ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-15456/10 от 27.12.2010 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

А12-15456/10

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

======================================================================

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

30 декабря 2010 года Дело № А12-15456/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2010 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Александровой Л.Б.,

судей Борисовой Т.С., Лыткиной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потехиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области (г. Волгоград)

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 25 октября 2010 г. по делу № А12-15456/2010 (судья Булычева Е.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РусЛото» (г. Москва)

к межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области (г. Волгоград)

об оспаривании решения налогового органа

У С Т А Н О В И Л :

ООО «РусЛото» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области об отказе в постановке на учет обособленного подразделения юридического лица.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 25 октября 2010 г. признан недействительным отказ межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области в постановке на учет общества с ограниченной ответственностью «РусЛото» по месту нахождения его обособленного подразделения, изложенный в письме № 05-15/40502б от 05 апреля 2010 г., как несоответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации. В порядке восстановления нарушенного права суд обязал межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области осуществить постановку общества с ограниченной ответственностью «РусЛото» на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: 400033, Россия, <...>, в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.

На межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области отнесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

ООО «РусЛото» возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2000 руб.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что ООО «РусЛото» не представило на регистрацию лицензию на проведение азартных игр и разрешение на проведение лотереи.

В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле. Межрайонная ИФНС России № 9 по Волгоградской области и ООО «РусЛото» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления о вручении почтовых отправлений №№ 78152, 78153. Почтовое отправление вручено инспекции 06 декабря 2010 г. Информация на сайте размещена 01 декабря 2010 г. При таких обстоятельствах указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.

ООО «РусЛото» заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ООО «РусЛото» 30 марта 2010 г. обратилось в налоговый орган с заявлением о поставке на учет в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения.

Инспекция письмом от 05 апреля 2010 г. № 005-15/40502б (л.д. 69-70) отказала обществу в постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения, сославшись на отсутствие в представленном пакете документов лицензии на проведение азартных игр и разрешения на проведение лотереи.

Удовлетворяя заявленное ООО «РусЛото» требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налогоплательщиком соблюдены нормы законодательства о налогах и сборах, а право на постановку обособленного подразделения на налоговый учет подтверждается представленными в суд доказательствами.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, законодательству о налогах и сборах.

Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ч. 2 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспариваемый акт ненормативного характера, по мнению заявителя, нарушает его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности путем лишения его права уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму произведенных расходов и на налоговый вычет, что, соответственно, лишило его того, на что он мог рассчитывать при соблюдении налоговым органом положений законодательства о налогах и сборах.

Суд первой инстанции правильно указал на то, что в судебном порядке могут быть обжалованы в том числе и письма, подписанные руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направленные конкретному налогоплательщику и затрагивающие интересы последнего в сфере предпринимательской деятельности. Согласно положениям статьи 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации установлено право налогоплательщика обжаловать в суд акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Порядок обращения за судебной защитой в арбитражный суд в таких случаях определен в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 г. № 418-О нормативные положения, содержащиеся в статьях 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями статей 29 и 198 АПК РФ не исключают обжалование в арбитражный суд решений (актов ненормативного характера) любых должностных лиц налоговых органов, и соответственно, полномочие арбитражного суда по иску налогоплательщика проверять их законность и обоснованность.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. № 5 разъяснено, что при применении статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Суд первой инстанции выяснил обстоятельства, связанные с установлением момента, когда обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Апелляционная жалоба не содержит доводов относительно указанных выводов суда первой инстанции.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованном отказе налогоплательщику в постановке на налоговый учет его обособленного подразделения.

В заявлении ООО «РусЛото», поступившем в инспекцию 30 марта 2010 г. (л.д. 71-72), указаны сведения о создании обществом с ограниченной ответственностью «РусЛото», зарегистрированным по месту нахождения межрайонной ИФНС России № 43 по г. Москве, обособленного подразделения по адресу: <...>. В заявлении содержались сведения о видах экономической деятельности: прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки (код ОКВЭД 92.72) и деятельность по организации азартных игр (организация лотерей, включая продажу лотерейных билетов) (код ОКВЭД 92.71).

В целях постановки на налоговый учет обособленного подразделения к заявлению были приложены: приказ о создании обособленного подразделения (л.д. 73), свидетельство о постановке на налоговый учет ООО «РусЛото» (л.д. 74), положение об обособленном подразделении ООО «РусЛото» (л.д. 75-77), справка территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (л.д. 78-79), договор аренды нежилого помещения и акт приема-передачи (л.д. 80-85), Устав ООО «РусЛото» (л.д. 86-93), справка банка об открытии расчетного счета (л.д. 94), приказ о назначении генерального директора (л.д. 95), уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения (л.д. 97).

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 г. № 154-ФЗ, от 23.12.2003 г. № 185-ФЗ, от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ) в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ при осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.

В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Обязанность налоговых органов на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках поставить налогоплательщика на учет предусмотрена п. 10 ст. 83 НК РФ.

Таким образом, обязанность налогового органа по постановке на налоговый учет обособленного подразделения юридического лица корреспондируются с обязанностью налогоплательщика, предусмотренной пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, согласно которому налогоплательщики - организации помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.

Постановка на налоговый учет связана с созданием обособленного подразделения, а не с осуществлением данным подразделением какого-либо вида деятельности, что соответствует положениям ст. 83 НК РФ.

Создание обособленного подразделения юридического лица – внутреннее дело хозяйствующего субъекта и не может зависеть от властных, распорядительных полномочий налогового органа. Постановка на учет связана с заявительным характером и не зависит от наличия соответствующего разрешения инспекции.

Кроме того, из материалов дела следует, что позиция межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области не соответствует позиции иных налоговых органов Российской Федерации. Так, 23 декабря 2010 г. ИФНС России по г. Наро-Фоминску Московской области поставлено на налоговый учет обособленное подразделение ООО «РусЛото» (уведомление № 998087) (л.д. 50); 11 января 2010 г. ИФНС России по г. Сыктывкару (уведомление № 1328263) (л.д. 51); 16 апреля 2010 г. ИФНС России по Центральному району г. Волгограда (уведомление № 8722710 (л.д. 49).

На основании вышеизложенного довод заявителя апелляционной жалобы о том, что у налогового органа имелись основания для отказа в постановке на налоговый учет не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.

Доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана полная и объективная оценка в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, что нашло отражение в обжалуемом судебном акте. Нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда не имеется.

Апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л :

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 25 октября 2010 года по делу № А12-15456/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной ИФНС № 9 по Волгоградской области (г. Волгоград) – без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий Л.Б. Александрова

Судьи Т.С. Борисова

О.В. Лыткина