ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-9551/13 от 05.08.2013 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

  www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда, принятого в порядке упрощенного производства и не вступившего в законную силу

12 августа 2013 г. Дело № А55-5885/2013

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2013 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2013 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,

с участием:

от закрытого акционерного общества «Самараагропромпереработка» - не явился, извещен,

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области – не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 августа 2013 года, в зале № 7, апелляционную жалобу

закрытого акционерного общества «Самараагропромпереработка», п.г.т. ФИО1, Самарская область,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2013 года по делу № А55-5885/2013 (судья Холодкова Ю.Е.), принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению закрытого акционерного общества «Самараагропромпереработка», (ОГРН <***>),

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области,

об отмене постановления № 36-13/70 от 04.02.2013 года,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Самараагропромпереработка» обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области № 36-13/70 от 04 февраля 2013 года о назначении административного наказания, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Решением суда первой инстанции от 22 мая 2013 года в удовлетворении требований отказано.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.

В апелляционной жалобе закрытое акционерное общество «Самараагропромпереработка» просит решение суда первой инстанции отменить, перейти к рассмотрению заявления ЗАО «Самараагропромпереработка» в арбитражном суде апелляционной инстанции по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции в порядке административного судопроизводства, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно, вынесено с нарушением норм действующего законодательства.

Податель жалобы указывает, что требования ЗАО «Самараагропромпереработка» основаны на том, что при вынесении постановлений №№ 36-13/48-36-13/79 о привлечении к ответственности по частям 6.1, 6.2, 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, административный орган должен был применить пункт 2 статьи 4.4 КоАП РФ и назначить одно наказание в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Ответчик считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 30.07.2013 года № 42-02-17/2000.

Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (исх. от 01.08.2013 года № 42-02-17/2052).

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

16 января 2013 года старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенной стоимости Самарской таможни был составлен протокол об административном правонарушении № 10412000-24/2013 по факту совершения ЗАО "Самараагропромпереработка" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3. статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области № 36-13/70 о назначении административного наказания от 04 февраля 2013 года, заявитель привлечен к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Поводом для привлечения ЗАО "Самараагропромпереработка» к ответственности послужили следующие обстоятельства.

07.02.2012 года ЗАО «Самараагропромпереработка», Россия (Продавец) и ООО «MIRELEN SAVDO» (Узбекистан, г. Ташкент, Сергелийский район, м-в Строитель, 17а) (Покупатель) заключили контракт № 49/ТД/Пж/М.

Согласно пункту11.5 настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами и действителен до полного исполнения сторонами обязательств по настоящему контракту.

По данному контракту резидентом 24.02.2012 года оформлен паспорт сделки № 12020503/1326/0000/1/0 в ОАО «АЛЬФА-БАНК», согласно которому: общая сумма контракта - 530 250.00 долларов США; дата завершения исполнения обязательств по контракту - 15.01.2013 года.

Во исполнение обязательств по данному контракту заявитель произвел отгрузку товара по декларации на товары № 10412060/270412/0004554.

Отметка Самарской таможни «выпуск разрешен» в графе «С» на вышеназванной декларации проставлена 27.04.2012 года.

При этом справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы в уполномоченный банк представлены 02.11.2012 года.

Административным органом указано в постановлении, что заявителем несвоевременно представлена справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы по данным поставкам, что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 6.3. статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 6.3. статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ), резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Центральным Банком России устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (уполномоченным банкам).

Положением Центрального Банка РФ от 01.06.2004 года № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, который предусматривает следующее:

-действие Положения распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (п. 1.1);

-в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации или вывоз товаров с территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (п. 2.2);

-резидент представляет в банк ПС документы, указанные в п. 2.2 Положения № 258-П, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации (п. 2.4).

Форма грузовой таможенной декларации была установлена Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации от 04.09.2007 года № 1057 (утв. Приказом ФТС РФ), которая утратила силу.

С 01 января 2011 года применяется форма декларации на товары и Инструкция по её заполнению на территории Таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 года № 257.

Согласно п. X «Порядок заполнения граф ДТ должностным лицом» Инструкции от 20.05.2010 года № 257:

В графе «С» основного и добавочного листов ДТ под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой ДТ, проведении таможенного контроля.

Под номером 2 указываются цифровыми символами дата выпуска товаров (ХХХХХХ - день, месяц, две последние цифры года).

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления.

Согласно Указания ЦБ РФ от 10.12.2007 года № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» справка о подтверждающих документах, указанная в п. 2.2 Положения № 258-П, составляемая в соответствии с Приложением 1 к Положению № 258-П и представляемая в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Положением № 258-П, является формой учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж.

Согласно отметке Самарской таможни «выпуск разрешен» в графе «С» на ДТ № 10412060/270412/0004554 выпуск товаров в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры осуществлен таможенным органом 27.04.2012 года.

