ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-10685/12 от 11.01.2013 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 23-80-63, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 23-93-11,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г.Саратов Дело №А12-20290/2012

Резолютивная часть постановления объявлена «11» января 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен «18» января 2013 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Жевак И.И.,

судей Борисовой Т.С., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Повивкиной Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Волгоградской области (400066, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от «29» октября 2012 года

по делу №А12-20290/2012 (судья Стрельникова Н.В.)

по заявлению Администрации городского округа г.Урюпинска Волгоградской области (403113, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству финансов Волгоградской области (400066, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от Министерства финансов Волгоградской области – ФИО1 по доверенности от 09.01.2013 №30, паспорт,

от Администрации городского округа г.Урюпинска Волгоградской области – ФИО2 по доверенности от 09.01.2013 №4, паспорт, ФИО3 по доверенности от 09.01.2013 №3, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа г.Урюпинска Волгоградский области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Министерства финансов Волгоградской области (далее - Министерство финансов) о назначении административного наказания от 27.07.2012 №12-06-05-01-23/21.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2012 в признано незаконным и отменено постановление Министерства финансов Волгоградской области от 27.07.2012 №12-06-05-01-23/21 о привлечении Администрации городского округа город Урюпинск Волгоградский области к административной ответственности, предусмотренной статьёй 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство финансов в апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Администрацией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что с 05 по 28 июня 2012 года Межрайонным территориальным управлением комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области №1 проведена проверка администрации.

В результате проверки было установлены факты нецелевого использования бюджетных средств за счет средств областного бюджета в сумме 2544,7 тыс. рублей, выразившееся в направлении средств субсидии, предоставленных администрации, на оплату превышения общей площади жилого помещения, предоставляемой гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда над общей площадью жилого помещения, ранее занимаемой гражданами, оплата которого за счет средств указанной субсидии действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена. Указанные расходы следовало произвести за счет средств местного бюджета - бюджета городского округа город Урюпинск.

Так, согласно представленным материалам, за счет средств субсидии, предоставленной, в том числе, из средств, выделенных администрации из областного бюджета, включающих в себя средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Законом Волгоградской области от 20.12.2010 №2139-ОД "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", бюджетной росписью расходов в соответствии с приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 28.12.2010 №190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" по разделу 0501 "Жилищное хозяйство", целевой статье 0980104 "Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", виду расходов 003 "Бюджетные инвестиции" произведено нецелевых расходов средств областного бюджета на общую сумму 2544,7 тыс. рублей.

На основании постановления Губернатора Волгоградской области от 26.03.2012 №75 Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области переименован в Министерство финансов Волгоградской области.

По результатам проверки составлен акт от 28.06.2012, администрацией представлены возражения к акту проверки от 28.06.2012.

05.07.2012 начальником отдела финансового контроля Межрайонного территориального управления Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области в отношении администрации,в присутствии законного представителя, был составлен протокол N1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

Администрацией представлены объяснения и замечания к протоколу об административном правонарушении.

Постановлением от 27.07.2012 N06-05-01-23/21 о назначении административного наказания, вынесенного заместителем председателя Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, администрация привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности и назначено наказание в виде административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ в размере 40 000 рублей.

Из оспариваемого постановления следует, что в целях реализации областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2010 - 2011 годах", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 11.05.2010 №194-п (далее - Программа от 11.05.2010 №194-п), согласно договорам мены, Администрацией в соответствии с контрактом от 19.05.2011 №0129300031711000072-0076891-01 на оказание услуг по строительству многоквартирного дома, заключенным администрацией ("Заказчик") с обществом с ограниченной ответственностью "УМС" ("Исполнитель") на сумму 18900,0 тыс. руб., актом приемки законченного строительством объекта от 07.12.2011 (форма № КС-11) по адресу: <...>, общей площадью 654,5 кв.м, было переселено 17 граждан, проживающих в г.Урюпинск в 11 квартирах общей площадью 300,8 кв.м, в 12 квартир №№1, 4, 6, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20 по указанному адресу общей площадью 392,3 кв.м.

