ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-10029/2023 от 18.01.2024 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-1787/2023

18 января 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Акимовой М.А.,

судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.

при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Саратовской области Бондаренко С.И., действующего на основании доверенности от 25.12.2023 № 08-02-43/6047, представителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области Секина М.Н., действующего на основании доверенности от 11.01.2021 № 17-18/288, представителя Правительства Саратовской области Дюновой Ю.А., действующей на основании доверенности от 22.09.2022 № 1-07-08-2302,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Саратовской области, Управления Федерального казначейства по Саратовской области, Правительства Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 октября 2023 года по делу № А57-1787/2023 (судья Мамяшева Д.Р.)

по заявлению Министерства финансов Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Московская, д. 72, ОГРН 1036405003227, ИНН 6450030341),

заинтересованные лица: Управление Федерального казначейства по Саратовской области (410056, г. Саратов, Ильинская пл., д. 1/6, ОГРН 1026403343163, ИНН 6450024002), Министерство образования Саратовской области (410002, г. Саратов, ул. Соляная, д. 32, ОГРН 1056405028591, ИНН 6450608375), Министерство финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Прокуратура Саратовской области (410002, г. Саратов, ул. Григорьева, д. 33/39, ОГРН 1026402204619, ИНН 6450014678), Правительство Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Московская, д. 72, ОГРН 1176451002738, ИНН 6450096857),

о признании незаконными пунктов 1, 2 представления,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство финансов Саратовской области (далее – Министерство) с заявлением о признании незаконными пунктов 1, 2 представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области (далее – УФК по Саратовской области) от 15.12.2022 № 60-11-35/22-10005-ДСП.

Решением суда первой инстанции от 23 октября 2023 года пункт 2 представления УФК по Саратовской области от 15.12.2022 № 60-11-35/22-10005-ДСП признан недействительным, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Саратовской области и Правительство Саратовской области обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований (по пункту 1 представления от 15.12.2022) отменить по основаниям, изложенным в апелляционным жалобам, и принять по делу в данной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Саратовской области также обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований (по пункту 2 представления от 15.12.2022) отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

УФК по Саратовской областивозражает против удовлетворения апелляционных жалоб Министерства финансов Саратовской области и Правительства Саратовской области по основаниям, изложенным в отзыве, предоставленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Учитывая доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в полном объёме.

Министерство образования Саратовской области, Министерство финансов Российской Федерации, Прокуратура Саратовской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 30 ноября 2023 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалоб и отзыва на них, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, что УФК по Саратовской области на основании приказа от 16.09.2022 № 7ДСП «О назначении внеплановой выездной проверки в Министерстве финансов Саратовской области» (т.6 л.д.170-172) в период с 26.09.2022 по 21.11.2022 проведена внеплановая выездная проверка в Министерстве финансов Саратовской области по теме: «Проверка обоснованности и достоверности объёма кредиторской задолженности консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе просроченной кредиторской задолженности» (идентификатор контрольного мероприятия: 2022-ВВ.000.0009-6000.009). Проверяемый период с 01.01.2020 по 01.07.2022.

По результатам проверки УФК по Саратовской области составлен акт внеплановой выездной проверки от 21.11.2022 (т.4 л.д.98-т.6 л.д.119).

Министерство финансов Саратовской области письмом 12.12.2022 № 08-02-45/5879 направило в адрес УФК по Саратовской области возражения на акт выездной проверки от 21.11.2022 (т.2 л.д.12-21, т.6 л.д.178-197).

Рассмотрев поступившие возражения, УФК по Саратовской области письмом от 15.12.2022 № 60-11-35/22-10008-ДСП представило в Министерство копию заключения на возражения (т.2 л.д.22-68, т.6 л.д.120-166),

15 декабря 2022 года УФК по Саратовской области в адрес Министерства финансов Саратовской области внесено представление № 60-11-35/22-10005-ДСП (т.1 л.д.66-69, т.6 л.д.174-177).

