ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-10915/2021 от 23.12.2021 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-6696/2021

24 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2021 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Землянниковой В.В., Степуры С.М., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2021 года по делу № А12-6696/2021

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 403874, <...>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (Волгоградская область, г. Котово)

о взыскании задолженности,

при участии в судебном заседании:

участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 3 по Волгоградской области, Инспекция, налоговый орган) с заявлением о взыскании с индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1, налогоплательщик) задолженности по пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 17.12.2016 по 29.06.2017 в размере 1213,71 руб. (КБК 18210604012022100110, ОКТМО 18626101); по пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 13.12.2017 по 28.01.2019 в размере 2031,79 руб. (КБК 18210604012022100110, ОКТМО 18626101); по пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 29.01.2019 по 08.07.2019 в размере 639,75 руб. (КБК 18210604012022100110, ОКТМО 18626101); по единому налогу на вмененный доход (далее – ЕНВД) за 1 квартал 2017 года в размере 756,43 руб. (КБК 18210502010021000110, ОКТМО 18626101); по пени по ЕНВД за 1 квартал 2017 года за период с 26.04.2017 по 04.05.2017 в размере 2,18 руб. (КБК 18210502010022100110, ОКТМО 18626101); страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 в размере 725,41 руб. (КБК 18210202090071000160, ОКТМО 18626101); по пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 за период с 26.09.2017 по 09.07.2019 в размере 148,23 руб. (КБК 18210202090072100160, ОКТМО 18626101); по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации, до 01.01.2017 за период с 03.07.2017 по 09.07.2019 в размере 1093,68 руб. (КБК 18210202010062100160, ОКТМО 18626101); по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации, до 01.01.2017 за период с 21.05.2017 по 09.07.2019 в размере 1648,46 руб. (КБК 18210202010062100160, ОКТМО 18626101); по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Фонд обязательного медицинского страхования, до 01.01.2017 за период с 30.06.2017 по 09.07.2019 в размере 254,54 руб. (КБК 182102021010820111160, ОКТМО 18626101); по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Фонд обязательного медицинского страхования, до 01.01.2017 за период с 07.06.2017 по 09.07.2019 в размере 169,04 руб. (КБК 18210202103082011160, ОКТМО 18626101); по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год, за период с 27.03.2018 по 09.07.2019 в размере 160,48 руб. (КБК 18210202140062110169, ОКТМО 18626101); по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет федерального Фонд обязательного медицинского страхования за 2017 год, за период с 01.04.2018 по 09.07.2019 в размере 31,16 руб. (КБК 18210202103082013160, ОКТМО 18626101).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2021 года заявленные требования удовлетворены. Суд взыскал с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области задолженность по пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 17.12.2016 по 29.06.2017 в размере 1213,71 руб. (КБК 18210604012022100110, ОКТМО 18626101); пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 13.12.2017 по 28.01.2019 в размере 2031,79 руб. (КБК 18210604012022100110, ОКТМО 18626101); пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 29.01.2019 по 08.07.2019 в размере 639,75 руб. (КБК 18210604012022100110, ОКТМО 18626101); ЕНВД за 1 квартал 2017 года в размере 756,43 руб. (КБК 18210502010021000110, ОКТМО 18626101); ени по ЕНВД за 1 квартал 2017 года за период с 26.04.2017 по 04.05.2017 в размере 2,18 руб. (КБК 18210502010022100110, ОКТМО 18626101); страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 в размере 725,41 руб. (КБК 18210202090071000160, ОКТМО 18626101); пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 за период с 26.09.2017 по 09.07.2019 в размере 148,23 руб. (КБК 18210202090072100160, ОКТМО 18626101); пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации, до 01.01.2017 за период с 03.07.2017 по 09.07.2019 в размере 1093,68 руб. (КБК 18210202010062100160, ОКТМО 18626101); пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации, до 01.01.2017 за период с 21.05.2017 по 09.07.2019 в размере 1648,46 руб. (КБК 18210202010062100160, ОКТМО 18626101); пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Фонд обязательного медицинского страхования, до 01.01.2017 за период с 30.06.2017 по 09.07.2019 в размере 254,54 руб. (КБК 182102021010820111160 ОКТМО 18626101); пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в фонд ОМС до 01.01.2017 за период с 07.06.2017 по 09.07.2019 в размере 169,04 руб. (КБК 18210202103082011160 ОКТМО 18626101); пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год за период с 27.03.2018 по 09.07.2019 в размере 160,48 руб. (КБК 18210202140062110169, ОКТМО 18626101); пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет федерального Фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год за период с 01.04.2018 по 09.07.2019 в размере 31,16 руб. (КБК 18210202103082013160, ОКТМО 18626101).

