ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
17 февраля 2021 года Дело № А49-3606/2020
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2021 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 декабря 2020 года по делу №А49-3606/2020 (судья Стрелкова Е.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Термодом» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального государственное бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала по Пензенской области, администрации Пензенского района Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), государственного казённого учреждения Пензенской области «Ахунско-Ленинское лесничество» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
об оспаривании отказа, изложенного в письме от 19.03.2020 № 16-2-3/1570,
с участием в судебном заседании:
от Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области – представители ФИО1 (доверенность от 19.10.2020), ФИО2 (доверенность от07.07.2020)
в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Термодом» (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - ответчик, Минлесхоз) в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, с кадастровым номером 58:24:0381402:136 площадью 22500 кв.м., местоположение: относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир Ахунско-Ленинское лесничество, участок № 112, категория земель: земли лесного фонда, разрешённое использование: лесной участок, для размещения лесопарков, под цель использования: для осуществления рекреационной деятельности, сроком аренды: 10 лет, изложенного в письме от 19.03.2020 года № 16-2¬3/1570, и просит возложить на ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путём повторного рассмотрения заявления общества от 25.02.2020 № 128/ю в месячный срок в соответствии с частью 3 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 30 июня 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пензенской области, администрация Пензенского района Пензенской области.
Определением суда от 23 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казённое учреждение Пензенской области «Ахунско-Ленинское лесничество».
Определением суда от 17 сентября 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 16 декабря 2020 года заявленные требования общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Термодом» удовлетворены полностью.
Признан незаконным, как не соответствующий Лесному кодексу Российской Федерации, отказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, с кадастровым номером 58:24:0381402:136 площадью 22500 кв.м., местоположение: относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир Ахунско-Ленинское лесничество, участок № 112, категория земель: земли лесного фонда, разрешённое использование: лесной участок, изложенный в письме от 19.03.2020 года № 16-2-3/1570.
Возложена обязанность на Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области рассмотреть по существу в порядке, установленном Лесным кодексом Российской Федерации, заявление общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Термодом» о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, с кадастровым номером 58:24:0381402:136 площадью 22500 кв.м., местоположение: относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир Ахунско-Ленинское лесничество, участок № 112, категория земель: земли лесного фонда, разрешённое использование: лесной участок.
Взысканы с Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Термодом» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. 00 коп.
В апелляционной жалобе Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и является федеральной собственностью. Рассмотрение заявления ООО ПКФ «Термодом» о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка по существу в порядке, установленном Лесным кодексом Российской Федерации, Министерством не представляется возможным. Полагает, что в данном случае обжалуемый ненормативный правовой акт Министерства соответствует закону и не нарушает права и законные интересы истца. Относительно спорного земельного участка имеет место реестровая ошибка, что и породило данный спор.
Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Термодом»представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивая на её удовлетворении.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, письменном отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Термодом» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 30.12.2002 за основным государственным регистрационным номером <***> (т. I л.д. 40-47).
25.02.2020 общество обратилось в Минлесхоз с заявлением № 128/ю о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером 58:24:0381402:136 площадью 22500 кв.м., местоположение: относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир Ахунско-Ленинское лесничество, участок № 112, категория земель: земли лесного фонда, разрешённое использование: лесной участок, для размещения лесопарков.
Письмом от 19.03.2020 № 16-2-3/1570 Минлесхоз отказал заявителю в проведении аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка, поскольку он не относится к землям лесного фонда и не примыкает к границам территории земель лесного фонда Ленинского лесничества Пензенской области (т. I л.д. 14-15).
Полагая, что отказ не соответствует законодательству и нарушает его права, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств и норм закона.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 года основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из выписок из ЕГРН в отношении спорного земельного участка от 20.04.2020 и от 03.08.2020, данный земельный участок с кадастровым номером 58:24:0381402:136 площадью 22500 кв.м., местоположение: относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир Ахунско-Ленинское лесничество, участок № 112, категория земель: земли лесного фонда, разрешённое использование: лесной участок, находится в собственности Российской Федерации. На кадастровый учёт поставлен 01.01.2000 (т. I л.д. 17-23; т. II л.д. 19-25).