В ходе контрольного мероприятия УФК по Саратовской области выявлены и отражены в представлении от 15.12.2022 № 60-11-35/22-10005-ДСП следующие нарушения:

1. в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пунктов 10, 33 Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Саратовской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2015 № 699-П (далее – Положение № 699-П), пункта 18 Положения о порядке и методике планирования бюджетных ассигнований областного бюджета и порядке составления прогноза расходов консолидированного бюджета области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утверждённого приказом Министерства финансов Саратовской области от 13.08.2019 № 434 (далее – Положение № 434) (действовало до 03.09.2020), пункта 18 Положения о порядке и методике планирования бюджетных ассигнований областного бюджета и порядке составления прогноза расходов консолидированного бюджета области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утверждённого приказом Министерства финансов Саратовской области от 04.09.2020 № 600 (далее – Положение № 600) (действовало до 31.08.2021), пункта 18 Положения о порядке и методике планирования бюджетных ассигнований областного бюджета и порядке составления прогноза расходов консолидированного бюджета области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утверждённого приказом Министерства финансов Саратовской области от 01.09.2021 № 312 (далее – Положение № 312), Министерством финансов Саратовской области при составлении проекта бюджета Саратовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов неправомерно предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Саратовской области, на общую сумму 10 872 768 600,00 руб., в том числе: на 01.01.2020 – 3 199 767 700,00 руб., на 01.01.2021 – 3 690 644 300,00 руб., на 01.01.2022 – 3 982 356 600,00 руб., и как следствие, в Законе Саратовской области от 26.11.2019 № 130-3CO «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (принят Саратовской областной Думой 20.11.2019), в Законе Саратовской области от 01.12.2020 № 141-ЗСО «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (принят Саратовской областной Думой 25.11.2020), в Законе Саратовской области от 02.12.2021 № 140-ЗСО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (принят Саратовской областной Думой 24.11.2021), а также в Сводной бюджетной росписи по расходам областного бюджета на 2020, 2021 и 2022 годы предусмотрены субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования Саратовской области, при отсутствии утверждённых нормативных затрат на оказание государственных услуг (затрат, связанных с выполнением работ) и нормативных затрат на содержание государственного имущества;

2. в нарушение статьи 34 БК РФ в 2020 году при исполнении бюджетного процесса Министерством при наличии заключённых кредитных договоров на погашение государственных долговых обязательств Саратовской области и (или) финансирование дефицита областного бюджета Саратовской области средства не были направлены своевременно (на следующий рабочий день после заключения кредитного договора) на погашение долговых обязательств области (погашение кредитов с более высокой ставкой), что позволило бы сократить расходы Саратовской области на обслуживание государственного долга на 18 512 506,76 руб. (установлено 18 случаев задержки привлечения средств после заключения кредитных договоров);

3. в нарушение абзаца седьмого пункта 1 статьи 160.2 БК РФ утверждённая приказом Министерства финансов Саратовской области от 14.09.2016 № 353 Методика прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета, администрируемых министерством финансов Саратовской области, не учитывает требования подпункта «б» пункта 2 Общих требований к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 469, поскольку не содержит описание порядка расчёта прогнозного объёма по таким видам поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, как «Увеличение прочих остатков денежных средств бюджетов субъектов Российской Федерации» и «Увеличение финансовых активов в собственности субъектов Российской Федерации за счёт средств организаций, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации и лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовых органах субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации» с указанием методов расчёта, предусмотренных пунктом 3 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 469, внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на динамику поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета при их наличии в процессе формирования изменений в закон о бюджете Саратовской области.

Представлением от 15.12.2022 № 60-11-35/22-10005-ДСП УФК по Саратовской области обязало Министерство финансов Саратовской области в срок до 04 декабря 2023 года принять меры по устранению причин и условий допущенных нарушений, в том числе: рассмотреть информацию о выявленных нарушениях; провести дополнительное изучение нарушенного законодательства Российской Федерации должностными лицами, допустившими нарушения; усилить контроль со стороны руководства Министерства финансов Саратовской области за соблюдением вышеуказанными должностными лицами требований нарушенного законодательства Российской Федерации.

Не согласившись с пунктами 1 и 2 представления УФК по Саратовской области от 15.12.2022 № 60-11-35/22-10005-ДСП, Министерство финансов Саратовской области оспорило их в судебном порядке.

