, перечня  поставляемой   продукции (оказываемых услуг),  номера и  даты  заключения договора, срока  действия договора, суммы договора).

Как  указал ответчик, согласно  данным  раздельного учета  выручка  заявителя   от нерегулируемых видов   деятельности  в 2018-2019 гг. составляет 0,2% (или около 800  тыс. руб.)  всей  выручки предприятия, что не соотносится с количеством договоров,  отсутствующих в представленном реестре и  относимых  ГУП РТ «Электрические  сети» к нерегулируемому  виду  деятельности.

Кроме того, в рамках проводимой  проверки  реестр  необходим в  целях  установления договоров, не  предъявленных предприятием  в  предшествующих периодах  регулирования, но которые  могут  быть включены в  НВВ   предприятия в  очередном  периоде   регулирования.

14.02.2020  г. в отношении  заявителя был составлен протокол   об административном правонарушении №  013/20.

27.02.2020 г. по результатам  рассмотрения  протокола   об административном правонарушении  ответчиком  было вынесено постановление  о наложении штрафа по делу   об административном  правонарушении  №  013/20   по   ч. 1 ст. 19.7.1  КоАП РФ  с  назначением административного наказания в  виде  штрафа в размере  30 000 руб.

Данным  постановлением  заявителю вменено   совершение нарушения, выразившегося в    

- непредставлении  сведений о  заключенных договорах в качестве  исполнителя  на  территории  РФ  (в том  числе с  контрагентами, осуществляющими  деятельность на  территории  РТ) за  период  2017-2019 (в форме  реестра  с указанием  полного наименования, ИНН , места  нахождения  исполнителя, перечня поставляемой  продукции (оказываемых услуг),  номера и  даты  заключения  договора,  срока  действия договора, суммы  договора);

-  представлении не в  полном  объеме  сведений о заключенных  договорах в  качестве заказчика  на  территории  РФ (в том  числе с  контрагентами, осуществляющими  деятельность на  территории  РТ)  за  период 2017-2019  гг. ( в форме  реестра с  указанием  полного наименования, ИНН, места  нахождения  исполнителя, перечня   поставляемой   продукции (оказываемых  услуг) номера и  даты  заключения договора, срока  действия договора,  суммы договора) (исходя из нумерации  договоров, информация о которых  содержится  в  представленном  реестре). В ходе  проверки не  представлены  следующие договоры: №  2017/к-4, №  2017/к-8, № 2017/к-10, № 2017/к-13, № 2017/к-14, №  2017/к-15, № 2018/к-12, № ДЭС-18.30 от 28.12.2018 г., №  ДЭС-18.33 от 28.12.2018 г;  № Д-09.2019, №Д-12.2019, № Д-14.2019,  № Д-28.2019; №Д-37.2019; №Д-39.2019; №Д-40.2019; №Д-49.2019; №Д-51.2019; №  Д-52.2019; №Д-52.2019; №Д-53.2019; №Д-54.2019; №Д-55.2019; №Д-56.2019; №Д-57.2019; №Д-58.2019; №  Д-59.2019; №Д-62.2019; № Д-63.2019;  № Д-64.2019; №Д-66.2019; №Д -67.2019; №Д-68.2019;№ Д-69.2019; №Д-70.2019; №Д-71.2019;№ Д-72.2019; №Д-73.2019; № Д-74.2019;  №Д-75.2019; №Д-76.2019;  №  Д-77.2019;  № Д-78.2019; №Д-79.2019; № Д-80.2019; №Д-81.2019; №Д-82.2019; №Д-83.2019; №Д-84.2019;  №Д-85.2019; № Д-86.2019;  №Д-87.2019;  №Д-88.2019;  №Д-89.2019; №Д-90.2019; № Д-91.2019; №Д-92.2019; №Д-93.2019; №Д-94.2019; № Д-95.2019; №Д-96.2019;  №Д-97.2019;  №Д-98.2019; № Д-99.2019; №Д-100.2019;  №Д-101.2019; № Д-123.2019;  №Д-131.2019;  №Д-133.2019; №Д.135-2019; №Д-136.2019; №Д-137.2019;  №ДЭС-13.2019; №ДЭС-18.2019; №ДЭС-22.2019 г.

Не  согласившись с  вынесенным  постановлением,  заявитель оспорил его в  судебном  порядке.

Заявитель  указывает, что в  первый  день проверки  им  были  подготовлены и представлены  запрашиваемые  документы в  электронном виде в  полном  объеме, что подтверждается   актом приема-передачи документов  от 03.02.2020 г.

Таким  образом, заявитель указывает, что факт представления  информации и  документов в полном  объеме  подтверждает  подписанный  акт приема-передачи, а также  отсутствие  официальных  запросов о  необходимости  представления  дополнительных  документов.

