ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-8796/2015 от 17.08.2015 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

21 августа 2015 года                                                                     Дело А55-524/2015

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена           17 августа 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено             21 августа 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседанияСтражниковой Е.В.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» - ФИО1 (доверенность от 22.12.2014 г. № 8/2014), ФИО2 (доверенность от 22.12.2014 г. № 9/2014);

от Министерства имущественных отношений Самарской области – ФИО3 (доверенность от 06.08.2015 г. № 195);

от товарищества собственников недвижимости «Овражек» - ФИО4 (доверенность от 05.06.2015 г.),

от администрации городского округа Самара - не явился, извещен;

от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещен;

от Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области - не явился, извещен;

от Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2015 года апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области и товарищества собственников недвижимости «Овражек» на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2015 года по делу №А55-524/2015 (судья Харламов А.Ю.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс»

к Министерству имущественных отношений Самарской области,

администрации городского округа Самара,

третьи лица:

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,

Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области,

Департамент управления имуществом городского округа Самара,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Энергоресурс» обратилось в суд с заявлением, в котором, с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения предмета заявленных требований (л.д. 146, 147), просило суд:

-признать незаконным Решение Министерства имущественных отношений Самарской области «Об отказе в предоставлении земельного участка», содержащееся в Уведомлении от 05 ноября 2014 года № 12-1/1439/14;

-обязать Администрацию городского округа Самары устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Энергоресурс», путем принятия решения о предоставлении ООО «Энергоресурс» в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, площадью 17922 кв.м. (л.д. 3-12).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2015 года заявленные требования были удовлетворены.

В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Кроме того, с апелляционной жалобой на решение суда обратилось также ТСН «Овражек»

В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители подателей жалоб, доводы, в них изложенные поддержали, просили решение суда отменить.

Представители заявителя просили решение суда оставить без изменения.

Представители администрации г.о.Самара и третьих лиц участия в заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений и отмены обжалуемого судебного акта.

Производство по жалобе ТСН «Овражек» следует прекратить, поскольку она подана лицом, не участвовавшим в деле и права которого непосредственно не затрагиваются обжалуемым судебным актом.

Как следует из материалов дела, ООО «Энергоресурс» является собственником объекта недвижимого имущества – склад масел, назначение – нежилое здание, площадью – 223,00 м2, этажность – 1, Литера 2, инвентарный номер – 36:401:001:000545600:0000, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Управленческий, Красноглинское шоссе, д. 122, что подтверждается Свидетельством от 21 июня 2010 года серия 63-АЕ № 062639 «О государственной регистрации права» (л.д. 18) и Выписками из ЕГРП, соответственно: от 25 июня 2012 года № 01/012/2012-1605 (л.д. 54) и от 02 июля 2014 года № 01/029/2014-1645, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (л.д. 108).

Принадлежащий на праве собственности ООО «Энергоресурс» указанный объект недвижимого имущества располагается на земельном участке – кадастровый номер – 63:01:0323001:546, площадью – 17 922 м2, категория земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «фактически занимаемый нежилым зданием (склад масел) и прилегающей территорией, местонахождение: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, который в установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» порядке был поставлен на кадастровый учет – 03 марта 2014 года, свидетельством чего, служат Кадастровые паспорта земельного участка, соответственно: от 12 марта 2014 года № 63-00-102/14-162362 (л.д. 19-28) и от 18 августа 2014 года № 63-00-102/14-610424 (л.д. 99-101).

При этом в данном деле имеется также Кадастровая выписка земельного участка от 04 июля 2014 года № 63-00-102/14-486639, содержащая конкретные координаты указанного земельного участка (л.д. 105-107).

До постановки данного земельного участка на кадастровый учет на основании Заявления ООО «Энергоресурс» Департаментом управления имуществом городского округа Самара посредством издания Распоряжения от 15 января 2014 года № 44 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала № 63:01:0323001» была утверждена Схема (л.д. 30-38) расположения указанного земельного участка площадью – 17 922 м2, относящегося по категории к землям населенных пунктов – в пределах территории зоны предприятий и складов 5го – 4го классов вредности (санитарно-защитные зоны – до 100м.) (ПК-1) – по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре (л.д. 9).

