ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-13712/10 от 26.11.2010 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

А12-13712/10

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А12-13712/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен30 ноября 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Поваровой Н.В.,

при участии в судебном заседании представителей:

Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области –ФИО1, доверенность от 01.09.2009, действительна с 01.09.2009 по 31.12.2011, ФИО2, доверенность от 09.11.2010, действительна по 31.12.2011, открытого акционерного общества «Городищенский комбинат хлебопродуктов» - ФИО3, доверенность от 07.10.2010 № 15/10, выдана сроком на один год, ФИО4, доверенность от 29.06.2010, действительна до 31.01.2011,

без участия в судебном заседании представителей Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (почтовое уведомление № 78237),

в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 19.11.2010 до 26.11.2010 до 14 часов 20 минут,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 августа 2010 года

по делу № А12-13712/2010 (судья Середа Н.Н.),

по заявления открытого акционерного общества «Городищенский комбинат хлебопродуктов», р.п. Новый Рогачик, Городищенский район, Волгоградская область,

к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, г. Волгоград,

третье лицо:

Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, г. Волгоград,

о признании представления недействительным,

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее по тексту - ТУ Росфиннадзора) о признании недействительным представления от 01.06.2010г. № 07-08/35/07-14-09/2194.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.08.2010г. требования Общества удовлетворены со ссылкой на то, что ответчик вышел за пределы поручения Росфиннадзора от 03.02.2010г. и осуществил проверку юридического лица, не поименованного в указанном поручении и не являющегося в силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств.

Помимо этого суд установил несоответствие оспариваемого представления требованиям п. 123 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 04.09.2007г. № 75н, (далее Административный регламент) и указал на правомерность получения ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» субсидий из федерального бюджета.

В жалобе, поданной в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, ТУ Росфиннадзора просит отменить судебный акт, в удовлетворении требований ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» отказать, ссылаясь на то, что основания, предмет и процедура проведения проверки в отношении Общества не нарушена, а также на то, что в ходе проверки нашло свое подтверждение получение ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» субсидии с нарушением п.п. «а» п.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 90, п.5 Порядка, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 04.04.2009 № 113-П.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» полагает решение суда соответствующим действующему законодательству.

В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области считает, что ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» включено в реестр заемщиков на предоставление субсидий на основании решения Комиссии в полном соответствии с требованиями пунктов 10, 13 Порядка, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 04.05.2009г. № 113-П.

В судебном заседании представители ОАО «Городищенский комбинат, ТУ Росфиннадзора поддержали позиции по делу.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» обратилось в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области с заявлением о включении Общества в реестр на получение субсидии из федерального бюджета на условиях, установленных Порядком возмещения в 2010году сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам Волгоградской области части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 04.05.2009г. № 113-П. по кредиту в размере 164 000 000 рублей, полученному Обществом в Акционерном коммерческом Банке «Московский деловой мир» (открытое акционерное общество») в соответствии с кредитным договором № 09.Д07/08.73 от 18.02.2008г. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии носят обязательный целевой, безвозмездный и, как правило, безвозвратный характер.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В качестве оснований для предоставления данных субсидий выступают нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок выделения соответствующих средств, перечень которых прямо предусмотрен в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом данные нормативно-правовые акты должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее Постановление Правительства Российской Федерации N 90) были утверждены Правила распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

В свою очередь, субъектом Российской Федерации Волгоградской областью Постановлением Администрации Волгоградской области от 04.05.2009г. № 113-п утвержден Порядок возмещения в 2010 году сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам Волгоградской области части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.

Согласно п. 2 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат:

2.1. По кредитам (займам), полученным на срок до 1 года:

2.1.1.Сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан,
ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских
кооперативов) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами после 1 января 2008 г. - на
закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта
сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений,
кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения
сезонных работ в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского
хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение молодняка
сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании
сельскохозяйственной продукции.

Пунктом 9 Порядка установлено, что субсидии предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются.

