ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Аэродромная, 11 «А»
Самара, 443070
тел.: (846) 273-36-45, факс: 372-62-54
E-mail: info@11aas.arbitr.ru
http://www.11aas.arbitr.ru
28 сентября 2022 года Дело № А55-20668/2020 город Самара № 11АП-9969/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Коршиковой Е.В., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кистановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2022 года в зале № 7 помещения суда апелляционную жалобу Муниципального образования городского округа Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2022 года по делу № А55-20668/2020 (судья Богданова Р.М.)
по иску Муниципального образования городского округа Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти
к РФ в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области
Третьи лица - 1.Министерство образования и науки Самарской области, 2.МБУ детский сад № 76 «Куколка», 3.МАОУ детский сад № 80 «Песенка», 4.МАДОУ детский сад № 69 «Веточка», 5.МБДОУ детский сад № 26 «Сказка», 6.МАДОУ детский сад № 49 «Веселые нотки», 7.МБДОУ детский сад № 41 «Огонек», 8.структурное подразделение МБУ «Лицей № 51» детский сад «Реченька», 9. Министерства управления финансами Самарской области о взыскании 10 429 038 руб.,
без участия представителей сторон и третьих лиц,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти обратилось в арбитражный суд с иском, в котором просит: Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти убытки, возникшие в результате предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья муниципальных образовательных учреждений МБУ детский сад № 76 «Куколка»,МАОУ детский сад № 80 «Песенка», МАДОУ детский сад № 69 «Веточка», МБДОУ детский сад № 26 «Сказка», МАДОУ детский сад № 49 «Веселые нотки», МБДОУ детский сад № 41 «Огонек», структурное подразделение МБУ «Лицей № 51» детский сад «Реченька», не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в размере 10 429 038,00 руб. (десять миллионов четыреста двадцать девять тысяч тридцать восемь руб. 00 коп.).
В процессе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: 1.Министерство образования и науки Самарской области, 2.МБУ детский сад № 76 «Куколка», 3.МАОУ детский сад № 80 «Песенка», 4.МАДОУ детский сад № 69 «Веточка», 5.МБДОУ детский сад № 26 «Сказка», 6.МАДОУ детский сад № 49 «Веселые нотки», 7.МБДОУ детский сад № 41 «Огонек», 8.структурное подразделение МБУ «Лицей № 51» детский сад «Реченька», 9. Министерства управления финансами Самарской области.
Арбитражный суд Самарской области решением от 06 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация г.о. Тольятти обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocила отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование своей жалобы заявитель Администрация укaзала на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
Министерство управления финансами Самарской области, Управление федерального казначейства по Самарской области представили отзывы, в которых прoсили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Министерство образования и науки Самарской области представило отзыв, в котором указало на то, что с доводами апелляционной жалобы не согласно.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришeл к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2017 по 31.12.2019 оказывались услуги по предоставлению бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях МБУ детский сад № 76 «Куколка»,МАОУ детский сад № 80 «Песенка», МАДОУ детский сад № 69 «Веточка», МБДОУ детский сад № 26 «Сказка», МАДОУ детский сад № 49 «Веселые нотки», МБДОУ детский сад № 41 «Огонек», структурное подразделение МБУ «Лицей № 51» детский сад «Реченька», учредителем которых является муниципальное образование - городской округ Тольятти, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа Тольятти исполняет мэрия городского округа Тольятти (в настоящее время - администрация городского округа Тольятти).
Плата за присмотр и уход за детьми, осваивающими общеобразовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Тольятти установлена на 2017 год постановлением мэрии городского округа Тольятти от 07.11.2014 года № 4138-п/1«Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Тольятти, реализующих образовательные программы дошкольного образования», с учетом изменений, внесенных постановлением мэрии городского округа Тольятти от 06.04.2016 № 1059-п/1.
Расходы на предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питания, в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Тольятти сформированы в 2017, 2018, с 01.01.2019 по 31.05.2019 года из расчета питания за дето-день в размере 58,59 руб. для детей в возрасте до 3-х лет, 73,18 руб. - для детей в возрасте от 3-х до 7 лет , за период с 01.06.19 по 31.12.19 - 64,53 руб. для детей в возрасте до 3-х лет), 79,80 руб. - для детей в возрасте от 3-х до 7 лет.