Признавая недействительным пункт 2 оспариваемого представления, суд первой инстанции исходил из предположительного характера выводов УФК по Саратовской области о возможности сокращения расходов бюджета Саратовской области, сделанных в отсутствие доказательств причинения реального ущерба и без учёта принципа самостоятельности бюджетов. Кроме того, Министерством финансов Саратовской области приняты меры для сокращения расходов Саратовской области.

Отказывая в признании недействительным пункта 1 оспариваемого представления, суд первой инстанции исходил из того, что при составлении проекта бюджета Саратовской области на 2020, 2021, 2022 годы и на последующие плановые периоды определялся не из нормативных затрат на оказание государственных услуг, рассчитанных учредителем в процессе составления областного бюджета на очередной финансовый год.

Министерство финансов Саратовской области и Правительство Саратовской области обжаловали решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований (по пункту 1 оспариваемого представления).

Согласно доводам апелляционной жалобы Министерства финансов Саратовской области приказы о планировании не были оспорены в установленном законом порядке. Нормативные затраты на оказание государственных услуг, используемые при расчёте субсидий на финансовое обеспечение государственных заданий не утверждаются при формировании  проекта областного бюджета на очередной период планирования, включая период составления проекта бюджета Саратовской области, а подлежат утверждению министерством образования области не позднее 15 рабочих дней со дня доведения до него лимитов бюджетных обязательств. Кроме того, Министерство финансов Саратовской области указывает на отсутствие в материалах дела поручения Президента Российской Федерации от 10.09.2021 № Пр-1689, во исполнение которого была назначена внеплановая выездная проверка. Министерство финансов Саратовской области считает, что его доводы по существу бюджетных нарушений не были рассмотрены судом первой инстанции.

Согласно доводам апелляционной жалобы Правительства Саратовской области БК РФ и Положение № 699-П не содержат требований о применении утверждённых нормативных затрат именно в процессе формирования областного бюджета.

УФК по Саратовской области обжаловало решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований (по пункту 2 оспариваемого представления).

Согласно доводам апелляционной жалобы УФК по Саратовской области Министерство в случае подачи заявления сразу после заключения кредитного договора от 31.08.2020 № 145 имело возможность привлечь заёмные средства в размере 500 000 000 руб. по ставке 5,25 % годовых с 01.09.2020 и направить указанную сумму на погашение одного из ранее заключённых кредитов с процентной ставкой 7% годовых. Расходы бюджета при размещении банковских кредитов в установленный срок можно было бы сократить на 18,5 млн. руб. Кроме того, судом не учтено, что из денежных средств, привлечённых по 18 кредитам, ни один рубль не был направлен на возврат привлечённых средств бюджетным или автономным учреждениям. По мнению УФК по Саратовской области, Министерством при всех возможностях не был достигнут наилучший результат с использованием определённого объёма средств.

Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, финансовый орган публично-правового образования, государственные (муниципальные) учреждения.

В силу пункта 3 статьи 166.1 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными приведённым Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ к контрольной деятельности Федерального казначейства отнесён внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.

На основании пункта 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля среди прочих относится: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за достоверностью отчётов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчётов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчётов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчётов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (абзацы второй и третий пункта 2 статьи 269.2 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утверждёнными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 269.2 БК РФ).

В соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235 (далее - Стандарт), решение о назначении внепланового контрольного мероприятия может быть принято на основании, в том числе: установления должностным лицом органа контроля в ходе исполнения должностных обязанностей признаков нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесённым к полномочиям органа контроля; поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, главы местной администрации по вопросам, отнесённым к полномочиям органа контроля.

Согласно пункту 4.1 Стандарта в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля в отношении главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета подлежат изучению следующие вопросы: ведение бюджетного учёта администрируемых доходов, формирование и представление бюджетной отчётности; осуществление начисления, учёта и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществление взыскания задолженности по платежам в федеральный бюджет, пеней и штрафов; принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, а также представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принятие решений о зачёте (уточнении) платежей в федеральный бюджет и представление уведомлений в орган Федерального казначейства; списание (признание) безнадёжных к взысканию платежей в федеральный бюджет; формирование дебиторской задолженности администрируемых доходов, управление дебиторской задолженностью; формирование кредиторской задолженности администрируемых доходов, управление кредиторской задолженностью; иные бюджетные полномочия, осуществляемые главным администратором (администратором) доходов бюджета.