Для получения субсидий заемщики в соответствии с п. 10 Порядка представляют в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области следующие документы:

плановый расчет размера субсидии на текущий финансовый год по форме согласно приложению 1, подписанный заемщиком и кредитной организацией;

-расчет размера субсидии по форме согласно приложению 2, подписанный заемщиком и кредитной организацией, а также копии платежных поручений или приходных кассовых ордеров, выписки, подтверждающие уплату начисленных процентов за пользование кредитом (займом), заверенные руководителем кредитной организации;

-копии документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), заверенные заемщиком, в соответствии с перечнем, утверждаемым Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию;

-документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат.

Принятые Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию документы передаются на рассмотрение комиссии по определению организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, сельскохозяйственных товаропроизводителей, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Волгоградской области, имеющих право на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.

В течение 30 календарных дней Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию проверяет представленные заемщиком документы, а Комиссия принимает решение о предоставлении заемщику субсидии либо об отказе в ее предоставлении. Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию на основании решения Комиссии формирует реестр заемщиков по форме согласно приложению 3.

Как следует из заявления о включении в реестр на получение субсидий из федерального бюджета и приложенного к нему пакета документов, ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» представлены все предусмотренные как Правилами, так и Порядком документы, необходимые для принятия решения о включении в реестр получателей субсидий из федерального бюджета..

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами Комитет перечислил субсидию, в том числе источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета в сумме 12 126 482 рубля на расчетный счет ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов».

26.01.2010г. руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора утверждена Программа проверки бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетного национального проекта « Развитие агропромышленного комплекса» по подпрограмме «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и их подведомственных организаций, у иных получателей за 2009г.

В соответствии с п.2.5 Программы предусматривалась проверка органами финансового надзора соблюдения требований по предоставлению государственной поддержки бюджетам субъектов Российской федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, предусмотренным Правилами № 90, в том числе полноту и достоверность представленных заемщиком документов.

Письмом от 03.02.2010г. № 43-01-02-25/394 (т.1, л.д.29) Росфиннадзор поручил территориальным управлениям в соответствии с п. 22 Плана деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2010г. провести проверку в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органах власти и подведомственных им организациях, у иных получателей использования бюджетных средств, направленных в 2009 году на реализацию приоритетного национального проекта « Развитие агропромышленного комплекса», в том числе по подпрограмме «Достижение финансовой устойчивости» (т.3, л.д.1).

В период с 24 по 26 мая 2010г. ТУ Росфиннадзора на основании удостоверения № 86-рп от 20.05.2010г. проведена проверка правомерности получения ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной промышленной переработки.

Проверкой установлено, что ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» нарушены положения п. 8 Правил распределения и предоставления в 2010г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009г. № 90; п.п. 9 и 10 Порядка возмещения в 2010 году сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам Волгоградской области части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 04.05.2009г. № 113 -п, что повлекло неправомерное получение субсидии из федерального бюджета, о чем 26.05.2010г. составлен соответствующий акт (т.1 л.д.31).

Согласно положениям ст. 268 БК РФ федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов и осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

В соответствии с пунктом 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители федеральных органов исполнительной власти и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации вправе в числе прочего вынести руководителям получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.

Как правомерно отмечено судом первой инстанции ТУ Росфиннадзора результатам проверки 01.06.2010г. вынесло представление за № 07-08/35/07-14-09/2194, которым генеральному директору ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» предписано принять меры к возмещению неправомерно полученной из федерального бюджета субсидии в сумме 8 838 862 рубля и представить в установленный срок информацию об устранении выявленных нарушений и принятии мер.

Как усматривается из представленных в материалы дела документов, данное представление является документом, на основании которого предусмотрена административная ответственность за его не исполнение.

Данное представление на основании пункта 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесено к мере принуждения.

Следовательно, обжалуемое представление несет юридические последствия для ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» потому может быть обжаловано в установленном порядке.

