ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности судебных актов арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
28 января 2008 года. Дело № А55-15298/2004
г. Самара
Резолютивная часть постановления оглашена 22 января 2008 г.
В полном объеме постановление изготовлено 28 января 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Серебряковой Е.А., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1, с участием:
- от Министерства финансов РФ – представитель не явился, извещен о времени и месте судебного заседания,
- от МП «ТПАТП-3», г.Тольятти, Самарская область – представитель ФИО2 по доверенности №544 от 29.12.2007 г., представитель ФИО3 по доверенности от 10.01.2008 г.,
- от Мэрии г.Тольятти, Самарская область - представитель не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражного апелляционного суда в зале №2 апелляционные жалобы Министерства финансов РФ
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2007 года (судья Хмелев С.П.), принятое по делу №А55-15298/2004
по иску МП «ТПАТП-3», г.Тольятти, Самарская область
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, г.Москва
Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г.Самара
с привлечением третьего лица: Мэрии г.Тольятти, Самарская область
о взыскании 15 787 200 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие №1» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании взыскать солидарно в равных долях с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации и с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального Предприятия «ТПАТП-3», г. Тольятти 15 787 200 руб. в качестве возмещения вреда, причиненного МП «ТПАТП-3» в результате предоставления предприятием в 2003 г. льгот, установленных ФЗРФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ».
Решением суда от 29.04.2005г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2005г., в иске отказано по мотиву предъявления иска к ненадлежащим ответчикам, а также в связи с недоказанностью размера причиненных убытков и факта незаконного бездействия ответчика.
Постановлением кассационной инстанции от 15.11.2005г. решение от 29.04.2005г. и постановление от 11.07.2005г. Арбитражного суда Самарской области отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Решением от 05.06.2006г. суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, г. Москва за счет средств Казны Российской Федерации в пользу МП "ТПАТП-3", Самарская область, г. Тольятти 15 787 200 руб., составляющих сумму убытков, вызванных предоставлением предприятием в 2003г. льгот по Федеральному закону от 24.11.95г. № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ». В иске к Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.09.2006г. решение от 05.06.2006г. отменено, в иске отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 01.02.2007г. решение от 05.06.2006г. и постановление от 18.09.2006г. Арбитражного суда Самарской области отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Решением арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2007 г. с РФ в лице Министерства финансов РФ, г.Москва за счет Казны РФ в пользу истца взыскано 15 787 200 руб., составляющих сумму убытков, вызванных предоставлением предприятием в 2003 г. льгот по Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. 3181-ФЗ «о социальной защите инвалидов в РФ». В иске к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г.Самара отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Министерство финансов РФ обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку вынесено с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель МП «ТПАТП-3», г.Тольятти, Самарская область с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласился.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Мэрия г.Тольятти, Самарская область, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия в соответствии с требованиями п.3,5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя МП «ТПАТП-3», г.Тольятти, Самарская область, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, истцом в соответствии с Федеральным законом от 24.01.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в 2003 году были оказаны услуги по бесплатному проезду на транспорте общего пользования инвалидам 1, 2, 3 группы, детям-инвалидам, лицам, сопровождающим инвалидов 1 группы и детей-инвалидов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 года № 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсации на реализацию названного закона, продлевавшийся на 2002-2004 годы, где определено, что предоставление субсидий и субвенций субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке. Субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
Ответственность за несоблюдение установленного порядка и достоверность представляемых органам федерального казначейства сведений возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и других получателей бюджетных средств, осуществляющих расходование субсидий и субвенций.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещение. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации № 8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
В силу п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного бездействием государственных органов, от имени казны РФ выступает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработка проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, а также разработка проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год возложена на Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.3 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет составление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации.
Субсидии и субвенции, согласно постановления Российской Федерации от 14.07.2001 года № 536, зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
Ответственность за несоблюдение установленного порядка и достоверность представляемых органам федерального казначейства сведений возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и других получателей бюджетных средств, осуществляющих расходование субсидий и субвенций.
Российская федерация, установив указанными федеральными законами льготы в виде бесплатного проезда приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов за счет средств федерального бюджета. Бездействие государства по полному возмещению предприятиям транспорта недополученных доходов является неправомерным в силу ст. 1069 ГК РФ.