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
При этом согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли указанных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации, но порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством (п. 6 ст. 101 ЗК РФ)
Статьей 9 ЛК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование -гражданам (часть 1).
Вопросы проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В частности частями 1-3 статьи 78 ЛК РФ предусмотрено, что решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (далее - заявление о проведении аукциона).
Решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такое решение.
В случае получения заявления о проведении аукциона решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения такого заявления.
Основаниями для отказа в проведении аукциона согласно части 6 статьи 78 ЛК РФ являются:
1) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу;
2) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесных насаждений, право собственности на которые уже передано другому гражданину или юридическому лицу;
3) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) заявление о проведении аукциона подано заявителем, с которым в соответствии с настоящим Кодексом не может быть заключен договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона;
5) заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи.
Данный перечень оснований ля отказа в проведении аукциона является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Решение об отказе в проведении аукциона, содержащее мотивированное обоснование такого отказа, направляется органом государственной власти или органом местного самоуправления гражданину или юридическому лицу, подавшим заявление о проведении аукциона, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения. Лицо, подавшее заявление о проведении аукциона, вправе обжаловать решение об отказе в проведении аукциона в судебном порядке (часть 7 статьи 78 ЛК РФ).
Как следует из текста оспариваемого решения, Минлесхоз отказал заявителю в проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка на том основании, что земельный участок не относится к землям лесного фонда, а поэтому у ответчика отсутствует право по распоряжению спорным земельным участком. То есть заявление по существу Минлесхозом не рассмотрено в связи с отсутствием его компетенции, а поэтому фактически заявителю отказано в рассмотрении заявления, а не в проведении аукциона по основаниям, указанным в части 6 статьи 78 ЛК РФ.
Таким образом, обстоятельством, подлежащим установлению по настоящему делу, является факт принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Понятие земель лесного фонда определено статьей 101 ЗК РФ.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, -вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со статьями 67, 68.1, 69, 92 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ. При проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков осуществляется определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков.
В силу пункта 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя среди прочего проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств и лесов.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
На основании пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Суд первой инстанции истребовал и исследовал представленные на основании определений суда в материалы дела документы кадастрового дела объекта недвижимости 58:24:0381402:136 (в копиях); дело правоустанавливающих документов № 58-58-24/034/2009-537 адрес: Пензенская область, Пензенский район, Ахунско-Ленинское лесничество, уч. 112 (в копиях); выписку из ЕГРН от 03.08.2020 (т. I л.д. 121-167; т. II л.д. 19-25, 99-115). Из указанных документов следует, что земельный участок с кадастровым номером 58:24:0381402:136 площадью 22500 кв.м., местоположение: относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир Ахунско-Ленинское лесничество, участок № 112, относится к категории земель: земли лесного фонда, имеет разрешённое использование: лесной участок, находится в собственности Российской Федерации. На кадастровый учёт поставлен 01.01.2000, ранее присвоенный государственный учётный номер 58:24:372601:68. Сведения о данном объекте недвижимости внесены в кадастр недвижимости в порядке положений статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на основании письма Управления Росреестра по Пензенской области от 25.11.2010 № 16-1458; плана земель лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных угодий; формы № 3 «Сведения о лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд территориальной административной единицы»; свидетельства о государственной регистрации права, запись в реестре о праве №58-58-24/034/2009-537 от 21.07.2009. Право собственности Российской Федерации на данный лесной участок зарегистрировано 21.07.2009, запись о регистрации № 58-58¬24/034/2009-537, на основании заявления представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области ФИО3, действующего от имени Российской Федерации по доверенности от 20.03.2009 № ТУ-572.
Пунктом 1 статьи 8.1. ГК РФ установлены принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе принципы публичности и достоверности сведений государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в ЕГРН для неограниченного круга лиц, а также достоверность и бесспорность зарегистрированных в реестре прав. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Принимая во внимание, что постановка на кадастровый учёт спорного земельного участка осуществлялась в 2000 году, а регистрация права собственности Российской Федерации в 2009 году - данные сведения в силу приведённых выше норм законодательства признаются достоверными и были внесены в ЕГРН как ранее учтённые.
