ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-1137/14 от 18.02.2014 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-13852/2013

20 февраля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2014 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Смирникова А.В.,

судей Кузьмичева С.А., Шалкина В.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,

при участии в судебном заседании представителя Министерства сельского хозяйства Саратовской области ФИО1, действующей по доверенности № 03-03-17/453 от 17.12.2013, представителя Счетной палаты Саратовской области ФИО1, действующей по доверенности от 11.04.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области

на определение Арбитражного суда Саратовской области от 27 декабря 2013 года о прекращении производства по делу № А57-13852/2013 (судья Викленко Т.И.)

по заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области (410012, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованные лица: администрация Саратовского муниципального района Саратовской области (410530, Саратовская область, Саратовский район, п. Дубки, ОГРН <***>, ИНН <***>), Счетная палата Саратовской области (410000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), ФИО2 (Саратовская область, р.п. Красный Текстильщик), ФИО3 (Саратовская область, р.п. Красный Текстильщик), ФИО4 (Саратовская область, р.п. Красный Текстильщик),

третье лицо: администрация муниципального образования Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области (410515, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании незаконными решения и действий,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство сельского хозяйства Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения и действий администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о включении семьи ФИО2 в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Саратовскому муниципальному району в 2010 году.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, ФИО2, ФИО3, ФИО4.

Кроме того, в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального образования Красный Текстильщик Саратовского муниципального района Саратовской области.

Определением арбитражного суда от 27 декабря 2013 года производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду.

Министерство сельского хозяйства Саратовской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, ФИО2, ФИО3, ФИО4, администрация муниципального образования Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», в рамках которой предусмотрена реализация мероприятий по обеспечению граждан жильем.

30.04.2010 в администрацию Саратовского муниципального района с заявлением о включении в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий обратился ФИО2.

В 2010 году ФИО2 выделена субсидия в сумме 878 900 руб. на семью из трех человек, в том числе за счет средств областного бюджета – 502 200 руб.

В соответствии с планом работы Счетной палаты Саратовской области на основании удостоверения на право проведения проверки № 1-11/59 от 01.11.2012, выданного председателем Счетной палаты Саратовской области, проведена проверка Управления ЖКХ, транспорта, строительства и связи администрации Саратовского муниципального района с целью установления правомерности и эффективности использования средств бюджета, выделенных на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках областной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» за 2009-2011 годы, по результатам которой составлен акт от 27.12.2012.

В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации администрация Саратовского муниципального района при отсутствии достаточной информации об изменении жилищных условий заявителя за последние 5 лет необоснованно признала нуждающейся в улучшении жилищных условий семью ФИО2 и включила в список Программы.

По результатам проверки Счетной палаты Саратовской области в Министерство сельского хозяйства Саратовской области направлено предписание № 05-05/412 от 16.05.2013, в соответствии с которым Министерству сельского хозяйства Саратовской области надлежит принять меры по возмещению в бюджет области социальных выплат на строительство (приобретение) жилого помещения, выплаченных гражданам, не имеющим право на ее получение в связи с неправомерным включением в участники программы.

Министерство сельского хозяйства Саратовской области, полагая, что администрация Саратовского района неправомерно включила ФИО2 с список граждан, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, исходил из неподведомственности арбитражному суду споров, связанных с нарушением норм жилищного законодательства при оказании социальной поддержки гражданам.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае, в ходе проверки, проведенной Министерством сельского хозяйства Саратовской области, установлены факты неправомерной постановки органом местного самоуправления граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Принимая такое решение, орган местного самоуправления реализовывал полномочия, предоставленные ему статьями 14, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом заявленных Министерством сельского хозяйства Саратовской области требований и представленных в материалы дела документов (акт проверки, представление Счетной палаты Саратовской области), послуживших основанием для обращения в арбитражный суд, в настоящем деле усматривается оспаривание ненормативного правового акта органа местного самоуправления, принятого в области жилищных правоотношений с участием граждан.

При указанных обстоятельствах, учитывая характер спорного правоотношения, суд правомерно прекратил производство по делу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Министерство сельского хозяйства Саратовской области указывает, что в рамках реализации Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года» было осуществлено перечисление бюджетных средств на счет ФИО2, в связи с чем полагает, что судом первой инстанции рассматриваемый спор был ошибочно квалифицирован как связанный с нарушением жилищного законодательства, поскольку имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о нарушений норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции считает данный довод несостоятельным, поскольку решение администрации Саратовского муниципального района о включении ФИО2 в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не разрешался вопрос о расходовании бюджетных средств, при его принятии не применялись нормы бюджетного законодательства. Указанное решение является основанием для последующих выплат, предоставляемых в соответствии с Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», не являющихся предметом спора в настоящем деле.

Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого судебного акта.

Оснований для отмены определения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Саратовской области от 27 декабря 2013 года по делу № А57-13852/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший определение, в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий судья

А.В. Смирников

Судьи

С.А. Кузьмичев

В.Б. Шалкин