Размер расходов за предоставление бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 года составил 10 429 038, 00 руб.
Денежные средства, необходимые для предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность получены образовательными учреждениями в виде субвенций, предусмотренных в бюджета городского округа Тольятти на соответствующий финансовый год (НПА 2017, 2018, 2019) и перечисленные в образовательные учреждения в соответствии с прилагаемыми платежными документами.
Как установлено судом первой инстанции, учредителем муниципальных бюджетных образовательных учреждений муниципальных бюджетных образовательных учреждений городского округа Тольятти МБУ детский сад № 76 «Куколка»,МАОУ детский сад № 80 «Песенка», МАДОУ детский сад № 69 «Веточка», МБДОУ детский сад № 26 «Сказка», МАДОУ детский сад № 49 «Веселые нотки», МБДОУ детский сад № 41 «Огонек», структурное подразделение МБУ «Лицей № 51» детский сад «Реченька» является муниципальное образование -городской округ Тольятти, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа Тольятти исполняет мэрия городского округа Тольятти (в настоящее время - Администрация городского округа Тольятти).
Полагая, что порядок возмещения указанных расходов действующим законодательством не установлен, истец заявил, что муниципальное образование городской округ Тольятти в спорный период понесло убытки в вышеуказанной сумме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Вместе с тем, пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), что организация предоставления названного в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ образования (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, а также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 63.1).
Согласно пункту 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое
положение участников отношений в сфере образования, является
Федеральный закон № 273-ФЗ.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, содержание которой аналогично положениям подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.
При этом в соответствии с частью 2 этой же статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий в том числе по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ и к ним относятся в том числе:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1);
-создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4).
Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Федерального закона № 273-ФЗ.
Частью 1 указанной статьи установлено, что организация питания
обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Согласно части 4 данной статьи обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов органами местного самоуправления.
Федеральный закон № 273-ФЗ, регулируя в статье 34 основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, в пункте 2, непосредственно касающемся мер социальной поддержки и стимулирования, предусмотрел, что обучающиеся питанием обеспечиваются в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В пункте 7 этой же части закреплено право предоставления иных мер социальной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
Суд первой инстанции верно указал, что поскольку положениями статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения.
Истец в апелляционной жалобе указывает, что полномочия по предоставлению мер поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относятся к полномочиям Российской Федерации, указывает при этом на отсутствие полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ в указанной сфере.
Относительно полномочий по финансированию указанной меры социальной поддержки следует отметить, что Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 17.02.2022 по судебному делу № А55-35668/2020, аналогичному по предмету спора настоящему судебному делу, указал, что «поскольку положениями статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения.
Следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения, в рассматриваемой ситуации к Администрации городского округа Тольятти.».
Таким образом, суд кассационной инстанции, разрешая судебный спор по указанному делу, установил отсутствие правовых оснований для взыскания органом местного самоуправления убытков, возникших в результате предоставления мер поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья муниципальных бюджетных учреждений г.о. Тольятти, не проживающим в указанных организациях, так как обязанность по организации и обеспечении питания в отношении данной категории обучающихся отнесена к вопросам местного значения и должна реализовываться за счет средств местного бюджета.
В соответствии с частью 7 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Механизм финансового обеспечения данного обязательства Законом об образовании и иными федеральными законами не определен, и соответствующие расходы не отнесены, в том числе, к расходам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 части 3 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании.
Важно подчеркнуть, что такое полномочие субъекта РФ как обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования не может включать обязанность по финансированию льгот на питание.
Федеральными органами исполнительной власти, включая финансовый орган Российской Федерации, приводятся разъяснения применения указанных положений. Так, например, письмом Минфина России от 30.12.2015 № 02-10-09/77616 сформирована позиция о конкретных видах расходов, которые могут нестись в рамках реализации указанного выше полномочия.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об образовании органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий в том числе по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Наличие в Законе об образовании права на предоставление дополнительной поддержки, предусмотренное статьей 8, исключает законодательное закрепление аналогичной обязанности и, соответственно, корреспондирующего ей полномочия.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №273-Ф3) реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Вместе с тем пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены ч.1 ст.9 Федерального закона №273-Ф3 к ним относятся в том числе:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1);
создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4).
Согласно ч. ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
В соответствии с п. 15 ч. 3. ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.
Пунктом 2 ч.2 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования в виде обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ.