Из Положения Министерства финансов Саратовской области, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 11.10.2013 № 544-П (далее – Положение № 544-П), следует, что Министерство финансов Саратовской области является финансовым органом субъекта Российской Федерации - Саратовской области.

В силу подпункта 15 пункта 9.1 Положение № 544-П Министерство осуществляет полномочия в сфере исполнения бюджета: осуществляет полномочия главного администратора доходов областного бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита областного бюджета, главного распорядителя средств областного бюджета в соответствии с законом области об областном бюджете.

Указанные нормы права свидетельствуют, что к полномочиям УФК по Саратовской области отнесено проведение внеплановой выездной проверки Минфина Саратовской области по теме: «Проверка обоснованности и достоверности объёма кредиторской задолженности консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе просроченной кредиторской задолженности».

Пунктом 8 части 4 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) установлено, что положения Федерального закона № 248-ФЗ не применяются к организации и осуществлению государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном казначействе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе», Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Согласно пункту 2 указанного Положения Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Особенности осуществления государственного финансового контроля определены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2022 № 665.

Пунктом 1 Постановления № 665 установлен мораторий на проведение до 1 января 2023 года Федеральным казначейством, в том числе его территориальными органами, в рамках государственного (муниципального) финансового контроля проверок главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными (муниципальными) заказчиками.

В силу пункта 3 Постановления № 665 пункт 1 настоящего постановления не распространяется на проверки, проведение которых осуществляется в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и требованиями Генерального прокурора Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что основанием для назначения внеплановой выездной проверки Министерством финансов Саратовской области послужило поручение Федерального казначейства от 23.08.2022 № 17-02-12/20742-ДСП (т.6 л.д.170-172) во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10.09.2021 № Пр-1689 (т.7 л.д.79-80).

Вопреки доводам апелляционной жалобы Министерства финансов Саратовской области, отсутствие в материалах дела копии поручения Президента Российской Федерации от 10.09.2021 № Пр-1689 не свидетельствует о незаконности проведённой проверки, поскольку ссылка на него имеется в поручении Федерального казначейства от 23.08.2022 № 17-02-12/20742-ДСП, на основании которого принято решение о проведении внеплановой выездной проверки.

Из пункта 1 представления от 15.12.2022 № 60-11-35/22-10005-ДСП следует, что в нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пунктов 10, 33 Положения № 699-П, пункта 18 Положения № 434 (действовало до 03.09.2020), пункта 18 Положения № 600 (действовало до 31.08.2021), пункта 18 Положения № 312 Министерством финансов Саратовской области при составлении проекта бюджета Саратовской области на 2020 год, 2021 год, 2022 год и на последующие плановые периоды неправомерно предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Саратовской области, на общую сумму 10 872 768 600,00 руб., и как следствие, в Законе Саратовской области от 26.11.2019 № 130-3CO «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (принят Саратовской областной Думой 20.11.2019), в Законе Саратовской области от 01.12.2020 № 141-ЗСО «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (принят Саратовской областной Думой 25.11.2020), в Законе Саратовской области от 02.12.2021 № 140-ЗСО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (принят Саратовской областной Думой 24.11.2021), а также в Сводной бюджетной росписи по расходам областного бюджета на 2020, 2021 и 2022 годы предусмотрены субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования Саратовской области, при отсутствии утверждённых нормативных затрат на оказание государственных услуг (затрат, связанных с выполнением работ) и нормативных затрат на содержание государственного имущества.