В  протоколе  от 14.02.2020 г. по делу  об административном  правонарушении №  013/20, а  также  постановлении  ответчик  указывает, что предприятием не  представлена  информация  по договорам с  указанием  их нумерации. В  возражении  на  протокол  заявитель  по каждому  договору,  указанному в  протоколе  пояснил, что информация  по договорам: на  поставку  бумаги для  офисной  техники (№  2017/к-2  от 13.06.2017), аренды  нежилых помещений  на  2018  (№  2017/к-16  от 20.11.2017), на  оказание услуг по снятию показаний, проверке и  приемке  узлов  учета  (№ДЭС-18.30  от 28.12.2018 , № ДЭС-18.33  от 28.12.2018)  включена в  реестры договоров и  была предоставлена  ответчику  03.02.2020 г.

Договор с  нумерацией №  ДЭС-22.2019  заявителем не  заключался.

Информация по договорам на  услуги  культурно-массового  мероприятия (№Д-37.2019  от 17.07.2019), поставки  детских  новогодних подарков (№ Д-49.2019  от 02.10.2019), поставки  сувенирной  продукции (№Д-135.2019  от 15.10.2019), на  оказание  услуг по изготовлению дизайн-проекта (№Д-136.2019),    купли-продажи  акций (№ДЭС-13.2019  от 15.10.2019),  лизинга  транспортного средства  ( №ДЭС-18.2019  от 27.11.2019)  заявителем не  представлены, поскольку  источником  финансирования  расходов по указанным договорам  являются  иные  доходы   заявителя, не  связанные с регулируемым  видом  деятельности.

По аналогичной  причине  не  представлена  информация  по договорам, указанным в приложении  № 1 настоящего заявления. Данные договоры  заключены  в  рамках исполнения планов мероприятий по строительству,  реконструкции и капитального  ремонту   объектов электросетевого хозяйства до границ садоводческих или  огороднических  некоммерческих  товариществ на 2017-2019 гг., и финансировались за  счет субсидий,  полученных из бюджета  Республики Татарстан.

Договоры  купли-продажи  б/у  материалов (№ Д-09.2019  от 08.02.2019 г, № Д-12.2019 от 25.02.2019 г., №  Д-14.2019 от 04.07.2019 г.)  представляют  иной  не  регулируемый  источник  дохода  для  заявителя,  поэтому  не  были  представлены в  адрес  ответчика.

Поскольку   заявителем не подавались предложения в  Госкомитет для  включения   расходов по вышеперечисленным  договорам в необходимую валовую выручку, соответственно  они не  относятся к  предмету  проверки  и не  были  представлены  ответчику.

Как  указывает  заявитель,   ответчиком в  постановлении  не  представлено  никаких доказательств  отнесения  вышеуказанных договоров  к предмету  проверки и  что их представление   является  обязательным  для  заявителя  в соответствии с  действующим  законодательством.

В части   указания,  что предприятием не  представлена  информация по договорам  в качестве исполнителя, связанным с передачей  электроэнергии,  относящейся к  регулируемым  видам  деятельности, заявитель указывает, что договор  на оказание  услуг по передаче  электрической  энергии   от 14.06.2017 г. №  2017/Д-20  является  единственным  договором предприятия  в  качестве исполнителя, связанным с  передачей электроэнергии.  Указанный договор  был представлен ответчику в первый  день проверки.

В части указания в  постановлении  на обязанность  представить  документы к  началу  проверки,  заявитель указывает, что сроки представления документов  не  регламентированы.

Заявитель также  ссылается на  нарушение  ответчиком  срока  составления протокола  об административном правонарушении, установленного ст. 28.5  КоАП РФ, а  также  нарушение срока изготовления постановления по делу об административном правонарушении, установленного ст. 29.11  КоАП РФ.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

В силу части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.

Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 данной статьи, состоит в непредставлении сведений в уполномоченный орган по тарифам, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

Субъектами административных правонарушений по данной статье являются юридические лица, на которых нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ), исходя из которого цены (тарифы) на услуги в сфере электроэнергетики подлежат государственному регулированию.

В силу п.3 Порядка N 555, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 августа 2017 г. N 555 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов)" органом государственной власти Республики Татарстан, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), является государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

Как определено пунктом 7 статьи 24 Закона N 35-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе запрашивать и получать у организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросу установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с этим Федеральным законом, по форме определенной указанным органом.

В соответствии с п. 5.1.1 Положения о государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением КМ РТ от 15.06.2010 N 468, госкомитет по тарифам для выполнения своих полномочий имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления возложенных на него задач и функций; п. 5.1.8 - принимать решения в пределах своих полномочий, установленных законодательством, которые обязательны для исполнения регулируемыми организациями; п. 5.1.19 - издавать по вопросам своей компетенции правовые акты, в том числе постановления, положения, приказы, регламенты, методические инструкции и указания, обязательные для исполнения на территории Республики Татарстан.