ИП ФИО1 не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 25.11.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ФИО1 04.09.2007 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (деятельность прекращена 21.04.2017).

С 12.11.2020 ФИО1 вновь зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно данным, поступившим из регистрирующего органа, на налогоплательщика зарегистрированы следующие транспортные средства: АФ77А1В1 С145ТХ34 (с 14.11.2012 по 01.12.2016), 37026 0000010 А673МН134 (с 27.09.2013), 37026 0000010 А536СР134 (с 30.05.2014), OPEL LA (ANTARA) Р050СМ34 (с 27.09.2014 по 30.09.2020).

Инспекцией исчислен транспортный налог за 2015 год в размере 20 192 руб., направлено налоговое уведомление от 29.07.2016 № 93322070 со сроком уплаты до 01.12.2016.

В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2015 год в установленный срок налогоплательщику согласно статье 75 Налогового кодекса  Российской Федерации начислены пени за период с 17.12.2016 по 29.06.2017 в размере 1274,99 руб.

Инспекцией исчислен транспортный налог за 2016 годв размере 20 192 руб., направлено налоговое уведомление от 24.07.2017 № 33126770 (срок уплаты 01.12.2017).

В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2016 год в установленный срок налогоплательщику согласно статье 75 Налогового кодекса  Российской Федерации начислены пени за период с 13.12.2017 по 28.01.2019 в размере 2 031,79 руб.

Инспекцией исчислен транспортный налог за 2017 год в размере 20 192 руб., направлено налоговое уведомление от 12.07.2018 № 28609159 (срок уплаты 03.12.2018).

В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2017 год в установленный срок налогоплательщику согласно статье 75 Налогового кодекса  Российской Федерации начислены пени за период 29.01.2019 по 08.07.2019 в размере 639,75 руб.

08 июля 2019 года налогоплательщиком представлена налоговая декларация по ЕНВД за 1 квартал 2017 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила 3 504 рублей.

В связи с неуплатой ЕНВД за 1 квартал 2017 года в установленный срок налогоплательщику согласно статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за период с 26.04.2017 по 04.05.2017 в размере 2,18 руб.

ФИО1 также являлся плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности.

У ФИО1 имеется задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 01.01.2017 в размере 725,41 руб.; в так же задолженность по пени по страховым взносам.

Из материалов дела следует, что налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены требования от 09.07.2019 № 38010, от 05.05.2017 № 41351, от 04.05.2017 № 40792 об уплате задолженности по налогам, страховым взносам и соответствующим пени.

В связи с неисполнением указанных требований в установленный срок налоговый орган обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных Инспекцией требований.

Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с НК РФ.

Правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении пеней и штрафов (пункт 8 статьи 45 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.

Согласно пункту 3 статьи 70 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

Таким образом, если пени начислены на недоимку после выставления требования о ее уплате, требование об уплате задолженности по ним следует направить не позднее одного года со дня уплаты недоимки либо со дня, когда сумма пени превысила 3 000 руб. (абзац 3 пункта 1 статьи 70 НК РФ).

Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии со статьей 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Согласно статье 3 Закона Волгоградской области от 11.11.2002 № 750-ОД «О транспортном налоге» налоговое уведомление о сумме транспортного налога, подлежащей уплате, вручается налогоплательщику - физическому лицу налоговым органом по месту жительства налогоплательщика в срок, установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ).

Согласно данным, поступившим из регистрирующего органа, на налогоплательщика зарегистрированы следующие транспортные средства: АФ77А1В1 С145ТХ34 (с 14.11.2012 по 01.12.2016), 37026 0000010 А673МН134 (с 27.09.2013), 37026 0000010 А536СР134 (с 30.05.2014), OPEL LA (ANTARA) Р050СМ34 (с 27.09.2014 по 30.09.2020).

В соответствии со статьей 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах.

На основании статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налоговое уведомление плательщику, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

По данным, поступившим в налоговый орган, инспекцией был исчислен транспортный налог за 2015 год в размере 20 192 рублей. Направлено налоговое от 29.07.2016 №93322070 со сроком уплаты до 01.12.2016.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В связи с тем, что налог в установленные сроки не уплачен, в соответствии со ст.75 НК РФ налогоплательщику была начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Судами установлено следующее.

В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2015 год в установленный срок налогоплательщику согласно ст.75 НК РФ начислены пени за период с 17.12.2016 по 29.06.2017 в размере 1274,99 рублей.

Сумма недоимки в размере 20 192 руб., на которую начислены пени была начислена по транспортному налогу за 2015 год, которая оплачена в полном объеме 29.06.2017. Поскольку налогоплательщиком частично уплачена взыскиваемая сумма пени в размере 61, 08 руб., сумма пени по транспортному налогу, по расчету налогового органа,  подлежащая взысканию составляет 1213, 71 руб. (1274, 99 руб. – 61,08 руб.).

По данным, поступившим в налоговый орган, инспекцией был исчислен транспортный налог за 2016 год, в размере 20 192 рублей. Направлено налоговое уведомление от 24.07.2017 № 33126770 (срок уплаты 01.12.2017).

По уточненным данным, поступивших от регистрирующего органа, ответчику уменьшена сумма транспортного налога за 2016 год в размере 365 рублей. Таким образом, сумма транспортного налога начисленного за 2016 год составляет 19 827 руб.

В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2016 год в установленный срок налогоплательщику согласно ст.75 НК РФ начислены пени за период с 13.12.2017 по 28.01.2019 в размере 2 031,79 руб.

Сумма транспортного налога, начисленного за 2016 год, оплачена в полном объеме 29.01.2019.

По данным, поступившим в налоговый орган, инспекцией был исчислен транспортный налог за 2017 год в размере 20 192 рублей. Направлено налоговое уведомление от 12.07.2018 № 28609159 (срок уплаты 03.12.2018).

По уточненным данным, поступивших от регистрирующего органа, ответчику уменьшена сумма транспортного налога за 2017 год в размере 4384 рублей. Таким образом, сумма транспортного налога начисленного за 2017 год составляет 15808 руб.

В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2017 год в установленный срок налогоплательщику согласно статьей 75 НК РФ начислены пени за период 29.01.2019 по 08.07.2019 в размере 639,75 руб.

На основании пунктами 1, 2 статьи 346.28 НК РФ ответчик в период осуществления предпринимательской деятельности являлся плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).

Согласно статье 346.30 НК налоговым периодом по ЕНВД признается квартал.

08 июля 2019 налогоплательщиком была представлена налоговая декларация по ЕНВД за 1 квартал 2017 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 3 504 рублей.

В соответствии со статьей 346.32 НК РФ уплата единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

В связи с неуплатой ЕНВД за 1 квартал 2017 года в установленный срок налогоплательщику согласно ст.75 НК РФ начислены пени за период с 26.04.2017 по 04.05.2017 в размере 2,18 рублей.

Сумма недоимки в размере 756,43 руб., на которую начислены пени, начисления по ЕНВД за 1 квартал 2017 года с учетом переплаты в размере 2747,57 руб. (3504 руб. (начисления) – 2747,57 руб. (переплата), которые взыскиваются в рамках рассматриваемого заявления.

