ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-11150/2021 от 21.12.2021 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-13351/2021

23 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2021 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,

судей Волковой Т.В., Жаткиной С. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусыгиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества нефтегазовая компания «РуссНефть» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 октября 2021 года по делу № А57-13351/2021

по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

к публичному акционерному обществу нефтегазовая компания «РуссНефть», (ОГРН 1027717003467, ИНН 7717133960),

об урегулировании разногласий,

в судебное заседание явились:

- от публичного акционерного общества нефтегазовая компания «РуссНефть» представитель Немтинова Елена Юрьевна, действующая на основании доверенности от 14.12.2020, выданной сроком до 31.12.2021, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании,

- от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» представитель Чередникова Светлана Михайловна, действующая на основании доверенности от 11.12.2020, выданной сроком до 23.11.2023,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – АО «РЖД», истец) к публичному акционерному обществу нефтегазовая компания «РуссНефть» (далее – ПАО НК «РуссНефть», ответчик) с исковым заявлением об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора №4/105 на подачу и уборку вагонов ПАО НК «РуссНефть» по станции Наливная Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 01.10.2020, определив спорные пункты договора в редакции соглашения к договору № 4/105 на подачу и уборку вагонов ПАО НК «РуссНефть» по станции Наливная Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 01.10.2020, предусматривающее изложение пункта 17 подпункта «д», пункта 18 в редакции истца, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2021 постановлено: урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора № 4/105 от 01.10.2020 на подачу и уборку вагонов ПАО НК «РуссНефть» по станции Наливная Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», изложив спорные условия договора в следующей редакции.

- Пункт 17 подпункт «д» договора:

«д» - договорную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», протяженностью 980,6 метра по Тарифному плану Безлимитный Базовый ежесуточно в размере 3 309,53 руб. без учета НДС.

Ставка платы пересматривается автоматически с 1 января, с последующим уведомлением «Пользователя».

- Пункт 18 договора:

«Расчеты, начисления производятся «Перевозчиком» по пункту 17 на ЕЛС «Пользователя» по подпунктам: «б», «в», «г», «е» - ежесуточно; по подпункту «а», «д» - первого числа отчетного месяца в целом за месяц.

Взыскание денежных средств, начисленных в соответствии с пунктом 17, производится установленным порядком в момент формирования ведомостей подачи и уборки вагонов ф. ГУ-46ВЦ, актов общей формы ГУ-23ВЦ, накопительных ведомостей ф. ФДУ-92. При этом дополнительного согласования «Пользователем» не требуется.

Оформление и подписание первичных документов форм ГУ-46ВЦ, ГУ-45ВЦ, ГУ-23ВЦ, связанных с выполнением данного договора, производится с использованием технологии простой электронной подписи».

С ПАО Нефтегазовая компания «РуссНефть» в пользу ОАО «Российские железные дороги» взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Считает, что решение суда первой инстанции принято при неполном выяснении обстоятельств по делу. Выражает несогласие с отказом суда первой инстанции в назначении по делу судебной экспертизы. Полагает, что принятие спорных пунктов в редакции истца является экономически необоснованным, а установление ежесуточной платы чрезмерной и неразумной. Выводы суда первой инстанции считает несоответствующими правовым нормам УЖТ.

Кроме того, вместе с апелляционной жалобой ответчиком заявлено ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы.

Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в котором выразил согласие с принятым решением суда первой инстанции.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между ОАО «РЖД» (Перевозчик) и ПАО НК «Русснефть» (Пользователь) возникли разногласия при заключении договора №4/105 на подачу и уборку вагонов ПАО «НК «РуссНефть» по станции Наливная Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 01.10.2020 (далее – договор).

Истцом был подготовлен и направлен в адрес ответчика проект названного договора, который подписан истцом с протоколом разногласий.

Как следует из протокола согласования разногласий от 09.12.2020 к договору № 4/105 от 01.10.2020, сторонами не было достигнуто соглашение в отношении:

- подпункта «д» пункта 17 Договора – в части взыскания ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику и используемого при подаче и уборке вагонов;

- пункта 18 Договора – в части осуществления расчетов и начислений перевозчиком и порядка их взыскания.

Согласно подпункту «д» пункта 17 Договора в редакции ОАО «РЖД» ответчик уплачивает истцу: «договорную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», протяженностью 980,6 метра, ежесуточно в размере 3 278,15 руб., без учета НДС. Ставка платы пересматривается автоматически с 1 января, с последующим уведомлением «Пользователя».