В ходе проведения проверки уполномоченным органом установлено, что в целях внесения предложений по бюджетным ассигнованиям в проекты областного бюджета на 2020-2022 годы в ответ на запросы Минфина Саратовской области от 30.07.2019 № 02-04-11/4313, от 01.09.2020 № 02-04-11/3798, от 17.08.2021 № 02-04-11/4056 Министерство образования Саратовской области сопроводительными письмами от 22.08.2019 № 01-27/4747, от 20.09.2019 № 01-25/5436, от 16.09.2020 № 01-02/6003, от 03.09.2021 № 01.-27/5270 направлены «Предложения по распределению предельных объёмов бюджетных ассигнований областного бюджета на исполнение действующих и принимаемых обязательств на 2020-2022 годы» по форме согласно приложению № 1 к Положению, утверждённому приказом Министерства от 13.08.2019 № 434 (действовало до 03.09.2020), Положению, утверждённому приказом Министерства от 04.09.2020 № 600 (действовало до 31.08.2021), Положению, утверждённому приказом Министерства от 01.09.2021 № 312, согласно которым среди прочих указаны предложения предельных объёмов бюджетных ассигнований по субсидиям бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Предложения по распределению предельных объёмов бюджетных ассигнований областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания подведомственными бюджетными и автономными учреждениями, представленные министерством образования Саратовской области в Министерство, рассчитаны не на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Согласно Приложению № 3 «Перечень государственных учреждений Саратовской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет министерство образования Саратовской области» к постановлению Правительства Саратовской области от 10.07.2007 № 267-П «Вопросы министерства образования Саратовской области» (в редакции с 25.12.2019 по 07.06.2020) Министерство образования Саратовской области осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении 85 учреждений Саратовской области, из которых 31 автономных учреждений, 52 бюджетных учреждений и 2 казённых учреждения.

Согласно Сводной бюджетной росписи по расходам областного бюджета на 2020 год, 2021 год, 2022 год по видам расходов 611 и 621 предусмотрены бюджетные ассигнования бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Саратовской области, на общую сумму 10 895 868 845,94 руб.

Однако, как выявлено уполномоченным органом, при составлении проекта бюджета Саратовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов объём бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определялся не исходя из нормативных затрат на оказание государственных услуг (затрат, связанных с выполнением работ), рассчитанных учредителем (министерством образования Саратовской области) в процессе составления областного бюджета на очередной финансовый год, а исходя из фактического объёма финансирования и потребности в индексации расходов по заработной плате, социальных выплат, тарифов на коммунальные услуги и других параметров по отношению к предшествующему году.

Приказы Министерства образования Саратовской области от 26.12.2019 № 2714, от 28.12.2020 № 1848, от 28.12.2021 № 2079 об утверждении нормативных затрат на 2020-2022 годы изданы после составления проекта областного бюджета на указанные годы и принятия бюджета Саратовской областной Думой (20.11.2019, 25.11.2020, 24.11.2021).

УФК по Саратовской области пришло к выводу, что Минфином Саратовской области при составлении проекта бюджета Саратовской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов неправомерно предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Саратовской области на общую сумму 10 872 768 600,00 рублей, а также в Сводной бюджетной росписи по расходам областного бюджета на 2020, 2021 и 2022 годы предусмотрены субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования Саратовской области, при отсутствии утверждённых нормативных затрат на оказание государственных услуг (затрат, связанных с выполнением работ) и нормативных затрат на содержание государственного имущества.

Пунктом 2 статьи 171 БК РФ установлено, что непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учётом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Согласно пункту 1 статьи 174.2 БК РФ планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом.

Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) бюджетными и автономными учреждениями осуществляется с учётом государственного задания па очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также его выполнения в отчётном финансовом году и текущем финансовом году (пункт 3 статьи 174.2 БК РФ).

Статьёй 6 Закона Саратовской области «О бюджетном процессе в Саратовской области» установлено, что финансовый орган области:

1) получает в установленном порядке от федеральных исполнительных органов и их территориальных органов, исполнительных органов области, Территориального фонда и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта областного бюджета;

2) организует составление и непосредственно составляет проект областного бюджета, представляет его в Правительство области, принимает участие в разработке проекта бюджета Территориального фонда.

В проверяемом периоде (01.01.2020 по 01.07.2022) порядок и методика планирования бюджетных ассигнований областного бюджета и порядок составления прогноза расходов консолидированного бюджета Саратовской области на очередной финансовый год и плановый период регламентировались приказами Министерства от 13.08.2019 № 434, от 04.09.2020 № 600, от 01.09.2021 № 312.

Пунктом 18 Положения № 434 (действовало до 03.09.2020), пунктом 18 Положения № 600 (действовало до 31.08.2021), пунктом 18 Положения № 312 предусмотрено, что объёмы бюджетных ассигнований на исполнение обязательств по предоставлению субсидий областным государственным автономным и (или) бюджетным учреждениям:

а) на финансовое обеспечение оказания государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам в соответствии с государственными заданиями (их проектами) рассчитываются нормативным методом в соответствии с нормативными правовыми актами области, устанавливающими порядок определения объёма и предоставления указанных субсидий и нормативов затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ);

б) на иные цели - плановым методом либо иным методом.

Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Саратовской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания регулируется Положением № 699-П.

Пунктом 10 Положения № 699-П предусмотрено, что объём финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг (затрат, связанные с выполнением работ) с учётом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённого за областным учреждением или приобретённого им за счёт средств, выделенных областному учреждению из областного бюджета на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признаётся имущество учреждения.

В соответствии с пунктом 12 Положения № 699-П нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объёма оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе определяемых в соответствии с настоящим Положением базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее - корректирующие коэффициенты) с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчёте объёма финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением в соответствующих сферах деятельности (далее - общие требования), утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

В случае отсутствия общих требований нормативные затраты на оказание государственных услуг в соответствующей сфере деятельности рассчитываются согласно принятым главным распорядителем (органом исполнительной власти области - учредителем) порядкам расчёта нормативных затрат на оказание государственных услуг.

Согласно пункту 13 Положения № 699-П значения нормативных затрат на оказание государственной услуги утверждаются в отношении:

а) областных казённых учреждений - главным распорядителем в случае принятия им решения о применении нормативных затрат при расчёте объёма финансового обеспечения выполнения государственного задания;

б) областных бюджетных и (или) автономных учреждений - органами государственной власти области − учредителями.

Из пункта 15 Положения № 699-П следует, что базовый норматив затрат рассчитывается исходя из затрат, необходимых для оказания государственной услуги, с соблюдением показателей качества оказания государственной услуги, а также показателей, отражающих отраслевую специфику государственной услуги (содержание, условия (формы) оказания государственной услуги), установленных в общероссийских перечнях или региональном перечне (далее - показатели отраслевой специфики).

В силу пункта 21 Положения № 699-П значение базового норматива затрат на оказание государственной услуги формируется (уточняется при необходимости при формировании областного бюджета на очередной период планирования) главным распорядителем (органом государственной власти области) общей суммой с выделением:

а) суммы затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги;

б) суммы иных затрат, в том числе на коммунальные услуги, содержание недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания на оказание государственной услуги.

Корректирующие коэффициенты, применяемые при расчёте нормативных затрат на оказание государственной услуги, состоят из территориального корректирующего коэффициента, отраслевых корректирующих коэффициентов и коэффициента выравнивания, которые могут применятся как к базовому нормативу затрат на оказание государственной услуги в целом, так и к отдельным его частям.

Пунктом 25 Положения № 699-П значения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг, корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, и величина нормативных затрат на оказание государственных услуг, используемые при расчёте объёмов субсидий на финансовое обеспечение государственных заданий на соответствующий финансовый год утверждаются главными распорядителями (органами исполнительной власти области - учредителями) по форме согласно приложению № 3 к настоящему Положению не позднее 15 рабочих дней со дня доведения до них в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств и подлежат размещению на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет главных распорядителей (органов государственной власти области – учредителей).

Из системного толкования указанных положений федерального и регионального законодательства следует, что нормативные затраты на оказание государственных услуг (затрат, связанные с выполнением работ) и нормативные затраты на содержание государственного имущества формируются и утверждаются при формировании областного бюджета на очередной период планирования, включая при составлении проекта бюджета Саратовской области.

При этом указанные нормативные затраты рассчитываются не из фактического объёма финансирования, потребности и других параметров по отношению к предшествующему году, а на основании базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Учитывая изложенное, доводы апелляционных жалоб Министерства финансов Саратовской области и Правительства Саратовской области отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку они основаны на неверном толковании отдельных положений бюджетного законодательства без учёта их системной взаимосвязи.

В отзыве на апелляционные жалобы УФК по Саратовской области указало на отсутствие факта нарушения оспариваемым представлением прав и законных интересов Министерства, поскольку в адрес Управления поступила информация о результатах исполнения представления, что послужило основанием для снятия указанного представления с контроля.

