А12-17827/10
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
===============================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
«15» декабря 2010 года Дело № А12-17827/2010
Резолютивная часть постановления объявлена «14» декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен «15» декабря 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Полимертехпрод», г. Волгоград
на решение арбитражного суда Волгоградской области от «20» октября 2010 года по делу № А12-17827/2010 (судья Е.В. Пономарева)
по заявлению ООО «Полимертехпрод», г. Волгоград
к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось ООО «Полимертехпрод» с заявлением о признании незаконным постановления Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 20 октября 2010 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
С вынесенным решением суда первой инстанции общество не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 23 июля 2010 года государственным инспектором Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов ФИО1 на основании распоряжения от 24.05.2010 года № 1398 проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью «Полимертехпрод» по вопросам соблюдения требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Полимертехпрод» является производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров (производство полиэтиленовой пленки). В цехе, расположенном по адресу: <...>, выявлены факты несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: в ходе осуществления обществом с ограниченной ответственностью «Полимертехпрод» хозяйственной деятельности по указанному адресу образуются отходы производства и потребления первого, третьего, четвертого классов опасности: код по ФККО 353301001301 1 - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак первого класса опасности (опасные свойства отхода - токсичность); код по ФККО 5410021102033 - масла компрессорные отработанные третьего класса опасности; код по ФККО 9120040001004 - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) четвертого класса опасности; код по ФККО 5490270101034 - обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 процентов) четвертого класса опасности; код по ФККО 1470060113004 - кожанаярабочая, потерявшая потребительские свойства четвертого класса опасности.
Представленные при проверке паспорта на отходы первого, третьего и четвертого классов опасности с 2009 года и на момент проверки не соответствуют установленной форме - не согласованны НижнеВолжским управлением Ростехнадзора, свидетельства о классах опасности образующихся отходов, выдаваемые Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора, - отсутствуют, что является нарушением требований пунктов 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», а также приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.201 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов».
Кроме того, в ходе осмотра территории цеха по производству полиэтиленовой пленки по адресу: <...>, находящегося в собственности у предприятия, установлено, с левой стороны в 10 метрах от въезда на территорию в непосредственной близости от бетонного ограждения на почве размещены отходы первого класса опасности код по ФККО 3533010013011 - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (опасные свойства отхода - токсичность) в количестве 25 ламп, при этом 5 ламп находятся в разбитом состоянии (фототаблица), что является нарушением требований статей 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ года «Об охране окружающей среды» и представляет реальную угрозу загрязнения окружающей среды следующими опасными веществами: калий ( люминофор, ртуть металлическая, кремний диоксид и другие (вещества указаны в соответствии с паспортом данного отхода).
Также установлено, что при обращении с отходами первого, третьего и четвертого классов опасности (хранение, накопление) обществом с ограниченной ответственностью «Полимертехпрод» не обеспечено прохождение профессиональной подготовки лица, допущенного к обращению с данными отходами, подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами первого - четвертого классов опасности, что является нарушением требований статьи 15 Федерального закона 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 23.07.2010 года № 22/44007-10.
По результатам проверки в присутствии законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Полимертехпрод» комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области составлен протокол об административном правонарушении от 26.07.2010 года № 22/952-07-10 и вынесено постановление от 03.08.2010 года № 22/952-07-10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, указал на то, что в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает необоснованным по следующим основаниям.
Статьёй 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде штрафа в сумме от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее –Закон № 89-ФЗ), в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.
В соответствии со статьей 1 Закон № 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением –их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением –изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Общество не осуществляло данную деятельность в смысле, придаваемом ей нормами Закона об отходах, поэтому не может являться субъектом правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2. КоАП РФ.
Такая правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 № 4433/10.
Поскольку заявитель не осуществляет ни одного из указанных в диспозиции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действий, он не может быть субъектом ответственности по данной статье.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции сделанные в решении являются необоснованными.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от «30» сентября 2010 года по делу № А12-17319/2010 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от 03.08.2010 года № 22/952-07-10 о привлечении ООО «Полимертехпрод» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи Ю.А.Комнатная
М.Г. Цуцкова