В связи с изменениями в оплате с 01.01.2021 формулировка подпункта «д» пункта 17 Договора в редакции ОАО «РЖД» выглядит следующим образом: «договорную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», протяженностью 980,6 метра по Тарифному плану Безлимитный Базовый ежесуточно в размере 3309 руб.53 коп. без учета НДС». Ставка платы пересматривается автоматически с 1 января, с последующим уведомлением «Пользователя».

Пункт 18 Договора в редакции ОАО «РЖД»: «Расчеты, начисления производятся «Перевозчиком» по пункту 17 на ЕЛС «Пользователя» по подпунктам: «б», «в», «г», «е»- ежесуточно; по подпункту «а», «д» - первого числа отчетного месяца в целом за месяц. Взыскание денежных средств, начисленных в соответствии с пунктом 17, производится установленным порядком в момент оформления ведомостей подачи и уборки вагонов ф. ГУ-46ВЦ, актов общей формы ГУ-23ВЦ, накопительных ведомостей ф.ФДУ-92. При этом дополнительного согласования «Пользователем» не требуется. Оформление и подписание первичных документов форм ГУ-46ВЦ, ГУ-45ВЦ, ГУ-23ВЦ, связанных с выполнением данного договора, производится с использованием технологии простой электронной подписи».

Ответчик предлагает спорный подпункт «д» пункта 17 Договора изложить следующим образом: «договорную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», протяженностью 980,6 метра, при осуществлении операции по подаче и уборке вагонов в размере 3 278,15 руб., без учета НДС за сутки. Ставка платы пересматривается автоматически с 01 января, с последующим уведомлением «Пользователя».

Таким образом, ответчик необходимость уплаты перевозчику платы за использование железнодорожного пути не оспаривает.

Спор между сторонами по подпункту «д» пункта 17 и пункту 18 Договора фактически имеется о периодичности внесения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД» при осуществлении подачи и уборки вагонов и порядке расчетов на ЕЛС ответчика.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в силу следующего.

В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно статье 56 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ) подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями. Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.

Таким образом, по своей правовой природе договор на подачу и уборку вагонов является договором оказания услуг. Такой договор носит возмездный характер, поскольку указанная услуга перевозчика используется ответчиком, она подлежит оплате.

Как установлено статьей 424 ГК РФ исполнение договора должно быть оплачено по цене, установленной соглашением сторон.

Правило о том, что перевозчик взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающего в себя, в том числе, плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику в размере, установленном соглашением сторон содержится в настоящее время и в статье 58 УЖТ РФ, в редакции, действующей с 01.04.2015.

Размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В настоящее время законодательно размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования не установлен.

Нормативного документа, которым были бы урегулированы порядок установления и правила определения такой платы, не имеется.

Согласно статье 8 Федерального закона РФ от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным закона «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 №643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ /услуг/ субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.

Вместе с тем в указанном Перечне такая услуга как пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД» не поименована.

Статьей 64 УЖТ предусмотрено, что взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются не более чем на пять лет.

Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.

При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 58 УЖТ перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.

В соответствии с частью 6 статьи 58 Устава размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласование в договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).

Правомерность определения размера сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации в его рамках затрат ОАО «РЖД» за использование железнодорожного пути необщего пользования, по соглашению сторон в рамках договорных отношений подтверждена разъяснениями Федеральной службы по тарифам России от 28.05.2015 года № ТС-6279/10.

В соответствии с разъяснением Минтранса России от 01.04.2016 № АЦ-26/3881 до законодательного закрепления размера указанной платы, ее взимание должно осуществляться исходя из количества потребителей, в отношении которых перевозчик предоставляет услуги по подаче и уборке вагонов, на принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования, при этом плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования взимается ежесуточно, вне зависимости от выхода локомотива или занятия железнодорожных путей необщего пользования вагонами.

Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 10.07.2019 № 305-ЭС19-1465 по делу № А40-249218/2016, размер названной платы суд определяет с учетом мнения сторон и представленных ими доказательств, в том числе подтверждающих экономическую обоснованность размера платы и ее составляющих, ее соответствие встречному характеру обязательств, возникающих из договора, принципу недопустимости произвольного обогащения одной стороны за счет другой, и доказательств ее чрезмерности и неразумности.

В силу подпункта 2 пункта 88 Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 к компетенции правления общества относится утверждение внутренних расчетных тарифов, сборов и платы за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) обществом, не относящиеся к сфере естественной монополии.

