ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-9270/2015
18 января 2016 года
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Каплина С.Ю., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курышовой Е.В.,
при участии в заседании:
от Управления Федерального казначейства по Саратовской области - ФИО1, действующий по доверенности от 06.06.2014 №16-15/8343,
от Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области - ФИО2, действующий по доверенности от 12.01.2015,
от индивидуального предпринимателя ФИО3 -ФИО4, действующий по доверенности от 25.03.2013
№ДЮ-23,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3 (410009, <...>)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2015 года по делу № А57-9270/2015 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 (410009, <...>)
заинтересованные лица: Управление Федерального казначейства по Саратовской области (Отдел №38) (410056, Саратовская область, г. Саратов, ФИО5 площадь, д. 1/6, ОГРН <***>, ИНН <***>), Финансовое управление Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (410009, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Саратовской области, выразившиеся в отказе от принятия к исполнению исполнительного листа арбитражного суда Саратовской области серии АС № 004033966 от 25.11.2013 на взыскание в порядке субсидиарной ответственности с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области денежных средств;
об обязании Управления Федерального казначейства по Саратовской области принять на исполнение исполнительный лист арбитражного суда Саратовской области серии АС № 004033966 от 25.11.2013,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее предприниматель, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Саратовской области (далее УФК по Саратовской области, казначейство), выразившихся в отказе от принятия к исполнению исполнительного листа арбитражного суда Саратовской области серии АС № 004033966 от 25.11.2013 на взыскание в порядке субсидиарной ответственности с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области денежных средств; об обязании Управления Федерального казначейства по Саратовской области принять на исполнение исполнительный лист арбитражного суда Саратовской области серии АС № 004033966 от 25.11.2013.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Финансовое управление Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель ФИО3, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители УФК по Саратовской области, Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области считают решение суда первой инстанции законным, обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 10 декабря 2015 года.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением арбитражного суда Саратовской области от 03.10.2013г. по делу №А57-6882/2013 с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны муниципального района в пользу индивидуального предпринимателя ФИО3 в порядке субсидиарной ответственности взыскано 140007руб. 60 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
25.11.2013г. арбитражным судом выдан исполнительный лист АС № 004033966, который 09.07.2014г. заявителем был предъявлен к исполнению в Управление Федерального казначейства по Саратовской области в Отдел № 38.
11.07.2014г. Управление Федерального казначейства по Саратовской области письмом исх. № 60-55-15/19 вернуло заявителю исполнительный лист АС № 004033966 от 09.07.2014г., выданный на основании решения арбитражного суда Саратовской области по делу №А57-6882/2013 от 03.10.2013г., в связи с тем, что главным распорядителем средств местного бюджета Саратовского района Саратовской области является Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области. Предпринимателю было рекомендовано обратиться с данным исполнительным листом в Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Заявитель, полагая, что отказ Управления Федерального казначейства по Саратовской области является незаконным, обратился в суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая оспариваемый отказ казначейства законным, указал, что поскольку, главным распорядителем средств местного бюджета Саратовского муниципального района Саратовской области является Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, заявителю необходимо обратиться, для исполнения исполнительного листа АС № 004033966 от 09.07.2014г., выданного на основании решения арбитражного суда Саратовской области по делу №А57-6882/2013 от 03.10.2013г., в Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Апелляционная инстанция признает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счёта для учёта операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее лицевые счета должника).
Пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счёта как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Под кассовым обслуживанием исполнения бюджета понимается проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Положениями статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.
Таким образом, лицевые счета участников бюджетного процесса, к которым в соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации также относятся главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, могут быть открыты не только в органах Федерального казначейства, как указывает заявитель, а и в соответствующих финансовых органах в зависимости от уровня бюджета.
В соответствии с положением о Федеральном казначействе, утвержденным Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004г. № 703 «О Федеральном казначействе» Федеральное казначейство (в том числе его территориальные органы) открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
Согласно п. 2.2.1 приказа Федерального казначейства от 10 октября 2008г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» (далее - Порядок № 8н) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, администрация муниципального образования вправе выбрать любой из следующих порядков кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета):
а) с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу.