Арбитражным судом правильно учтено, что в соответствии с требованиями пункта 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 года № 258-П, ЗАО «Самараагропромпереработка» обязано было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы не позднее 22.05.2012 года.

Заявителем фактически справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы в уполномоченный банк были представлены 02.11.2012 года, что подтверждено отметкой банка на справке о подтверждающих документах.

Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И) вступила в действие с 01.10.2012 года.

Со дня вступления в силу Инструкции № 138-И утратило силу Положение Центрального ЦБ РФ от 01.06.2004 года № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и Указание Банка России от 10.12.2007 г. № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» (п. 21.2 Инструкции № 138-И).

Таким образом, на момент привлечения заявителя к ответственности порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций был установлен Инструкцией № 138-И и предусматривает следующее:

-справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов (п. 1.5);

-при исполнении обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС, одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту (п. 9.1):

-в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - таможенную декларацию, а также иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, за исключением временной таможенной декларации, транзитной таможенной декларации и итоговой таможенной декларации (в графе 7 которой указывается буквенный код "ЗПК") (п.п. 9.1.1);

- справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в следующие сроки (п. 9.2):

- в срок не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней. При наличии в таможенной декларации нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, указанный в настоящем подпункте, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной в таможенной декларации (п. п. 9.2.1).

С учетом изложенных обстоятельств судом правомерно отмечено, что ЗАО «Самараагропромпереработка» обязано было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы в срок не позднее 22.05.2012 года (период просрочки составил 116 рабочих дней).

В данном случае на заявителе лежит обязанность по соблюдению порядка представления документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.

Обществом не представлено доказательств, подтверждающих, что неисполнение названного порядка произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств.

Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом установлено не было.

Довод заявителя о том, что в отношении него приняты постановления №№ 36-13/48 - 36/13/79 о привлечении его к ответственности по частям 6.1., 6.2., 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и что при назначении наказания по вышеназванным административным производствам, ответчик должен был применить пункт 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить одно наказание за все выявленные правонарушения обоснованно отклонен судом в связи со следующим.

Согласно статье 4.4. КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (часть 1).

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2).

В рассматриваемом случае заявителем совершены различные деяния в различное время и при разных обстоятельствах.

В соответствии со статьями 23, 24 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», главой 9 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», резиденты обязаны предоставлять уполномоченным банкам подтверждающие документы и информацию по каждому исполнению обязательства иным способом (по рассматриваемому контракту, на поставку товара).

Непредставление (несвоевременное представление) резидентом указанных документов по отдельно взятой поставке товара образует самостоятельный состав административного правонарушения и в соответствии со статьей 4.4 КоАП РФ административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что, в случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

У Общества возникла обязанность по представлению справок с подтверждающими документами за разные отчетные периоды.

Начало отчетного периода ограничено днем, следующим за датой выпуска таможенным органом вывозимого с таможенной территории РФ товара.

Окончание отчетного периода, то есть законодательно установленный срок представления справки с подтверждающими документами в уполномоченный банк, определен п.п. 9.2.1 Инструкции от 04.06.2012 года № 138-И.

По каждому из вынесенных постановлений у Общества возникла обязанность по представлению справки с подтверждающими документами за различные деяния в различное время и при различных обстоятельствах.

Данные административные правонарушения являются самостоятельными, оконченными правонарушениями, следовательно, за каждое из установленных правонарушений виновное лицо по правилам части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит привлечению к административной ответственности.

Однородные нарушения валютного законодательства при исполнении обязательств в рамках даже одного внешнеторгового контракта составляют самостоятельные составы правонарушений с разными моментами совершений, следовательно, с разными моментами истечения срока давности для привлечения к административной ответственности.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 года по делу № 140/10).

Судом правомерно признано отсутствие в данном случае оснований для квалификации данного правонарушения как малозначительного.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям (опасность для личности, общества или государства) в данном конкретном случае заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Совершенное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, и не может считаться малозначительным.

Обстоятельства дела свидетельствуют о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей, установленных валютным законодательством.

Пунктом 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 года определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Обществом не представлено доказательств исключительности случая вмененного ему правонарушения.

Частью 4 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей, рассматриваются в порядке упрощенного производства.

Общество в своем заявлении соединило несколько требований об обжаловании 32 Постановлений, вынесенных 04.02.2013 года о назначении административных наказаний по частям 6.1, 6.2, 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.

Поскольку заявитель соединил несколько требований по различным основаниям, суд обоснованно счел целесообразным в соответствии с частью 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выделить требования в отдельные производства.

Выделение требований в отдельное производство допускается до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции.

С учетом этого выделение судом требований в отдельные производства и рассмотрение дел в порядке упрощенного судопроизводства соответствует указанным положениям закона, нарушений процессуальных норм судом не допущено.

С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268-272(1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2013 года по делу № А55-5885/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Судья С.Т. Холодная