ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-25774/2015 |
27 октября 2015 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей Жаткиной С.А., Волковой Т.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 августа 2015 года по делу № А12-25774/2015 (судья Лаврик Н.В.),
по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, 19; ИНН 3444049941, ОГРН 1023403456944)
к Индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бадину Виталию Юрьевичу (ИНН 343526935302, ОГРНИП 313345424800017) о взыскании 100 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет , истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бадину Виталию Юрьевичу (далее - ИП Бадин В.Ю., ответчик) о взыскании суммы единовременной помощи в размере 100 000 руб. (из которой 67 000 руб. - средства бюджета, источником которых является федеральный бюджет и 33 000 руб. - собственные средства бюджета Волгоградской области), предоставленной по Соглашению №17 от 22.10.2013 «о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам».
Иск мотивирован тем, что ответчик нарушил взятые на себя по соглашению обязательства, поскольку при отчете о расходовании единовременной помощи представил товарные чеки, а должен был представить договоры и платежные поручения с выписками к расчётному счету о произведенных затратах.
Решением суда от 12.08.2015 в удовлетворении иска отказано, что послужило основанием для обращения в суд с соответствующей жалобой.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства Волгоградской области (переименованным постановлением Губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 №99 в Комитет) и ИП Бадиным В.Ю., (начинающим фермером) заключено Соглашение №17 от 22.10.2013 «о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянских(фермерских) хозяйств и(или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам».
По данному соглашению ответчику предоставлены денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и размере 500 тыс. руб. и единовременная помощь на бытовое обустройство в размере 100 тыс. руб.
Факт предоставления ответчику гранта и единовременной помощи в вышеуказанных суммах подтвержден документально и сторонами не оспаривается.
Основаниям для заключения спорного соглашения №17 послужила Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 №446.
В целях реализации данной Государственной программы постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 №166 утверждены Правила, которыми установлен порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам. (далее - Правила №166)
В свою очередь Правительством Волгоградской области от 09.10.2012 №415-п был утвержден «Порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам» (далее - Порядок №415-п)
В Порядке №415-п (в редакции от 12.08.2013) определены условия, критерии и порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
В соответствии с пунктами 4.1 - 4.2 Порядка №415-п единовременная помощь выделяется начинающему фермеру только один раз. Единовременная помощь предоставляется начинающему фермеру для: - приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения; -приобретения одного грузопассажирского автомобиля; - приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения; - подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, Интернету, водопроводу и канализации.
Согласно пункту 4.3 Порядка №415-п размер единовременной помощи определяется конкурсной комиссией исходя из потребности начинающего фермера, с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера. Максимальный размер единовременной помощи в расчете на одного начинающего фермера составляет 100 тыс. рублей.
Как предусмотрено в пунктах 7.2, 7.3 Порядка №415-п, получатель обязан использовать грант и единовременную помощь по целевому назначению в соответствии с заключенным соглашением и планом расходов (пункт 72.); получатель обязан ежеквартально, не позднее 5 -го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в министерство отчет о расходовании полученного гранта и отчет о расходовании единовременной помощи по утвержденным формам, а также документы, подтверждающие произведенные затраты: - копии договоров о приобретении; - копии платежных поручений, подтверждающих произведенные затраты; - копии выписок из расчетного счета, подтверждающих произведенные затраты ; - копии товарных накладных и (или) акта приема-передачи приобретения, подтверждающих целевое использование гранта и единовременной помощи (пункт 7.3).
Аналогичные требования содержатся в пункте 2.3.11 спорного Соглашения №17 от 22.10.2013г.
Претензии по отчетности о расходовании гранта у Комитета к ИП Бадину В.Ю. отсутствуют.
В подтверждение расходования единовременной помощи ответчик (начинающий фермер) представил в Комитет отчет по установленной форме и товарные чеки (заверенные в установленном порядке) на приобретение (как за счёт собственных средств, так и из суммы единовременной помощи) мебели и строительных материалов.
Поскольку ИП Бадин В.Ю. представил документы о расходовании единовременной помощи, не предусмотренные Порядком №145 -п и Соглашением №17 от 22.10.2013, Комитет письмом от 24.03.2015 в адрес начинающего фермера потребовал возвратить в полном объеме полученные средства единовременной помощи в течение 20 рабочих дней с момента получения данного требования.
Невозврат средств единовременной помощи в размере 100 000 руб. послужил Комитету основанием для подачи в арбитражный суд настоящего иска, отказывая в удовлетворении которого суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 названного Закона).
Единовременная помощь начинающему фермеру подпадает под определение субсидии.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 23.07.2013, действовавшей в период предоставления гранта и единовременной помощи) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку начинающим фермерам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 №166 установлено, что в случае нецелевого использования начинающими фермерами полученного гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства средства, составляющие его сумму, подлежат возврату в соответствующий субъект (пункт 4 Правил №166).
По аналогии такие же правила должны действовать и в отношении единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера.
Таким образом, Правилами №166 установлен возврат бюджетных средств (гранта и единовременной помощи) только в случае их нецелевого использования.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Комитет (истец) в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не привел доводов и доказательств о том, что единовременная помощь получен ответчику (начинающим фермером) с нарушением условий, установленных при его предоставлении, а также что бюджетные средства были израсходованы ответчиком не по целевому назначению.
Положение подпункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ о том, что в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям.
Условие о предоставлении отчетности не является условием, установленным для предоставления субсидии, это условие непосредственно связано с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств. Возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенной отчетности преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств. Неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением, но не для возврата всего полученного во исполнение соглашения о предоставления субсидии.
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает осуществление платежей путём наличных и безналичных расчётов.
Так, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
Факт расходования денежных средств (единовременной выплаты) на собственные бытовые нужды подтвержден материалами дела (т.1 л.д.46-51).
Учитывая, что по материалам дела не нашел подтверждения ни факт получения ответчиком бюджетных средств (единовременной помощи) с нарушением условий, установленных при их предоставлении, ни факт нецелевого использования единовременной помощи, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 августа 2015 года по делу № А12-25774/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | О.И. Антонова |
Судьи | Т.В. Волкова С.А. Жаткина |