При данном порядке кассового обслуживания исполнения бюджета, соответствующие лицевые счета получателей средств бюджета (в данном случае местного), главных распорядителей (распорядителей) средств местного бюджета и других участников бюджетного процесса местного бюджета открываются и ведутся непосредственно в финансовом органе муниципального образования.
б) с открытием лицевых счетов главным администраторам (администраторам источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) и (или) администраторам источников финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям (распорядителям) и (или) получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в соответствии с Соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, заключенного между органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) (далее - Соглашение);
в) с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу и осуществлением органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в соответствии с Соглашением.
Таким образом, органы Федерального казначейства открывают и ведут лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Лицевые счета участников бюджетного процесса других уровней бюджета могут быть открыты в органах Федерального казначейства только в случае наличия соглашения об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета соответствующего уровня с администрацией муниципального образования.
В рамках рассматриваемого спора судами установлено, что между Управлением Федерального казначейства по Саратовской области и администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области соглашения об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета Саратовского муниципального района не заключалось.
Лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета Саратовского муниципального района Саратовской области открывает и ведет Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что в Управлении Федерального казначейства по Саратовской области открыт лицевой счет главному распорядителю средств местного бюджета как получателю средств местного бюджета Финансовому управлению администрации Саратовского муниципального района Саратовской области и с него возможно осуществление взыскания, не принимается судом апелляционной инстанции как противоречащий нормам материального права.
При рассмотрении спора судами установлено, что в Управлении Федерального казначейства по Саратовской области открыт лицевой счет Финансовому управлению администрации Саратовского муниципального района Саратовской области как получателю бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом о Федеральном бюджете для предоставления межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета и имеющих целевое назначение. Код цели субвенции в соответствии с Перечнем кодов целей, присваиваемых органами Федерального казначейства в 2015 году субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, предоставляемым из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе их остаткам, неиспользованным по состоянию на 1 января 2015 года - 365, т.е. субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» (аналогичные положения содержались и в перечне кодов за 2014 год).
В соответствии с положениями статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В статье 10 Федерального закона от 1 декабря 2014г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» указано, что в 2015 году операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в том числе с их остатками, не использованными по состоянию на 1 января 2015 года, при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
При передаче указанных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты операции с этими межбюджетными трансфертами учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных органах Федерального казначейства.
Аналогичные положения содержались и в Федеральном законе о Федеральном бюджете на 2014 год (статья 11 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»).
Согласно списку получателей средств бюджетной системы Российской Федерации, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства на территории Саратовской области, размещенном на сайте Управления Федерального казначейства Саратовской области http://saratov.roskazna.ru Финансовому управлению администрации Саратовского муниципального района в УФК по Саратовской области (Отдел №38) открыт лицевой счёт как получателю бюджетных средств, имеющих целевое назначение. Код цели субвенций в соответствии с Перечнем кодов, целей, присваиваемых органами Федерального казначейства в 2015г. субсидиям, субвенциям и иным бюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, предоставляемым из федерального бюджета субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе их остаткам, неиспользованным по состоянию на 01.01.2015г. – 365, т.е. субвенции на осуществление первичного воинского учёта на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.04.2006г. № 258 «О субвенциях на осуществлении полномочий по первичному воинскому учёту на территории, где отсутствуют военные комиссариаты (аналогичные коды содержались и в Перечне за 2014г.).
Таким образом, на указанном заявителем лицевом счете находятся межбюджетные трансферты, выделенные на определенные цели, в связи с чем их расходование возможно только на те цели, которые установлены нормативно-правовыми актами, в данном случае постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты».
В соответствии с решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 29.04.2015 № 1-07/169 «Об исполнении решения о бюджете Саратовского муниципального района Саратовской области за 2014 год», Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области полностью израсходовало все предоставленные межбюджетные трансферты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 258 (субвенции были предоставлены в размере 2464000 руб. и в таком же размере израсходованы на цели, для которых предоставлялись).