Перевозчиком первоначально был предложен размер платы за использование принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования в размере 3 278,15 руб. за километр в сутки.

Данный размер платы был определен в соответствии с действующими на период заключения договора Временным порядком определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 30.05.2012 № 1056р, и Протоколом заседания Правления ОАО «РЖД» от 05.12.2018 № 62.

При определении размера ставки учтены расходы по текущему содержанию пути и постоянных устройств, одиночной смене материалов верхнего строения пути, пополнению и замене балласта, работам по снего-, водо-, пескоборьбе, в части, соответствующей доле протяженности путей необщего пользования в общей протяженности путей ОАО «РЖД», расходах на капитальные виды ремонта и амортизацию путей необщего пользования, а также расходы на оплату труда причастных работников, отчисления на социальные нужды, материальные затраты на топливо, материалы, электроэнергию, эксплуатацию машин и механизмов в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД», утвержденным приказом Минтранса России от 31.12.2010 года № 311.

Однако Распоряжением ОАО «РЖД» от 02.02.2021 № 195/1 «О признании утратившими силу нормативных документов ОАО «РЖД» названное распоряжение от 30.05.2012 № 1056р признано утратившим силу с 01.01.2021.

С 01.01.2021 Протоколом заседания Правления ОАО «РЖД» от 29.12.2020 № 83 утверждены Методические рекомендации по определению ставок договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов с учетом индексации (далее – Методические рекомендации).

Данные Методические рекомендации предусматривают порядок применения договорных ставок (тарифных планов) для определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД». С учетом данного порядка плата за использование железнодорожного пути необщего пользования взимается по одному из тарифных планов: безлимитный и локомотивный.

С учетом изменения размера платы с 01.01.2021 ОАО «РЖД» была проведена работа по предложению контрагенту ПАО «Нефтегазовая компания «РуссНефть» тарифных планов согласно пункту 2 Приложения № 5.1 к протоколу Правления ОАО «РЖД» от 29.12.2020 № 83.

Действующий с 01.01.2021 года порядок определения ставок договорных сборов, согласно Методическим рекомендациям, исходит из единообразия в применении договорных ставок для всех своих клиентов, однако предоставляет возможность применения сторонами иных тарифных планов в зависимости от объема поданных и убранных вагонов.

Истцом предложено установление в договоре платы за пользование путем необщего пользования по тарифному плану Безлимитный Базовый, который предусматривает взимание платы ежесуточно независимо от выхода локомотива за развернутую длину пути необщего пользования по ставкам, установленным за 1 км в сутки, поскольку иные тарифные планы для ПАО НК «РуссНефть» по среднесуточному количеству поданных и убранных вагонов в 2021 году и грузооборотом вагонов в сутки не могут быть применены.

Плата за пользование путем необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», протяженностью 980,6 метра по Тарифному плану Безлимитный Базовый составила размер 3 309,53 руб. без учета НДС за каждые сутки: 0,9806 км х 3375руб/км = 3 309,53 руб.

В отношении установления ОАО «РЖД» (как субъекта естественной монополии) цен и тарифов органами регулирования естественных монополий осуществляется государственный контроль (статья 7, Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»), однако, сведений о том, что установленная в ОАО «РЖД» ставка платы определена ненадлежащим образом – не имеется.

В силу пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно статье 210 ГК РФ ОАО «РЖД» несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, тем самым обеспечивая право своего контрагента пользоваться этим имуществом в любое время.

Таким образом, ОАО «РЖД», как собственник железнодорожных путей необщего пользования, обязано в круглосуточном режиме осуществлять предоставление грузоотправителям (грузополучателям) пути необщего пользования в состоянии надлежащего качества, что предполагает непрерывное осуществление работ, связанных с поддержанием пути в работоспособном состоянии, и соответствует принципу безубыточности деятельности организаций железнодорожного транспорта.

В пункте 19.5 Договора стороны без разногласий определили, что пользователь обязуется организовать круглосуточную работу на железнодорожном пути необщего пользования, в том числе в выходные и праздничные дни.

Особенностью данного договора является тот факт, что железнодорожный путь необщего пользования находится в постоянной готовности для подачи/уборки вагонов.

Согласно статье 2 УЖТ железнодорожные пути необщего пользования – железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Из буквального толкования определения понятия железнодорожных путей необщего пользования следует, что подъездные пути предназначены для обслуживания определенных пользователей (в частности, для оказания услуг по подаче и уборке вагонов для определенных пользователей) или для выполнения работ для собственных нужд (ОАО «РЖД»).