Судебной коллегией отклоняется довод подателя жалобы о неподсудности в  части требований о взыскании пени по транспортному налогу дела арбитражному суду.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 12.11.2020 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», если дело не подлежало рассмотрению в арбитражном суде, судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче арбитражным судом апелляционной инстанции в суд общей юрисдикции только в том случае, когда лицо, подавшее жалобу, заявляло об этом при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции или не могло заявить об этом, поскольку не было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, не было привлечено к участию в деле.

В данном случае ФИО1 не заявлял в суде первой инстанции о том, что спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

При этом Предприниматель был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, знал о привлечении к участию в деле, им был представлен отзыв на заявление инспекции.

До 1 января 2017 года вопросы контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды регламентировались нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 243-ФЗ) на ФНС России возложены функции по администрированию страховых взносов, в том числе, функции по взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, возникшей до 1 января 2017.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, на территориальные органы ПФР и ФСС РФ возлагается обязанность по передаче налоговым органам: сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017 и сведений о суммах взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, если имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности).

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом от 30.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» в Инспекцию поступили сведения о неуплаченной сумме страховых взносов (по периодам до 01.01.2017, администрируемым органами Пенсионного фонда РФ).

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются: лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (самозанятые лица).

С целью выяснения причин и оснований возникновения задолженности Инспекция обратилась в УПФР в Котовском районе Волгоградской области. Письмом от 09.07.2018 №2547/10 было подтверждено наличие задолженности за периоды, администрируемые органом ПФ РФ.

Ответчик являлся плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды до 01.01.2017 в размере 893,51 руб. (сумма принятая из ПФ РФ по состоянию на 01.01.2017). Так как ФИО1 частично оплачена сумма страховых взносов в размере 168, 10 руб., сумма задолженности, подлежащая взысканию, составляет 725,41 руб.

Пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование за период с по 09.07.2019 составили 148,23 рублей.

Сумма недоимки в размере 893,51 руб. была начислена по страховым взносам на обязательное социальное страхование до 01.01.2017, которая взыскивается с учетом частичной оплаты в размере 168,10 рублей.

Сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 8065,20 руб. была начислена по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017, которая взыскана по решению Котовского районного суда Волгоградской области от 23.01.2019 № 2-55/2019.

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 21.05.2017 по 09.07.2019 составили 1648,46 руб. (КБК 18210202140062100160).

Сумма недоимки в размере 5718,56 руб. была начислена по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017, которая частично взыскана по решению Котовского районного суда Волгоградской области от 23.01.2019 № 2-55/2019 в размере 5553,07 руб., также налогоплательщик частично оплатил задолженность в размере 165,49 руб. (5553,07 руб. + 165.49 руб.).

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 03.07.2017 по 09.07.2019 составила 1 093,68 руб.

Сумма недоимки в размере 1325, 65 руб. была начислена по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017, которая взыскана по решению Котовского районного суда Волгоградской области от 23.01.2019 № 2а-55/2019 с учетом частичной оплаты в размере 1,92 руб. (1325,65 (задолженность) – 1, 92 руб. (оплачено) = 1323,73 руб. (оплачено).

Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 за период с 30.06.2017 по 09.07.2019 в размере 254, 54 руб.

Сумма недоимки в размере 848, 88 руб. была начислена по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017, которая взыскана по решению Котовского районного суда Волгоградской области от 23.01.2019 № 2а-55/2019.

Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в  бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 за период с 07.06.2017 по 09.07.2019 составляет 169,04 руб. (КБК 18210202101082011160).

С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует глава 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком страховых взносов.

Исходя из положений части 1 статьи 430 Кодекса, данные плательщики уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за себя.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для адвокатов исходя из их дохода, который заключается в следующем (за 2017 год):

в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса;

в случае если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 ООО рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса.

Минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) с 01.07.2016 составлял 7500 руб. в месяц, что установлено статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». С 01.07.2017 МРОТ составлял 7 800 руб. в месяц, на что указывают положения статьи 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

Тарифы страховых взносов пунктом 2 статьи 425 НК РФ устанавливаются в следующих размерах: на обязательное пенсионное страхование - 26,0%; на обязательное медицинское страхование - 5,1%.

Так как ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 21.04.2017 и сумма дохода не превысила 300 тысяч руб., то в 2017 году размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 7 215 руб. (7 215 руб. остаток начисления за 2017 год (23400 руб./12 мес.*3 мес. + 1365) (1365= 23400/12/30 (количество дней в апреле) х 21 (день прекращения деятельности ИП), на обязательное медицинское страхование составил 2 512,50 руб. (2512,50 руб. остаток начисления за 2017 год (4 590 руб./12 мес.*3 мес. + 267,75) (267, 75 = 4590/12/30 (количество дней в августе) х 21 (день прекращения деятельности ИП).

В соответствии с пунктом 5 статьи 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Срок уплаты по страховым взносам за 2017 год не позднее 06.05.2017 (21.04.2017 - прекращение деятельности ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя).

В связи с тем, что страховые взносы, начисленные за 2017 год, уплачены несвоевременно, то в соответствии со статьей 75 НК РФ плательщику была начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате взноса.

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 27.03.2018 по 09.07.2019 в размере 160, 48 рублей.

Сумма недоимки в размере 1 365 руб. была начислена по страховым взносам за 2017 год с учетом частичной оплаты в размере 5 850 руб. (7215 руб. (начисления)- 5850 руб. (оплата). Данная сумма задолженности взыскана по судебному приказу от 05.07.2019 №2а-27-837/2019.

Сумма недоимки в размере 267, 75 руб. была начислена по страховым взносам за 2017 год с учетом частичной оплаты в размере 2244, 75 руб. (2512, 50 руб. (начисления)- 2 244,75 руб. (оплата). Данная сумма задолженности взыскана по судебному приказу от 05.07.2019 №2а-27-837/2019.

Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за период с 01.04.2018 по 09.07.2019 составили 31,16 руб.

Руководствуясь статьями 69, 70 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области через личный кабинет налогоплательщика, были направлены требования от 09.07.2019 № 38010, от 05.05.2017 № 41351, от 04.05.2017 № 40792, однако на момент обращения ответчиком данные требования не исполнены.

Судебной коллегией отклоняется довод предпринимателя о том, что решением Котовского районного суда от 23.01.2019 по делу №2а-55/2019 спорные суммы уже были с него взысканы.

Так, из решения Котовского районного суда от 23.01.2019 по делу №2а-55/2019 следует, что с ФИО1 были взысканы страховые взносы на обязательное медицинское страхование и пенсионное страхование.

В рамках настоящего дела с ответчика взысканы страховые взносы на обязательное социальное страхование и пени по страховым взносам.

В рамках дела, рассмотренного судом общей юрисдикции, с ответчика не взыскивались пени за несвоевременную уплату страховых взносов.

 Как верно указал суд, конррасчет задолженности, а также доказательств оплаты задолженности суду не представлено.

В отношении пропуска налоговым органом срока исковой давности, о котором заявляет предприниматель, судебная коллегия отмечает следующее.

На момент выставления требований от 09.07.2019 № 38010, от 05.05.2017 №41351, от 04.05.2017 № 40792 ФИО1 не являлся индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка №27 Котовского судебного района Волгоградской области от 16.09.2020 по делу №2а-27-1631/2020 отменен судебный приказ о взыскании с ФИО1 спорных сумм.

В суд с настоящим заявлением налоговый орган обратился 16.03.2021 (т.1, л.д. 83), т.е. в течении шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2021 года по делу № А12-6696/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий судья

Ю.А. Комнатная

Судьи

В.В. Землянникова

С.М. Степура