В данном случае госкомитет по тарифам затребовал у заявителя документы в ходе проведения  плановой  выездной проверки, проводимой на  основании приказа  от 24.01.2020 г. № 11, на  предмет  соблюдения   заявителем   обязательных требований   законодательства  в  сфере   регулируемого ценообразования  в  2017-2019 гг.

Поскольку  частично  документы, необходимые  для проведения проверки,  заявителем  представлены  не  были, действия  заявителя  были  квалифицированы  по  ч. 1 ст. 19.7.1  КоАП РФ.

Рассмотрев  доводы  сторон,  изложенные в  отзыве, возражениях, пояснениях, возражениях на  пояснения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что  ответчиком  правомерно было установлено наличие в  действиях  заявителя состава  вменяемого правонарушения.

Доводы  заявителя  о том, что   затребованные   ответчиком  документы не  относятся к  предмету  проверки, судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными, поскольку  прерогатива  оценки относимости  затребованных  документов к предмету  проверки  принадлежит  административному  органу, а  на  проверяемом  лице  лежит императивная  обязанность по представлению данных  затребованных  документов.

В рассматриваемом  случае  были  запрошены не  сами договоры, а  информация в  виде списка с  указанием  краткой  информации  о них  в целях  установления  не  предъявленных договоров в  тарифном  регулировании предшествующих периодов.

Доводы  заявителя  о том, что все  документы  были  представлены  ответчику  03.02.2020 г. не  нашли  своего подтверждения в  материалах  дела. 

Более того, из материалов  по делу  об административном правонарушении  усматривается  наличие разногласий  между заявителем и  ответчиком относительно  необходимости  представления  части документов, что  также  подтверждает  неисполнение   заявителем  требования   государственного органа  о представлении документов.

Отсутствие  со стороны  ответчика дополнительных  запросов  относительно представления дополнительных  документов  не   свидетельствует  о  соблюдении   заявителем  установленных требований, поскольку    перед началом  проверки  заявитель  был уведомлен о   необходимости  представления   документов в  соответствии с  направленным  перечнем (Приложение  №  1   к  приказу  от 24.01.2020  г. № 11),  направления    дополнительных  запросов в  данном  случае не  требуется.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

 В рассматриваемом случае, в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Доводы  заявителя  о том, что  законодательно  сроки представления документов  не  установлены, судом первой инстанции  рассмотрены.

Действительно,  положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не содержат сроков предоставления документов, но предполагается, что документы должны быть выданы по требованию контролирующего органа в кратчайшие сроки.

Затребованные   у  заявителя документы  были  представлены  последним  27.02.2020 г., однако  это  не  может  являться  основанием для  освобождения   заявителя  от административной  ответственности, поскольку устранение  нарушения после  его выявления  не  свидетельствует об отсутствии   правонарушения.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.

Доводы  заявителя  о нарушении  ответчиком  срока  составления протокола  об административном правонарушении и  изготовления  полного текста постановления по  делу  об административном правонарушении, судом  признаются несостоятельными.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Согласно части 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Как свидетельствуют материалы дела, нарушения выявлены административным органом в ходе плановой проверки – 03.02.2020, протокол об административном правонарушении составлен  14.02.2020  г.

Между тем, из положений КоАП РФ правонарушениях следует, что само по себе нарушение срока составления протокола не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения.

В рассматриваемом случае нарушение административным органом срока составления протокола не повлияло на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела об административном правонарушении, на выяснение обстоятельств о виновности заявителя в его совершении.

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует о его незаконности и не может служить основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку срок, указанный в статье 28.5 КоАП РФ, не является пресекательным, а его истечение само по себе не свидетельствует о существенности допущенного нарушения.

Постановление по делу  об административном правонарушении №  013/20 было  вынесено 27.02.2020 г. (указание на  2019 г. во вводной  части постановления  судом первой инстанции обоснованно призноно  технической   опечаткой),  изготовлено 03.03.2020 г.

В соответствии с  положениями ч. 1 ст. 29.11  КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3-5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

В Определении ВС РФ от 4 июля 2018 г. N 305-АД17-20595 разъяснено, что из положений КоАП РФ не следует, что отложение составления мотивированного постановления на срок, более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, является безусловным основанием для признания постановления незаконным. Мотивированное постановление составляется уже после окончания разбирательства дела и объявления резолютивной части постановления, вследствие чего нарушение указанного трехдневного срока, который к тому же не является пресекательным, не может препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.