Данное обстоятельство также подтверждает довод казначейства о том, что какие-либо выплаты на иные цели с данного лицевого счета не осуществлялись и осуществляться не могли, поскольку, иное расходование указанных субвенций является прямым нарушением законодательства и влечет ответственность.
В частности, в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Довод заявителя о том, что в данном случае необходимо применять положения статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обоснованно не принят судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счёта как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
При рассмотрении спора судами установлено, что финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области не является федеральным казённым учреждением и не осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета и как следствие к нему не применимы положения статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации помимо указания на орган, который осуществляет исполнение судебного акта, делает акцент на вид лицевых счетов, с которых возможно осуществление взыскания. Так в соответствии со статьями 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ направляется в орган по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств соответствующего бюджета.
Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, утвержденным приказом Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 30.12.2011, предусмотрены следующие виды лицевых счетов: главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, открытого главному распорядителю бюджетных средств, лицевой счет получателя бюджетных средств и другие.
Орган, открывающий и ведущий указанные лицевые счета участников и неучастников бюджетного процесса бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (за исключением лицевых счетов участников бюджетного процесса федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнение которых осуществляется органом Федерального казначейства) определяется Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, администрацией муниципального образования (в данном случае Администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области) в зависимости от порядка кассового обслуживания исполнения бюджета, виды которых предусмотрены п. 2.2.1. приказа Федерального казначейства от 10 октября 2008г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов».
Администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области был избран порядок кассового обслуживания исполнения бюджета с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу (Финансовому управлению Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области).
При данном порядке кассового обслуживания исполнения бюджета, соответствующие лицевые счета получателей средств бюджета (в данном случае местного), главных распорядителей (распорядителей) средств местного бюджета и других участников бюджетного процесса местного бюджета открываются и ведутся непосредственно в финансовом органе муниципального образования.
Довод заявителя о том, что УФК по Саратовской области осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета Саратовского муниципального района, не подтвержден материалами дела. УФК по Саратовской области не осуществляет кассовое обслуживание бюджета Саратовского муниципального района.
Открытые в УФК по Саратовской области лицевые счета имеют целевое назначение по учету средств, поступающих из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. В силу того, что задолженность возникла из деятельности муниципальных бюджетных учреждений и должна быть оплачена за счет средств местного бюджета, соответственно, взыскание должно производится не за счет целевых средств бюджета вышестоящего уровня, а именно за счет средств бюджета Саратовского муниципального района. Иное приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.
Кроме того, в соответствии с положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации взыскание возможно осуществлять только с лицевых счетов получателей бюджетных средств соответствующего бюджета.
Как было указано выше, в Управлении Федерального казначейства по Саратовской области во исполнение Федерального закона от 2 декабря 2013г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Финансовому управлению Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области был открыт лицевой счет для межбюджетных трансфертов, имеющих строго целевое назначение, предоставляемых из федерального бюджета по соответствующим кодам целей трансферта.
Судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный лист, не предусматривал взыскание за счет денежных средств, выделенных на определенные цели, и в связи с осуществлением той деятельности, в софинансировании которой принимал участие федеральный бюджет.
Следовательно, обращение взыскания на лицевые счета, на которых находятся только целевые межбюджетные трансферты по исполнительным документам, предусматривающим взыскание за счет средств, не подпадающих под цели на которые были выделены межбюджетные трансферты, является незаконным.
Как следует из статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством в письмах от 23.10.2015 № 02-01-07/60975, № 07-04-05/09-715 даны разъяснения по вопросу исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по денежным обязательствам казенного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального казенного учреждения), предъявляемых к лицевому счету получателя бюджетных средств, открытому в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства для учета операций по расходам бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых являются исключительно межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Согласно указанным разъяснениям распространение положений статей 242.4 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации на лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый исключительно для учета операций с целевыми межбюджетными трансфертами, повлечет приостановление операций по расходованию средств на указанном лицевом счете в соответствии с пунктами 3, 7 статей 242.4 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, по мнению Минфина России и Федерального казначейства, исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по денежным обязательствам казенного учреждения, не принимаются органом Федерального казначейства к лицевому счету для учета операций с целевыми межбюджетными трансфертами, если в органе Федерального казначейства не открыт основной лицевой счет.
