ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
12 августа 2013 года Дело № А65-3427/2013
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 10 января 2013 г.;
от муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» – извещен, не явился;
от третьего лица – извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 апреля 2013 г.
по делу № А65-3427/2013 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Хэрэкэт» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Казань,
к муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», г. Казань,
третье лицо – Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Хэрэкэт» (далее - заявитель, Общество) обратилось к муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее - ответчик, Комитет) с заявлением о признании незаконным отказа МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», выраженного в письме от 15 ноября 2012 г. № 20599 об изменении акта от 13 сентября 2011 г. № 1475 об установлении цены продажи земельного участка площадью 5882 кв.м. с кадастровым номером 16:50:150306:142, расположенного по адресу: <...>; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем изменения акта от 13 сентября 2011 г. № 1475 об установлении цены продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:150306:142, расположенного по адресу: <...>, применив в расчете цены продажи кадастровую стоимость земельного участка в размере 38 392 000 руб. с коэффициентом кратности величины земельного участка, равным 11.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 апреля 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что ответчик произвел расчет цены продажи земельного участка от кадастровой стоимости, которая существовала на дату первого обращения заявителя о выкупе земельного участка, а не на момент вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-15329/2012.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Общество пользовалось земельным участком на основании договора аренды от 21 июля 2004 г. № 071-1275.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 08 сентября 2011 г. № 5203 ООО «Хэрэкэт» предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 5882 кв.м. с кадастровым номером 16:50:150306:142, расположенный по адресу: <...>. Комитету указано в месячный срок с даты принятия постановления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
Ответчик, исполняя постановление Исполкома от 08 сентября 2011 г. № 5203 о заключении договора купли-продажи земельного участка, в акте установления цены продаваемого земельного участка от 13 сентября 2011 г. № 1475 осуществил расчет цены объекта продажи, исходя из кадастровой стоимости 70 157 613, 82 руб.
Заявитель, считая кадастровую стоимость земельного участка, исчисленную на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. № 1102 в размере 70 157 613, 82 руб. с удельным показателем в 11 927, 51 руб., не соответствующей рыночной стоимости земельного участка, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 августа 2012 г. по делу № А65-15329/2012 удовлетворен иск заявителя к ФГБУ «ФКП Росреестра» о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:150306:142 с учетом его рыночной стоимости в размере 38 392 000 руб.
Указанные сведения внесены в ГКН, что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 26 сентября 2012 г.
Заявитель 08 октября 2012 г. обратился к ответчику с просьбой о подготовке акта установления цены продажи земельного участка с учетом изменений, внесенных в ГКН, при этом указав, что заявление подается в дополнение к ранее поданной заявке от 01 июля 2011 г. вх. № 16743 в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка и согласно постановлению Исполкома МО г. Казани от 08 сентября 2011 г. № 5203.
Ответчик письмом от 15 ноября 2012 г. № 20599 указал, что в решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 августа 2012 г. в резолютивной части не указана дата, с которой применяется кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, поэтому Комитет руководствуется письмом Министерства финансов Российской Федерации от 01 марта 2012 г. № 03-05-04-02/17, в котором разъяснено, что кадастровая стоимость, определенная по итогам рассмотрения споров о размере рыночной стоимости, должна применяться в следующем налоговом периоде. В связи с чем Комитет указал, что рыночная стоимость применяется с 01 января 2013 г. и основания для внесения изменений в акт установления цены продажи участка от 13 сентября 2011 г. № 1475 отсутствуют.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 01 марта 2012 г. № 03-05-04-02/17 содержатся разъяснения, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Положениями абз. 3 ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ определен момент, с которого правомерно использование сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством РФ - день их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются:
- для целей налогообложения (налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст.ст. 390, 391 НК РФ);
- при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности собственникам зданий, строений, сооружений (ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 36 ЗК РФ);
- для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (ст. 65 п. 5 ЗК РФ);
- при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков (ст. 2, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
- при приватизации государственного и муниципального имущества (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»);
- при определении размера платы за снятие запрета на строительство, реконструкцию на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек при приобретении лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
- при установлении арендной платы за земельные участки, предоставленные для жилищного строительства (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
- в других случаях, определенных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ссылка ответчика на разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, изложенные в письме от 01 марта 2012 г. № 03-05-04-02/17, отклоняется арбитражным апелляционным судом, поскольку указанное письмо имеет информационно-разъяснительный характер по конкретным вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как было указано выше, заявитель обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка 01 июля 2011 г.
Постановлением Исполкома МО г. Казани № 5203 Обществу представлен в собственность испрашиваемый земельный участок и Комитету указано на подготовку проекта купли-продажи земельного участка, который по акту от 13 сентября 2011 г. № 1475 установил выкупную цену, исходя из кадастровой стоимости 70 157 614 руб., с которой заявитель не согласился и обратился в суд с иском о внесении в ГКН сведений о рыночной стоимости земельного участка в 38 392 000 руб. Указанные сведения были внесены в ГКН во исполнение решения суда.
Как пояснил представитель заявителя в арбитражном апелляционном суде, проект договора в его адрес не направлялся, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Выкупная стоимость должна исчисляться, исходя из кадастровой стоимости, равной 38 329 000 руб. с применением коэффициента кратности величины земельного налога со значением 11, как это было предусмотрено в акте установления выкупной цены от 13 сентября 2011 г. № 1475.
При этом суд первой инстанции принял во внимание, что в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 3.1.23 Положения о Муниципальном казенном учреждении «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», утвержденного решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 г. № 20-3, предусмотрено, что Комитет наделен полномочиями на выступление в качестве продавца земельных участков и прав на заключение договоров аренды земли, оформление и выдачу актов установления выкупной цены земельных участков, договоров аренды, договоров безвозмездного срочного пользования земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Казани, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности до 01 июля 2012 г. определен в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 января 2008 г. № 18 установлено, что до 01 июля 2012 г. цену земли, применяемую для определения стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, приобретаемых собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 1 миллиона человек - в размере одиннадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 9 Постановления от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указал, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Исходя из положений п. 1 ст. 421, п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 5 п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 36, п. 1 ст. 37 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что цена продажи земельного участка должна быть определена на дату подачи заявления о его приобретении в собственность, то есть на 01 июля 2011 г. с учетом измененных сведений государственного кадастра недвижимости, внесенных на основании решения суда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал на наличие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 апреля 2013 г. по делу № А65-3427/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.С. Засыпкина
Судьи П.В. Бажан
Н.Ю. Марчик