Превышение предоставленной общей площади жилого помещения над ранее занимаемой гражданами (у 15 граждан из 17) составило 91,5 кв. м на общую сумму 2642,52 тыс. рублей (91,5 кв.м х (18900 тыс. рублей : 654,5 кв.м) = 2642,52 тыс. рублей), из которых 97,8 тыс. рублей составляют средства местного бюджета, 2544,72 тыс. рублей - средства Фонда и областного бюджета.

Расходы по оплате указанных жилых помещений произведены по подстатье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" согласно заявок на оплату расходов в общей сумме 18900,0 тыс. руб., в том числе: за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в сумме 17477,2 тыс. руб., за счет средств областного бюджета в сумме 718,8 тыс. руб., за счет средств местного бюджета в сумме 704,0 тыс. руб.

Административный орган указал, что в нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ, раздела 4 Программы от 11.05.2010 №194-п и пункта 2.3.3. Соглашения от 23.06.2010 №134/10, средства местного бюджета для финансирования расходов на приобретение общей площади помещений для переселяемых граждан, с учетом дополнительной, превышающей общую площадь ранее занимаемого ими жилого помещения, предусмотрены, выделены и израсходованы в сумме 704,0 тыс. рублей, в то время как для оплаты общей площади с учетом превышения предоставляемой общей площади жилого помещения над ранее занимаемой гражданами в размере 91,5 кв.м следовало предусмотреть, выделить и израсходовать 3248,7 тыс. рублей, т.е. на 2544,7 тыс. рублей больше предусмотренных (91,5 кв.м х 28,88 тыс. рублей за 1 кв.м = 2642,5 тыс. рублей - 97,8 тыс. рублей (фактически оплаченная доля софинансирования г.Урюпинска: 2642,5 тыс. рублей х 3,7% = 97,8 тыс. рублей)).

Заявитель, не согласившись с данным постановлением, считая его не соответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению виду того, что при привлечении заявителя к ответственности административным органом вина администрации в ходе административного расследования надлежащим образом не установлена. При таких обстоятельствах суд посчитал, что заявленные администрацией требования о признании незаконным и отмене постановления Министерства финансов Волгоградской области от 27.07.2012 №12-06-05-01-23/21 о привлечении к административной ответственности подлежит отмене.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Часть 1 статьи 15.14 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Таким образом, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Статьей 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, предусмотрено, что использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, если это действие не подпадает под признаки уголовно наказуемого деяния, влечет назначение административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 15.14 КоАП РФ использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что в случае предоставление гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

Согласно разделу 4 Программы от 11.05.2010 №194-п, и п. 2.3.3. Соглашения, заключенного между Администрацией и Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области от 23.06.2010 №134/10 «О взаимодействии в рамках реализации на территории городского округа город Урюпинск областной адресной программы «Переселениеграждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в 2010 году» в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения..., финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета. При этом органы местного самоуправления обеспечивают отдельный учет таких расходов в составе расходов бюджета муниципального образования.

В соответствии с Программой от 11.05.2010 №194-п, расходование средств, предусмотренных на реализацию Программы, осуществляется исключительно на:

а) строительство жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предна­значен для проживания одной семьи, имеющих общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположенных на отдельном земельном участке и имеющих выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

б) строительство многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

в) приобретение у застройщиков жилых помещений в домах, указанных в абзацах "а" и "б" данного раздела.

Строительство домов может осуществляться органами местного самоуправления муниципальных образований путем участия в долевом строительстве на основании Федерального закона от 30.12.2004 N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" или иными способами в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Стоимость затрат на реализацию Программы рассчитана исходя из произведения общей площади занимаемых гражданами жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в Программу, и предельной стоимости одного квадратного метра жилого помещения.

Цена муниципального контракта на строительство домов или приобретение жилых по­мещений формируется исходя из цены одного квадратного метра жилых помещений в этих домах. Такая цена одного квадратного метра не должна превышать предельную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в размере 29900 рублей, определенную приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.03.2010 N 86 «О стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предназначенной для определения в 2010 году размера предельной стоимости одного квадратною метра общей площади жилых помещений, используемого при приобретении жилых помещений в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 года N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В случае заключения муниципального контракта на строительство домов или приобретение жилых помещений по цене, превышающей предельную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета.

