ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-908/2007 от 02.03.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: 11aac@mail.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения  арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  02 марта 2007 г.

Постановление  в полном объеме изготовлено 07 марта  2007 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филипповой Е.Г., судей  Юдкина А.А., Семушкина В.С.,

при ведении протокола судебного заседания  ФИО1, с участием:

от заявителя –  представитель ФИО2, доверенность от 21 декабря 2006 г. № 00010/1002-д,

от  заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы России - представитель Пак Л.Л., доверенность от 26 октября 2006 г. № АК/18548,

рассмотрев в открытом судебном заседании  02 марта 2007 г. апелляционную  жалобу ОАО «АвтоВАЗ», Самарская область, г.Тольятти,

на решение  Арбитражного суда Самарской области от 14 декабря 2006г. по делу  № А55-16627/2006, судья Асадуллина С.П., 

по заявлению ОАО «АвтоВАЗ», Самарская область, г.Тольятти,

к заместителю руководителя Федеральной антимонопольной службы России ФИО3, г.Москва,

о признании незаконным постановления от 09.10.2006г. № 117/412-06 о привлечении к административной ответственности, 

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ» (далее - ОАО «АвтоВАЗ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы ФИО3 (ФАС России) от 09 октября 2006 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 117/412-06, предусмотренном ст.19.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (л.д.7-9).

Решением  суда от 14 декабря  2006г. в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что ОАО «АвтоВАЗ» привлечено к административной ответственности законно и обоснованно, Обществом не представлено доказательств принятия всех достаточных мер по выполнению возложенных законом обязанностей, оснований для освобождения от административной ответственности в связи малозначительностью совершенного правонарушения не имеется.

В апелляционной жалобе ОАО «АвтоВАЗ» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на малозначительность совершенного административного правонарушения.

Проверив материалы дела, исследовав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В судебном заседании представитель ОАО «АвтоВАЗ» поддержала апелляционную жалобу, просила отменить решение суда, удовлетворить заявление Общества.

Представитель ФАС России возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.

Как следует из материалов дела, ОАО «АвтоВАЗ» является учредителем ООО «Автомобильная Торговая Компания «АвтоВАЗ».

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона РФ от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (одним из учредителей) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц) о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей по последнему балансу превышает 2 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Согласно пункту 5.13 Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», утвержденного приказом МАП России от 13.08.99 № 276, течение 45-дневного срока начинается на следующий день после дня государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица), при этом письменные уведомления, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

ООО «Автомобильная Торговая Компания «АВТОВАЗ» зарегистрирована 05 июля 2006 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 43).

Уведомление о создании нового общества поступило в ФАС России 12 сентября 2006 года (л.д.41). Из материалов Уведомления следует, что балансовая стоимость активов учредителя на момент создания коммерческого общества превышала два миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и на 30 июня 2006 г. составляла 115 950 млн.руб.

В соответствии со ст.17 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Положением о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений ОАО «АвтоВАЗ» был обязан уведомить антимонопольный орган о создании ООО «Автомобильная Торговая Компания «АВТОВАЗ» в срок не позднее 19 августа 2006 года.

Ст.19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации сроков подачи в антимонопольный орган уведомлений, если представление таких уведомлений является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч МРОТ.

ФАС России было вынесено определение от 21 сентября 2006 г. № 05/16222 о возбуждении дела № 1 17/412-06 об административном правонарушении, предусмотренном 19.8 КоАП РФ, и проведении административного расследования (л.д. 38-39).

По окончании административного расследования ФАС России был составлен протокол  от 06 октября 2006г. №117/41-06 об административном правонарушении, с учетом пояснений от 04 октября 2006 г. №90400/4-636 ОАО «АвтоВАЗ» (л.д.42).

Протокол об административном правонарушении был получен заявителем 06 октября 2006 г.

ФАС России 11 октября 2006г. вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №117/412-06 в размере 1000 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 100 000 руб. (л.д.7-9).

Доводы Общества о том, что у ОАО «АвтоВАЗ» отсутствовал умысел на сокрытие информации и данное нарушение не привело к возникновению существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и не привело к ограничению конкуренции, и что данное правонарушение может быть признано малозначительным судом первой инстанции правомерно не признаны обоснованными.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствии административного правонарушения, поскольку составы большинства из них являются формальными. Негативный результат может возникать и в нематериальной в частности, организационной сфере.

Непредставление обществом в срок уведомления о создании ООО «Автомобильная Торговая Компания «АВТОВАЗ» препятствует эффективному осуществлению антимонопольным органом полномочий по контролю за экономической концентрацией на товарном рынке, что представляет собой существенную угрозу правоохраняемым интересам в сфере антимонопольного регулирования. Совершенное заявителем административное правонарушение причиняет организационный вред общественным отношениям, блокирует нормальную работу антимонопольного органа, подрывает основы рыночных экономических отношений, частью которых является государственный контроль за состоянием конкурентной среды на товарных рынках.

Запрет на совершение тех или иных деяний под угрозой административного наказания свидетельствует об их общественной опасности, критерием которой выступают санкции статей Особенной части КоАП РФ. Указанные в диспозиции части 1 статьи 19.8 КоАП РФ деяния, совершенные юридическими лицами, наказываются наложением административного штрафа в сумме от 1000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда. Такой размер санкции свидетельствует о том, что эти деяния обладают высокой степенью общественной опасности.

В соответствии с п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обществом не представлено доказательств принятия им всех достаточных мер по выполнению возложенных законом обязанностей, не названы уважительные причины, по которым Общество не могло своевременно выполнить возложенную на него законом обязанность.

Нарушений установленного порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.

При вынесении оспариваемого постановления ФАС России были учтены все смягчающие обстоятельства при назначении административного наказания в виде наложения на ОАО «АвтоВАЗ» административного штрафа ФАС России применила нижний предел санкции, установленной статьей 19.8 КоАП РФ.

Вопреки требованиям п.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не доказало обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.

При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.

На основании изложенного определение суда от 25 декабря 2006г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный апелляционный суд           

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 декабря 2006г. по делу  № А55-16627/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «АвтоВАЗ» –  без удовлетворения.                   

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                             Е.Г.Филиппова

Судьи                                                                                                           А.А.Юдкин

 В.С.Семушкин