Указанные исполнительные документы возвращаются взыскателю с разъяснением порядка их предъявления к основному лицевому счету получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), открытому в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Управление Федерального казначейства по Саратовской области в оспариваемом отказе при возврате исполнительного листа полностью указало весь порядок дальнейших действий заявителя, в том числе, адрес органа власти, в который необходимо предъявить исполнительный лист, перечень документов, прилагаемых к исполнительному листу, тем самым способствовало реализации права заявителя.
В связи с тем, что главным распорядителем средств местного бюджета Саратовского муниципального района Саратовской области является Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, заявителю необходимо обратиться, для исполнения исполнительного листа АС № 004033966 от 09.07.2014г., выданного на основании решения арбитражного суда Саратовской области по делу №А57-6882/2013 от 03.10.2013г., в Финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Отказ Управления Федерального казначейства по Саратовской области в принятии к исполнению исполнительного листа арбитражного суда Саратовской области серии АС № 004033966 от 25.11.2013 по взысканию в порядке субсидиарной ответственности с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице Финансового управления Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области денежных средств является законным и обоснованным.
Поскольку направленный в адрес УФК по Саратовской области исполнительный документ предполагает взыскание денежных средств в пользу индивидуального предпринимателя ФИО3 за счет средств бюджета Саратовского муниципального района, а не бюджета субъекта Российской Федерации или Федерального бюджета, а в УФК по Саратовской области лицевые счета должника для учета операций по исполнению расходов местного бюджета Саратовского муниципального района отсутствуют, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия УФК по Саратовской области по возврату документов заявителю являются законными.
Исполнительный лист серии АС № 004033966, выданный 25.11.2013 арбитражным судом Саратовской области о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Саратовского муниципального района Саратовской области в лице Финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны муниципального района в пользу ИП ФИО3 денежных сумм подлежит исполнению органом по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета.
В данном случае должником по исполнительному листу является муниципальное образование, а именно Саратовский муниципальный район, соответственно, исполнительный лист подлежит исполнению не органом казначейства, а финансовым органом муниципального образования, который не входит в структуру органов Федерального казначейства.
В Управлении Федерального казначейства по Саратовской области отсутствует лицевой счет, на который может быть обращено взыскание в соответствии с частью 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, открытый Финансовому управлению Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (главному распорядителю средств местного бюджета) как получателю средств местного бюджета.
Учитывая то, что в Управлении Федерального казначейства по Саратовской области лицевой счёт как получателю средств местного бюджета главному распорядителю средств местного бюджета - финансовому управлению администрации Саратовского муниципального района не открыт, следовательно, исполнение требований поступившего исполнительного листа не могло быть осуществлено Управлением Федерального казначейства по Саратовской области.
Кроме того, при рассмотрении спора судами было установлено и не отрицается заявителем, что исполнительный лист серии АС № 004033966, выданный 25.11.2013 арбитражным судом Саратовской области, был принят к исполнению Финансовым управлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, что подтверждает то обстоятельство, что в Финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района Саратовской области открыт лицевой счет главному распорядителю средств местного бюджета (Финансовому управлению администрации Саратовского муниципального района Саратовской области) как получателю средств местного бюджета.
Однако, исполнительный документ был возвращен взыскателю 20.05.2015 без исполнения на основании заявления взыскателя о возврате исполнительного листа.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции, не установив нарушения норм закона и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ отказал в удовлетворении заявления.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Излишне оплаченная предпринимателем при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению № 58 от 03.11.2015 государственная пошлина в размере 1350 руб. в соответствии с положениями ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2015 года по делу № А57-9270/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3 без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО3 из Федерального бюджета излишне оплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению № 58 от 03.11.2015 государственную пошлину в размере 1350 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.Г. Веряскина
Судьи С.Ю. Каплин
Н.В. Луговской