Для исполнения функций предусмотренных ст. 268 БК РФ Приказом Министерства финансов РФ от 04.09.2007 г. N 75н утвержден Административный регламент исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее Административный регламент).

В соответствии с пунктами 3, 4, 6 Административного регламента Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.

Цель ревизии (проверки) - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Контрольные действия, указанные в пункте 5 раздела 1 Административного регламента, проводятся в отношении:

- организаций, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов;

- организаций, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности;

- организаций-получателей финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

- организаций любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, в форме сличения записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.

Административным регламентом предусмотрено, что ревизия (проверка) проводится отдельно по каждой организации с составлением самостоятельного акта проверки.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями ст. 268 БК РФ, Административного регламента Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы вправе осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета в отношении получателей бюджетных средств (ст. 152 БК РФ).

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации к получателям бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) относятся орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и(или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» как коммерческая организация в качестве получателя бюджетных средств статьей 6 БК РФ не поименована, в связи с чем, как верно указал суд первой инстанции Общество не может являться получателем средств из бюджета в понятии, приведенном в бюджетном кодексе. Субсидии полученные Обществом поступают непосредственно в его собственность, о расходовании указанных средств ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» не обязано отчитываться в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

В рассматриваемом случае Административный регламент не препятствует Росфиннадзору в отношении коммерческой организации провести проверку и составить акт.

Однако, вынесение по результатам проверки представления в соответствии со ст. 123 Административного регламента незаконно, поскольку как указано выше, ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» не является получателем бюджетных средств, в то время как представление подлежит вынесению при установлении ненадлежащего исполнения бюджетного процесса.

Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, оспариваемое представление в нарушение п. 123 Административного регламента не содержит ссылки на акт проверки, в котором отражены выявленные нарушения, документы, подтверждающие нарушение.

В связи с этим, доводы апелляционной жалобы о том, что процедура проведения проверки в отношении Общества не нарушена, следует признать несостоятельными.

Также несостоятельными следует признать доводы ТУ Росфиннадзора о том, что в ходе проверки нашло свое подтверждение получение ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» субсидии с нарушением п.п. «а» п.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 90, п.5 Порядка, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 04.04.2009 № 113-П.

Как установлено выше, ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» представлены все предусмотренные как Правилами, так и Порядком документы, необходимые для принятия решения о включении в реестр получателей субсидий из федерального бюджета.

Однако ТУ Росфиннадзора в ходе проверки пришло к выводу, что Обществом представлена неполная и недостоверная информации по вопросу использования кредита.

Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, п. 10 Порядка, как и п. 9 Правил не содержат каких-либо предписаний по данному поводу. Ни Порядок, ни Правила не предусматривают необходимость предоставления дополнительных кроме установленных документов, подтверждающих факт и целевое использование кредитных средств.

Обоснованно не нашел своего подтверждения и факт нарушения Обществом требований п. 8 Правил и п. 9 Порядка, которые предусматривают, что субсидии предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с кредитной организацией. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются.

В рассматриваемом случае ТУ Росфиннадзора настаивает, что нарушение указанных норм выразилось в том, что ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» обязательства по погашению кредита выполнены по истечении срока действия кредитного договора.

Таким образом, на дату предоставления субсидии Общество имело просроченную задолженность.

Между тем, как указано выше, в случае обнаружения такого факта представление могло быть вынесено в отношении Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области. В рассматриваемом случае законных оснований для возврата Обществом в бюджет полученных субсидий не имеется, поскольку Соглашение о предоставлении субсидий недействительным не признано.

При изложенных обстоятельствах оценка судом обстоятельств погашения кредита поручителем ОАО «Городищенский комбинат хлебопродуктов» самостоятельного правового значения при оценке законности оспариваемого представления не имеет.

На основании изложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 268 –Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 августа 2010 года по делу № А12-13712/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий М.Г. Цуцкова

Судьи: О.А. Дубровина

С.А. Кузьмичев