При этом использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта исключает возможность использования пути для выполнения работ для собственных нужд ОАО «РЖД», что также свидетельствует о том, что спорная плата должна вноситься ежесуточно, поскольку перевозчику заранее не известны даты и время подачи и уборки вагонов для клиента.

Ответчиком не предлагается иного обоснованного и разумного подхода к определению размера платы с учетом вышеприведенных обстоятельств.

Ответчик, подписывая протокол согласования разногласий от 09.12.2020 к договору №4/105 от 01.10.2020, выразил согласие со способом, размером и порядком определения платы за использование путей необщего пользования на основании протокола заседания Правления ОАО «РЖД» от 05.12.2018 №62, действующим на момент заключения договора.

Доводы жалобы о существенном нарушении баланса интересов сторон, о злоупотреблении истцом правом также документально не подтверждены.

Несогласие ответчика с установлением платы по договору на основании внутренних документов истца несостоятельно.

ОАО «РЖД» не оспаривает тот факт, что протокол Правления является внутренним документом перевозчика. Однако, в соответствии с подпунктом 2 пункта 88 УЖТ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585, именно к компетенции правления общества относится утверждение внутренних расчетных тарифов, сборов и платы за работы (услуги) выполняемые (оказываемые) обществом, не относящиеся к сфере естественной монополии.

Таким образом, по смыслу закона, государством предоставлено право ОАО «РЖД» определять и применять внутренние тарифы, а значит Протокол заседания Правления ОАО «РЖД» является законным и допустимым документом.

Исходя из смысла подписанного сторонами протокола согласования разногласий от 09.12.2020 к договору №4/105 от 01.10.2020 ответчик имеет возражения против установления только ежесуточной платы, размер платы, установленный Протоколом заседания Правления ОАО «РЖД» от 05.12.2018 №62, и об автоматическом пересмотре размера платы с 01 января, с последующим уведомлением Пользователя не оспаривает. Соответственно ПАО «НК «РуссНефть» принимается, что в случае изменения ОАО «РЖД» тарифной ставки с 01 января, то автоматически осуществляется изменение в размере платы за пользованием путем необщего пользования.

Таким образом, исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, ввиду доказанности истцом совокупности условий, необходимых для урегулирования разногласий сторон, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, наличие иных соглашений с другими организациями по путям необщего пользования не является основанием для принятия условий, предложенных ответчиком.

Установленные РЖД Тарифные планы применяются в зависимости от грузооборота предприятий.

В нарушение статьи 65 АПК РФ, доказательств чрезмерности и неразумности предложенной ОАО «РЖД» платы за использование железнодорожного пути необщего пользования ответчиком не представлено, как и не предоставлено обоснованных объективных критериев, исходя из которых для ответчика должны быть установлены особые условия оплаты, отличные от других потребителей.

В  подтверждение своей позиции ответчиком и в суде первой, и в суде апелляционной инстанций было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.

На разрешение эксперта ответчик просил поставить вопрос, в котором речь идет о фактическом использовании железнодорожного пути 15-17 дней в месяц.

Между тем, каких-либо ограничений во времени по использованию путей необщего пользования договором не установлено.

Доводов, которые опровергали бы экономическую обоснованность предложенного истцом порядка начисления платы и, напротив, подтверждали бы необходимость взимания платы исключительно за сутки фактической подачи (уборки) вагонов, ответчиком не приведено.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что оснований, предусмотренных статьей 82 АПК РФ, не имеется.

Поскольку в удовлетворении ходатайства отказано, денежные средства, перечисленные на депозит суда, подлежат возврату заявителю в размере 42 000 руб.

Фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции апеллянта в суде первой инстанции и не опровергают выводов, сделанных в обжалуемом решении, по существу сводятся к переоценке доказательств  и субъективному толкованию норм права.

Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.

Судебные расходы по иску распределены судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ.

В силу положений статьи 270 АПК РФ оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не установлено.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 октября 2021 года по делу № А57-13351/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Финансово-экономическому отделу Двенадцатого арбитражного апелляционного суда вернуть с депозитного счета арбитражного апелляционного суда на счет акционерного общества нефтегазовая компания «РУССНЕФТЬ», (ОГРН 1027717003467, ИНН 7717133960) денежные средства в сумме 42 000 руб., перечисленные за проведение экспертизы по делу № А57-13351/2021.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         Л. Ю. Луева 

Судьи                                                                                                                      Т. В. Волкова

С. А. Жаткина