При этом иные зоны с особыми условиями использования территории и каких-либо ограничений, внесенные в государственный кадастр недвижимости в соответствии с требованиями действующего законодательства, на испрашиваемом земельном участке отсутствуют.

По градостроительному регламенту использование ООО «Энергоресурс» данного земельного участка под объект недвижимого имущества – склад масел относится к основным разрешенным видам использования недвижимости.

Согласно пункту 8 Заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 28 августа 2014 года № САМВ-140219 «Выписка из ИСОГД городского округа Самара» земельный участок кадастровый номер – 63:01:0323001:546, площадью – 17 922 м2, местонахождение: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, не относится к территории общего пользования (л.д. 90, 91).

В соответствии с пунктом 7 указанного Заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 28 августа 2014 года № САМВ-140219 «Выписка из ИСОГД городского округа Самара» государственный кадастр недвижимости лишь содержит следующие сведения о наличии ограничений в использовании объекта по топографическим материалам – «охранная зона ЛЭП (ВЛ) - 110 кВ, газопровода, теплотрассы, высоковольтного кабеля», «часть испрашиваемой территории занята зеленными насаждениями (осина, липа)».

В соответствии с Градостроительным обоснованием размера и вида использования земельного участка, адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, подготовленным специализированной организацией - ООО «Архитектурно-проектная мастерская», являющимся членом Саморегулируемой организации – Некоммерческое партнерство проектных предприятий Группа компаний «Промстройпроект», объект недвижимого имущества – склад масел, назначение – нежилое здание, площадью – 223,00 м2, этажность – 1, Литера 2, инвентарный номер – 36:401:001:000545600:0000, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Управленческий, Красноглинское шоссе, д. 122, и прилегающая к нему территория составляют единый комплекс и единую систему жизнеобеспечения здания, а, следовательно, данный земельный участок площадью – 17 922 м2 необходим для использования и эксплуатации здания склада масел, расположенного на данной территории (л.д. 39-63).

Несмотря на заявление ТСН «Овражек», суд первой инстанции посчитал установленным, что относительно указанного земельного участка отсутствуют правопритязания и права требования, аресты (запрещения). В подтверждение отсутствия каковых, суд сослался на выписку из ЕГРП от 02 июля 2014 года № 01/029/2014-1644 (л.д. 109), выданную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.

24 июня 2014 года ООО «Энергоресурс» посредством подачи Заявления «О предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством» (л.д. 114) обратилось в уполномоченный (на момент обращения) орган - Министерство имущественных отношений Самарской области по вопросу предоставления в собственность за выкуп земельного участка, площадью 17922 м2, кадастровый номер 63:01:0323001:546, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, Красноглинское шоссе, к которому было приложено Распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 15 января 2014 года № 44 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала № 63:01:0323001», а также документы (л.д. 115-119), наименование и реквизиты которых указаны в Расписке от 24 июня 2014 года № 12-1/1439/14 (л.д. 113).

По результатам рассмотрения указанного Заявления ООО «Энергоресурс» посредством подачи Заявления от № 12-1/1439/14 «О предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством» Министерством имущественных отношений Самарской области было подготовлено и направлено в адрес данного общества с ограниченной ответственностью письменное Уведомление от 05 ноября 2014г. № 12-1/1439/14 «Об отказе в предоставлении земельного участка», которым в предоставлении ООО «Энергоресурс» в собственность испрашиваемого земельного участка было отказано.

Из содержания Уведомления от 05 ноября 2014 года № 12-1/1439/14 «Об отказе в предоставлении земельного участка», имеющего ссылку на положения пункта 3 статьи 3, статей 7, 11, 67, 69, 85, подпункт 1 пункта 2 статьи 91, статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что отказ в предоставлении ООО «Энергоресурс» в собственность испрашиваемого земельного участка обоснован Министерством имущественных отношений Самарской области следующими обстоятельствами:

-«… согласно поступившим в Министерство имущественных отношений Самарской области Сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 27 августа 2014 года № 286590 (л.д. 92-94), испрашиваемый земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале № 66 Самарского лесничества»;

-«… согласно поступившим в Министерство имущественных отношений Самарской области Сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 29 августа 2014 года № 286595 (л.д. 95, 96), на испрашиваемом земельном участке находится поверхностный водный объект».

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО «Энергоресурс» в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции посчитал установленными следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений, уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.