С учетом  изложенного,  суд полагает, что  данное  обстоятельство  не  является  основанием  для  признания  оспариваемого постановления  незаконным. Кроме того, если  лицо, привлеченное   к  административной  ответственности,  полагает, что  получение  постановления по делу  об административном правонарушении имело место  за  пределами  установленного срока, оно вправе  ходатайствовать  о  восстановлении   пропущенного по такой  причине  срока  на   обжалование  постановления.

Оснований   для  применения положений  ст. 2.9 КоАП РФ  с  учетом существа правонарушения,  выразившегося в непредставлении  документов,  которое  препятствовало проведению плановой  проверки  ответчиком, в  рамках настоящего  дела  судом не  установлено.

Принимая во внимание изложенное, суд  первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не принимаются во внимание по следующим основаниям.

Согласно п. 7 ст. 24 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по форме, определенной указанным органом.

В соответствии с п.5.1.1 Положения о Госкомитете, утвержденного постановлением КМ РТ от 15.06.2010 №468, Госкомитет для выполнения своих полномочий имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления возложенных на него задач и функций, таким   в рамках проведения проверки Госкомитет в соответствии с

Перечнем запросил информацию не противоречащую действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 1.7.2. Административного регламента Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) в части правильности применения подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, надбавок, наценок) на товары (работы, услуги) и обоснованности их величины, утвержденного приказом Госкомитета от 05.02.2015 г. № 29 (далее-Административный регламент), должностные лица Госкомитета, уполномоченные на проведение проверки, обязаны проводить проверку на основании приказа председателя (заместителя председателя) Госкомитета о ее проведении в соответствии с ее назначением, но в полной мере провести проверку сотрудникам Госкомитета не удалось, поскольку ГУП РТ «Электрические сети» в рамках запрошенных приказом Госкомитета от 24.01.2020 г. Пр-11 не представило сведения о договорах в форме реестра.

Сотрудники Госкомитета не превышая своих полномочий запросили документы в соответствии с пунктами 12, 13 Перечня, запрошенный реестр необходим в целях установления договоров, не предъявленных предприятием в предшествующих периодах регулирования, но которые могут быть включены в НВВ предприятия в очередном периоде регулирования.

Вместе с тем, заявителем по договорам в качестве заказчика были представлены неполные реестры, в которых согласно нумерации договоров, а именно исходя из отсутствия ряда порядковых номеров, отсутствовала информация о ряде заключённых договоров.

По договорам, заключенным в качестве исполнителя, сведения не представлены. При этом, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от 14.06.2017 № 2017/Д-20 является не единственным договором предприятия в качестве исполнителя. В качестве примера, исходя из общедоступной информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru), ГУП «Электрические сети» в качестве исполнителя в период 2017-2019 заключено более 80 договоров (реестр имеется в материалах дела).

Учитывая изложенное, Госкомитетом было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении по факту непредставления информации в полном объеме. Уведомление о возбуждении административного дела получено ГУП «Электрические сети» 11.02.2020, т.е. когда проверка еще проводилась Госкомитетом.

Заявителем факт указания в реестрах информации не о всех договорах подтверждается, при этом объясняя, что это связано с тем, что они не относятся к предмету проверки.

При этом, Госкомитет, не обладая информацией даже о названии договора, из которого можно судить о предмете договора, не может сделать вывод, относится он к предмету проверки или нет.

При этом, необходимо учитывать, что сами договоры Госкомитетом не запрашивались, только реестр договоров - в целях установления договоров, не предъявленных Предприятием в тарифном регулировании предшествующих периодов.

Запрос общих сведений о договорах никак не нарушал права и интересы общества, в том числе в части осуществления иных, не регулируемых видов деятельности.

Запрошенная информация по пунктам 12,13 не была представлена предприятием ни в начале, ни в ходе проведения проверки.

По факту непредставления вышеуказанных сведений в адрес Заявителя 07.02.2020 года было отправлено уведомление о возбуждении дела об административном правонарушении №013/20 (получено Заявителем 11.02.2020 г.). Таким образом, Заявителю стало известно о недостающих договорах в момент получения уведомления (11.02.2020 года), а не при составлении протокола об административном правонарушении №013/20 (14.02.2020 г.).

Госкомитет в указанном уведомлении указал на объяснения ГУП РТ «Электрические сети» о причинах непредставления информации, изложенных предприятием в ходе проведения проверки.

Госкомитет поставил в известность ГУП РТ «Электрические сети» о недостающих запрошенных договорах в первые дни проверки

Суд апелляционной инстанции отмечает, что ГУП РТ «Электрические сети» противоречит своим утверждениям в части того, что предприятие представило все документы в полном объеме, ссылаясь на подписанный акт приема-передачи Госкомитетом и Заявителем, и в тоже время подтверждает то, что не представило документы по пунктам 12, 13 Перечня, так как информация не относится к предмету проверки.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.

Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2020 г. по делу № А65-8018/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

         Судья                                                                                                              Н.В.Сергеева