В результате предоставления льгот по проезду на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения на территории города Тольятти и в пригороде данного муниципального образования, истцом неполучена сумма 15 787 200 руб.
Размер понесенных истцом реальных убытков обоснован им положениями письма Департамента управления финансами Самарской области «05-10/317 от 02.12.2003 г., содержащего методику учета убытков.
Транспортное управление мэрии г. Тольятти осуществляло расчеты потребности в средствах на возмещение расходов по бесплатному проезду инвалидов.
Произведенные расчеты в разрезе по месяцам предоставлялись Транспортным управлением мэрии г. Тольятти в Департамент финансов мэрии г. Тольятти в соответствии с Письмом от 28.03.2003г. № 421 по установленной форме, после чего направлялись Департаментом финансов мэрии г. Тольятти в Управление Федерального Казначейства по Самарской области и в Департамент управления финансов Администрации Самарской области.
При этом в дальнейшем указанная отчетность о фактических расходах по предоставлению льгот по проезду на транспорте общего пользования города Тольятти, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», предоставлялась мэрией города Тольятти в полном объеме и в срок ежемесячно до 15 числа.
Указанная отчетность являлась при этом основание для частичного финансирования осуществленных муниципальным транспортным предприятием расходов за счет выделяемых субсидий из федерального бюджета.
Размер убытков, обоснованно признан судом правомерным, и определен истцом как произведение следующих величин:
общего количества инвалидов и лиц их сопровождающих (копия поименных списков инвалидов на 01.01.2003г. предоставлена по запросу суда в порядке ст. 66 АПК ПФ; учтены также лица, сопровождающие в поездках инвалидов 1 группы, детей-инвалидов);
количества поездок в месяц (согласно рекомендациям Министерства труда и социального развития РФ от 13.05.2002г. истцом указано минимально возможное количество поездок - 26, тогда как из Постановления Госкомстата РФ от 31.10.2002г. №207 следует, что при отсутствии данных натурных обследований количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда);
стоимости одной поездки, определенная Постановлением Тольяттинской городской Думы «О перечне цен и тарифов на социально значимую продукцию, работы и услуги на 2003 год»;
доли транспортной работы предприятия (истца) в общем количестве транспортной» работы, выполненной всеми пассажирскими автотранспортными предприятиями города Тольятти (Постановлением Госкомстата РФ от 31.10.2002г. №207 предусмотрено, что если в городе имеется несколько автотранспортных предприятий осуществляющих перевозки пассажиров во внутригородском сообщении, то количество перевезенных пассажиров -льготников определяется пропорционально выполненной работе на линии каждого автотранспортного предприятия);
период оказания льгот (12 месяцев 2003 года).
Из материалов дела усматривается, что в 2003 году в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации поступило 166 597 000 руб. на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», из них 42 072 000 руб. на реализацию льгот по проезду на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (14% от бюджетной заявки субъекта в Министерство финансов РФ).
Субъектом Российской Федерации указанные средства распределены между получателями по целевому назначению в полном объеме.
Материалами дела подтверждено недофинансирование из федерального бюджета, а Министерство финансов в рамках настоящего дела выступает в качестве финансового органа Российской федерации в силу положений ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что убытки истца возникли в связи с тем, что при формировании профицитного федерального бюджета на соответствующий финансовый год средств было предусмотрено недостаточно, тогда как согласно ч. 2 ст. 171 Бюджетного кодекса РФ обязанность по непосредственному составлению проекта федерального бюджета возложена на Министерство финансов РФ.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме за счет средств федерального бюджета в лице Министерства финансов РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными, по основаниям, изложенным выше.
Судебной коллегией также принят во внимание тот факт, что на день рассмотрения апелляционной жалобы Министерство финансов РФ не явилось в судебное заседание и оплатило взысканную судом первой инстанции сумму, что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением №162 от 24.12.2007 г.
Руководствуясь ст.ст. 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2007 года по делу №А55-15298/2004 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий О.Н. Радушева
Судьи Е.А. Серебрякова
Н.А. Селиверстова