На момент принятия Министерством имущественным отношений Самарской области Решения, содержащегося в Уведомлении Министерства имущественных отношений Самарской области от 05 ноября 2014 года № 12-1/1439/14 «Об отказе в предоставлении земельного участка», порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, был утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года № 74.

Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 указанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении № 1 к Порядку.

К заявлению, указанному в пункте 2.1 Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении № 2 к Порядку.

Министерство имущественным отношений Самарской области, не позднее следующего дня, с даты, поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.

В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство имущественным отношений Самарской области направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Пунктом 3.3 Порядка в случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, Министерство имущественным отношений Самарской области принимает соответствующее решение в 2ухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя.

Испрашиваемый ООО «Энергоресурс» в собственность земельный участок в установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» порядке был сформирован и поставлен на кадастровый учет.

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости спорный участок отнесен к категории - «земли населенных пунктов» и расположен в границах участка с разрешенным видом использования – «фактически занимаемого нежилым зданием (склад масел) и прилегающей территорией».

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей по состоянию на день принятия оспариваемого отказа) юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Земельного кодекса Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

ООО «Энергоресурс» является собственником объекта недвижимого имущества – склад масел, назначение – нежилое здание, площадью – 223,00 м2, этажность – 1, Литера 2, инвентарный номер – 36:401:001:000545600:0000, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, Управленческий, Красноглинское шоссе, д. 122.

Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.

В месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Согласно пункту 2 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Согласно пункту 2 статьи  15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу пункта 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации  поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. В части четвертой названной статьи устанавливаются ориентиры для определения береговой линии, которые являются естественными границами водного объекта. Береговая линия рек, ручьев, каналов, озер, обводненных карьеров определяется по среднемноголетнему уровню воды в безледный период, а береговая линия прудов и водохранилищ - по нормальному подпорному уровню воды.

С помощью этих границ устанавливаются границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, земли водного фонда отграничиваются от иных категорий земель, определяются пределы действия правовых режимов соответствующих категорий земель или зон.

Общие основания ограничения оборотоспособности земельных участков установлены статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой,  из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1)государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

2)зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3)зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5)объектами организаций органов государственной охраны;

6)объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7)объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8)объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9)воинскими и гражданскими захоронениями;

10)инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; 8) предоставленные для нужд связи;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

При этом согласно диспозиции указанной правовой Земельного кодекса Российской Федерации даже земельные участки, являющиеся городскими лесами, не изъяты законодателем и не ограничены в обороте.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал, что не представлены надлежащие доказательства того, что испрашиваемый ООО «Энергоресурс» в собственность земельный участок действительно:

1) находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале №66 Самарского лесничества»;

2) на данном земельном участке находится поверхностный водный объект.

Кроме того, суд со ссылкой на представленное заявителем Градостроительное обоснование пришел к выводу о соразмерности испрашиваемого участка площади находящегося у заявителя в собственности здания.

Возражая против принятого решения, министерством имущественных отношений приводятся следующие доводы:

Судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что в материалы дела не представлены доказательства нахождения испрашиваемого ООО «Энергоресурс» земельного участка в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале 66 Самарского лесничества, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в обороте.

Суд пришел к такому выводу ввиду того, что на момент рассмотрения судом настоящего дела, право собственности на лесные участки, расположенные на территории городского округа Самара, не оформлено, границы лесных участков, занятых городскими лесами, не установлены, на кадастровый учет участки не поставлены, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден.

Уполномоченным органом по предоставлению сведений о нахождении земельного участка в составе лесного фонда и в границах лесов, расположенных на землях иных категорий, согласно Постановлению Правительства РФ от 09.10.2013 № 528 «Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства,  охраны  окружающей среды и природопользования Самарской области» является министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Согласно сведениям министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 27.08.2014 № 286590 на запрос министерства, испрашиваемый земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале № 66 Самарского лесничества.

Следовательно, факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале № 66 Самарского лесничества подтверждается указанными сведениями уполномоченного органа, согласно которым местонахождение земельного участка определено путем ввода координат X и Y в программу ГИС ИНГЕО и соотнесено со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, оснований не доверять которым у суда не имелось.

Факт того, что до настоящего времени границы лесных участков, занятых городскими лесами, не установлены, на кадастровый учет участки не поставлены, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден, не может служить основанием для предоставления в частную собственность земельных участков, занятых городскими лесами.

