ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-10790/19 от 24.10.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-19584/2019

24 октября 2019 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Веряскиной С.Г.,

рассмотрев без проведения судебного заседания и без извещения сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛВ-Агротех» (400131, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 августа 2019 года по делу № А12-19584/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛВ-Агротех» (400131, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (400066, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЛВ-Агротех» (далее – ООО «ЛВ-Агротех», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее – административный орган) от 27.05.2019 № ВС/2019-43 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «ЛВ-Агротех», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Административным органом в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может назначить судебное заседание с вызовом сторон в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Предметом оспаривания является постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области от 27.05.2019 № ВС/2019-43 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило нарушение ООО «ЛВ-Агротех» положений части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 282-ФЗ), пункта 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 (далее – Положение № 620), выразившееся в несвоевременном представлении субъектам официального статистического учета первичных статистических данных.

По факту выявленных нарушений 14.05.2019 в отношении ООО «ЛВ-Агротех» составлен протокол № 05/02 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Постановлением Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее – административный орган) от 27.05.2019 № ВС/2019-43 заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП, с назначением административного штрафа в размере 20 000 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.

Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за не предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета регулируются Федеральным законом  № 282-ФЗ.

В соответствии частью 1 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются, в том числе, полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 282-ФЗ).

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (часть 9 статьи 8 Федерального закона                     № 282-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.

В силу пункта 3 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Согласно пункту 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления.

Форма федерального статистического наблюдения № 12-Ф «Сведения об использовании денежных средств» утверждена Приказом Росстата от 31.07.2018                № 468 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами».

Указанную форму предоставляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие производство товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков и небанковских организаций, имеющих лицензии на осуществление банковских операций, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов) в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения не позднее 1 апреля после отчетного периода.

Как следует из материалов административного дела, в нарушение требований законодательства ООО «ЛВ-Агротех» статистические данные за 2018 год по форме № 12-Ф «Сведения об использовании денежных средств» при сроке предоставления до 01.04.2019 представило административному органу только 19.04.2019.

Таким образом, обществом нарушены требования действующего законодательства о порядке предоставления субъектам официального статистического учета первичных данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений.

Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, ошибочная ссылка суда первой инстанции в обжалуемом решении на Приказ Росстата от 24.09.2014 № 580 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий», которым утверждена, в том числе форма статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», не привела к принятию неправильного судебного акта, поскольку оспариваемым в настоящем деле постановлением Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области обществу вменено несвоевременное представление формы статистического наблюдения № 12-Ф, утвержденной Приказом Росстата от 31.07.2018 № 468.

Апелляционный суд также считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «ЛВ-Агротех» необходимо было представить не форму № 12-Ф установленного образца, а отчет.

Согласно указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 12-Ф Приложения № 1 к Приказу Росстата от 31.07.2018 № 468, при отсутствии показателей по форме федерального статистического наблюдения необходимо предоставлять подписанный в установленном порядке отчет, не заполненный значениями показателей (нулевой отчет).

По смыслу данных положений, нулевой отчет следует расценивать как установленного образца форму № 12-Ф с нулевыми показателями, в котором должен заполняться только титульный раздел формы, а в остальных не должны указываться значения первичных статистических данных. Кроме того, отчет по форме должен быть подписан в установленном порядке.

Довод ООО «ЛВ-Агротех» о том, что организацией в установленный срок был представлен годовой баланс за 2018 год, следовательно, у административного органа имелись сведения о значениях показателей формы № 12-Ф, является несостоятельным. Годовой баланс является бухгалтерской отчетностью. У территориального органа Росстата отсутствует обязанность производить сверку показателей годового баланса и формы № 12-Ф, в то время как у общества имеется обязанность в соответствии с пунктом 4 Положения № 620 предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований установлены судом апелляционной инстанции, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «ЛВ-Агротех» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

При этом доводы апелляционной жалобы сводятся к необходимости признания совершенного правонарушения малозначительным, в связи с тем, что форма № 12-Ф статистических показателей не имела, а также совершением правонарушения впервые. Также заявитель апелляционной жалобы не согласился с выводами суда первой инстанции о пренебрежительном отношении общества к выполнению своих обязанностей.

Вместе с тем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Вышеуказанная норма не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.

При этом необходимо учитывать, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.

Состав административного правонарушения, указанный в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.

Вмененное обществу правонарушение предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно-опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 13.19 КоАП РФ, является порядок предоставления статистической информации. В целом объектом данного правонарушения можно рассматривать государственную информационную политику, одним из направлений которой должно быть обеспечение актуальной и достоверной статистической информацией органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации для принятия управленческих решений в области экономики и социальной сферы и удовлетворении информационных потребностей. Принятие государством решений в любой из сфер жизни общества должно быть основано на достоверных сведениях.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством об официальном статистическом учете, в посягательстве на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере государственной информационной политики.

Федеральная служба государственной статистики осуществляет проведение федеральных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности, обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, в целях формирования официальной статистической информации.

ООО «ЛВ-Агротех» не соблюден установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере государственной информационной политики, обязанность по своевременному предоставлению информации, необходимой для подготовки официальной статистической информации, и совершено деяние, которое посягает на институт государственной власти, то есть на реализацию органом, действующим от имени государства и представляющим его интересы, представленных ему законом полномочий.

Указанные заявителем апелляционной жалобы обстоятельства, в том числе совершение правонарушения впервые, сами по себе не являются основаниями для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности.

Более того, заявляя о малозначительности нарушения, общество не привело достаточных доказательств исключительности рассматриваемого случая и возможности освобождения его от административного наказания.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ основан на внутреннем убеждении, соответствует материалам дела и закону не противоречит, оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений порядка привлечения ООО «ЛВ-Агротех» к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 августа 2019 года по делу № А12-19584/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Судья                                                                                                                   С.Г. Веряскина