Однако Министерство финансов Саратовской области в письме от 01.12.2023 № 08-02-45/5539 указывает, что решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.10.2023 по делу № А57-1787/2023 в части отказа в признании недействительным пункта 1 представления от 15.12.2022 № 60-11-35/22-10005-ДСП оспорено в апелляционной порядке; пункт 2 данного представления признан недействительным тем же решением арбитражного суда; нарушение, указанное в пункте 3 представления, устранено.

Учитывая изложенное, доводы УФК по Саратовской области об отсутствии факта нарушения прав и законных интересов Министерства оспариваемым представлением, отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные.

При этом нарушений закона данным пунктом не установлено, то есть отсутствует необходимая совокупность для признания его недействительным. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в признании недействительным пункта 1 оспариваемого представления.

Из пункта 2 представления от 15.12.2022 № 60-11-35/22-10005-ДСПследует, что в нарушение статьи 34 БК РФ в 2020 году при исполнении бюджетного процесса Министерством при наличии заключённых кредитных договоров на погашение государственных долговых обязательств Саратовской области и (или) финансирование дефицита областного бюджета Саратовской области средства не были направлены своевременно (на следующий рабочий день после заключения кредитного договора) на погашение долговых обязательств области (погашение кредитов с более высокой ставкой), что позволило бы сократить расходы Саратовской области на обслуживание государственного долга на 18 512 506,76 руб. (установлено 18 случаев задержки привлечения средств после заключения кредитных договоров)

Из материалов дела следует, что Министерством финансов Саратовской области (заёмщик) с публичным акционерным обществом «Сбербанк России» (далее – ПАО Сбербанк, Банк) заключены 18 кредитных договоров, в соответствии с которыми заёмщику открыта кредитная линия на общую сумму 8 893 391,10 тыс. руб. по ставке от 5,19 % до 5,25 % годовых на погашение государственных долговых обязательств Саратовской области и (или) финансирование дефицита областного бюджета Саратовской области в 2020 году.

При этом у Министерства финансов Саратовской области с ПАО «Сбербанк России» имелись действующие кредитные договоры по ставке от 6,7674 % до 7 % годовых.

Согласно статье 29 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); участия граждан в бюджетном процессе; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.

Как указано в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума № 23), при рассмотрении дел о защите деловой репутации, дел об оспаривании предписаний уполномоченных органов, а также иных категорий дел, при рассмотрении которых может подниматься вопрос об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств, судам необходимо учитывать следующее.

Статьёй 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств.

Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определённые цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объёма средств или что, используя определённый бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

В оспариваемом представлении УФК по Саратовской области указывает, что у Министерства финансов Саратовской области имелась возможность сокращения расходов Саратовской области в случае направления кредитных денежных средств на следующий рабочий день после заключения кредитных договоров на погашение государственных долговых обязательств (погашение кредитов с более высокой ставкой).

При этом Министерству финансов Саратовской области не вменяется неэффективное использование бюджетных средств, выразившееся в использовании бюджетных средств с превышением объёма, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), обязанность по возврату неправомерно израсходованных денежных средств не возложена.

Помимо принципа результативности и эффективности статьёй 31 БК РФ закреплён принцип самостоятельности бюджетов, который означает, в том числе право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), а так же недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счёт доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счёт средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счёт средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счёт средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Для финансирования расходных обязательств областного бюджета Министерством за период с августа по ноябрь 2020 года привлекались остатки средств государственных бюджетных и автономных учреждений области на единый счёт областного бюджета в общей сумме 6 500 млн. руб., в том числе: в августе – 1 600 млн. руб.; в сентябре – 1 500 млн. руб.; в октябре - 2 000 млн. руб.; в ноябре – 1 400,0 млн. руб.

При этом привлечённые денежные средства областных государственных бюджетных и автономных учреждений в любой момент могли быть истребованы на покрытие собственных нужд. Несвоевременный возврат денежных средств привёл бы к росту кредиторской задолженности таких учреждений, и как следствие, увеличению судебных издержек, процентов за пользование денежными средствами и оплату услуг представителей в суде.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что за период с августа по ноябрь 2020 года на основании сведений, полученных от главных распорядителей средств областного бюджета, прогнозировался временный кассовый разрыв областного бюджета, возникающий в ходе исполнения областного бюджета, в том числе: в августе - 1 026,8 млн. руб.; в сентябре - 1 456 млн. руб.; в октябре - 1 352 млн. руб.; в ноябре - 1 258,8 млн. руб.