В соответствии с частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.

Из анализа пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, подпунктов 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 3, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) следует, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации.

Статьей 23 Лесного кодекса определено, что лесничества и лесопарки, помимо земель лесного фонда, могут располагаться на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно статье 102 Лесного кодекса городские леса отнесены к категории защитных лесов, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Таким образом, законодатель не разграничивает понятий «участок городского леса» и «участок лесного фонда» при его использовании, охране, защите и воспроизводстве. Статьей 6 Лесного кодекса определено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Более того, статья 71 Лесного кодекса устанавливает ограниченный перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключая возможность предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам на праве частной собственности.

Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса устанавливает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Аналогичная норма права, определяющая открытый перечень земельных участков общего пользования закреплена в абз. 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ, согласно которому отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дорога, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается (пункт 6 статьи 11 Лесного кодекса).

Таким образом, правовой режим лесного участка предполагает его общедоступность в силу прямого указания норм специального федерального закона (пункты 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса), не требуя иных доказательств принадлежности лесного участка к числу земельных участков общего пользования.

Поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале № 66 Самарского лесничества, указанный земельный участок, по мнению министерства имущественных отношений, не подлежит приватизации в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ.

Согласно сведениям министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 29.08.2014 на испрашиваемом земельном участке находится поверхностный водный объект.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Согласно статье 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.

Судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание указанные сведения уполномоченного органа.

В своей жалобе, министерство указывает также на то, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о соразмерности площади земельного участка, на который претендует ООО «Энергоресурс». При этом в обоснование данного вывода суд ссылается на статью 36 Земельного кодекса РФ, указывая, что данная статья не устанавливает предельные размеры предоставляемого земельного участка для использования и эксплуатации строения, находящегося на данном участке.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заявителя возложено бремя доказывания обстоятельств, обосновывающих размер земельного участка, подлежащего передаче в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса как на основание своих требований (аналогичная правовая позиция выражена в решении Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2010 по делу № А55-19548/2010. постановлениях ФАС Московского округа от 07.02.2006 по делу №КГ-А40/77-06. от 03.05.2006 № КГ-А40/3227-06 по делу № А40-39013/05-49-322).

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 01.03.2011 № 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях. Содержащееся в названном постановлении Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел (также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.05.2012 по делу № А56-23744/2011, Постановление ФАС Поволжского округа от 17.04.2012 по делу № А12-4056/2011).

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходит из того, что заявитель, имея в собственности нежилое здание, поименованное как склад масел, общей площадью 223 кв.м., просит предоставить ему в собственность земельный участок площадью 17922 кв.м., т.е. площадь земельного участка превышает площадь одноэтажного здания более чем в восемьдесят раз.

В подтверждение соразмерности площади испрашиваемого земельного участка с площадью и размером находящегося в собственности у заявителя нежилого здания, обществом представлен документ, поименованный как «Градостроительное обоснование» (выполнен по заказу ООО «Энергоресурс» обществом с ограниченной ответственность «АПМ»).

Согласно указанного обоснования, ООО «АПМ» сделан вывод (заключение), что нежилое здание склада масел и прилегающая к нему территория составляют единый комплекс и единую систему жизнеобеспечения. Земельный участок площадью 17922 кв.м. необходим для использования и эксплуатации здания склада масел, расположенного на данной территории.

Единственное основание для таких выводов содержится в пятом пункте «Градостроительного обоснования», в котором имеется ссылка на пункт 7.1.14. «Склады, причалы и места перегрузки и хранения грузов, производства фумигации грузов и судов, газовой дезинфекции, дератизации и дезинсекции» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". ООО «АПМ» установлено, что для эксплуатации здания, принадлежащего ООО «Энергоресурс», необходима защитная зона 300 метров (т.1 л.д.43).

Однако, указанная норма не имеет никакого отношения к зданию площадью 223 кв.м., которое принадлежит заявителю.

КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300 м. (согласно вышеприведенным нормам СанПиН) необходима при осуществлении следующих видов деятельности:

1. Открытые склады и места разгрузки и погрузки пылящих грузов (апатитного концентрата, фосфоритной муки, цемента и т.д.) при грузообороте менее 5 тыс. т/год.