Согласно условиям Программы расселяемая площадь по городскому округу г.Урюпинск составила 632,6 кв.м, количество расселяемых жилых помещений - 20, планируемая стоимость переселения - 18 914 740 рублей.

В соответствии с областной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2010-2011 годах», утвержденной Постановлением Администрации Волгоградской области от 11.05.2010 №194-п, установлено, что на территории городского округа г.Урюпинск подлежат переселению два дома с расселяемой площадью 654,5 кв.м, планируемая стоимость переселения составляет 18 914 740 рублей, в том числе: за счет средств Фонда - 17 477 220 рублей, средств областного бюджета - 718 760 рублей, 718 760 рублей, стоимость 1 кв.м - 29 900 рублей.

Администрацией в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещен заказ на оказание услуг по строительству многоквартирного дома.

Действующими СНиП 31-01-2003 «Здания Жилые многоквартирные» установлены верхние пределы площади однокомнатных квартир для города от 28 до 36 кв.м.

Из технического задания следует, что на строительство дома, общая площадь квартир должна составлять не более 640 кв.м, количество квартир в доме - 20, с общей площадью каждой квартиры до 32 кв.м. Цена контракта на оказание услуг по строительству дома со­ставила 18 900 000 рублей.

По результатам проведенных торгов был заключен муниципальный контракт от 19.05.2011 на оказание услуг по строительству многоквартирного дома, согласно условиям которого, должен быть спроектирован, построен и введен в эксплуатацию 2-этажный 20-квартирный жилой дом, общей площадью не более 640 кв.м, стоимостью 18 900 000 рублей, в срок до 30.06.2011.

Судом установлено, что в нарушение сроков контракта подрядчиком был построен и введен в эксплуатацию многоквартирный дом 07.12.2011 (срок по контракту - 30.06.2011), нарушение подрядчиком своих обязательств подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-9700/2012.

Кроме того, податель заявления указал, что акт приемки законченного строительством объекта от 07.12.2011 содержит сведения по общей площади здания и квартир. Конкретные площади квартир стали известны после оформления технической документации и регистрации права собственности, которые были получены администрацией 26.12.2011 (свидетельства о регистрации права от 26.12.2011).

Общая площадь переданных подрядчиком двадцати квартир в администрацию городского округа г.Урюпинск составила 654,5 кв.м, т.е. полностью соответствующая площади, утвержденной областной целевой Программой от 11.05.2010 №194-п.

Расселяемая площадь скорректирована и утверждена в областной целевой программе в размере 632,6 кв. м только в 2012 году постановлением Администрации Волгоградской области от 23.03.2012 №163-п, т.е. уже после завершения строительства и ввода дома в эксплуатацию.

Приказом Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области от 23.11.2011 «Об утверждении порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в текущем финансовом году» установлено, что предоставление заявок на оплату расходов по безналичным средствам должно быть обеспечено не позднее 27.12.2011.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что оплата по контракту осуществлена администрацией городского округа г. Урюпинск в период с 16 по 23 декабря 2011 года. Расчеты по контракту были произведены администрацией в установленные сроки и в пределах денежных средств, утвержденных в бюджете и в программе переселения.

Администрацией средства в сумме 18 900 000 рублей в полном объеме направлены на цели, на которые они были получены по программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2010-2011 годах», т.е. на строительство многоквартирного дома для переселения граждан из аварийного жилья.

Администрацией все средства, полученные из Фонда по программе переселения, были направлены по их целевому назначению, на строительство многоквартирного дома.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при привлечении заявителя к ответственности административным органом вина администрации в ходе административного расследования надлежащим образом не установлена.

При таких обстоятельствах постановление Министерства финансов Волгоградской области от 27.07.2012 №12-06-05-01-23/21 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, подлежит отмене.

Доводы апелляционной жалобы были предметом изучения апелляционного суда, им дана правовая оценка. По существу они направлены на переоценку фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2012 года по делу №А12-20290/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий И.И. Жевак

Судьи Т.С. Борисова

Н.В. Луговской