Объём налоговых и неналоговых доходов области в 2020 году снизился к соответствующему периоду 2019 года: по состоянию на 01.10.2020 – на 4 135,3 млн. руб., по состоянию на 01.11.2020 – на 4 331,2 млн. руб., по состоянию на 01.12.2020 – на 2 513,3 млн. руб.

Таким образом, непривлечение кредитных денежных средств после заключения кредитных договоров для покрытия погашение кредитов с более высокой ставкой, связано с наличием рисков, которые могли привести к увеличению расходов Саратовской области.

В данном случае Министерством финансов Саратовской области с соблюдением принципов результативности, эффективности и самостоятельности бюджетов приняты меры для сокращения расходов Саратовской области.

Министерством направлялись письма в Саратовское отделение № 8622 ПАО «Сбербанк» с предложениями снизить процентные ставки по действующим кредитам, на которые были получены отрицательные ответы (т.2 л.д.4-7, 10-11).

Кроме того, Губернатором Саратовской области в адрес ПАО «Сбербанк» направлено обращение 12.05.2020 № 1-07-02-941 о снижении процентных ставок, на которое Банком дан ответ о невозможности снижения ставок по действующим кредитным договорам (т.2 л.д.8-9).

Из материалов дела следует, что в декабре 2020 года Саратовская область привлекла бюджетный кредит из федерального бюджета в объёме 5 080,0 млн. руб. под 0,1 % годовых со сроком возврата 1 июля 2021 года, вместо первоначально запланированных банковских кредитов по ставке от 5,19 % до 5,25 % годовых на покрытие дефицита областного бюджета.

В связи с этим в областной бюджет были внесены изменения по снижению привлечения банковских кредитов до 67,2 млн. руб., а также принято решение по их рефинансированию на сумму 5 913,1 млн. руб.

Министерством финансов Саратовской области, учитывая сведения в средствах массовой информации о плановом заседании Совета директоров Банка России 18 сентября 2020 года по ключевой ставке, было принято решение 17.09.2020 и 17.12.2020 об использовании заёмных средств по ставке от 5,19 % до 5,25 % годовых на погашение государственных долговых обязательств Саратовской области (погашение кредитов с более высокой ставкой).

В пункте 6 заключения УФК по Саратовской области на возражения Министерства на акт внеплановой выездной проверки отмечено, что проведённая Министерством работа, позволившая в целом снизить расходы на обслуживание государственного внутреннего долга в 2020 году в сумме 711,0 млн. руб. относительно первоначально утверждённых бюджетных назначений, а также другие меры, изложенные в возражениях, являются следствием эффективной долговой политики. Однако УФК по Саратовской области считает, что расходы на обслуживание государственного долга  можно было снизить ещё на 18 512,5 тыс. руб. (т.6 л.д.146-147).

В то же время, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что Министерство финансов Саратовской области, определяя момент использования заёмных средств, учитывал возможные отрицательные риски с учётом собственных обязательств перед бюджетными и автономными учреждениями, изменения ключевой ставки Центрального банка России, проведение переговоров по дополнительному снижению процентных ставок.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы УФК по Саратовской области о несвоевременном (на следующий рабочий день после заключения кредитных договоров) привлечении Министерством кредитных денежных на погашение долговых обязательств области (погашение кредитов с более высокой ставкой) отклонены судебной коллегией как несостоятельные, поскольку не учитывают вышеуказанные обстоятельства и совокупность принципов бюджетной системы (включая принцип самостоятельности бюджетов), установленных статьёй 29 БК РФ.

В материалы дела доказательства неэффективного использования бюджетных средств проверяемым лицом, выразившегося в использовании бюджетных средств с превышением объёма, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), УФК по Саратовской области не предоставлены, обязанность по возврату неправомерно израсходованных денежных средств на Министерство финансов Саратовской области не возложена.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным пункт 2 оспариваемого представления.

Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.

Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.

Иное толкование заявителями апелляционных жалоб положений применённых судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 октября 2023 года по делу № А57-1787/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                                М.А. Акимова

Судьи                                                                                                                В.В. Землянникова

                                                                                                                        Ю.А. Комнатная