Оспаривая факт принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда, ответчик фактически оспаривает зарегистрированное право, что в силу пункта 56 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 прямо запрещено в рамках рассмотрения дела в порядке главы 24 ПК РФ.
Сведения о проведении работ по лесоустройству, которое в соответствии с положениями статьи 68 ЛК РФ, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов, об образовании спорного земельного участка из других земельных участков или документы, подтверждающие перевод спорного земельного участка с кадастровым номером, из категории земель лесного фонда в другую категорию, равно как и информация об издании правового акта Правительства Российской Федерации о переводе спорного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию, суду не представлены.
При указанных выше обстоятельствах справка Минлесхоза об отсутствия сведений о спорном земельном участке в государственном лесном реестре от 06.11.2019 № 16 -2-6/2, равно как и представленные в материалы дела Минлесхозом карты-схемы территорий Ахунского и Ленинского лесничества обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции в качестве доказательства того обстоятельства, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда и не является собственностью Российской Федерации.
Суд первой инстанции при этом отметил, что границы Ахунского и Ленинского лесничеств не координированы, в связи с чем отсутствует возможность сопоставить их расположение относительно спорного земельного участка.
С учётом изложенного судом первой инстанции верно установлено, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и является федеральной собственностью.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Согласно Положению о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, утверждённого постановлением Правительства Пензенской области от 22.12.2011 № 965-пП, Минлесхоз Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, осуществляющим государственное управление в области лесных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области (п. 1.1). Минлесхоз владеет государственным имуществом на праве оперативного управления и распоряжается этим имуществом в установленном действующим законодательством порядке (п. 1.8), к его полномочиям отнесены владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Пензенской области (п. 2.2.1).
Кроме того, в силу п. 2.2.4 Положения Минлесхоз осуществляет полномочия по предоставлению лесных участком, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, установление сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 г. № 404 осуществление функций но выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы возложены на федеральный орган исполнительной власти Министерство природных ресурсов и экологии в Российской Федерации.
Согласно п. I Положения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Кроме того, п.п. 2 п. 1 ст. 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по распоряжению лесными земельными участками, в том числе по предоставлению участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Закрепленные действующим законодательством за Минприроды, Рослесхозом, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных правоотношений полностью охватывают весь процесс по вовлечению лесных участков из земель лесного фонда в гражданский оборот.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Минлесхоз является именно тем органом в Пензенской области, который уполномочен на предоставление земельных участков на землях лесного фонда, находящихся в государственной собственности.
Как следует из приведённых норм законодательства, полномочия Минлесхоза по распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда являются производными от полномочий собственника. Собственником спорного земельного участка согласно данным ЕГРН является Российская Федерация. Сведения о спорном земельном участке, как о земельном участке лесного фонда, находящемся в собственности Российской Федерации, были зарегистрированы в ЕГРП по заявлению уполномоченного органа по распоряжению государственной собственностью Российской Федерации - ТУ Росимущества в Пензенской области. При этом МТУ Росимущества по Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, осуществляющее полномочия собственника в отношении спорного земельного участка в настоящее время и привлечённое к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не опровергает факт нахождения спорного земельного участка в собственности Российской Федерации и отнесения его к землям лесного фонда. Минлесхоз при таких обстоятельствах не вправе оспаривать право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а суд в рамках настоящего дела не вправе разрешать спор о праве, о чём было указано выше.
Принимая во внимание установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что Минлесхоз является лицом, в полномочия которого входит рассмотрение заявления общества о проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка лесного фонда по существу в порядке, установленном главой 8 ЛК РФ.
Довод ответчика о том, что спорный земельный участок находится в защитной зоне воздушных сооружений и об ограничениях в использовании земельных участков, находящихся в защитной зоне воздушных сооружений (аэропорта), суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание как не имеющий отношения к рассмотрению дела, поскольку возможность предоставления в аренду земельного участка из состава лесного фонда для целей, указанных заявителем, должна быть оценена Минлесхозом при рассмотрении заявления общества по существу, а результаты этого рассмотрения отражены решении, принятом по результатам такого рассмотрения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый отказ Минлесхоза не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает его возможности реализовать предоставленное законом право на получение лесного участка в аренду.