2. Закрытые склады, места перегрузки и хранения затаренного химического груза (удобрений, органических растворителей, кислот и других веществ).

3. Наземные склады и открытые места отгрузки магнезита, доломита и других пылящих грузов.

4. Склады пылящих и жидких грузов (аммиачной воды, удобрений, кальцинированной соды, лакокрасочных материалов и т.д.).

5. Открытые наземные склады и места разгрузки сухого песка, гравия, камня и др. минерально-строительных материалов.

6. Склады и участки перегрузки шрота, жмыха, копры и другой пылящей растительной продукции открытым способом.

7. Склады, перегрузка и хранение утильсырья.

8. Склады, перегрузка и хранение мокросоленых необработанных кож (более 200 шт.) и др. сырья животного происхождения.

9. Участки постоянной перегрузки скота, животных и птиц.

10. Склады и перегрузка рыбы, рыбопродуктов и продуктов китобойного промысла.

11. Места перегрузки и хранения сжиженного природного газа объемом от 100 до 250 м3.

Ни для одного из этих видов деятельности, здание площадью 223 кв.м. не предназначено. Боле того, само здание расположено в непосредственной близости от жилой многоэтажной застройки поселка «Управленческий» города Самара, что само по себе исключает там организацию всех вышеперечисленных видов деятельности.

Кроме того, наличие санитарно-защитной зоны не предполагает обязательного нахождения территории этой зоны в собственности у владельца источника химической, биологической или иной опасности. Доказательств того, что земельный участок и здание оставляют единый комплекс и что за объекты входят в этот комплекс, кроме здания, заявителем не представлено.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что площадь земельного участка, который ООО «Энергоресур» просит предоставить, для эксплуатации принадлежащего ему здания, несоразмерна площади самого здания.

Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент вынесения министерством оспариваемого отказа) и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования.

В силу названных норм владелец здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка. При этом в пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Суд первой инстанции удовлетворил требование общества о продаже в собственность земельного участка площадью 17922 кв. метра в нарушение требований статьи 33 Земельного кодекса при отсутствии доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка указанной площади для эксплуатации объекта недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции допущено несоответствие выводов, содержащихся в решении установленным по делу обстоятельствам дела что в силу положений п.3) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для его отмены.

В удовлетворении требований ООО «Энергоресурс» следует отказать.

Как уже было указано выше, кроме жалобы Министерства имущественных отношений, на решение суда подана также жалоба ТСН «Овражек».

Жалоба ТСН «Овражек» основана на том, что на территории земельного участка, который испрашивается ООО «Энергоресурс» в рамках настоящего дела, располагается садово-дачное товарищество. В подтверждение чего ссылается на Постановление Главы г.о.Самара от 16.08.1996г. №1132 «О предоставлении гражданам из земель Гослесфонда в аренду земельных участков, фактически занимаемых огородами».В материалы дела представлены также схема расположения земельных участков (план границ) СДТ «Овражек», протокол общего собрания, устав товарищества.

Из указанных документов следует, что ТСН «Овражек» создано 12 декабря 2014 года, то есть уже после того, как заявителем по настоящему делу направлено в Министерство имущественных отношений заявление о предоставление участка в собственность. Никаких документов, что ТСН «Овражек» обладает какими-либо правами на земельные участки в границах участка, испрашиваемого ООО «Энергоресурс» не имеется. Не представлено также и документов, что члены товарищества собственников недвижимости обладают правами на участки, в границах «спорной» территории.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" предусмотрено, что в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 АПК РФ.

После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 270 Кодекса, и о привлечении заявителя к участию в деле.

Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.

С учетом вышеизложенного, производство по жалобе ТСН «Овражек» следует прекратить.

При подаче апелляционной жалобы ТСН «Овражек» уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей. В связи с прекращение производства по жалобе, государственную пошлину следует возвратить из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2015 года по делу №А55-524/2015 отменить. Принять новый судебный акт – в удовлетворении заявленных требований отказать.

Производство по апелляционной жалобе ТСН «Овражек» прекратить.

Выдать ТСН «Овражек» справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2000 рублей, уплаченной по чеку-ордеру от 16 июня 2015 года.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                    А.Б. Корнилов

Судьи                                                                                                                  В.Е. Кувшинов

                                                                                                                             ФИО5