Частью 7 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
При этом необходимо отметить, что специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Федерального закона об образовании.
В соответствии с ч.1, ч. 4 ст. 37 Федерального закона № 273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Таким образом, источник финансирования расходов по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, зависит от формы собственности образовательной организации.
Поскольку полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, следовательно вопросы связанные с обеспечением питания в образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения, следовательно и обеспечение питанием должно производиться за счет средств местного бюджета. Данная позиция также отражена в п.3 Обзора практики суда Еврейской автономной области по административным делам за второе полугодие 2018 года.
Таким образом, поскольку именно муниципальное образование городской округ Тольятти является учредителем муниципальных бюджетных учреждений, следовательно и финансирование расходов связанных с обеспечением бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться муниципальным образованием городской округ Тольятти за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, а не за счет казны РФ как указали суды в своих судебных актах.
В подтверждении вышеуказанных доводов, федеральный законодатель ч.4 ст. 37 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрел право органа местного самоуправления устанавливать случаи и порядок обеспечения лиц, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, бесплатным питанием, при этом обеспечение обучающихся питанием производится за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов. Аналогичная правовая позиция содержится в Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2017 по делу №73-АПГ16-18.
Кроме того, общие вопросы образования, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Подпунктами 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Исходя из положений подпункта 24 п.2 той же статьи Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации также отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнародных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих детей ( в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
Согласно п.1 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п.2 данной статьи, осуществляются названными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
С учетом изложенного указанные полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации финансируют самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых муниципальных образованиям в виде субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Средства федерального бюджета в виде субвенций могут дополнительно привлекаться только в порядке и случаях, установленных федеральными законами, в связи с чем не являются основным источником финансового обеспечения указанных полномочий субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.2, в п.5 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, а также принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных БК РФ, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации (абз. 3 и 5 п. 1 ст. 85 БК РФ).
Согласно под.3 п.1 ст. 8 Федерального закона №273-Ф3 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с под. 12 п.1 ст. 8 вышеуказанного Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации также отнесена организация социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
Согласно ст. 8 Федерального закона №273-Ф3 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей, в том числе финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и частных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей.
Вместе с тем, Федеральный закон №131-ФЗ предусматривает, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 63.1).
Таким образом, в соответствии с нормами ст. 8 Федерального закона №273-Ф3 и ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ именно органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях за счет средств субъекта РФ.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, а также с учетом положений Федерального закона № 273-ФЗ следует, что расходы связанные с обеспечением питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях должны финансироваться за счет средств местного бюджета, поскольку данные расходы являются одной из форм общегосударственных конституционных гарантий доступности получения начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, реализуемой в том числе, и органами местного самоуправления.
На основании п. 13 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относиться к вопросам местного значения.
В целях решения указанного вопроса органы местного самоуправления создают и финансируют муниципальные учреждения (пи. 3 п. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, в соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 37, ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях не проживающими в организации, возложено именно на органы местного самоуправления, следовательно финансирование вышеуказанных расходов должно осуществляться городским округом Тольятти за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, а не за счет казны РФ.
Данный вывод также подтверждается судебной практикой, а именно постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.02.2022 по делу №А55-35668/2020.
В то же время, в соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Одновременно в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ);
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Таким образом, вопрос выделения из областного бюджета средств на финансовое обеспечение расходных обязательств связан исключительно с наличием у субъекта Российской Федерации собственных или переданных от Российской Федерации полномочий.
Из объяснений Министерство управления финансами Самарской области следует, что Самарская область соответствующими полномочиями не наделялась, субвенции на осуществление данных полномочий из федерального бюджета бюджету Самарской области в указанный период не предоставлялись.
Это обстоятельство истцом не оспаривалось.
С учетом изложенного расходы в соответствии с частью 7 статьи 79 Закона об образовании не могут быть отнесены к расходам Самарской области, поскольку действующим законодательством не предусмотрены полномочия субъекта РФ по финансовому обеспечению таких расходов, а являются вопросом местного значения.
Арбитражный суд Самарской области обоснованно сделал вывод, что предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питаниям не отнесено к полномочиям субъекта РФ.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2022 года по делу № А55-20668/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования городского округа Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий Л.Л. Ястремский
Судьи Е.В. Коршикова
С.Ш. Романенко