ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-11255/13 от 16.12.2013 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-12836/2013

19 декабря 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена «16» декабря 2013 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Пухын-Сар», г. Саратов,

на решение арбитражного суда Саратовской области от «16» октября 2013 года по делу № А57-12836/2013 (судья Ю.П. Огнищева),

по заявлению ООО «Пухын-Сар»,

к Министерству занятости, труда и миграции Саратовской области, г. Саратов, Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников, г. Саратов, Управлению Федеральной миграционной службы России по Саратовской области, г. Саратов,

о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников № 1 от 05.07.2013 о полном отклонении заявления об увеличении размера определенной на 2013 год потребности в привлечении рабочей силы для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками,

при участии в судебном заседании представителей:

от Министерству занятости, труда и миграции Саратовской области – ФИО1 ,

от Федеральной миграционной службы – ФИО2

УСТАНОВИЛ:

  В арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО «Пухын-Сар» с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников № 1 от 05.07.2013 о полном отклонении заявления об увеличении размера определенной на 2013 год потребности в привлечении рабочей силы для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками, обязав Межведомственную комиссию по вопросам привлечения и использования иностранных работников удовлетворить заявление об увеличении размера определенной на 2013 г. потребности в привлечении рабочей силы для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 16 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела основным видом деятельности ООО «Пухын-Сар» является производство различных видов строительных и отделочных работ на территории Саратовской области.

ООО «Пухын-Сар» было подано заявление об увеличении размера определенной на 2013 год потребности в привлечении рабочей силы для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

Согласно заявке потребность ООО «Пухын-Сар» была указана по следующим специальностям: слесарь-сантехник, каменщик, штукатур, монтажник, слесарь-электромонтажник, разрисовщик обоев, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий, маляр, облицовщик-плиточник, арматурщик, столяр строительный, стропальщик, электрогазосварщик, электрослесарь строительный в количестве 20 человек по каждой из названных специальностей, привлечение которых предполагалось из КНДР.

Сообщением от 16.07.2013 № 05-19/2857 Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области довело до сведения заявителя о принятии решения Межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных работников № 1 от 05.07.2013.

Просьба общества отклонена на основании подпункта 1 пункта 18 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, в связи с наличием возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ.

Не согласившись с решением Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников № 1 от 05.07.2013 о полном отклонении заявления об увеличении размера определенной на 2013 год потребности в привлечении рабочей силы для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками, считая, что данное решение является незаконным и нарушающим права заявителя, общество обратилось в суд с указанными выше требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, на соответствие решения межведомственной комиссии действующему законодательству и отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, оспариваемым решением.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1 названного Закона).

Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получение визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

При этом определение потребности в привлечении иностранных работников, оценка эффективности использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона N 115-ФЗ, определяет исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Правительством Российской Федерации постановлением от 22.12.2006 N 783 утверждены Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.

Пунктом 18 названных правил предусмотрено право межведомственной комиссии уменьшить объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, и отклонить их заявки полностью или частично при наличии возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других регионов Российской Федерации.

Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Абзацем 2 пункта 1 Правил установлено, что определение потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.

Исследуя оспариваемое решение административного органа, суд первой инстанции правомерно указал на то, что сведений и документов о том, что заявителем предприняты все активные действия по привлечению российских специалистов, не представлено.

В суде первой инстанции и в апелляционной жалобе общество ссылается на то, что им исчерпаны все ресурсы привлечения работников необходимых специальностей из числа российских граждан.

Давая оценку данному утверждению, коллегия апелляционной инстанции считает, что доказательств подтверждающих совершения действий которые бы свидетельствовали об исчерпании всех возможностей не представлено.

Из материалов следует, что заявитель обращался в службу занятости для поиска специалистов 31.01.2013.

Из пунктов 70 - 77, 81 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2006 N 513 следует, что подбор работодателю работников осуществляется в день обращения работодателя и на дату обращения.

В связи с чем, обращение обществом 31.01.2013 не может подтверждать отсутствие ищущих работу граждан, соответствующих заявленным требованиям в иные дни.

Более того, межведомственной комиссией установлена возможность замещения рабочих мест по профессиям, заявленным работодателем, российскими гражданами.

Согласно сведениям о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) ООО «Пухын-Сар», представленных в ГКУ СО «ЦЗН города Саратова» 31.01.2013 г., организации требуются 80 работников: каменщик, слесарь-сантехник, штукатур, монтажник, электромонтажник, электромонтер, разрисовщик обоев, электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий — всех по 10 человек, с заработной платой 6 тыс. руб.

Из представленных статистических данных следует, что по состоянию на 01 июля 2013 года в базе данных Министерства вакантных должностей и свободных рабочих мест имелось 30,6 тыс. ед., из которых 72% приходится на рабочие профессии и 28% на вакансии ИТР и служащих.

Предложения рабочей силы на рынке труда в Саратовской области в 1 полугодии 2013 года в сфере строительства составляло 1014 человек - строительные рабочие профессии, 58 - строители специалисты, 185 - электрики специалисты, 576 - электрики, электромонтеры рабочие профессии, 1110 - слесари, 525 - сантехники, 57 - монтажники специалисты, 745 - монтажники, наладчики, регулировщики рабочие профессии.

По результатам ежеквартального анализа областной базы данных вакантных должностей и свободных рабочих мест средняя заработная плата по заявленным в службу занятости в 1 полугодии 2013 года вакансиям составляла 11,3 тыс. рублей для ИТР и служащих и 10,2 тыс. рублей по рабочим профессиям.

Так же следует отметить тот факт, что ООО «Пухын-Сар» для российских граждан, состоящих на учете в службе занятости, предложены иные, худшие, условия труда, нежели для иностранных граждан.

31.01.2013 ООО «Пухын-Сар» представило в центр занятости населения «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест строительных специальностей с указанием уровня заработной платы - 6 000 рублей и требования к кандидатам - от 5 лет стажа работы по специальности. Согласно поданным сведениям для российских граждан, желающих переехать из другой местности для трудоустройства, предоставление жилья и добровольное медицинское страхование не предусмотрено.

В заявлении ООО «Пухын-Сар» об увеличении размера определённой на текущий год потребности в привлечении иностранных работников от 16.04.2013 указаны следующие условия привлечения иностранных работников и требования к ним: размер оплаты труда — 16000 рублей, предоставление жилого помещения (аренда квартиры) иностранному гражданину, обязательное и добровольное медицинское страхование, опыт работы более 5 лет.

Таким образом, предлагаемая ООО «Пухын-Сар» российским гражданам заработная плата меньше заработной платы по предлагаемым вакансиям заработной платы предлагаемой иностранным работникам .

В связи, с чем вводы суда первой инстанции о том, что обществом не исчерпаны все ресурсы привлечения работников необходимых специальностей из числа российских граждан, являются правомерными.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения.

По мнению апелляционной инстанции все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.

Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Саратовской области от «16» октября 2013 года по делу № А57-12836/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий С.А. Кузьмичев

Судьи

Ю.А. Комнатная

А.В. Смирников