Поскольку судом первой инстанции установлена совокупность оснований для признания оспариваемого решения недействительным, требования заявителя обоснованно признаны подлежащими удовлетворению
Учитывая, что по оспариваемый отказ был основан на отсутствии у Минлесхоза полномочий по рассмотрению заявления общества, по существу заявление общества им не рассматривалось. Суд не является органом, уполномоченным рассматривать заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка и не может подменять собой уполномоченные органы, осуществляющие публичные полномочия.
В связи с этим надлежащим способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя по настоящему делу суд по праву определил возложение на Минлесхоз обязанности рассмотреть заявление общества о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 58:24:0381402:136 из состава земель лесного фонда по существу в порядке, предусмотренном Лесным кодексом Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание по следующим основаниям.
В обоснование своих доводов Минлесхоз Пензенской области ссылается, на то что согласно карте-схеме подразделения лесов Ленинского лесничества Пензенской области Участок не относится к землям лесного фонда, в связи с чем осуществить проектирование Участка не представляется возможным.
Согласно п. 5 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Таким образом, законодательно установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.
Участок с кадастровым номером 58:24:0381402:136 имеет статус «ранее учтенный», право собственности Российской Федерации на него зарегистрировано 21.07.2009 № 58-58-24/034/2009-537.
Поскольку сведения об Участке на момент подачи заявления и судебного разбирательства содержались в ЕГРН, ссылка Министерства на карту-схему подразделения лесов несостоятельна.
Довод Министерства, что им неоднократно заявлялось о наличии реестровой ошибки также подлежит отклонению, поскольку ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" такая ошибка будет исправлена по решению государственного регистратора прав только в том случае, если поступят документы, которые свидетельствуют о наличии ошибки и содержат сведения, необходимые для ее исправления, либо решение суда, вступившее в законную силу.
Начиная с момента обращения ООО ПКФ «Термодом» и на дату вынесения решения суда Министерством не предпринимались меры по устранению реестровой ошибки. Представленное в материалы дела письмо в адрес Управления Росреестра по Пензенской области направлено только 06.11.2020 № 16-2-6/6562 и содержит просьбу об инициировании проведения рабочей группы по рассмотрению и устранению реестровой ошибки. Никаких иных доказательств, свидетельствующих о предпринимаемых Министерством мерах по устранению реестровой ошибки до момента вынесения решения суда, Минлесхозом Пензенской области не представлено. Направление данного письма лишь указывает на начало проведение работ со стороны Минлесхоза Пензенской области по возможному выявлению предполагаемой реестровой ошибки, но не как не подтверждает само ее существование.
В обоснование своего довода Минлесхоз Пензенской области приводит сведения из письма Росреестра по Пензенской области от 18.12.2020 № исх/013620, что по сведениям ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером 58:24:0381402:136 пересекаются границы земельного участка с кадастровым номером 58:24:0381402:63. Данное письмо получено Министерством уже после вынесения решения арбитражного суда Пензенской области от 16.12.2020, следовательно, судом первой инстанции не исследовалось и не рассматривалось, в связи с чем не могло быть учтено судом при рассмотрении дела, и не может быть использовано в качестве свидетельства необоснованности выводов суда. С учетом изложенного несмотря на то, что сведения, содержащиеся в письме, относятся к спорному Участку, в настоящее время Участок продолжает существовать и относиться к категории «земли лесного фонда», разрешенное использование «для размещения лесопарков».
О наличии реестровой ошибки было сообщено Министерством только в ходе судебного разбирательства. В обжалуемом отказе, выраженном в письме от 19.03.2020 года № 16-2-3/1570, Заявителю только сообщалось, что Участок не относится к землям лесного фонда, не примыкает к границам территории земель лесного фонда Ленинского лесничества Пензенской области, без указания на реестровую ошибку.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы и аргументы подателя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу спора, повлияли бы на обоснованность и законность либо опровергли бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
В связи с чем данные доводы Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, сводящиеся фактически к повторению его позиции, исследованной и правомерно отклоненной арбитражным судом первой инстанции, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 декабря 2020 года по делу №А49-3606/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий В.А. Корастелев
Судьи И.С. Драгоценнова
Е.Г. Попова